Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 13:55, курсовая работа
Оценка личностных качеств и проблем, связанных с отбором руководителей, является одним из самых сложных аспектов управленческой деятельности. Польский журналист-исследователь Д. Пассент писал, что "директор должен быть дипломатом, когда что-то выпрашивает в вышестоящих инстанциях для своего предприятия; жестким, когда требует выполнения своих распоряжений и приказов от подчиненных или выполнения договоров от поставщиков; изворотливым, Когда беседует с представителями прессы; многообещающим при встрече с молодыми работниками; важным государственным деятелем, когда принимает заграничные делегации; святым отцом, когда принимает жалобы от посетителей".
Введение
Глава 1. Значение стилей руководства в контексте эффективного управления
1.1 Стили управления, их сущность и факторы, влияющие на эффективность менеджмента
1.2 Методы исследования стилей управления
1.3 Анализ зарубежного опыта управления персоналом
Глава 2. Исследование стилей управления на примере ресторана «ЩегловскЪ»
2.1 Краткий анализ хозяйственной деятельности ресторана «ЩегловскЪ»
2.2 Определение стиля управления в ресторане «ЩегловскЪ»
Глава 3. Проблемы и рекомендации по совершенствованию стиля управления на примере ресторана «ЩегловскЪ»
3.1 Проблемы управления и пути их решения
3.2 Оценка экономической эффективности предложенных рекомендаций
Заключение
Список использованной литературы
Авторитарный стиль управления может применяться на практике в нескольких вариантах, которые все больше приближаются к корпоративному стилю.
Демократический стиль управления.
При демократическом
стиле управления производственная
деятельность организуется во взаимодействии
руководителя и подчиненного. Этот
стиль управления может применяться
при превалировании творческого
содержания работы и предполагает примерно
равный уровень образования
Типичные признаки демократического стиля управления:
1. Руководитель
управляет подчиненными, включая
их в процесс принятия решений,
2. Руководитель
не только подробно
Требования, предъявляемые к демократично управляющему руководителю:
- открытость;
- доверие к сотрудникам;
- отказ от индивидуальных привилегий;
- способность
и желание делегировать
- служебный надзор;
- контроль результатов.
Подчиненные рассматриваются как партнеры, способные относительно самостоятельно выполнять "ежедневные работы".
Также для демократического стиля характерно:
1) нежелание подчиненных трудиться является не врожденным от природы, а следствием плохих условий труда, которые уменьшают естественное желание трудиться;
2) сотрудники
принимают во внимание целевые
установки, обладают
3) цели предприятия
достигаются кратчайшим путем
посредством денежного
4) при благоприятном опыте сотрудники не боятся ответственности.
Активная позиция подчиненных повышает их мотивацию, что влечет улучшение результатов труда.
Требования к демократично - управляемым подчиненным:
- стремление и способность нести личную ответственность;
- самоконтроль;
- использование прав контроля.
Преимущество демократичного стиля - принятие целесообразных решений, высокая мотивация сотрудников и разгрузка руководителя. Кроме того, поддерживается развитие сотрудников.
Недостаток - демократичный стиль управления может замедлить принятие решений.
Либеральный стиль управления.
Такое управление - технический прием, при котором компетенции и ответственность за действия передаются, насколько это возможно, сотрудникам, которые принимают и реализуют решения. Делегирование может быть направлено на любое поле деятельности предприятия. Однако следует отказаться от того, чтобы делегировать типично управленческие функции руководства, а также задачи с далеко идущими последствиями. При делегировании полномочий снимается нагрузка с руководителя, поддерживается собственная инициатива работников, усиливаются их трудовая мотивация и готовность нести ответственность. Кроме того, сотрудникам должно быть оказано доверие в принятии решений под собственную ответственность.
Для того чтобы успешно применять либеральный стиль, необходимы:
- делегирование сотрудникам задач;
- делегирование сотрудникам компетенций;
- делегирование
сотрудникам ответственности
- исключение
возможности отзыва
- установление
порядка регулирования
- исключение
возможности вмешательства
- обязательность
вмешательства руководителя в
случае ошибки и получения
результатов, урегулированных
- принятие руководителем
ответственности по
- создание соответствующей информационной системы.
Переданные задачи должны соответствовать способностям сотрудников, быть преимущественно однородными, завершенными по форме. Делегированные компетенции и ответственность за действия должны соответствовать друг другу по объему.
Преимущества управления методом делегирования:
1) разгрузка руководителя;
2) возможность
быстрого принятия грамотных
решений; сотрудникам
3)содействие
развитию собственной
Недостатки управления методом делегирования:
1) руководитель
делегирует по возможности
3) сильна ориентация на задачи, а не на сотрудников;
4) установление иерархических отношений "по горизонтали".
Применение того или иного стиля, а также его результаты зависят от многих факторов. Это, прежде всего полное овладение одним из стилей руководства, предрасположенность коллектива к восприятию порой навязанного ему сверху стиля управления и руководства. При освоении науки управления очень важно избежать ошибок. Анализ деятельности руководителей разного уровня и различных предприятий позволил специалистам выявить наиболее частые ошибки, допускаемые менеджерами.
При анализе стилей руководства ряд авторов находит больше всего негативного в авторитарном стиле руководства. Авторитарность лежит в основе абсолютного большинства производственных конфликтов из-за стремления субъекта к единовластию. Претензия автократа на компетенцию во всех вопросах порождает хаос и в конечном счете отрицательно влияет на эффективность работы. Автократ своим своеволием парализует работу коллектива, на который опирается. Он не только теряет лучших работников, но и создает вокруг себя враждебную атмосферу, которая угрожает ему самому. Недовольные и обиженные подчиненные могут его подвести и дезинформировать. Запуганные работники не только ненадежны, но и работают не с полной отдачей, интересы предприятия им чужды, при малейшей возможности они реализуют «право» позаимствовать собственность хозяина.
В современной интерпретации авторитарный стиль имеет и сильные стороны: делает возможным быстрое принятие решений и мобилизацию сотрудников на их выполнение, позволяет стабилизировать ситуацию в конфликтных коллективах. Этот стиль может быть эффективным в кризисных ситуациях, а также в условиях низкого профессионального уровня и слабой трудовой мотивации сотрудников. Он необходим в условиях низкого культурного уровня объекта управления, слабых управленческих связей в экстремальных ситуациях (аварии, техногенные катастрофы, трудовые конфликты).
Вариантом авторитарного стиля управления является патерналистский. Он предполагает обращение с подчиненными, как с «детьми» и их трудовую мотивацию опосредует через личную зависимость от руководителя. Служебная информация распространяется сверху вниз в зависимости от «благосклонности» руководства, контроль деятельности осуществляется выборочно, по желанию и интуиции руководителя. Власть никому не делегируется и концентрируется у руководителя, который «царь, бог и воинский начальник».
В последнее время оценки стилей управления среди исследователей в значительной степени изменились. Если либеральный и авторитарный не так давно характеризовали преимущественно негативно, а демократический считался самым положительным, то сейчас пришло понимание, что оптимален тот стиль управления, который приносит предприятию больше прибыли, обеспечивает стабильность производства, поступательный характер развития фирмы. Все большее внимание уделяется субъективным, психологическим особенностям проявления профессиональной активности руководителя, его личностным характеристикам. Российский психолог Р. Шакуров отмечает, что каждое отдельное психическое качество включается в состав стиля не во всем объеме, а лишь в той мере и форме, в какой это необходимо для данной деятельности. Формы и степень проявления психических свойств регламентируются довольно жестко, так как управленческие роли имеют повышенную социальную значимость. Это не отменяет общего положения о том, что эффективность решений руководителя в конкретной производственной ситуации, зависит прежде всего от объективных внешних условий и факторов.
Поскольку существует множество взглядов на стили управления, то с точки зрения результатов необходимо стремиться к их синтезу. Хороший результат может быть достигнут не только благодаря эффективному управлению людьми, но и просто под влиянием случайностей.
С нашей точки
зрения не существует универсального,
наилучшего стиля управления. Нелинейность
развития социальных событий и слабая
прогнозируемость общественных взаимосвязей,
особенно на среднесрочный и долгосрочный
периоды, требуют от руководителя адекватной
оценки ситуации, творческого анализа
объективных ограничений и
1.2 Методы исследования стилей руководства
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СТИЛЯ УПРАВЛЕНИЯ
РУКОВОДИТЕЛЯ С ПОМОЩЬЮ
САМООЦЕНКИ
ОПИСАНИЕ
Специфика данной методики заключается
в том, что она позволяет определить стили
руководства не экспертным способом, а
с помощью самооценки. Вторым ее отличием
является то, что она позволяет выявить
не только ведущий стиль руководства,
но и степень выраженности каждого из
трех классических стилей руководства.
ОБРАБОТКА
Подсчитав номера соответствующих утверждений
и войдя в таблицу-«ключ», можно определить
степень выраженности авторитарного,
либерального или демократического стиля
управления.
Ключ
|
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
В зависимости от полученных сумм ответов
степень выраженности стиля будет различной:
минимальная (0 – 7), средняя (8 – 13), высокая
(14 – 20). Если оценки минимальны по всем
трем показателям, стиль считается неустойчивым,
неопределенным. У опытного руководителя
наблюдается комбинация стилей управления.
На наш взгляд, более предпочтительно
сочетание авторитарного и демократического
стилей управления, когда менеджер применяет
гибкие методы работы с людьми и повседневно
утверждает эффективный стиль управления.
Для более полной характеристики индивидуального
стиля управления и его последующего совершенствования
можно руководствоваться данными, представленными
в таблице. См. Приложение Характеристика
индивидуального стиля управления
Характеристика индивидуального стиля управления
|
Информация о работе Стиль управления в организации и его влияние а эффективность ее деятельности