Стиль руководства и пути его совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 20:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы заключается в анализе классификаций стилей руководства, которые применяют в своей деятельности руководители, а также найти способы совершенствования данных стилей.
Для достижения данной цели мною были поставлены следующие задачи:
Рассмотреть, что представляет собой стиль руководства.
Рассмотреть различные классификации стилей руководства.
Рассмотреть стили руководства на конкретном предприятии.
Какими качествами должен быть наделен руководитель для эффективного руководства.
Найти пути совершенствования стилей руководства
Сделать выводы по работе

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Стиль руководства: понятие, сущность, классификация. 5
1.1. Понятие и сущность стиля руководства 5
2. Соотношение стилей руководства с эффективностью управления на примере ООО Автосервис и торговля 14
2.1.Краткая характеристика предприятия 14
2.2. Схема организационной структуры ООО Автосервис и торговля 16
3.1. Оценка личности руководителей и психологических критериев эффективности управления 17
3.2. Анализ технико-экономических показателей предприятия 22
3.3. Пути совершенствования стилей руководства в данной организации. 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29
ПРИЛОЖЕНИЕ 30

Вложенные файлы: 1 файл

Стиль руководства и пути его совершенствования.doc

— 485.00 Кб (Скачать файл)

Основные положения  «теории Y»:

Она описывает идеальную  ситуацию, в которой взаимоотношения  в коллективе складываются, как партнерские  и становление коллектива проходит в идеальной среде.

Эта теория представляет собой оптимистичный взгляд на работу организации и включает в себя следующие положения.

  1. Труд – процесс естественный, он не является чем-то особенным для людей. Если условия благоприятные, то люди будут стремиться взять на себя ответственность за работу.
  2. Если люди осознали цели, то они будут использовать самоуправление и самоконтроль и делать все возможное для достижения целей.
  3. Награда за работу будет строго соответствовать тому, как выполнены стоящие перед коллективом задачи.
  4. Способность к творческому решению проблем встречается часто, а интеллектуальный потенциал среднего человека используется лишь частично.

Целями управления персоналом предприятия (организации) являются:

- повышение конкурентоспособности  предприятия в рыночных условиях;

- повышение эффективности  производства и труда, в частности  достижение максимальной прибыли;

- обеспечение высокой  социальной эффективности функционирования  коллектива.

Успешное выполнение поставленных целей требует решения  таких задач, как:

- обеспечение потребности  предприятия в рабочей силе  в необходимых объемах и требуемой  квалификации;

- достижение обоснованного  соотношения между организационно-технической  структурой производственного потенциала  и структурой трудового потенциала;

- полное и эффективное использование потенциала работника и производственного коллектива в целом;

- обеспечение условий  для высокопроизводительного труда,  высокого уровня его организованности, мотивированности, самодисциплины, выработка  у работника привычки к взаимодействию и сотрудничеству;

- закрепление работника  на предприятии, формирование  стабильного коллектива как условие  окупаемости средств, затрачиваемых  на рабочую силу (привлечение,  развитие персонала);

- обеспечение реализации  желаний, потребностей и интересов работников в отношении содержания труда, условий труда, вида занятости, возможности профессионально-квалификационного и должностного продвижения и т.п.;

- согласование производственной  и социальных задач (балансирование  интересов предприятия и интересов работников, экономической и социальной эффективности);

- повышение эффективности  управления персоналом, достижение  целей управления при сокращении  издержек на рабочую силу.[5]

Методы руководства:

Среди них есть общие, широко применяемые в управлении другими объектами (производством, народным хозяйством в целом): административные, экономические, социальные - и большое количество конкретных, частных методов. Так, административные методы, для которых характерно прямое централизованное воздействие субъекта на объект управления, включают: организационно-стабилизирующие (законы, уставы, правила, инструкции, положения и др.), распорядительные (приказы, распоряжения), дисциплинарные (установление и реализация форм ответственности).

Экономические методы - это целая система мотивов и стимулов, побуждающих всех работников плодотворно трудиться на общее благо.

Социальные методы связаны  с социальными отношениями, с  моральным, психологическим воздействием. С их помощью активизируются гражданские  и патриотические чувства, регулируются ценностные ориентации людей через мотивацию, нормы поведения, создание социально-психологического климата, моральное стимулирование, социальное планирование и социальную политику на предприятии (в организации).

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.1: ООО Автосервис и торговля: характеристика.

Автосервис - это вид  человеческой деятельности, направленный на удовлетворение потребностей потребителя (автовладельца) посредством оказания индивидуальных услуг. Объектами деятельности являются человек и его потребности в индивидуальных услугах.

Отечественный автомобильный  сервис стремительно прогрессирует, причем в различных секторах своей деятельности. Особенно заметен рост сектора, ориентированного на работу с продукцией зарубежного  производства. Всего 10-15 лет назад главная задача немногочисленных автосервисов состояла в выполнении самых простых видов работ по обслуживанию незнакомой импортной техники, например операций по замене моторного масла или тормозных колодок.

Но постоянный рост автомобильного парка обусловил увеличение производственных мощностей, т.е. увеличение числа предприятий автосервиса, повышение уровня их технической оснащенности и профессионализма работников.

Станция технического обслуживания «Автосервис и торговля» находится  недалеко от центра города. Расположен в нескольких зданиях. Помимо технического обслуживания автомобиля, на территории данной станции находятся кафе и магазины, а также физкультурно-оздоровительный центр. СТО функционирует на протяжении более 20 лет, работая ежедневно. Помимо ежедневного предоставления техобслуживания, на станции работает диагностика автомобилей. 

Организационно правовая форма  предприятия – Общество Ограниченной Ответственности (ООО) «Автосервис  и торговля». Во главе предприятия  стоит генеральный директор.

Главными переменными внутренней среды организации являются цели, структура, задачи, технология и люди.

Цель данной организации: Ремонт автомобилей, а также их полная диагностика.

Задачи в организации решаются для достижения поставленных целей. Как и во всех других организациях в моей организации перед менеджерами  стоит трудная задача – работа с персоналом, людьми. Перед нами как перед кассирами  стояла задача качественного обслуживания клиентов и предоставление им услуг.

Работа персонала в организации является сложным сочетанием разнообразных факторов, влияющих на результаты его деятельности, а следовательно деятельности всей организации. Смена обслуживающий персонал состоит из мастера стола-заказов, производственного мастера, кассиров, 5-8 слесарей на смене. Так бухгалтера, менеджер, главный инженер, начальник производства. Взаимоотношения в коллективе доброжелательные, существует взаимопомощь и взаимопонимание, нет скандалов, ссор и разногласий. В задачи обслуживающего персонала входит быстрое и качественное обслуживание клиентов станции. Все это должно осуществляться по правилам и этикету обслуживания посетителей.

Выгодность данной организации  заключается в том, что она существует на протяжении многих лет, имея большое количество постоянных клиентов, станция с каждым годом расширяется, использует новое оборудование. На предприятии работают только высококвалифицированные мастера, выполняющие все виды работ по ремонту,  техобслуживанию и диагностики автомобилей.

 

 

Глава 2.2. Схема организационной структуры.

Схема организационной структуры предприятия «Автосервис и торговля» приведена ниже.

Руководство ООО «Автосервис  и торговля» осуществляется Генеральным  директором, который  наделен всеми  полномочиями и осуществляет общее  руководство предприятием. Ему подчиняются: производственный отдел, бухгалтерия. Его решения, передаваемые по цепочке «сверху-вниз», обязательны для выполнения всеми нижестоящими подразделениями. Функции управления закреплены за экономическим и производственным отделами, а также конкретными работниками такими, как мастер производственного цеха, начальник станции диагностики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.1. Оценка личности руководителей и психологических критериев эффективности управления

ООО «Автосервис и торговля»  располагает квалифицированными кадрами, рабочими для лучшего обслуживания клиентов. Среднесписочная численность персонала 205 человек, в том числе: промышленно-производственного персонала-110, из них 97 рабочих, 8 мастеров на производстве, и 5 мастеров стола заказов, 15 продавцов, официанты, а также административный персонал. Основная часть работников станции- квалифицированные, опытные специалисты, имеющие все необходимые навыки для производства качественной работы. Большинство производственных мастеров имеют высшее техническое образование, а также стажировку на крупных предприятиях.

На данном предприятии выполняется  несколько видов работ и услуг, таких как слесарные работы, кузовные, а также технический осмотр автомобиля. Ежедневно на смене работаю 3 производственных мастера, и 3 линии технического осмотра.

Не секрет что для  эффективной работы организации требуется не менее эффективное руководство. В данной курсовой работе на предмет стиля руководства было проведено исследование на примере работы 6 мастеров слесарного и кузовного участков, а также 1 начальник диагностической станции, ООО «Автосервис и торговля» по следующим параметрам:

  1. Позиция лидера или руководителя в группе.
  2. Характер принятия групповых решений.
  3. Характер санкций.
  4. Характер информированности группы.
  5. Эффективность работы

Каждому из них был дан тест на определение его стиля руководства, который представлен в приложении. Суть  теста состоит в том, что каждый мастер должен отметить те утверждения опросника (количество утверждений 60), которые соответствуют вашему их поведению и отношению к людям. Если они ранее никогда не сталкивались с такими ситуациями, можно было представить, как могли бы повести себя в них.

В результате проведения данного опроса, было выявлено следующее:

56% испытуемых, а именно 4 мастера придерживаются авторитарного стиля. Такие руководители занимают позицию внутри реальных межличностных отношений в группе.  Каждый сотрудник может обсудить с ними  как рабочие, так и личные  проблемы и рассчитывать на участие руководителя в их решении. Данный стиль характеризуется чрезмерной централизацией власти руководителя. Мастера не контактируют с подчиненными, если это не касается работы. Они решительные, властные, волевые люди, иногда жесткие по отношению к другим.

Характер принятия решений  чаще всего единоличный. Мастер «все знает сам» и не считает нужным ставить в известность о своих намерениях: отдает деловые, краткие распоряжения. Голос руководителя является решающим, а его позиция находится вне группы. Использование авторитарного стиля позволяет быстрее стабилизировать ситуацию в не сложившихся, конфликтных группах. Даже если вопросы обсуждаются совместно, окончательное решение принимает только руководитель, что также является признаком авторитарного стиля руководства.

Похвала и порицание работников крайне субъективны. Как правило, порицание преобладает над поощрением.  Эмоции подчиненных и коллег в расчет не принимаются. Вся информация находится в руках лидера. Доступ к информации со стороны сотрудников избирателен и ограничен. О принятии решения, касающегося всех сотрудников, узнают  «постфактум».

Что же касается эффективности  работы, то руководители всегда стараются  выполнить работу на своем производстве, не обращая внимания на интересы или обстоятельства подчиненных. Однако нужно отметить то, что выручки у мастеров достаточно хорошие, т.к. быстро находят общий язык с клиентами (немаловажный фактор для данного вида работы) Минус данного стиля в том, что очень часто мастера производственного участка теряют своих работников. Слесаря довольно часто уходят работать на другие смены, или же увольняются вследствие невозможности работать с таким руководителем.

29% испытуемых придерживаются (2 мастера) придерживаются либерального стиля. Руководители такого стиля не являются лидерами на производстве. Подчиненные избавлены от постоянного контроля и «самостоятельно» принимают решения, ищут пути их реализации в рамках дозволенных полномочий, они делают дело так, как это видится без вмешательства лидера. К ним всегда можно обратиться за помощью, однако сами инициативы они не проявляют.

Характер принятия решений  достаточно пассивный. Мастера, проявляющие  либеральный стиль стараются  снять с себя всякую ответственность. За собой они сохраняют функции  консультанта, арбитра, эксперта, оценивающего полученные результаты. По характеру более нерешительный, и поэтому стремятся перекинуть на кого-либо принятие решений. Исследуя данный вид стиля руководства, я отметила, что мастера с либеральным стилем часто просят и упрашивают слесарей сделать тот или иной вид работы. 

Поощрение и наказание  не так важны для подчиненных, так как для них важнейшим  является то, что им доверили делать всю работу самостоятельно. Эффективность зависит от реального стремления подчиненных к этому, четкой формулировкой руководителем задач и условий их деятельности, его справедливостью в отношении оценки результатов и вознаграждения.

По характеру информативности  отмечало, что представители данного стиля  чаще всего люди рассеянные и безалаберные, толком не могут ставить цели, а также достоверно и в срок доносить информацию до подчиненных.

Нельзя сказать, что  эффективность работы отличается высокими показателями. У мастеров нет особого  стремления к общению с клиентами, привлечению новых, они не «болеют  за дело», не делают рекламу. Спокойно и как правило добросовестно выполняют свою, работу. Однако долго в качестве мастера не работают, так как для высоких показателей труда нужны более инициативные и активные сотрудники, что не соответствует такому стилю руководства.

15% , а именно начальник диагностической станции придерживается демократического стиля. Он занимает позицию руководителя, который  ведет себя как один из членов группы; каждый сотрудник может при нем свободно выражаться по разным вопросам. Любой сотрудник фирмы может обратиться к нему с любым вопросом в любое время. Руководитель проявляет чуткость и принимает участие в решении конкретных проблем сам или поручает их решение подчинённым.

Информация о работе Стиль руководства и пути его совершенствования