Стратегии размещения предприятий сферы услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 17:18, контрольная работа

Краткое описание

В условиях рыночного хозяйства России в важнейший сектор ее экономики превращается сфера услуг.
Сфера услуг — представляет собой совокупность отраслей хозяйства и видов деятельности, предназначенных для производства и реализации услуг населению. Сфера услуг непосредственно связана с воспроизводством человеческой жизни и способствует созданию благоприятных условий развития и размещения производительных сил отдельных регионов.

Содержание

Стратегии и факторы размещения предприятий сферы услуг………….2
Анализ предприятия ООО "Лазурит" и стратегии его размещения..10
Список используемой литературы……………………………………23

Вложенные файлы: 1 файл

производственный менеджмент контрольная.docx

— 52.05 Кб (Скачать файл)

Финансовый  университет при правительстве  Российской Федерации

Кафедра маркетинга

 

Контрольная работа

 

по дисциплине «Производственный менеджмент»

на тему:

«Стратегии  размещения предприятий сферы услуг»

 

 

 

 

Исполнитель: Башмат А.С.

Специальность: Маркетинг

5 курс

№08МАБ01645

                                                                                             Руководитель:ПилипчакЮ.В.

 

 

                                                      Калуга 2013

Содержание:

  1. Стратегии и факторы размещения предприятий сферы услуг………….2
  2. Анализ предприятия ООО "Лазурит" и стратегии его размещения..10
  3. Список используемой литературы……………………………………23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стратегии и факторы  размещения предприятий сферы услуг.

 

В условиях рыночного хозяйства  России в важнейший сектор ее экономики превращается сфера услуг.

Сфера услуг — представляет собой совокупность отраслей хозяйства и видов деятельности, предназначенных для производства и реализации услуг населению. Сфера услуг непосредственно связана с воспроизводством человеческой жизни и способствует созданию благоприятных условий развития и размещения производительных сил отдельных регионов.

Быстрый рост сферы услуг  в России в последнее десятилетие  привел к значительному изменению  структуры российскоговалогового внутреннего продукта. За 1990-2006 гг. общая доля сферы услуг в ВВП России увеличилась с 32,6 до 48,4%, но по уровню развития этой сферы Россия значительно уступает ведущим странам мира, где доля услуг в ВВП колеблется от 2/3 до 3/4.

Виды сфер услуг

В зависимости от роли услуг  в процессе воспроизводства и  характера удовлетворяемых потребностей различают: сферу услуг материального производства (транспорт, связь, бытовое обслуживание), сферу услуг духовной жизни(образование, физическая культура, наука, искусство) и сферу услуг в социальной сфере (торговля, жилищно-коммунальное обслуживание, здравоохранение). Кроме этого выделяют рыночные и нерыночные услуги. К рыночнымотносят услуги, которые реализуются на рынке по экономически значимым ценам: услуги транспорта, торговли, платные услуги учреждений культуры, образования, здравоохранения, бытовые, услуги финансового посредничества и др. В составнерыночных услуг включаются услуги, предоставляемые бесплатно или по ценам, не имеющим экономического значения: управление, оборона, фундаментальная наука, бесплатное образование, здравоохранение и др.

Рынок потребительских услуг в России формируется достаточно быстро. Объем платных услуг населению за 2000-2007 гг. увеличился более чем в 5 раз, при этом наиболее высокими темпами развития отличались услуги системы образования, медицинские, жилищно-коммунальные связи.

Территориальная организация  рынка услуг определяется целым  рядом факторов, среди которых  можно выделить демографический, природный, социально-экономический, исторический, особенности потребления услуг, которые оказывают прямое или  косвенное воздействие на развитие отраслей сферы услуг в регионах.

Демографическая ситуация, складывающаяся на определенной территории, т. е. наличное население, уровень его  естественного прироста, половозрастная структура, формы расселения и т. д., предопределяет характер развития и размещения сферы услуг: изменения в образовательной системе, организации медицинского обслуживания.

Особенности расселения сказываются  на внутрирегиональных различиях размещения отраслей сферы услуг, так как их качественные характеристики в крупных городах и региональных центрах в России всегда были выше, чем в сельской местности.

Размещение сферы  услуг

Огромное воздействие  на развитие и размещение сферы услуг  оказывает природный фактор. Отличительной  особенностью северных и восточных  районов России является возрастание  расходов на поддержание жизни, где  продолжительность отопительного  сезона в 2-3 раза выше, чем на юге  страны, а экстремальная климатогеографическая  ситуация на значительной части территории страны является одной из причин высокой  заболеваемости населения.

Социально-экономическое  положение региона отражает уровень  развития его производительных сил, характеризует объемы произведенного валового регионального продукта (ВРП) и определяет бюджетные возможности  территории и объем денежных потоков, в том числе и на развитие сферы  услуг.

В то же время экономическая  освоенность территории определяет доступность услуг, прежде всего  социально-культурного характера, и  возможность решения проблем  развития человеческого потенциала. Периферийное положение большинства  населенных пунктов обусловливает  наличие в них самого сложного набора социальных проблем — минимальную  доступность разного вида услуг  в сочетании с низкими качественными  характеристиками населения.

Огромное воздействие  на формирование и развитие сферы  услуг оказывает исторически  сложившееся размещение ведущих  отраслей в столичных городах. До сих пор две российские столицы  отличаются высоким уровнем территориальной  концентрации сферы услуг. Так, здесь  проживает более 10% населения России, но расположено 30% вузов, где обучается  свыше 24% учащихся высшей школы, работает 17,1% врачей, находятся крупнейшие музеи  и выставочные залы, библиотеки, ведущие театры страны, функционирует 51% банков РФ.

Одновременно следует  учитывать и особенности потребления  услуг, процесс производства которых, как правило, совпадает с их потреблением. При этом различают услуги повседневного  спроса, постоянно используемые большей  частью населения, проживающего на данной территории (услуги общественного транспорта, службы быта, системы образования, коммунальные услуги и др.) и размещаемые равномерно в пределах населенной зоны. Периодически потребляемые услуги (медицинские, рекреационные, культурные) учитывают тяготение населения к соответствующим центрам, а услуги, к которым обращаются эпизодически (строительство жилья, юридические консультации, специализированная медицинская помощь) пространственно разряжены.

Воздействие этих факторов на территориальную организацию  сферы услуг находит отражение в сложившемся размещении ряда ее отраслей, где только население Центрального и отчасти Северо-Западного районов, включая Калининградскую область, в достаточной мере обеспечено разнообразными видами услуг.

В целом территориальная  организация платных услуг населению  отражает социальную и экономическую  неоднородность российского пространства. К началу ХХI в. в России сформировалось три типа регионов с наиболее контрастными социальными характеристиками. Первый из них — Европейский Центр, где завершены процессы урбанизации и демографического перехода, преобладает сильно постаревшее население, особенно в сельской местности; относительно высока обеспеченность городских жителей жильем и основными видами социальной инфраструктуры, значительны различия в уровне и качестве жизни городского и сельского населения. Второй тип регионов — республики Северного Кавказа и юга Сибири, не завершившие демографический переход и слабоурбанизированы: здесь омоложенная возрастная структура, преимущественно низкая обеспеченность разными видами услуг, минимальные доходы и невысокий уровень образования. Третий тип — регионы Крайнего Севера и Дальнего Востока, где возрастная структура омоложена в результате миграции, городское население имеет наиболее высокие доходы в стране и одновременно крайне низкую обеспеченность социальной инфраструктурой.

Особое место в сфере  услуг занимает социальный комплекс, куда относят здравоохранение, образование, туризм, культуру и искусство и др.

Жилищно-коммунальное хозяйство

Одна из первичных жизненных  потребностей человека — это потребность  в жилище, обеспечивающем благоприятную  среду обитания и определяющем качество жизни. Жилой фонд России составляет 3,1 млрд. м2 общей площади и по видам собственности включает частный, государственный, муниципальный, общественный жилищные фонды и жилищный фонд коллективной собственности.

Степень обеспечения населения  РФ жильем (21,5 м2 в 2007 г. на одного жителя), его благоустройство, а также уровень развития и организации жилищно-коммунального хозяйства значительно уступает развитым странам мира. В 2007 г. водопровод был оборудован у 88% площади всего городского жилищного фонда и 45% — у сельских населенных пунктов; канализацией обеспечивалось 86% всего жилищного городского фонда, а в сельских населенных пунктах этот показатель составлял 35%.

В предреформенные годы наибольшей обеспеченностью жильем отличались центральные и северо-западные районы России, имеющих значительный жилой фонд, где высокоурбанизированные территории отличаются благоустроенным жильем, а аграрные районы значительно отставали по степени комфортабельности жилого фонда.

В 1990-е гг. сокращение естественного  прироста и массовый отток населения  из восточных районов способствовал  росту обеспеченности жильем (Чукотский  АО — 29,4 м2 на одного жителя). Напротив, на юге европейской части России обострение жилищной проблемы главным образом обусловлено усиливающейся нагрузкой на эту сферу беженцев из кавказских республик.

Здравоохранение представляет собой систему социально-экономических  и медицинских мероприятий, направленных на сохранение и повышение уровня здоровья каждого отдельного человека и населения в целом. Состояние  здравоохранения и оказание медицинских  услуг обусловлено характером финансирования этой отрасли, обеспеченностью населения  медицинской помощью и использованием медицинских учреждений. Величина расходов на здравоохранение в мире в целом к началу ХХI в. составляла 8% ВВП, в экономически развитых странах — 9,2, в развивающихся — 4,7%, в а России уже многие годы она сохраняется на уровне 3,1-3,5, хотя согласно рекомендациям ВОЗ этот показатель должен составлять 5% ВВП.

При этом Россия уже многие годы занимает первое место в мире по обеспеченности населения страны врачами (49,8 на 10 000 жителей), в структуре  специальностей которых, зависящей  от частоты обращений за медицинской  помощью, преобладают терапевты (более 1/5), хирурги (1/9), педиатры (1/10) и стоматологи (1/12). Однако кризисное положение  материально-технической базы отрасли  не позволяет в полной мере использовать потенциал высококвалифицированных  специалистов.

Несмотря на рост обеспеченности населения врачами, выделяются регионы- лидеры, что связано либо с историческими факторами развития отрасли (Москва, Санкт-Петербург), либо с усилением депопуляционных процессов (Смоленская, Ярославская области, Хабаровский край), либо с усилением социальной политики на данной территории (Республика Северная Осетия-Алания, Астраханская область).

Образование

Сильная социальная политика предшествующих десятилетий в области  образования способствовали широкому охвату населения различными видами обучения и по выпуску специалистов в расчете на 10 тыс. жителей, Россия, согласно данным ЮНЕСКО, входит в первую десятку стран мира.

Развитие и размещение системы образовательных учреждений, которые в России представлены тремя уровнями (общие образовательные, средние специальные и высшие учебные заведения), во многом определяются демографической ситуацией.

Особое место занимает дошкольное образование. Резкое падение  рождаемости в 1990-х гг. на фоне экономического кризиса привело к сокращению охвата детей дошкольными учреждениями на Северном Кавказе, в Центральном  Черноземье. Исключение составляют северные территории России, где обеспеченность детей постоянными дошкольными  учреждениями примерно в 1,5 раза выше, чем в среднем по России.

Система общего среднего образования  отличается повсеместностью размещения. В стране работают государственные  дневные общеобразовательные учреждения различных видов, развивается сеть частных школ, из которых более 1/3 расположено в Центральном районе, главным образом в Москве и  Московской области, а также в  крупных городах России.

Размещение системы среднего профессионального образования  ориентируется на городскую среду  и до сих пор основными районами подготовки специалистов среднего звена  для различных отраслей народного  хозяйства остаются Центр и Урал, где сосредоточено почти 2/5 учебных  заведений, обеспечивающих квалифицированными кадрами все районы страны.

Богатые традиции в подготовке специалистов имеет российская высшая школа. В настоящее время в  системе высшего образования  страны работает более 1 тыс. вузов. Среди государственных вузов явно преобладает подготовка специалистов технического и естественно-научного профиля, а среди негосударственных — финансово-экономического. Распределены вузы по территории России крайне неравномерно. Более 1/3 вузов страны находятся в Центре и Северо-Западе, главным образом в Москве и Санкт-Петербурге, где высока доля негосударственного сектора высшей школы.

Информационные услуги, предоставляемые  на российском рынке, постоянно растут и расширяются. Они являются непременным  условием динамичного развития рыночной экономики. Возможность получения  и использования электронных  информационных ресурсов превращается в ключевой фактор развития России в ХХI в.

Значительную часть информационных услуг составляют услуги связи, обеспечивающие пространственное перемещение информации, не создавая при этом нового продукта. Размещение телефонных аппаратов (телефонная емкость) отличается их сосредоточением  в Западной зоне страны, где наиболее высокие показатели телефонной плотности (число телефонов на 100 жителей) имеют  Северо-Западный и Центральный районы, главным образом за счет Москвы и  Санкт-Петербурга. В конце 1990-х гг. в стране ускорился процесс внедрения  цифровых систем связи и по количеству крупных проектов в области телекоммуникаций Россия опережает все страны мира. К 2010 г. цифровизация телефонной системы связи должна составить 94%.

Информация о работе Стратегии размещения предприятий сферы услуг