Стиль управления в организации и его влияние а эффективность ее деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 13:55, курсовая работа

Краткое описание

Оценка личностных качеств и проблем, связанных с отбором руководителей, является одним из самых сложных аспектов управленческой деятельности. Польский журналист-исследователь Д. Пассент писал, что "директор должен быть дипломатом, когда что-то выпрашивает в вышестоящих инстанциях для своего предприятия; жестким, когда требует выполнения своих распоряжений и приказов от подчиненных или выполнения договоров от поставщиков; изворотливым, Когда беседует с представителями прессы; многообещающим при встрече с молодыми работниками; важным государственным деятелем, когда принимает заграничные делегации; святым отцом, когда принимает жалобы от посетителей".

Содержание

Введение
Глава 1. Значение стилей руководства в контексте эффективного управления
1.1 Стили управления, их сущность и факторы, влияющие на эффективность менеджмента
1.2 Методы исследования стилей управления
1.3 Анализ зарубежного опыта управления персоналом
Глава 2. Исследование стилей управления на примере ресторана «ЩегловскЪ»
2.1 Краткий анализ хозяйственной деятельности ресторана «ЩегловскЪ»
2.2 Определение стиля управления в ресторане «ЩегловскЪ»
Глава 3. Проблемы и рекомендации по совершенствованию стиля управления на примере ресторана «ЩегловскЪ»
3.1 Проблемы управления и пути их решения
3.2 Оценка экономической эффективности предложенных рекомендаций
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 61.08 Кб (Скачать файл)

Текст опросника

1. В работе  с людьми я предпочитаю, чтобы  они беспрекословно выполняли  мои распоряжения. 
2. Меня легко увлечь новыми задачами, но я быстро охладеваю к ним. 
3. Люди часто завидуют моему терпению и выдержке. 
4. В трудных ситуациях я всегда думаю о других, а потом о себе. 
5. Мои родители редко заставляли меня делать то, что я не хотел. 
6. Меня раздражает, когда кто-то проявляет слишком много инициативы. 
7. Я очень напряженно работаю, так как не могу положиться на своих помощников. 
8. Когда я чувствую, что меня не понимают, то отказываюсь от намерения доказать что-либо. 
9. Я умею объективно оценить своих подчиненных, выделив среди них сильных, средних и слабых. 
10. Мне приходится часто советоваться со своими помощниками, прежде чем отдать соответствующее распоряжение. 
11. Я редко настаиваю на своем, чтобы не вызвать у людей раздражения. 
12. Уверен, что мои оценки успехов и неудач подчиненных точны и справедливы. 
13. Я всегда требую от подчиненных неукоснительного соблюдения моих приказаний и распоряжений. 
14. Мне легче работать одному, чем кем-то руководить. 
15. Многие считают меня чутким и отзывчивым руководителем. 
16. Мне кажется, что от коллектива нельзя ничего скрывать – ни хорошего, ни плохого. 
17. Если я встречаю сопротивление, у меня пропадает интерес к работе с людьми. 
18. Я игнорирую коллективное руководство, чтобы обеспечить эффективность единоначалия. 
19. Чтобы не подорвать свой авторитет, я никогда не признаю своих ошибок. 
20. Мне часто не хватает времени для эффективной работы 
21. На грубость подчиненного я стараюсь найти ответную реакцию, не вызывающую конфликта. 
22. Я делаю все, чтобы подчиненные охотно выполняли мои распоряжения. 
23. С подчиненными у меня очень тесные контакты и приятельские отношения. 
24. Я всегда стремлюсь любой ценой быть первым во всех начинаниях. 
25. Я пытаюсь выработать универсальный стиль управления, подходящий для большинства ситуаций. 
26. Мне легче подстроиться под мнение большинства коллектива, чем выступать против него. 
27. Мне кажется, что подчиненных надо хвалить за каждое, даже самое незначительное достижение. 
28. Я не могу критиковать подчиненного в присутствии других людей. 
29. Мне приходится чаще просить, чем требовать. 
30. От возбуждения я часто теряю контроль над своими чувствами, особенно когда мне надоедают. 
31. Если бы я имел возможность чаще бывать среди подчиненных, то эффективность моего руководства значительно повысилась бы. 
32. Я иногда проявляю спокойствие и равнодушие к интересам и увлечениям подчиненных. 
33. Я предоставляю более грамотным подчиненным больше самостоятельности в решении сложных задач, особенно не контролируя их. 
34. Мне нравится анализировать и обсуждать с подчиненными их проблемы. 
35. Мои помощники справляются не только со своими, но и с моими функциональными обязанностями. 
36. Мне легче избежать конфликта с вышестоящим руководством, чем с подчиненными, которые всегда зависят от меня. 
37. Я всегда добиваюсь выполнения своих распоряжений наперекор обстоятельствам. 
38. Самое трудное для меня – это вмешиваться в ход работы людей, требовать от них дополнительных усилий. 
39. Чтобы лучше понять подчиненных, я стараюсь представить себя на их месте. 
40. Я думаю, что управление людьми должно быть гибким: подчиненным нельзя демонстрировать ни железной непреклонности, ни панибратства. 
41. Меня больше волнуют собственные проблемы, чем интересы подчиненных. 
42. Мне приходится часто заниматься текущими делами и испытывать от этого большие эмоциональные и интеллектуальные нагрузки. 
43. Родители заставляли меня подчиняться даже тогда, когда я считал это неразумным. 
44. Работу с людьми я представляю себе как мучительное занятие. 
45. Я стараюсь развивать в коллективе взаимопомощь и сотрудничество. 
46. Я с благодарностью отношусь к предложениям и советам подчиненных. 
47. Главное в руководстве – распределить обязанности. 
48. Эффективность управления достигается тогда, когда подчиненные существуют лишь как исполнители воли менеджера. 
49. Подчиненные – безответственные люди, и поэтому их нужно постоянно контролировать. 
50. Лучше всего предоставлять полную самостоятельность коллективу и ни во что не вмешиваться. 
51. Для более качественного руководства нужно поощрить наиболее способных подчиненных и строго взыскивать с нерадивых. 
52. Всегда признаю свои ошибки и выбираю боле правильное решение. 
53. Мне приходится часто объяснять неудачи в управлении объективными обстоятельствами. 
54. Нарушителя дисциплины строго наказываю. 
55. В критике недостатков подчиненных я беспощаден. 
56. Иногда мне кажется, что в коллективе я лишний человек. 
57. Прежде чем упрекать подчиненного, я стараюсь его похвалить. 
58. Я хорошо взаимодействую с коллективом и считаюсь с его мнением. 
59. Меня часто упрекают в чрезмерной мягкости к подчиненным. 
60. Если бы мои подчиненные делали так, как я требую, я бы достиг гораздо большего.

Литература 
Определение стиля управления руководителя с помощью самооценки / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. C.323-326

Методика  определения стиля  руководства В. П. Захарова

Базовая методика, позволяющая определить стиль руководства  трудовым коллективом, была разработана  В. П. Захаровым. Мы предлагаем вашему вниманию методику, позволяющую выявить несколько  стилей руководства трудовым коллективом. Подробное объяснение порядка проведения тестирования приводится ниже.

Порядок проведения тестирования

Тест включает в себя 9 групп вопросов, каждая из них подразделяется на 3утверждения, условно обозначаемых буквами а, в и с

Для того, чтобы правильно ответить на вопросы, необходимо внимательно прочитать предложенный текст и из трех вариантов ответов-утверждений выбрать только один, наиболее соответствующий стилю руководства в вашем трудовом коллективе.

Тестирование  может проводиться как всем коллективом, так и каждым индивидуумом в отдельности. В первом случае результаты теста  будут более убедительными, так  как в большей степени будут  лишены субъективности.

Текст теста

  1. Ваше предприятие производит группу товаров, не пользующихся большим спросом у покупателей. Конкуренты разработали новую технологию производства этих же товаров, отличающихся высоким качеством, но требующих дополнительных капиталовложений. Как в данной ситуации поступит ваш руководящий начальник?
    1. продолжит производство товаров, не пользующихся спросом у покупателей;
    2. издаст приказ о скорейшем внедрении в производство новых технологий;
    3. потратит дополнительные средства на разработку собственных новых технологий, для того чтобы товары по своим качествам превосходили товары конкурентов.
  2. Представьте себе, что вы работаете на автомобильном заводе. Один из ваших сотрудников недавно вернулся из командировки, целью которой было посещение выставки новинок автомобильного производства. Он предложил модеренизировать одну из выпускаемых заводом моделей автомобиля. Руководитель вашего завода:
    1. примет активное участие в разработке новой идеи, приложит максимальные усилия, для того чтобы быстро ввести ее в производство;
    2. отдаст распоряжение о разработке новой идеи соответствующему персоналу;
    3. прежде чем ввести это новшество в производство, ваш руководитель соберет коллегиальное совещание, на котором будет принято общее решение о целесообразности модернизации выпускаемого вами автомобиля.
  3. На коллегиальном совещании один из сотрудников предложил наиболее рациональное решение одной из возникших в вашем трудовом коллективе проблем. Однако это решение полностью противоречит предложению, которое до этого внес ваш руководитель. В сложившейся ситуации он:
    1. поддержит рациональное решение, предложенное сотрудником;
    2. будет отстаивать свою точку зрения;
    3. проведет опрос сотрудников, который поможет прийти к единому мнению.
  4. Ваш коллектив проделал большую трудоемкую работу, которая не принесла вам желаемого успеха (прибыли). Ваш руководитель:
    1. попросит переделать всю работу, подключив новый, более квалифицированны персонал;
    2. обсудит сложившуюся проблему с сотрудниками, для того чтобы выяснить причины неудачи, чтобы избежать их в дальнейшем;
    3. попытается найти виновных в неудаче (не справившихся с работосотрудников.
  5. В вашу организацию пришел журналист, работающий в газете, пользующейся популярностью у читателей. Если бы вас попросили перечислить ценные качества вашего руководителя, то какие бы из них вы назвали в первую очередь:
    1. квалифицированность, требовательность;
    2. осведомленность обо всех затруднениях, возникающих на предприятии; умение быстро принимать нужное решение;
    3. одинаковое отношение ко всем сотрудникам, умение идти на компромисс.
  6. Один из сотрудников допустил в своей работе незначительный промах, однако для того, чтобы его устранить, потребуется большое количество времени. Как вы думаете, как в данной ситуации поступит ваш руководитель?
    1. сделает замечание этому сотруднику в присутствии его коллег, с целью недопущения подобных промахов в дальнейшем;
    2. сделает замечание наедине, не привлекая внимание других сотрудников;
    3. не придаст этому событию большого значения.
  7. На вашем предприятии освободилась должность. На нее претендуют сразу несколько сотрудников предприятия. Действия вашего руководителя:
    1. предпочтет, чтобы достойный претендент будет выбран коллективным голосованием;
    2. он будет назначен самим руководителем;
    3. прежде, чем назначить человека на эту должность руководитель посоветуется только с некоторыми членами коллектива.
  8. Принято ли в вашем коллективе проявлять личную инициативу при решении вопроса, который не связан непосредственно с деятельностью всего предприятия?
    1. все решения принимаются только руководителем предприятия;
    2. на нашем предприятии приветствуется личная инициатива сотрудников;
    3. принимая, самостоятельное решение, прежде чем начать действовать, сотрудник предприятия должен обязательно посоветоваться с руководителем;
  9. В целом, оценивая деятельность вашего руководителя, вы можете сказать, что он...
    1. полностью поглощен проблемами, возникающими у вас на производстве, так что даже в свободное от работы время раздумывает над их разумным разрешением. Он требователен к другим так же, как и к себе;
    2. относится к тем руководителям, которые считают, что для плодотворной работы в коллективе между сотрудниками должны быть ровные, демократические отношения;
    3. ваш руководитель не принимает активного участия в управлении предприятием, всегда действует по определенной схеме, не стремится совершенствоваться в малоизвестных ему областях.
  10. Руководитель пригласил вас и других сотрудников на юбилей. Обычно в неофициальной обстановке он:
    1. говорит с сотрудниками только о работе, о планах по расширению производства, об увеличении рабочего персонала и т. п., при этом именно он задает основной тон беседе;
    2. предпочитает оставаться в тени, для того чтобы предоставить возможность собеседникам, коллегам по работе, высказать свою точку зрения по интересующему их вопросу, рассказать, занимательный эпизод из их жизни;
    3. принимает активное участие в разговоре, не навязывая своего мнения другим собеседникам, не отстаивая противоположную всем остальным участникам разговора точку зрения.
  11. Руководитель попросил вас побыстрее завершить начатую совсем недавно работу, которая займет у вас дополнительное время, ваши действия:
    1. тут же приступите к ее скорейшему выполнению, так как не хотите показаться неисполнительным работником и дорожите тем мнением, которое сложилось у вашего руководителя о вас;
    2. выполню эту работу, но несколько позже, так как начальник прежде всего оценит качество ее выполнения;
    3. постараюсь уложиться в сроки, предложенные руководителем, однако не гарантирую высокого качества ее выполнения. В нашем коллективе главное – выполнить работу в намеченное время.
  12. Представьте, что кабинет вашего руководителя временно занят (в нем идет ремонт), поэтому ему несколько дней придется поработать в вашем кабинете, что вы при этом будете чувствовать?
    1. вы постоянно будете нервничать, испытывать страх, бояться допустить какую-либо оплошность в его присутствии.
    2. буду этому очень рад, так как это лишняя возможность обменяться опытом работы с опытным, интересным человеком;
    3. присутствие руководителя никак не отразится на моей работе.
  13. Вы вернулись с курсов повышения квалификации, узнали много полезного и ценного для вашей дальнейшей работы. Руководитель дал вам небольшое поручение и вы для его выполнения использовали приобретенные на курсах знания. Как вы думаете, каковы будут действия вашего руководства?
    1. обязательно заинтересуется тем, что ему пока неизвестно, подробнее расспросит вас о других нововведениях;
    2. не придаст этому факту никакого значения;
    3. предпочтет, чтобы вы обратились к его личному опыту выполнения подобных поручений, то есть посоветует выполнить порученное задание так, как ему бы этого хотелось.

Ключ  к тесту

  1. а - 0, b - 1, с - 2.
  2. а - 1, b - 0, c – 2
  3. а - 2, b - 0, с - 1.
  4. а - 1, b - 2, с - 0.
  5. а - 0, b - 2, с - 1.
  6. а - 0, b - 2, с - 1.
  7. а - 2, b - 0, с - 1.
  8. а - 0, b - 2, с - 1.
  9. а - 2, b - 1, с - 0.
  10. а - 0, b - 1, с - 2.
  11. а - 1, b - 2, с - 0.
  12. а - 0, b - 2, с - 1.
  13. а - 2, b - 0, с - 1.

Результаты  теста

От 0 до 10 баллов. Руководитель вашего предприятия предпочитает самостоятельно принимать все решения, до конца отстаивает свою точку зрения, все идеи, исходящие от сотрудников, им тщательно обдумываются, однако он не всегда к ним прислушивается. Он всегда действует по одной и той же схеме, которая, по его мнению, подходит для всех случаев жизни, поэтому все новшества воспринимаются ими неохотно, с некоторой настороженностью. В своей управленческой деятельности он руководствуется принципом: критика одного сотрудника - стимул для активной работы других работников.

От 11 до 20 баллов. "Коллектив превыше всего!" - таков девиз вашего руководителя, поэтому главное для него - доброжелательная атмосфера в коллективе. Он всегда прислушивается к мнению своих сотрудников, к обсуждению вопросов, связанных с модернизацией производства, внедрением новых технологий, избранием работников на новые должности, активно привлекаются все члены трудового коллектива. Ваш руководитель охотно идет на компромиссы, не любит критики, предпочитает работать с людьми, которые являются профессионалами в своем деле, при возникновении всевозможных производственных проблем обращается только к ним.

От 21 и выше. Ваш руководитель наделен великолепными организаторскими способностями, он быстро принимает важные решения, с интересом следит за новыми идеями, активно внедряет их в производство. При возникновении производственных проблем он не боится обращаться за советом к остальным сотрудникам, охотно соглашается с их мнением, если оно представляется ему наиболее разумным и рациональным. К числу его безусловных достоинств руководителя относится требовательность, объективность, умение критиковать сотрудников, не задевая их самолюбия. 

1.3 Анализ зарубежного опыта управления персоналом

В процессе образования  и развития Соединенных Штатов Америки  формировался американский стиль управления. Особенности этого стиля обусловлены  такими факторами создания американского  общества, как отсутствие пережитков феодализма, а также освоение территории и богатств страны энергичными и изобретательными иммигрантами. Продолжительное время США оставались «Меккой организации», куда приезжали специалисты и творческие бригады, чтобы не только воочию убедиться в данном умении американских менеджеров, но и перенять их организационно-управленческий опыт.

Научно-технический  прогресс приводит к глубоким изменениям методов труда, что, в свою очередь, требует новых форм организации  и управления персоналом, направления  на повышение эффективности использования  людских ресурсов. Поиски соответствующих  мотиваторов, которые бы стимулировали целенаправленное поведение индивидов, необходимые для успешного функционирования организации, превращаются в задачу первостепенной важности.

В разных странах  эта задача решается, исходя из особенностей исторического, социально-политического, научно-технического развития этих стран, а также психологических, морально-этических  норм и стилей поведения людей, а  также их воспитания, традиций и  устоев.

В последние  десятилетия в развитых капиталистических  странах, а в последние годы и  в России, интерес к социально-психологическим  аспектам, «человеческому» фактору  управления резко возрос.

Анализ американского  стиля управления персоналом представляет особый интерес. Во-первых, это та область  менеджмента, где наиболее разительно проявляются отличия американского  стиля от достаточно широко известного японского стиля. Исходные предпосылки  кадровой политики, как и конкретные методы ее проведения, на американских предприятиях, значительно отличаются от японских. Во-вторых, результаты, полученные на американских предприятиях (например, темпы роста производительности труда), свидетельствуют о том, что используемые там методы управления персоналом достаточно эффективны. Именно эффективность привлекает большое внимание зарубежных исследователей, которые, изучая американские методы управления персоналом, рассматривают возможность их использования в своих странах.

Целью работы является выявление особенностей и характерных  черт американского стиля управления персоналом. Для достижения цели ставятся следующие задачи:

- проанализировать  систему отбора персонала в  США;

- выявить особенности  системы оплаты и стимулирования  труда;

- рассмотреть  систему подготовки и повышения  квалификации персонала;

- раскрыть особенности  службы высших руководителей  в США.

Американские  компании в качестве основной тактической  задачи выделяют ускорение оборота  инвестируемых средств и увеличение стоимости акций. Именно по этим показателям  и определяется эффективность работы управленческого аппарата. Для американской компании в соответствии с выбранными тактическими целями (ориентация на текущую  прибыльность) характерна преимущественная ориентация на максимальную гибкость системы управления в плане распределения  и перераспределения всех видов  ресурсов для повышения прибыли  в краткосрочном разрезе.

Принципиально важным моментом, определяющим подход к практике управления, является то, что традиционно американские управляющие  ориентированы на некие индивидуальные ценности и результаты. При этом вся управленческая деятельность в  американских компаниях базируется на механизмах индивидуальной ответственности, оценке индивидуальных результатов, выработке  четких, количественно выраженных и, как правило, краткосрочных целей. Идеальный американский управляющий  обычно предстает в виде лидера -- сильной личности, замыкающей на себя весь процесс управления и способной заставить своих подчиненных интенсивно работать выполнять поставленные перед ними конкретные цели.

Опыт США по работе с высшим административным персоналом может быть полезен для России, где сегодня в этой важной области  делается крайне мало. Самое главное  здесь - правильно выбрать стратегию  развития и определить характер службы высших руководителей.

Таким образом, выявление наиболее эффективных  методов управления позволит при  необходимости в дальнейшем рассмотреть  их использование в менеджменте  других стран, в том числе и  России.

Глава 2. Исследование стилей руководства

2.1 Краткий анализ хозяйственной деятельности ресторана «ЩегловскЪ» 

2.2 Определение стиля  управления в ресторане  «ЩегловскЪ»

Глава 3. Пример стиля руководства

3.1 Стиль руководства  в управленческой  практике

Сущностное отличие  управленческой деятельности от других форм человеческой активности состоит  в принятии социально значимых, затрагивающих  интересы множества людей решений  и ответственности за их правильность и эффективность перед собственником. Разрешение противоречия между общими и частными характеристиками управленческой деятельности, а также влияние  личностных качеств руководителя на механизм принятия решений выражается понятием «стиль управления». Важно  подчеркнуть интегральный характер процесса принятия решения, требующего особых личностных качеств. В стиле  управления зафиксированы как общие, алгоритмизированные операции, так  и единичные, уникальные, отражающие индивидуальные особенности профессионализма руководителя. Они характеризуют  его поведение не вообще, а типическое, «устойчивое, инвариантное в нем, постоянно  проявляющееся в различных ситуациях». Традиционно исследователи различают  три классических стиля управления: авторитарный, демократический и  либеральный. Разумеется, существующие стили есть только абрис множества  оттенков и специфики управленческого  взаимодействия.

Информация о работе Стиль управления в организации и его влияние а эффективность ее деятельности