Стратегические решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 18:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы –рассмотреть особеность роли высшего руководства предприятия в принятии стратегических решений.
Поставленая цель определила необходимость решения следующих задач:
Исследовать понятие «стратегическое решение»
Изучить процесс выбора стратегии и роль высшего руководства предприятия в принятии стратегических решений.
Разработать варианты совершенствования роли высшего руководства предприятия в принятии стратегических решений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………….……………………………….3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИНЯТИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ……………………………………………………………………….......7
1.1. Стратегические решения в системе управления организацией………….......7
1.2. Процесс подготовки, принятия и реализации стратегических решений………………………………………..…………………………………....12
1.3.Роль руководства предприятия в принятии стратегических решений……..22
2.СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО ТУРОПЕРАТОР «САФАРИ-КРЫМ»………………….………………………….28
2.1.Организационно экономическая характеристика ООО туроператор «Сафари-Крым»……………………………………………………………....…….28
2.2.Процес выбора стратегии и роль руководства в принятии стратегических решений в ООО туроператор «Сафари-Крым»………………………………….32
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РОЛИ ВЫСШЕГО РУКОВОДСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ В ПРИНЯТИИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В ООО ТУРОПЕРАТОР «САФАРИ-КРЫМ»……………………………...............……...39
3.1. Основные направления совершенствования разработки и принятия стратегических решений в ООО туроператор «Сафари-Крым»………………..39
3.2.Совершенствование роли руководителя предприятия в принятии стратегических решений в ООО туроператор «Сафари-Крым»………………..40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….…………….45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….………….46

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 267.50 Кб (Скачать файл)

3.Формулировка ограничений и критериев принятия решений.Стратегические решения должны быть реалистичными и эффективными. Для того чтобы решение было реалистичным, необходимо, прежде всего, сформулировать имеющиеся ограничения. К ним могут относиться внутренние ресурсы фирмы (трудовые, денежные, технологические и т.д.), а также внешние ограничения (например, законы, уровень развития науки и техники, конкурентная ситуация на рынке сбыта и т.д.). Для того чтобы оценить качество принимаемого решения, необходимо разработать систему критериев, по которым оно будет оцениваться. Такие критерии, с одной стороны, отражают имеющуюся систему целей, а с другой, - некоторые собственные характеристики решений.14

4.Определение альтернатив.Формирование набора альтернативных решений выявленной проблемы является процессом в высшей степени сложным и творческим. Частичная формализация этого процесса может быть осуществлена с помощью различных модификаций метода мозгового штурма. При формировании множества альтернатив надо найти компромисс между полнотой этого набора, с одной стороны, и реальностью и обозримостью задачи, с другой. Конечно, чем ближе набор решений к своему наиболее полному варианту, тем больше вероятность нахождения глобального оптимума или приближения к нему. Однако сформировать все альтернативы в реальной ситуации невозможно не только из-за дороговизны и объективных временных ограничений. Поэтому чаще процесс формирования альтернатив оканчивают, как только найдено несколько перспективных вариантов. Понятно, что чем сложнее и дороже процесс их разработки, тем меньше их число, и, наоборот, чем ответственнее принимаемое решение - тем их больше. Методы формирования идей решений в порядке возрастания степени их новизны можно разбить на: Заимствование с адаптацией - готовое решение несколько корректируется с целью его большего соответствия ситуации. Важным является то, сколько логических переходов или изменений было сделано при их доработке; Аналогий, когда анализируется решение из абсолютно иной сферы деятельности, выявляются его основные принципы и на их основе строится решение в требуемой области; Качественно новые решения.

5. Оценка альтернатив. Оценка каждой из альтернатив осуществляется исходя из множества отобранных критериев. В некоторых случаях часть из них может иметь количественный, а часть - качественный характер.

6. Выбор альтернативы. Для решений с четкой структурой методы выбора альтернатив содержаться в "Исследовании операций". Одной из наиболее распространенных проблем, возникающих при выборе таких стратегических решений, является множество требований, предъявляемых к ним.15

Основными способами  являются: свертка критериев, т.е. конструирование на базе многих целей одной-единственной, фиктивной, например, с помощью каких-либо арифметических действий; определение тех вариантов, у которых улучшение ни одной из характеристик невозможно без ухудшения других. На окончательный выбор между альтернативами сильнейшее влияние оказывает еще ряд таких количественно трудно формализуемых факторов, как: имеющееся число вариантов и качество их проработки; длительность использования готовящегося решения и его регулярность; состав и важность связанных с ним решений; допустимость активизации решения, например, вследствие его непопулярности. Все предыдущие как формализуемые, так и не формализуемые критерии выбора исходили из интересов объекта управления. Однако нельзя забывать о том, что у самого менеджера тоже есть свои интересы. Поэтому иногда решающее значение на выбор альтернативы имеет то, какова степень собственной моральной и материальной удовлетворенности менеджера, связанной с этим решением.

7. Реализация  и контроль выполнения решений. Важное условие - признание коллективом. Для этого необходимо убеждать и привлекать людей к принятию решений. Практика показывает, что в случае, если коллектив в какой-то мере участвовал в подготовке варианта, считает его "своим", сопротивление ходу его реализации значительно снижается. Затем начинается следующая фаза рассматриваемого этапа – контроль за ходом реализации, т.е. установление обратной связи для изучения соответствия фактических результатов с ожидавшимися.

 

 

 

   1.3. Роль руководства предприятия в  принятии стратегических решений

Повседневная  деятельность руководящего лица подразделяется на множество относительно небольших актов общения, управленческих воздействий, взаимодействий с внешними и вышестоящими инстанциями и т.п. Каждый такой аспект деятельности руководителя способен порождать психологические трудности. Умение их видеть и справляться с ними — обязательный компонент квалификации любого руководителя.Поэтому имеет смысл проанализировать его работу в функциональном разрезе, с точки зрения взаимоотношений с подчиненными. Ведь именно конкретные дела, поручения, применяемые санкции и наполняют реальным содержанием понятие «стиль руководства». Управленческий процесс традиционно принято расчленять на пять этапов: планирование, организация, руководство людьми, мотивация и контроль. В соответствии с этим делением можно определить и основные функции руководящей деятельности: Стратегическая (планирование); Администраторская (организация); Коммуникативно-регулирующая; Мотивационная; Контролирующая и т.д. 16

1. Стратегическая функция руководства. Стратегическое планирование и формирование целей и ценностей организации принято считать главной функцией руководителя. Допустим, руководитель опытен, компетентен, обладает широким кругозором, навыками стратегического мышления и т.д. Но даже при таких благоприятных предпосылках успешное выполнение им стратегической функции, как правило, упирается в три проблемы, имеющие явный психологический подтекст:

Проблему принятия решений (единолично — коллективно); Проблему ограниченности времени (нет времени  подумать на перспективу, «текучка заедает»); Проблему инновационной активности (помните: лучшее — враг хорошего).Современная управленческая мысль полагает, что вышеперечисленные опасения руководителей по большей части неосновательны. Никто ведь не призывает раздавать подчиненным все руководящие полномочия. Само собой разумеется, что установление целей, принятие стратегических решений, контроль результатов работы, задачи особой важности и высокой степени риска и т.д. — делегировать никак нельзя. А вот рутинную работу, подготовительные операции, частные вопросы, задачи, способствующие профессиональному росту сотрудников, — можно и нужно, если руководитель хочет высвободить время и силы для всего вышеперечисленного.Отличить руководителя, слабо владеющего делегированием, можно по следующим характерным признакам:работает после официального окончания рабочего дня; остается на работе дольше своих сотрудников; сам пишет большую часть инструкций, писем, отчетов и т.п.; не находит себе замены на период отпуска; возвратившись из командировки, находит свой стол заваленным корреспонденцией и т.д. Проблема инновационной активности. Развитие, инновации, прогресс — замечательные в сущности явления. Открытых их противников просто нет. Но как только перемены доходят до каждого конкретно, тут же находятся причины, по которым новации вообще-то, конечно, желательны, но вот в данном конкретном случае, при таких-то конкретные обстоятельствах — скорее неуместны.Существует великое множество причин нашего молчаливого сопротивления инновациям. К. Девис даже разделил их на три вида: экономические, личностные и социальные.17

Экономические - боязнь безработицы; боязнь сокращения продолжительности рабочего дня и, как следствие этого, заработка; боязнь снижения социального статуса; боязнь интенсификации труда и сокращения прогрессивной его оплаты.

Личностные — восприятие критики современных методов работы как личной обиды; боязнь того, что приобретенные навыки окажутся ненужными и будет ущемлена профессиональная гордость; уверенность в том, что нововведения всегда приводят к усилению специализации, повышению монотонности труда и уменьшению чувства собственной значимости как участника трудового процесса; нежелание расходовать силы на обучение; страх перед неопределенностью, обусловленной непониманием сути и последствий нововведения.

Социальные — нежелание приспосабливаться к новому социально-психологическому климату в коллективе; стремление сохранить привычные социальные связи; боязнь, что новая социальная обстановка приведет к меньшему удовлетворению работой; неприязнь к внешнему вмешательству в личные дела и к лицам, внедряющим нововведения; недовольство слабостью личного участия и незначительностью личной роли по внедрению нововведений; уверенность в том, что любые новшества выгодны компании, а не работнику, его товарищам по работе или обществу.

2. Администраторская функция руководства В обязанности руководителя входят не только вопросы стратегического плана, но и чистое администрирование, обозначающее директивные способы общения руководителя с подчиненными. Особое место занимают разного рода наказания и поощрения. Этот вид воздействия с давних времен известен под названием универсального метода «кнута и пряника». Причем вся психология второй половины XX в. твердо стоит на том, что «пряник» гораздо предпочтительнее «кнута» и много эффективнее в деле управления людьми. Общее правило, выведенное многочисленными исследованиями, состоит в том, что «положительные подкрепления» (поощрения, вознаграждения) действуют эффективнее, чем «отрицательные». Они много лучше «обучают» подчиненных, психологически закрепляют образцы требуемого поведения, способствуют формированию благоприятного психологического климата в коллективе, повышают самооценку людей, успешно «мотивируют» их на производительный труд и т.д.

3. Коммуникативно-регулирующая функция руководства Эффективность коммуникаций зависит от множества факторов. Один из самых значимых среди них — установление благоприятных отношений руководителя с подчиненными. Сами собой такие отношения возникают редко. Их надо строить, то есть прикладывать осознанные усилия к тому, чтобы эти отношения развивались в нужном направлении. От руководителя в данном случае зависит и соответственно требуется много больше, чем от подчиненного. Любому руководителю наверняка приходилось сталкиваться с так называемыми «трудными служащими». Такие работники, как правило, плохо управляемы. Но не пытайтесь изменить таких людей. Без специальных психологических методик коррекции поведения ничего не получится, а на производстве заниматься этим, конечно же, некогда. Но и не льстите себя надеждой, что, уволив подобных работников, вы решите проблему. Новые, скорее всего, будут такими же. Когда-то даже всесильный вождь советского народа так отреагировал на жалобу секретаря Союза писателей на своих подопечных: «У меня других писателей нет. Работайте с этими». Лучше не посоветуешь. «Работайте с этими», ищите в них положительные качества, которые можно использовать на благо, стремитесь к всемерной открытости отношений, не навешивайте ярлыки на людей, не применяйте принцип «око за око» и т.д. И самое важное: работая с «трудными служащими», следите за тем, чтобы самим не превратиться в «трудного босса».

4. Мотивационная функция руководства Вряд ли необходимо убеждать кого-либо в том, что одной из главных задач любого руководителя является мотивирование подчиненных, т.е. создание заинтересованности в результатах и качестве труда. Теоретические основы просчета этой функции руководства достаточно просты. В основе человеческого поведения лежат, как известно, многочисленные потребности. Их иерархия представлена в классической схеме Абрахама Маслоу (без которой не обходится, кажется, ни один труд по психологии управления):Физиологические потребности. Потребности безопасности и защищенности. Социальные потребности. Потребности в уважении. Потребности самореализации. 18 К физиологическим относятся потребности, обеспечивающие простое выживание человека: в еде, питье, жилище, отдыхе. Потребность в безопасности и защищенности — это необходимость чувствовать уверенность в себе, в том, что физиологические потребности будут непременно удовлетворены, физические и психологические опасности нас минуют и т.п. Социальные потребности включают чувства сопричастности чему-либо, принятия человека другими, привязанности и поддержки. Следующая ступень иерархии — потребности в уважении личных достижений, компетенции, в признании других, а также самоуважении. И наконец, на вершине пирамиды — потребность в самовыражении, в реализации своего потенциала и росте как личности. Потребности порождают мотивы поведения, то есть некие побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей. Для иерархической структуры мотивов по А. Маслоу существует правило: «следующая ступень мотивационной структуры имеет значение лишь тогда, когда предыдущие ступени реализованы». В первую очередь руководителю необходимо стремиться к удовлетворению тех потребностей, которые находятся в нижней части «пирамиды Маслоу». Это — приемлемый уровень оплаты труда, стабильность занятости, безопасность труда и т.д. И лишь после того, как эти потребности можно будет счесть достаточно удовлетворенными, руководитель может подключать более «высокие» стимулы.

5. Контролирующая функция руководства. Проблемы с осуществлением этой функции руководства порождены простым противоречием: всем ясно, что бесконтрольность вредна, но мало кто любит, чтобы его контролировали. Это противоречие можно частично обойти, если соблюдать следующие требования:Контроль должен быть: постоянным, объективным, оперативным, открытым. Контроль не должен быть: тотальным, бессистемным, формальным, не доведенным по результатам до исполнителя. Попробуйте, так сказать, превратить порок в добродетель: контроль — не карательная акция, а проявление внимания к работнику.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

2.СТРАТЕГИЧЕСКИЙ  АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ  ООО ТУРОПЕРАТОР «САФАРИ-КРЫМ»

2.1.Организационно  экономическая характеристика  ООО туроператор «Сафари-Крым»

          

            Общество с ограниченной ответственностью туристический оператор «Сафари-Крым», расположено по адресу:

98403 Украина  АР Крым, г. Бахчисарай, ул. Ракитского 2/6

тел/факс: 8(06554)5-29-85

мобильный телефон: 8-0990773617, 8-0679502151

Лицензия: серия АВ №34967

Срок: до 12.10.2012 г.

Туристическое агентство «Сафари-Крым»  было основано в 2005 году. С начала основания  директором ООО туроператора «Сафари-Крым»  является Похила  Наталья  Васильевна, стаж работы в туризме 24 года. Наталья  Васильевна с 1986 года работала экскурсоводом в Бахчисарайском бюро путешествий и экскурсий ЗАО «Крым-тур», постоянно участвует в учебных экскурсиях, которые проводят преподаватели Таврического Национального университета им. Вернадского. Имеет дипломы и почетные грамоты от туристических компаний и министерства курортов и туризма Автономной Республики Крым за многолетний добросовестный труд, высокое профессиональное мастерство и значительный вклад в развитие курортно-туристского комплекса АР Крым. 

Среди основных услуг, оказываемых турфирмой  «Сафари-Крым», можно выделить следующие:

1.  Туры по Крыму, заграницу

2.  Горящие туры заграницу

3.  Поездки  «выходного дня»

4.  Организация корпоративных поездок 

Следует отметить, что турфирма «Сафари-Крым» не ограничивает туристов в выборе туров и направлений, куда можно поехать. Организаторы экскурсий  готовы подобрать своим клиентам самые различные типы отдыха: оздоровительный, познавательный, профессионально-деловой, спортивный, религиозный и другие, а также предложить огромный список стран, начиная с ближнего зарубежья и заканчивая экзотическими местами.

Ключевыми задачами туристической фирмы «Сафари-Крым»  являются:

- повышение  качества предлагаемого продукта;

- увеличение  числа клиентов, желающих совершить  путешествие; 

- совершенствование методики продаж;

- увеличение  объема продаж, анализируя популярность  тех или иных направлений; 

- совершенствование  форм обслуживания клиентов за  счет повышения профессионального  уровня сотрудников фирмы; 

- квалифицированные  консультации по всем вопросам, связанным с поездкой.

Фирма «Сафари-Крым»  работает как тур агент с теми туроператорами, с которыми связывают  надежные партнерские отношения. В  этом заключается фирменный стиль  ведения бизнеса. Потенциальных  партнеров много, но репутация, марка есть не у всех, и взаимоотношения складываются не со всеми одинаково. Надежная цепочка туроператор–тур агент–клиент поддерживает марку фирмы и сохраняет постоянных клиентов. Все спорные вопросы, если они возникают, рассматриваются в фирме тщательно и глубоко. Основное в работе фирмы – строгая дисциплина, доведение дела до конца, ответственность за каждого клиента, работа без сбоев.

 

 

Деятельность предприятия  регламентирована Законом Украины  «О туризме». Организационная схема  управления предприятием представлена на рис.4

 

ООО Туроператор  «Сафари – Крым»



          Директор



Бухгалтер




 

Организатор экскурсий




 

Менеджер по персоналу





 


 

 

Рисунок 4 – Организационная структура управления ООО Туроператор «Сафари-Крым»

 

Руководство при  управлении придерживается следующих принципов:

- честность  и открытость в отношении с  подчиненными;

- объяснение  целей и помощь в их достижении.

Система мотивации «Сафари - Крым» включает в себя:

- обучение –  способ повышения эффективности  труда работников и их удержания;

- материальный  рост – прирост «живых» денег,  которые сотрудник может получить  после определенного срока работы;

- карьерный  рост – повышение в должности,  право распоряжаться более серьезными  ресурсами;

Оплата  труда работников организации –  по сдельной форме оплаты труда.В представленной организационной структуре можно выделить ряд недостатков:

- отсутствие  службы маркетинга;

- менеджер по  персоналу не имеет подчиненных,  а следовательно его функции  резко ограничены.

Для общей  оценки показателей по труду ООО Туроператор «Сафари-Крым» составим таблицу 2.

                                                                                              Таблица 2

  Анализ показателей  по труду по предприятию ООО  Туроператор «Сафари-Крым»

Показатели

Факти-чески за 2009 г

2010 год

Отклонение

В % к 2009г

план

факти-чески

% вы-полне-ния  плана

от плана

от 2009г

Выручка от реализации услуг, тыс.грн:

214,9

244,6

237,1

96,9

-7,5

+22,2

110,3

Среднесписочная численность работников, чел

16

17

17

100,0

-

+1

106,3

Среднегодовая выработка на одного работника, тыс.грн 

13,4

14,4

14,0

97,2

-0,4

+0,6

104,5


 

2.2.Процес  выбора стратегии и роль руководства  в принятии стратегических решений  в ООО туроператор «Сафари-Крым»

 Прежде всего, следует отметить, что стратегия ООО туроператор «Сафари-Крым» может быть охарактеризована как стратегия быстрого роста. Необходимо произвести анализ внешней среды ООО для оценки возможных вариантов оптимизации стратегии. Анализ внешней среды представляет собой процесс, посредством которого разработчики стратегического плана контролируют внешние по отношению к организации факторы, чтобы определить возможности и угрозы для фирмы. Анализ среды – это очень важный для выработки стратегии организации и сложный процесс, требующий внимательного отслеживания происходящих в среде процессов, оценки и установления связи между факторами, сильными и слабыми сторонами организации, а также возможностями и угрозами, которые заключены во внешней среде.

Угрозы и  возможности среды косвенного воздействия, с которыми сталкивается организация, можно выделить в PEST-факторы:

Р - политические факторы.

Е-экономические факторы. Необходимо постоянно диагностировать и оценивать такие экономические факторы окружающей среды, как темпы инфляции, стабильность рубля и налоговые ставки.

Информация о работе Стратегические решения