Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2014 в 22:01, курсовая работа
Краткое описание
Целью курсовой работы является исследование содержания и особенностей стимулирования и мотивации к труду и использование его прогрессивных форм в экономике государства.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОТИВАЦИИ ТРУДА РАБОТНИКОВ…6 1.1 Сущность и подходы к классификации понятия мотивации труда………..6 1.2 Живой и овеществленный труд: значение, факторы влияния……………10 1.3 Особенности материальной и нематериальной мотивации трудовой деятельности……………………………………………………………………..15 2. АНАЛИЗ ДЕЙСТВУЮЩИХ СИСТЕМ МОТИВАЦИИ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДА…………………………………………………18 2.1 Экономическая характеристика предприятия……………………………..18 2.2. Система стимуляции на данном предприятии…………………………….19 2.3. Повышение эффективности стимуляции труда на предприятии…….…22 Заключение……………………………………………………………………….30 Список использованной литературы…………………………………………33
2.2. Система стимуляции
на данном предприятии…………………………….19
2.3. Повышение эффективности
стимуляции труда на предприятии…….…22
Заключение……………………………………………………………………….30
Список использованной литературы…………………………………………33
Введение
Произошедшие за период реформ
преобразования в экономике России существенным
образом отразились на социально-экономическом
положении граждан, в т. ч. и экономически
активного населения, преобладающее большинство
которого выступает на рынке труда в качестве
наемной рабочей силы.
Рыночные реформы, в ходе
которых Россия признана мировым сообществом
страной с рыночной экономикой, дались
ценой тяжелых потерь, таких как спад производства
практически во всех отраслях промышленности,
появление нарушения товарного обмена,
перекосы в отношениях распределения,
снижение покупательной способности как
населения, так и предприятий, обострение
ряда социальных проблем.1
Основным фактором формирования
социально-экономической активности человека
является труд. Сознательная, преобразовательная
деятельность человека - определяющее
условие сохранения и поддержания социальной
жизни. М.Х. Мескон в своем труде «Основы
менеджмента» утверждал, что «мотивация
- процесс стимулирования самого себя
и других на деятельность, направленную
на достижение индивидуальных и общих
целей организации».2 В этой связи важным источником
развития общества в целом, включая и развитие
социальной активности, является мотивация
трудовой деятельности человека.
Практически полное невнимание
государства к социально-трудовым проблемам
в первый период рыночных реформ на фоне
общего экономического спада стало причиной
снижения многих производственных
и трудовых показателей. Отказ государства
от разработки норм труда, отсутствие
значимой социальной защиты трудящихся
привели к существенному снижению мотивации
к труду, сведя ее практически к единственной
цели – обеспечению условий для выживания.
Основной задачей государства в сложившейся
ситуации становится разработка и реализация
такой социальной политики, которая в
приемлемые сроки будет способна нейтрализовать
негативные последствия реформ посредством
подъема уровня производства и ежегодного
повышения темпов его развития.
Постепенное осознание необходимости
решения проблем формирования у работников
эффективной мотивации к труду посредством
применения различных систем стимулирования
трудовой деятельности сегодня важно
не только на уровне отдельных предприятий,
но и на уровне регионов и страны в целом.
Однако, меры, реально
принимаемые государством для решения
данных вопросов не носят комплексного
характера, не всегда охватывают интересы
как работника, так и работодателя, не
решен до конца вопрос относительно степени
вмешательства государства в процесс
регулирования социально-трудовых отношений,
в связи с чем данная тема представляется
актуальной.
Целью курсовой работы является
исследование содержания и особенностей
стимулирования и мотивации к труду и
использование его прогрессивных форм
в экономике государства.
В соответствии с поставленной
целью определены следующие задачи:
1. Рассмотрение теоретических
аспектов мотивации труда работников.
2. Определение различий в понятиях
живой и овеществленный труд.
3. Рассмотрение особенностей
материальной и нематериальной мотивации
трудовой деятельности.
4. Анализ действующих систем
мотивации и стимулирования труда.
Объектом исследования являются
трудовые отношения и стимулирование
трудовой деятельности работников предприятий.
Предмет исследования составляют
формы и методы стимулирования труда работников.
Вопросы мотивации трудовой
деятельности широко освещали в научной
литературе отечественные и зарубежные
ученые. Среди них: Афонин А.С, Витевская
Т.Ф., Здравомислов А.Г., Ковалев В.И., Колот
А.М., Нельга А.В., Ручка А.А., Подмарков В.Г.,
Ядов В.А и др.
Курсовая работа состоит из
введения, 2 глав, заключения и списка использованных
источников. Первая глава посвящена теоретическим
вопросам мотивации и стимулирования
труда. Вторая глава описывает действующую
систему мотивации на предприятиях судостроительной
отрасли.
1. Теоретические
аспекты мотивации труда работников
1.1 Сущность и
подходы к классификации понятия
мотивации труда
Мотивация трудовой деятельности
представляет собой процесс удовлетворения
потребностей и ожиданий работников от
выбранной деятельности в рамках данного
предприятия на основе применяемого на
нем комплекса мер стимулирования, направленных
на повышение эффективности их труда.
Формирование мотива труда происходит
в том случае, если в распоряжении субъекта
управления имеется необходимый набор
благ, соответствующий социально обусловленным
потребностям человека. Для получения
благ требуются личные трудовые усилия
работника. Трудовая деятельность позволяет
работнику получить эти блага с меньшими
материальными и моральными издержками,
чем любые другие виды деятельности, и
приносит ему большее удовлетворение.3
Мотивация трудовой деятельности
представляет собой систему, которая включает
потребности, интересы, ценностные ориентации
и установки, мотивы и мотивационную структуру
поведения (рис. 1.1). Упрощенная модель
мотивации поведения через потребление
предполагает следующую цепочку: потребности
→ побуждения (или мотивы) → поведение
(действие) → результат удовлетворения
потребностей (удовлетворение, частичное
удовлетворение или отсутствие удовлетворения).
Рисунок 1.1. Система мотивации
трудовой деятельности4
Различают потребности производства,
вызванные необходимостью обеспечения
простого и расширенного воспроизводства,
коллектива и личные. Формирование общественных
потребностей происходит под воздействием
разнообразных социально-демографических,
экономических, географических и других
факторов. Однако решающую роль играет
развитие производительных сил и производственных
отношений, современные способы организации
производства, труда и управления.
Важным фактором мотивационного
поведения личности является система
ее потребностей, мотивов, интересов, то
есть то, что определяет причины поведения
личности, помогает объяснить принимаемые
решения. Побуждение является поведенческим
проявлением потребностей и сконцентрировано
на достижении цели. Целью в данном случае
является средство удовлетворения потребности.
При достижении человеком такой цели его
потребность оказывается удовлетворенной,
частично удовлетворенной или неудовлетворенной.
Степень удовлетворения, полученная при
достижении поставленной цели, влияет
на поведение человека в сходных обстоятельствах
в будущем. Люди стремятся повторять то
поведение, которое ассоциируется у них
с удовлетворением потребности, и избегать
такого, которое ассоциируется с недостаточным
удовлетворением.
Стимулирование является одним
из методов мотивации труда и представляет
собой комплекс мер, применяемых со стороны
субъекта управления для повышения результативности
трудовой деятельности работников. Процессы
мотивации и стимулирования могут не совпадать
друг с другом. Например, снижение пагубного
влияния вредных условий труда на производстве
путем внедрения мероприятий охраны труда,
к которым относятся повышение освещенности,
вентиляции, отопления, грамотное планирование
и оснащение рабочего места, - это мотивационный
процесс. А выплата работнику надбавки
к окладу за вредность труда - это мероприятие,
относящееся к стимулированию труда. Механизм
стимулирования должен быть адекватен
механизму мотивации работника.
Отечественными и зарубежными
учеными предложено огромное множество
структур стимулов.5
Можно предложить следующую
группировку стимулов.
1 По форме выражения:
1.1 Материальные;
1.1.1 Денежные;
1.1.2 Неденежные;
1.2 Нематериальные;
2 По форме воздействия:
2.1 Экономические;
2.2 Административные;
2.3 Моральные;
3 По объекту воздействия:
Индивидуальные;
Коллективные;
4 По результату воздействия
на личность:
4.1 Мотивирующие;
4.2 Демотивирующие;
4.3 Ситуационные (возможна индивидуальная
реакция представителей трудового коллектива).
Мотивация, рассматриваемая
как процесс, теоретически может быть
представлена в виде шести следующих одна
за другой стадий:
Возникновение потребностей,
поиск путей устранения потребности,
определение целей действия
- человек фиксирует, что и какими средствами
он должен делать, чего добиться, что получить
для того, чтобы устранить потребность,
осуществление действия,
получение вознаграждения за
осуществление действия,
устранение потребности. 6
Естественно, такое рассмотрение
процесса носит достаточно условный характер,
так как в реальной жизни нет столь четкого
разграничения стадий и нет обособленных
процессов мотивации.
Опыт наиболее успешных отечественных
и зарубежных компаний показывает, что
инвестиции в персонал дают быструю и
высокую отдачу. Сегодня $1, вложенный в
развитие человеческих ресурсов, приносит
от 3 до 8$ дохода. Исследования Американского
общества содействия обучению и развитию
показывают, что в 90-е годы рост экономики
за счет повышения обученности работников
составил 2,1%, за счет роста населения -
0,4%, за счет увеличения капитала - 0,5%. Всего
в США повышение качества рабочей силы
определило 14% прироста реального национального
дохода. Другие исследования, проведенные
в 3 200 американских компаниях Р. Земски
и С.Шамаколе (Университет штата Пенсильвания),
показали, что 10%-е увеличение расходов
на обучение персонала дает прирост производительности
труда на 8,5%, в то время как такое же увеличение
капиталовложений дает прирост производительности
только на 3,8%.7 При этом важно, что инвестирование
в развитие кадров приносит фирме большую
прибыль, чем инвестирование в усовершенствование
производственных мощностей, т.е. человеческий
ресурс можно определить как ключевой
фактор эффективности использования всех
остальных ресурсов, имеющихся в распоряжении
предприятия.
1.2 Живой и овеществленный
труд: значение, факторы влияния
Процесс труда неразрывно связан
с двумя составляющими – живым трудом
и овеществленным трудом. Трудясь, человек
затрачивает свою рабочую силу, т.е. совокупность
физических и умственных сил, которыми
он обладает. Соответственно живой труд
есть не что иное, как расходование физической,
духовной, интеллектуальной энергии человека
с производительной целью, при достижении
которой расходуются материальные ресурсы,
т.е. накопленные результаты прошлого
труда (овеществленного труда).
Средства труда и предметы участвуют
в производственном процессе и переносят
на продукты труда стоимость ресурсов
(трудовых и материальных), воплощенных
ранее в этих средствах производства.
Продукты труда в процессе их производства
впитывают в себя определенное количество
стоимости переносимой на них средствами
производства. Продукты труда в свою очередь
являются носителями и хранителями этой
стоимости, и величина овеществленных
в них затрат определяет ценность продукта
труда.8
Таким образом, труд становится
общественным явлением уже в процессе
производства: прямо, когда люди вступают
во взаимоотношения друг с другом, и косвенно,
поскольку товаропроизводители будут
обмениваться продуктами труда. Труд выступает
как двойственная категория, характеризующая
использование рабочей силы с одной стороны
и использование средств и предметов труда,
которые в совокупности образуют средства
производства, - с другой. Эти стороны взаимосвязаны
и взаимообусловлены. Рабочая сила и средства
производства являются нераздельными
слагаемыми взаимодействия живого и овеществленного
труда. Нераздельность процессов труда
и процесса расходования вещественных
факторов производства достаточно наглядно
отражена на рисунке 1.2.
Рис. 1.2. Общая схема взаимодействия
живого и овеществленного труда и формирования
затрат труда в товарном производстве.9
Соотношение живого и овеществленного
труда в общественном производстве можно
разбить на три группы:
1) замещение живого труда
живым;
2) замещение живого труда
овеществленным;
3) замещение овеществленного
труда овеществленным трудом
более высокого качества.
Таким образом, в ходе прогрессивного
развития общества, происходят определенные
изменения в соотношении живого и овеществленного
труда, воплощенного в создаваемых продуктах.
На соотношение между перенесенной стоимостью
(затраты овеществленного труда) и вновь
создаваемой стоимостью (затраты живого
труда) в совокупном общественном продукте
оказывают влияние определенные факторы,
такие как научно-технический процесс
и производительность труда.
Различают производительность
живого труда и производительность общественного
труда. Производительность живого труда
определяется затратами рабочего времени
в данном производстве, на данном предприятии,
а производительность общественного труда
– затратами живого и овеществленного
труда.
По мере научно-технического
прогресса доля затрат овеществленного
труда увеличивается, поскольку растет
оснащенность работника все новыми средствами
производства (от простейших машин до
автоматизированных комплексов). Однако
основная тенденция состоит в том, что
абсолютная величина затрат как живого,
так и общественного труда на единицу
продукции сокращается. Именно в этом
и заключается сущность повышения производительности
общественного труда.