Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 20:34, курсовая работа
Цель данной работы заключается в анализе классификаций стилей руководства, которые применяют в своей деятельности руководители, а также найти способы совершенствования данных стилей.
Для достижения данной цели мною были поставлены следующие задачи:
Рассмотреть, что представляет собой стиль руководства.
Рассмотреть различные классификации стилей руководства.
Рассмотреть стили руководства на конкретном предприятии.
Какими качествами должен быть наделен руководитель для эффективного руководства.
Найти пути совершенствования стилей руководства
Сделать выводы по работе
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Стиль руководства: понятие, сущность, классификация. 5
1.1. Понятие и сущность стиля руководства 5
2. Соотношение стилей руководства с эффективностью управления на примере ООО Автосервис и торговля 14
2.1.Краткая характеристика предприятия 14
2.2. Схема организационной структуры ООО Автосервис и торговля 16
3.1. Оценка личности руководителей и психологических критериев эффективности управления 17
3.2. Анализ технико-экономических показателей предприятия 22
3.3. Пути совершенствования стилей руководства в данной организации. 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29
ПРИЛОЖЕНИЕ 30
«Частный институт управления и предпринимательства»
Кафедра Управления
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине: Менеджмент
на тему: «Стиль руководства и пути его совершенствования»
Минск 2011
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. Стиль руководства: понятие, сущность, классификация. 5
1.1. Понятие и сущность стиля
руководства
2. Соотношение стилей
руководства с эффективностью управления на
примере ООО Автосервис и торговля
3.3. Пути совершенствования стилей руководства в данной организации. 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Введение
Организации, добивающиеся успеха, отличаются от противоположных им, главным образом тем, что имеют более динамичное и эффективное руководство. Вопросы эффективного руководства вызывали интерес людей с давних времен, однако, систематическое, целенаправленное их изучение началось только со времен Ф. Тейлора. За это время было проведено много исследований. Тем не менее, до сих пор не существует полного согласия по поводу того, какой стиль руководства считать наиболее эффективным.
Данная работа посвящена анализу работы руководителя. Мы рассмотрим, какие методы руководства наиболее эффективны для успешного развития предприятия. Надо отметить, что организации, добивающиеся успеха, отличаются от противоположных им, главным образом тем, что имеют более динамичное и эффективное руководство. Вопросы эффективного взаимосвязи руководителя и подчиненного вызывали интерес людей с давних времен, и сейчас этому вопросу стало уделяться особое внимание.
Цель данной работы заключается в анализе классификаций стилей руководства, которые применяют в своей деятельности руководители, а также найти способы совершенствования данных стилей.
Для достижения данной цели мною были поставлены следующие задачи:
Глава 1: Стиль руководства: понятие, сущность, классификация
1.1. Понятие
и сущность стиля руководства
Руководство- деятельность, направленная на обеспечение упорядоченного, целенаправленного функционирования людей в коллективах и группах.
Слово «стиль» греческого происхождения. Первоначально оно означало стержень для писания на восковой доске, а позднее употреблялось в значении «почерк». Отсюда можно считать, что стиль руководства - это своего рода «почерк» в действиях менеджера. Стиль руководства - это привычная манера поведения руководителя по отношению к своим подчиненным с целью повлиять на них или побудить к действию (выполнению заданий)[3]
Стиль руководства – индивидуально-типические характеристики устойчивой системы методов, способов, приемов воздействия руководителя на коллектив с целью выполнения организационных задач и управленческих функций. Это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей организации. Степень, до которой управляющий делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, и его забота, прежде всего о человеческих отношениях или, прежде всего о выполнении задачи – все отражает стиль руководства, характеризующий данного лидера.
Стиль отличается устойчивостью, которая проявляется в частом применении разных приемов управления. Но эта устойчивость относительна, так как стилю обычно характерен динамизм. Правильно выработанный стиль руководства соответствующий сложившийся ситуации способен преодолеть, казалось бы, непреодолимые препятствия. И он приведет систему к неожиданно высоким конечным результатам. Стиль руководства во многом определяется индивидуальными качествами руководящего лица. Но при всей их значимости особенности личности не исключают другие компоненты, формирующие стиль управления. Компоненты эти составляют субъективный элемент стиля, но стиль всегда имеет и общую объективную основу.[5]
Каждая организация имеет свои неповторимые специфические особенности, и каждый руководитель уникален, наделен своими неповторимыми способностями, талантами. Поэтому четко классифицировать стили управления весьма трудно, хотя такие попытки предпринимались неоднократно. По определению А. А. Русалиновой, стиль руководства — стабильно проявляющиеся особенности взаимодействия руководителя с коллективом, формирующиеся под влиянием как объективных и субъективных условий управления, так и индивидуально-психологических особенностей личности руководителя. Традиционно различают следующие стили управления: авторитарный (желающие внести и свой вклад в науку предлагают еще ряд названий — автократический, административный, волевой, директивный), сосредоточенный исключительно на работе (одна крайность), демократический (он же коллегиальный, товарищеский) и либеральный (свободный, нейтральный, анархический, попустительский, несмешивающийся, разрешительный, формальный, номинальный — достаточно?), сосредоточенный на человеке (другая крайность). Но различают еще и новаторско-аналитический, новаторско-интуитивный, консервативно-аналитический и консервативно-интуитивный — опять классификация и терминология!
Впервые вопрос о стилях руководства был рассмотрен К, Левиным который выделил авторитарный, демократический и либеральный.
Авторитарный - характеризуется тем, что руководитель в принятии решений всегда ориентируется на собственные цели, критерии интересы, практически не советуясь с трудовым коллективом, ограничивается узким кругом единомышленником. В проведении решений занимает жесткие позиции, активно используя методы административного и психологического воздействия на людей. Оппозицию не принимает, может, уволит неугодных сотрудников. Всегда уверен в личной правоте, основывается на собственных знаниях и умениях, личном большом капитале и обширных внешних связях в государственных органах и предпринимательской среде. Руководитель такого типа может привести свою фирму к большому успеху, но также и к полному краху.
Демократический стиль основан на сочетании принципа единоналичия и общественного самоуправления. Руководитель такого типа обычно избирается на собрании трудового коллектива или собственников и должен выражать интересы большинства. Как правило, он может удачно выявить, принять и реализовать стратегические цели развития предприятия, сочетая групповые интересы. Это доброжелательный и открытый человек, как правило, не поддающийся соблазнам, тк они крайне раздражают завистников и способствуют росту оппозиции. В своей работе постоянно опирается на группу единомышленников в лице дирекции, правления, президиума, совета.
Либеральный стиль заключается в том, что руководитель в принятии решений ориентируется на цели и интересы отдельных групп трудового коллектива, постоянно пытается маневрировать, чтобы соблюсти паритет интересов, часто занимает различные позиции сторон, сталкивает их между собой, пытается быть «добрым шефом», но иногда становится невольно марионеткой в руках собственных подчиненных, которые фактически управляют предприятием. Преимущество заключается в групповом принятии управленческих решений, однако либеральных руководитель не имеет сильной воли, четкой цели глубоких знаний слишком увлечен своим хобби или семьей.
Смешанный стиль предусматривает сочетание перечисленных выше типов. Либеральный, авторитарный и демократический стиль могут преобладать у того или иного руководителя, но иногда не достигают абсолюта, так же как в природе нет чистых холериков, флегматиков, сангвиников, и меланхоликов. [1] Далее в таблице №1 приведена характеристика стилей руководства
Очевидно, что ни один стиль руководства не является универсальным для любой производственной ситуации. Чаще встречаются смешанные стили, нередки случаи, когда авторитарный по своим убеждениям начальник внешне ведет себя весьма демократично: вежлив, приветлив, готов выслушать мнение коллег, но его решения давно готовы и ни в чьих рекомендациях он не нуждается. При возникновении экстремальных ситуаций либеральный, "добрый и мягкий" руководитель обязан проявить свою волю, и тогда его стиль управления организацией будет жестким, авторитарным. Если же коллектив состоит из высококвалифицированных сплоченных специалистов своего дела, то авторитарный стиль в этом случае будет явно неуместным.[2]
Авторитарный, демократический и либеральный стили управления не имеют между собой какого-то непреодолимого барьера, и на деле плавно переходят друг в друга, образуя непрерывную цепочку, что хорошо видно на схеме.
Авторитарный стиль руководства |
Демократический стиль руководства |
Либеральный стиль руководства | |||
эксплуататорский |
благожелательный |
Консульта-тивный |
партиси-пативный |
либеральный |
демократический |
Схема 2. Авторитарный, демократический, либеральный стили управления
Стиль управления чаще всего зависит от стабильности или изменчивости окружающей среды: при изменении ситуации авторитарный руководитель может не справиться единолично с выбором оптимальной стратегии и ему придется привлекать к выработке решения все творческие силы коллектива; чем сложнее решаемые задачи, тем более обоснованными будут коллегиальные методы управления. При спокойной атмосфере внутри коллектива и стабильности внешней среды авторитарный стиль управления оправдывает себя.
Существует также "Теория X и У " Дугласа Мак- Грегора. В 1964 г. Была опубликована его книга под названием "Человеческая сторона предприятия", в которой он систему руководства с двух противоположных позиций, каждую из которых может занять руководитель по отношению к своим подчиненным. Одна из крайних позиций названа "Теория X", а другая "Теория У".
«Теория Х» описывает
такой тип руководителя, который
стоит на позиции директивных, авторитарных
методов управления, так как относится
к своим подчиненным
«Теория Х» сложилась в 60-е годы и в достаточной степени соответствовала взглядам менеджеров того периода. Руководители, придерживающиеся подобной позиции по отношению к своим подчиненным, как правило, ограничивают степень их свободы, автономии в организации, стараются не допускать служащих к участию в управлении компанией. Они стремятся упростить цели, разбить их на более мелкие, каждому подчиненному поставить отдельную задачу, что позволяет легко контролировать ее исполнение. Иерархия в таких организациях, как правило, очень строгая, каналы сбора информации работают четко и оперативно. Руководитель такого типа удовлетворяет элементарные потребности подчиненных и использует автократичный стиль управления. [4]
Информация о работе Стиль руководства и пути его совершенствования