Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 20:34, курсовая работа
Цель данной работы заключается в анализе классификаций стилей руководства, которые применяют в своей деятельности руководители, а также найти способы совершенствования данных стилей.
Для достижения данной цели мною были поставлены следующие задачи:
Рассмотреть, что представляет собой стиль руководства.
Рассмотреть различные классификации стилей руководства.
Рассмотреть стили руководства на конкретном предприятии.
Какими качествами должен быть наделен руководитель для эффективного руководства.
Найти пути совершенствования стилей руководства
Сделать выводы по работе
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Стиль руководства: понятие, сущность, классификация. 5
1.1. Понятие и сущность стиля руководства 5
2. Соотношение стилей руководства с эффективностью управления на примере ООО Автосервис и торговля 14
2.1.Краткая характеристика предприятия 14
2.2. Схема организационной структуры ООО Автосервис и торговля 16
3.1. Оценка личности руководителей и психологических критериев эффективности управления 17
3.2. Анализ технико-экономических показателей предприятия 22
3.3. Пути совершенствования стилей руководства в данной организации. 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29
ПРИЛОЖЕНИЕ 30
По характеру принятия решений данный лидер чаще придерживается демократического стиля, делегирует полномочия другим, особенно в решении вопросов текущей деятельности. Руководитель характеризуется высокой степенью децентрализации полномочий, активным участием сотрудников в принятии решений. Как правило, на станции создается атмосфера, при которой выполнение служебных обязанностей становится делом привлекательным, а достижение при этом успеха служит вознаграждением. Мероприятия в коллективе планируются.
Контроль воздействий исходит не только от начальника станции, чаще происходят инструкции в форме предложений, не сухую речь, а товарищеский тон, похвалу и порицание – с учетом мнения коллектива. Присутствует как критика, так и поощрения, разъяснения, убеждения.
Текущая информация доступна всем сотрудникам фирмы, стратегическая информация доводится до сведения сотрудников, может обсуждаться, но решение по ней принимается единолично.
Диагностическая станция ООО «Автосервис и торговля» является достаточно популярным местом для автовладельцев, так как на ней работают одновременно 3 линии технического осмотра автомобиля. Станция работает по графику, автомобили предварительно записывают, дабы не создавать пробок и конфликтных ситуаций между водителями. На территории также работают представители ГАИ, что упрощает прохождение технического осмотра автомобиля, так как не требуется более ни каких лишних поездок. Именно на примере диагностической станции данного автосервиса, были рассмотрены технико-экономические показатели, представленные в следующей главе.
Таким образом, в данной фирме, стиль руководства, в большей степени, является смешанным, с явным тяготением к авторитарному. Однако нельзя утверждать, что мастера используют только авторитарный, или либеральный или же демократический стиль. Скорее происходит сочетание нескольких стилей одновременно. Ведь в каждом есть и что-то положительное, и что-то отрицательное.
3.2. Анализ технико-экономических показателей.
2008 |
2009 |
% в общей выручке |
|||
Общая выручка |
1 402 675 |
1 762 250 |
359575 |
23,93% |
2008 г |
Выручка по то автомобилей |
335720 |
425940 |
90220 |
24,17% |
2009г |
ст-ть единицы услуги |
68 |
66 |
-2 |
||
кол-во единиц |
4937 |
6590 |
1653 |
||
себестоимость по предприятию |
1346359 |
1686596 |
340237 |
||
себестоимость по то |
321537 |
353246 |
31710 |
||
з-та |
135985 |
158345 |
22360 |
||
з-та то |
26391 |
42720 |
16329 |
||
отчисления в фсзн |
47595 |
55421 |
7826 |
||
отчисления в фсзн по то |
9237 |
14952 |
5715 |
||
отчисления в белгосстрах |
2720 |
3167 |
447 |
||
отчисления в белгосстрах по то |
528 |
854 |
327 |
||
аммортизацион.отчисления |
673789 |
853144 |
179355 |
||
аммортизацион.отчисления то |
162523 |
152867 |
-9656 |
||
реклама |
10512 |
15889 |
5377 |
||
реклама то |
3675 |
8455 |
4780 |
||
оттопление |
100769 |
180233 |
79464 |
||
оттопление то |
16824 |
30099 |
13275 |
||
эл-энергия |
219342 |
444356 |
225014 |
||
эл-энергия то |
76411 |
68768 |
-7643 |
||
водоснабжение |
110758 |
118544 |
7786 |
||
водоснабжение то |
18496 |
21797 |
3301 |
||
прочие расходы |
44890 |
76254 |
31364 |
||
прочие расходы то |
7452 |
12734 |
5282 |
||
прибыль |
56316 |
75654 |
|||
прибыль по то |
14183 |
72694 |
2008 |
2009 |
% в общей выручке |
На основании данных приведенных в таблице №2 проанализируем деятельность участка технического обслуживания автомобилей и увидим, оправдали ли себя проведенные мероприятия. Сравнивая показатели 2008 года и 2009 года мы видим ,что выручка по участку технического обслуживания автомобилей выросла на 90220тыс.руб. Если в 2008 году выручка от то автомобилей в общей выручке составляла 23,93% то в 2009 году она составляет 24,17 процента. Мы видим, что себестоимость по участку уменьшилась на 31710тыс. руб. Одним из основных показателей является заработная плата, которая как мы видим не уменьшилась ,а наоборот выросла на 16329тыс.руб. ,что позволило сохранить высококлассных специалистов. Покупка нового оборудования привела к снижению амортизационных отчислений на 9656тыс.руб.и снижению оплаты за электроэнергию на 7643тыс.руб. Следовательно приобретение нового оборудования дало свои результаты. В 2009 году количество клиентов увеличилось на 1653 единиц. Прибыль. В 2009 году в сравнении с 2008 годом выросла на72694тыс. руб. Следовательно, мы можем сделать вывод, что мероприятия, проведенные для улучшения качества обслуживания клиентов оправдали себя.
Одним из основных видов деятельности предприятия является оказание услуг по техническому осмотру автомобилей. Однако руководство предприятия было не очень довольно работой участка, хотя участок и не был убыточным. Руководство было не довольно большим количеством жалоб от клиентов и сокращением их количества клиентов. Оборудование часто ломалось и простаивало. В начале 2009 года на участок технического обслуживания автомобилей был назначен новый начальник участка, которого не устраивало данное положение вещей. Руководство предприятия на основании данных отдела маркетинга пришло к выводу, что для привлечения клиентов необходимо снизить стоимость услуги и повысить ее качество. Начальнику участка было дано задание проанализировать затраты по участку и внести свои предложения. Просмотрев документацию, мастер установил, что новое оборудование на участок последний раз закупалось еще в 80 годы и к этому моменту было почти полностью амортизировано. Старое и изношенное оборудование не давало возможности быстро и качественно проводить технический осмотр автомобиля, что вызывало недовольство клиентов и создавало плохую репутацию предприятию. Было принято решение о необходимости закупки нового технологического оборудования, более современного и менее энергоемкого.
В начале 2009 года было закуплено новое оборудование и установлено на участке. Теперь нужен был еще один шаг-это снижение цены за единицу оказываемой услуги, для привлечения большего количества клиентов. Руководство пошло и на это решение. Так же было необходимо заявить о себе. Для это было решено дать рекламные объявления на телевидении и в печатных изданиях. Решено было разослать информационные письма в автотранспортные предприятия города. По инициативе мастеров участка было принято решение для улучшения обслуживания клиентов проводить уборку в салоне автомобиля, а клиентам предлагать чай или кофе. Начальнику участка удалось убедить руководство, что довольный клиент будет рассказывать о нас своим друзьям и знакомым. Каждый из нас знает, что мы больше доверяем советам свои друзей, родственников и соседей, чем рекламному объявлению в газете.
3.3. Пути совершенствования стилей руководства.
Изучив литературу по выбранной мной теме и проведя ряд исследований, можно дать некоторые рекомендации по совершенствованию стилей руководства. Становление стиля управления это всегда сложный и долговременный процесс. Руководителю трудно выбрать стиль руководства, удовлетворяющих всех членов подчиненного ему коллектива. Стиль работы складывается подсознательно и постепенно, пока не определиться совокупность приемов общения с подчиненными и воздействия на них, позволяющих находить наиболее эффективное и правильное решение.
Успешность выбора стиля определяется тем, в какой степени руководитель учитывает способность и готовность подчиненных к исполнению его решений, традиции коллектива, а так же оценит и свои возможности, такие как уровень образования, стаж работы, психологические качества. Но выбор стиля в немалой степени зависит так же от подготовки и поведения подчиненных.
Проведенное исследование показывает,
что отдельный тип стиля руково
Приведенные данные, как и в целом практика руководства, свидетельствует о неизбежном переходе от автократического и либерального к демократическому стилю, преимущества которого обнаруживаются сейчас, когда постепенно преодолеваются административные методы управления.
В наши дни не может рассчитывать на успех руководитель, который видит в подчиненных не более как исполнителей. Руководитель, который хочет работать, как можно более эффективно должен научиться пользоваться всеми стилями, методами и типами влияния, наиболее подходящими для конкретной ситуации, а не использовать какой-то один стиль руководства на протяжении всей своей карьеры. Так как в курсовой работе по предприятию было выявлено, что наиболее употребляемый стиль руководства это авторитарный, то я предлагаю мастерам производства больше внимания обратить на работу персонала и временами мотивировать их на лучшую работу. Так же хотелось бы пожелать немного демократичности в его управления, гораздо чаще советоваться с работниками, прислушиваться к их мнению, обсуждать вопросы имеющие отношение к этим работникам.
Что же касается мастеров придерживающихся либерального стиля руководства я наоборот хотела пожелать немного жесткости в управлении и больше отзывчивости, одинакового отношения ко всем работникам и более внимательно относиться к своим подчиненным в плане помощи им в случае если у них возникли проблемы или они что-то делаю не так, превышают свои полномочия и т.д.
Эффективность стилей руководства нельзя оценивать вне конкретных ситуаций. При этом следует учитывать: - личные качества (представления о ценностях, самосознание, основная позиция, отношение к риску, роль личных мотивов, авторитет, производственный и творческий потенциал, уровень образования); - зависимость от предстоящих задач (содержат ли они творческие или новаторские элементы, степень сформулированности, наличие опыта их решения, решаются ли они планово или как внезапно возникающие, должны ли выполняться индивидуально или в группе, давление сроков); - организационные условия (степень жесткости оргструктуры, централизованное и децентрализованное решение задач, количество инстанций принятия решения, четкость путей информации и связи, степень контроля); - условия окружающей среды (степень стабильности, условия материального обеспечения, социальная безопасность, господствующие общественные ценности и структуры).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной курсовой работе мною была рассмотрены такие стили руководства как демократический, авторитарный, либеральный и смешанный на примере работы мастеров производственных цехов. Как правило, все мастера используют авторитарный стиль, однако нельзя сказать, что происходит использование только одного из стилей. Как правило, это соотношение авторитарного и демократического стилей. Проведенные исследования показали, что в своей практической деятельности руководители не используют один устоявшийся стиль руководства. Они вынуждены его постоянно корректировать в соответствии с изменяющимися как внутренними, так и внешними условиями. Сейчас руководители должны больше внимания уделять человеческим качествам своих подчиненных, их преданности фирме и способности решать проблемы. Используя рассмотренные в данной работе модели, которые изучались различными исследователями, руководитель сможет в конкретной ситуации проанализировать, подобрать и оценить результаты от использования того или иного стиля руководства. От выбора стиля руководства зависит не только авторитет руководителя и эффективность его работы, но так же атмосфера в коллективе и взаимоотношения между подчиненными и руководителем. Когда вся организация работает достаточно эффективно и ровно, то руководитель обнаруживает, что помимо поставленных целей достигнуто и многое другое, – в том числе и простое человеческое счастье, взаимопонимание и удовлетворенность работой.
При изучении данной темы, изучила его как в теории, так и в практике. Мною были поставлены цели: рассмотреть, что же представляет из себя стиль руководства, какие стили руководства существуют и как они используются в реальной жизни.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Опросник |
||||||||||||||||||||
1 |
В работе с людьми я предпочитаю, чтобы они беспрекословно выполняли мои распоряжения. |
|||||||||||||||||||
2 |
Меня легко увлечь новыми задачами, но я быстро охладеваю к ним. |
|||||||||||||||||||
3 |
Люди часто завидуют моему терпению и выдержке. |
|||||||||||||||||||
4 |
В трудных ситуациях я всегда думаю о других, а потом о себе. |
|||||||||||||||||||
5 |
Мои родители редко заставляли меня делать то, что я не хотел. |
|||||||||||||||||||
6 |
Меня раздражает, когда кто-то проявляет слишком много инициативы. |
|||||||||||||||||||
7 |
Я очень напряженно работаю, так как не могу положиться на своих помощников. |
|||||||||||||||||||
8 |
Когда я чувствую, что меня не понимают, я отказываюсь от намерения доказать что-либо. |
|||||||||||||||||||
9 |
Я умею объективно оценить своих подчиненных, выделив среди них сильных, средних и слабых. |
|||||||||||||||||||
10 |
Мне приходится часто советоваться со своими помощниками, прежде чем отдать соответствующее распоряжение. |
|||||||||||||||||||
11 |
Я редко настаиваю на своем, чтобы не вызывать у людей раздражения. |
|||||||||||||||||||
12 |
Уверен, что мои оценки успехов и неудач подчиненных точны и справедливы. |
|||||||||||||||||||
13 |
Я всегда требую от подчиненных неукоснительного соблюдения моих приказаний и распоряжений. |
|||||||||||||||||||
14 |
Мне легче работать одному, чем кем-то руководить. |
|||||||||||||||||||
15 |
Многие считают меня чутким и отзывчивым руководителем. |
|||||||||||||||||||
16 |
Мне кажется, что от коллектива нельзя ничего скрывать — ни хорошее, ни плохое. |
|||||||||||||||||||
17 |
Если я встречаю сопротивление, у меня пропадает интерес к работе с людьми. |
|||||||||||||||||||
18 |
Я игнорирую коллективное руководство, чтобы обеспечить эффективность единоначалия. |
|||||||||||||||||||
19 |
Чтобы не подорвать свой авторитет, я никогда не признаю своих ошибок. |
|||||||||||||||||||
20 |
Часто для эффективной работы мне не хватает времени. |
|||||||||||||||||||
21 |
На грубость подчиненного я стараюсь найти ответную реакцию, не вызывающую конфликт. |
|||||||||||||||||||
22 |
Я делаю все, чтобы подчиненные охотно выполняли мои распоряжения. |
|||||||||||||||||||
23 |
С подчиненными у меня очень тесные контакты и приятельские отношения. |
|||||||||||||||||||
24 |
Я всегда стремлюсь любой ценой быть первым во всех начинаниях. |
|||||||||||||||||||
25 |
Я пытаюсь выработать
универсальный стиль |
|||||||||||||||||||
26 |
Мне легче подстроиться под мнение большинства коллектива, чем выступать против него. |
|||||||||||||||||||
27 |
Мне кажется, что подчиненных надо хвалить за каждое, пусть даже самое незначительное, достижение. |
|||||||||||||||||||
28 |
Я не могу критиковать подчиненного в присутствии других людей. |
|||||||||||||||||||
29 |
Мне приходится чаще просить, чем требовать. |
|||||||||||||||||||
30 |
От возбуждения я часто теряю контроль над своими чувствами, особенно когда мне надоедают. |
|||||||||||||||||||
31 |
Если бы я имел возможность чаще бывать среди подчиненных, то эффективность моего руководства значительно бы повысилась. |
|||||||||||||||||||
32 |
Я иногда проявляю спокойствие и равнодушие к интересам и увлечениям подчиненных. |
|||||||||||||||||||
33 |
Я предоставляю более грамотным подчиненным больше самостоятельности в решении
сложных задач, особо не |
|||||||||||||||||||
34 |
Мне нравится анализировать и обсуждать с подчиненными их проблемы. |
|||||||||||||||||||
35 |
Мои помощники справляются не только со своими, но и с моими функциональными обязанностями. |
|||||||||||||||||||
36 |
Мне легче избежать
конфликта с вышестоящим которых всегда можно поставить на место. |
|||||||||||||||||||
37 |
Я всегда добиваюсь выполнения своих распоряжений наперекор обстоятельствам. |
|||||||||||||||||||
38 |
Самое трудное для меня — это вмешиваться в ход работы людей, требовать от них дополнительных усилий. |
|||||||||||||||||||
39 |
Чтобы лучше понять подчиненных, я стараюсь представить себя на их месте. |
|||||||||||||||||||
40 |
Я думаю, что управление людьми должно быть гибким, — подчиненным нельзя демонстрировать ни железной непреклонности, ни панибратства. |
|||||||||||||||||||
41 |
Меня больше волнуют собственные проблемы, чем интересы подчиненных. |
|||||||||||||||||||
42 |
Мне приходится часто заниматься текущими делами и испытывать от этого большие эмоциональные и интеллектуальные нагрузки. |
|||||||||||||||||||
43 |
Родители заставляли меня подчиняться даже тогда, когда я считал это неразумным. |
|||||||||||||||||||
44 |
Работу с людьми я представляю себе как мучительное занятие. |
|||||||||||||||||||
45 |
Я стараюсь развивать в коллективе взаимопомощь и сотрудничество. |
|||||||||||||||||||
46 |
Я с благодарностью отношусь к предложениям и советам подчиненных. |
|||||||||||||||||||
47 |
Главное в руководстве — распределить обязанности. |
|||||||||||||||||||
48 |
Эффективность управления достигается тогда, когда подчиненные существуют лишь как исполнители воли руководителя. |
|||||||||||||||||||
49 |
Подчиненные —
безответственные люди, поэтому их
нужно постоянно |
|||||||||||||||||||
50 |
Лучше всего предоставлять полную самостоятельность коллективу и ни во что не вмешиваться. |
|||||||||||||||||||
51 |
Для более качественного руководства нужно поощрять наиболее способных под чиненных и строго взыскивать с нерадивых. |
|||||||||||||||||||
52 |
Я всегда признаю свои ошибки и выбираю более правильное решение. |
|||||||||||||||||||
53 |
Мне приходится часто объяснять неудачи в управлении объективными обстоятельствами. |
|||||||||||||||||||
54 |
Нарушителя дисциплины строго наказываю. |
|||||||||||||||||||
55 |
В критике недостатков подчиненных я беспощаден. |
|||||||||||||||||||
56 |
Иногда мне кажется, что в коллективе я лишний человек. |
|||||||||||||||||||
57 |
Прежде чем упрекать подчиненного, я стараюсь его похвалить. |
|||||||||||||||||||
58 |
Я хорошо взаимодействую с коллективом и считаюсь с его мнением. |
|||||||||||||||||||
59 |
Меня часто упрекают в чрезмерной мягкости к подчиненным. |
|||||||||||||||||||
60 |
Если бы мои подчиненные делали так, как я требую, я бы достиг гораздо большего. |
|||||||||||||||||||
Обработка и интерпретация результатов. Выраженность стиля руководства определяется по количеству выделенных утверждений, относящихся к тому или иному стилю руководства. | ||||||||||||||||||||
Авторитарный стиль: 1,6, 7, 12, 13, 18, 19, 24, 25, 30, 31, 36, 37, 42, 43,48, 49, 54, 55. 60. |
||||||||||||||||||||
Либеральный (попустительский) стиль: 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20, 23, 26, 29, 32, 35, 38, 41, 44, 47, 50, 53, 56, 59. |
||||||||||||||||||||
Демократический стиль: 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28, 33, 34, 39, 40, 45, 46, 51, 52, 57, 58. |
||||||||||||||||||||
В зависимости от количества совпадений выделяются три уровня выраженности стиля: минимальный (0-7), средний (8-13), высокий (14-20). |
||||||||||||||||||||
Информация о работе Стиль руководства и пути его совершенствования