Стимулирование трудовой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 12:30, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение особенностей стимулирования труда работников в организации.
В соответствии с поставленными целями в работе решены следующие задачи:
- рассмотреть сущность стимулирования труда;
- изучить виды стимулирования труда;
- рассмотреть направления и формы стимулирования труда.

Содержание

Введение
Глава 1. Стимулирование труда работников
1.1 Содержание и значение стимулирования трудовой деятельности
1.2 Виды стимулирования труда
Глава 2. Направления и формы стимулирования труда
2.1 Опережающие и подкрепляющие формы стимулирования
2.2 Индивидуальная и коллективная формы стимулирования
2.3 Позитивная и негативная формы стимулирования
2.4 Непосредственная, текущая и перспективная формы стимулирования
2.5 Общая и целевая формы стимулирования
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа по СКРИПАК.docx

— 51.71 Кб (Скачать файл)

Компенсации – денежные выплаты, установленные в целях  возмещения работникам затрат, связанных  с исполнением ими трудовых или  иных предусмотренных федеральным  законом обязанностей.

Важнейшим направлением материально  денежного стимулирования является премирование. Премия стимулирует особые повышенные результаты труда и ее источником является фонд материального  поощрения. Она представляет одну из важнейших составных частей заработной платы.

Цель премирования – улучшение  прежде всего конечных результатов  деятельности, выраженных в определенных показателях.

Главная характеристика премии как экономической категории  – это форма распределения  по результату труда, является личным трудовым доходом.

Премия в своей части  имеет неустойчивый характер. Ее величина может быть большей или меньшей, она может вообще не начисляться. Эта черта очень важная, и если она ее теряет, то премия утрачивает свой смысл. По существу она превращается в простую доплату к заработной плате, и роль ее в этом случае сводится к устранению недостатков в тарифной системе.

Применение премии призвано обеспечить оперативную реакцию  на изменение условий и конкретных задач производства.

Руководитель должен учитывать  некоторые психологические тенденции, которые проявляются при стимулировании. Во-первых, вероятность эффективного поведения работника тем выше. Чем выше ценность и регулярность вознаграждения, получаемого в результате такого поведения; во-вторых, при запоздалом вознаграждении ниже, чем при его  немедленном; в третьих, эффективное  трудовое поведение которое заслуженно не вознаграждается, постепенно ослабевает, теряет черты эффективности.

Премирование как самостоятельный  рычаг решения задач имеет  собственный механизм воздействия  на заинтересованность работников. Этот механизм слагается из двух частей: из механизма отдельной системы  и взаимодействия всех систем премирования.

Механизм премирования представляет совокупность взаимосвязанных элементов. Обязательными его составляющими  являются: показатели премирования, условия  его применения, источник и размер премии, круг премируемых.

Показатель премирования – центральный, стержневой элемент  системы, определяющий те трудовые достижения, которые подлежат специальному поощрению  и должны быть отражены в особой части заработной платы – премии. В качестве показателей премирования должны быть такие показатели производства, которые способствуют достижению высоких  конечных результатов.

Предусматриваются условия  премирования, число логических условий  для деятельности человека не должно превышать четырех. При увеличении этого числа, по проведенным психологическим  исследованиям, резко возрастает вероятность  возникновения ошибки и время, необходимое  для принятия решения.

Необходимо определиться, кто конкретно включен в круг премирования. Дело в том, что премированием  охватываются только те работники, труд которых необходимо дополнительно  поощрить. Эта необходимость обуславливается  задачами и конкретными условиями  труда и производства.5

Центральное место в поощрительной  системе занимает размер премии. Он определяет связь результатов труда  с увеличением размера поощрения. Эффективность применяемой системы  премирования работник видит в величине денежной суммы, полученной в виде премии. Устанавливаться размер премии может в процентах к окладу, к экономическому эффекту или же в твердой ставке. То есть в относительном и абсолютном выражении.

Источником выплаты премии служит фонд материального поощрения, который образовывается за счет прибыли  предприятия в размере четырех  процентов от фонда заработной платы.

При определении круга  премируемых необходимо исходить из адресного и целевого направления. Это премии за сверхплановые, сверхнормативные достижения в труде, выполнение важных заданий, проявленную инициативу давшую конкретный результат. В силу своей  целенаправленности такие поощрения  обладают большей стимулирующей  силой и поэтому эффективней  могут воздействовать на повышение трудовой активности.

Вторым немаловажным видом  стимулирования является социальное, подразумевает поощрение материальными, но не денежными стимулами.

Материальные, но не денежные блага имеют морально-престижную и содержательную ценность, а также обладают свойством выделять поощряемого из среды. Они привлекают внимание всех и являются предметом оценок и обсуждения работников. При этом общая тенденция такова, что чем менее предмет (материальный предмет, услуга, преимущество, льгота), выполняющий функцию стимула, распространен в среде, тем выше при прочих равных условиях его престижная составляющая. Причем часто данный неденежный стимул является более эффективным, чем денежный эквивалент данного подарка компании. Однако эффективное использование огромного побудительного потенциала материальных неденежных благ буквально немыслимо без индивидуального подхода.

Моральное стимулирование основывается на специфических духовных ценностях человека и выражается в признательности руководства, оценке заслуг работника, общественном признании.

Сущностью морального стимулирования является передача информации о заслугах человека, результатах его деятельности в социальной среде. Оно имеет информационную природу, являясь информационным процессом, в котором источником информации о заслугах работников выступает руководитель, директор, а получателем — работник и коллектив.

В управленческом аспекте  моральные стимулы выполняют в отношении работника и коллектива роль сигналов со стороны руководства о том, в какой степени их деятельность соответствует интересам предприятия.

Таким образом, социальное стимулирование подразумевает поощрение материальными, но не денежными стимулами. Материальные, но не денежные блага имеют морально-престижную и содержательную ценность, а также обладают свойством выделять поощряемого из среды.6

Моральные стимулы представляют собой такие средства привлечения людей к труду, которые основаны на отношении к труду как высшей ценности, на признании трудовых заслуг как главных. Они не сводятся только к поощрениям и наградам, применение их предусматривает создание такой атмосферы, такого общественного мнения, морально-психологического климата, при которых в трудовом коллективе хорошо знают, кто и как работает, и каждому воздается по заслугам. Такой подход требует обеспечения уверенности в том, что добросовестный труд и примерное поведение всегда получат признание и положительную оценку, принесут уважение и благодарность. И наоборот, плохая работа, бездеятельность, безответственность должны неотвратимым образом сказываться не только на уменьшении материального вознаграждения, но и на служебном положении и моральном авторитете работника.

Необходимо знать требования, которым должно отвечать моральное стимулирование работников, а также то, что необходимо для эффективного применения моральных стимулов и т.д., — эти темы заслуживают отдельного рассмотрения. Одним из основных условий высокой эффективности морального стимулирования является обеспечение социальной справедливости, т.е. точного учета и объективной оценки трудового вклада каждого работника.

Перефразировав вышесказанное, еще раз подчеркнем, что в целях  увеличения эффективности работы организации гораздо большего эффекта можно достичь с помощью неэкономических стимулов, однако необходимым условием для этого является грамотно и продуманно составленная система оплаты труда, гибкая и учитывающая специфику работы и самой организации система премирования, а также хорошая реализация на практике этих двух систем.7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Направления  и формы стимулирования трудовой деятельности.

Важное значение в управлении поведения социальных объектов в  сфере труда имеют формы организационного стимулирования, выделенные по способу  взаимосвязанному результаты деятельности и стимулов.

2.1 Опережающие и подкрепляющие  формы стимулирования

Различие между опережающими и подкрепляющими  формами организации  стимулирования состоит в степени  информированности объекта управления и взаимосвязи стимулирования и  результатов деятельности.

В опережающей объект стимулирования еще до начала деятельности информируется  о том, какие необходимо достичь  результаты и что можно за них  получить. Ему сообщают, как будет  измеряться его труд, каким образом  он будет оцениваться и какова будет функция стимулирования.

При подкрепляющей, объект стимулирования узнает о том, что оказался ценным, признанным и поощренным в его  труде только после завершения деятельности. Стимулирование в этом случае подкрепляет  уже осуществленные действия 8.

К достоинствам отнесем возможности  достижения быстрого стимулирующего эффекта, четкую целевую направленность, высокую  приспособленность для побуждения разовых действий исполнителя, возможность  в отдельных случаях выбора ясных  принципов построения. Недостатком  является необходимость создания детальной  системы измерения и оценки труда, разработка конкретной и приемлемой для объекта управления разновидностей работ, проявление несовпадений целей  субъекта и объекта управления, провоцирование конфликта между долгом и выгодой.

Преимущества подкрепляющей  формы не требует специальных  нормативной базы стимулирования, делает все работы равноценными, переводит  акцент на итоговую значимость работ, на достижение конечных целей. Ее применение возможно там, где затруднено измерение  результатов труда, или в случаях, когда недопустимо введение расчетных  отношений и 

поиска выгоды. Недостатками  являются неспособность дать быстрый  побуждающий эффект, рассчитан на многоцикличность самого процесса стимулирования, требует высокой зрелости социальных отношений, доверие к субъекту управления, единство ценностных ориентаций.

2.2 Индивидуальная и коллективная  формы стимулирования

Деление форм организации  стимулирования на индивидуальную и  коллективную зависит от того, по результатам  какого труда осуществляется стимулирование конкретных исполнителей. Если в основе лежат результаты труда непосредственного  работника, то это индивидуальная форма  организации стимулирования, а если результат деятельности трудов коллектива в целом – то коллективная форма.

Достоинством индивидуальной формы стимулирования является то, что четко прослеживается связь  между эффективностью деятельности конкретного исполнителя и ее поощрениями. Недостатками являются значительные сложности в установлении показателей  для оценки результата работы отдельного исполнителя, происходит концентрация их внимания только на выполненных  конкретных производственных операциях  в отрыве от целей коллектива. Такая  ситуация будет сказываться на психологическом  климате и на экономических результатах  деятельности предприятия.

Стимулирование по результатам  деятельности коллектива в целом  способствует конвергенции интересов  отдельных исполнителей с интересами коллектива, позволяет каждому работнику  ощутить себя частичкой единого  целеустремленного коллектива, ответственным  за судьбу своего предприятия

Главные трудности коллективной формы стимулирования заключается  в определении вклада конкретного  исполнителя в конечные результаты деятельности трудового коллектива и соответственно их доли в общем  объеме полученных в зависимости  от эффективности этой деятельности материальных и духовных благ.

2.3 Позитивная и негативная  формы стимулирования

Позитивная и негативная формы организации стимулирования основываются на учете отклонений результатов  деятельности от нормативных. Достижение и превышение нормативных показателей  объектом стимулирования субъект управления поощряет путем увеличения степени  удовлетворения потребностей объекта. И наоборот, недостижение, отставание от установленных показателей деятельности наказывается соответственно снижением  степени удовлетворения потребностей объекта управления. Снижение уровня удовлетворения потребностей может  быть абсолютным (штраф, понижение в  должности, лишение каких-либо льгот), относительным по сравнению с  ожидавшимся уровнем (снижение размера  премии, изменение в очереди на получение благ) и относительным  по сравнению с другими работниками (меньший размер премий, непоощрение  каким-то благом).

Позитивное стимулирование способствует повышению престижности, авторитетности человека в глазах окружающих. Негативное стимулирование направлено на ущемление определенных потребностей работы, что ведет к снижению его  престижа и авторитета. Негативное стимулирование больно задевает самолюбие  человека, поэтому его использование  в целях стимулирования трудовой активности требует учета многих психологических нюансов.

Негативное стимулирование имеет и достоинства. Оно является более экономичным по сравнению  с позитивным, так как не требует  для своего осуществления каких-то дополнительных благ, а зачастую даже увеличивает объем находящихся в распоряжении субъекта управления благ. Кроме того, негативное стимулирование принимается людьми значительно острее, чем позитивное.

Информация о работе Стимулирование трудовой деятельности