Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 11:06, курсовая работа
Главным фактором успеха в условиях рыночных отношений является конкурентоспособность, которая в немалой степени зависит от стратегического менеджмента. Конкурентоспособность может рассматриваться относительно таких объектов, как товар, предприятие, отрасль, регион, страна в целом. В данной курсовой работе рассмотрена конкурентоспособность и стратегический менеджмент ОАО «Газпром». Потребность в научном исследовании проблемы повышения конкурентоспособности и стратегического менеджмента определяет актуальность темы.
Введение………………………………………………………………………..4
1 Теоретическая часть 5
1.1 Методы стратегического анализа среды 5
1.2 SWOT-анализ6
1.3 Метод составления профиля среды7
1.4 PEST-анализ 8
2 Практическая часть10
2.1 Общая характеристика ОАО «Газпром»………………………………..10
2.2 Анализ привлекательности и тенденций развития нефтегазовой отрасли……………………………………………………15
2.3 Оценка значимых сил конкуренции в нефтегазовой отрасли………….24
2.4 Проведение SWOT-анализа и выбор стратегии…………………………26
2.5 Формулирование стратегии и разработка мероприятий
по ее реализации……………………………………………………………….35
Заключение…………………………………………………………………….38
Библиографический список…………………………………………………..39
Министерство образования и науки РФ
ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет»
Факультет: экономический
Кафедра: экономики и менеджмента
Стратегический менеджмент
КУРСОВАЯ РАБОТА
Стратегический анализ внешней среды ОАО «Газпром»
(ЭиМ.000000.034.ПЗ)
Выполнил:
Студент (ка) гр. 82-5
___________М.А. Литвинская
(подпись)
Проверил:
Е.В. Мельникова
(подпись)
_______________________
(оценка)
«____» ____________ 2013г.
г. Красноярск
Реферат
Пояснительная записка курсовой работы включает 39 страниц, 3 рисунка, 9 таблиц, 6 литературных источников.
МЕНЕДЖМЕНТ, СТРАТЕГИЯ, ОАО «ГАЗПРОМ», SWOT-АНАЛИЗ, ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ, КОНКУРЕНЦИЯ, КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ, НЕФТЬ, ГАЗ, НЕФТЕГАЗОВАЯ ОТРАСЛЬ, «ЛУКОЙЛ», СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ, МОДЕЛЬ ПЯТИ СИЛ КОНКУРЕНЦИИ, СПГ
Целью курсовой работы является реализация на практике основных процедур стратегического анализа среды и разработка стратегии организации.
Объектом исследования является ОАО «Газпром», один из важнейших участников мировых энергетических рынков, способных внести значительный вклад в их стабилизацию и обеспечение глобальной энергетической безопасности, что является одной из основных составляющих стратегии его развития.
В курсовой работе был реализован стратегический анализ внешней среды ОАО «Газпром», разработана стратегия компании.
Содержание
Введение………………………………………………………… |
4 |
1 Теоретическая часть |
5 |
1.1 Методы стратегического анализа среды |
5 |
1.2 SWOT-анализ |
6 |
1.3 Метод составления профиля среды |
7 |
1.4 PEST-анализ |
8 |
2 Практическая часть |
10 |
2.1 Общая характеристика ОАО «Газпром»……………………………….. |
10 |
2.2 Анализ привлекательности
и тенденций развития нефтегазовой отрасли…………………………………………………………… |
15 |
2.3 Оценка значимых сил конкуренции в нефтегазовой отрасли…………. |
24 |
2.4 Проведение SWOT-анализа и выбор стратегии………………………… |
26 |
2.5 Формулирование стратегии и разработка мероприятий по ее реализации…………………………………………………… |
35 |
Заключение…………………………………………………… |
38 |
Библиографический список………………………………………………….. |
39 |
Введение
За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно она отсутствовала во многих странах и отраслях. Рынки были защищены и доминирующие позиции на них были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным.
Рынок любого товара или услуги имеет свои особенности, не меняющиеся, впрочем, суть самой конкуренции. Как явление она не нова, но многообразие ее проявлений требует постоянного изучения, включая оценки динамики или интенсивности.
Сегодня ни одна серьезная компания не может обойтись без конкуренции и стратегического менеджмента. Несмотря на разнообразные методы и формы конкурентной борьбы, каждая фирма пытается выработать свою конкурентную стратегию для достижения рыночного успеха.
В научной и методической литературе представлено достаточное количество вариантов определений стратегического менеджмента, которые акцентируют внимание на тех или иных аспектах этого сложного управленческого процесса.
Главным фактором успеха в
условиях рыночных отношений является
конкурентоспособность, которая в
немалой степени зависит от стратегического
менеджмента. Конкурентоспособность
может рассматриваться
Объектом исследования является ОАО «Газпром», один из важнейших участников мировых энергетических рынков, способных внести значительный вклад в их стабилизацию и обеспечение глобальной энергетической безопасности, что является одной из основных составляющих стратегии его развития.
Целью курсовой работы является реализация на практике основных процедур стратегического анализа среды и разработка стратегии организации.
1 Теоретическая часть
1.1 Методы стратегического анализа среды
Среду обитания организации
условно можно разделить на две
части: внешняя по отношению к
организации среда (макроокружение
и непосредственное окружение) и
внутренняя среда. Задача менеджмента
состоит в том, чтобы обеспечивать
поддержание баланса между
Во внешней среде постоянно протекают динамичные процессы изменений, постоянно что-то исчезает и что-то появляется. Одна часть из этих процессов открывает новые возможности для организации, создает для нее благоприятные условия. Другая часть, наоборот, создает дополнительные трудности и ограничения. Для того чтобы успешно выживать в долгосрочной перспективе, организация должна уметь предвидеть то, какие трудности могут возникнуть на ее пути в будущем, и то, какие новые возможности могут открыться для нее. Поэтому стратегическое управление при изучении внешней среды концентрирует внимание на выяснении того, какие угрозы и какие возможности таит в себе внешняя среда. Но для того чтобы успешно справляться с угрозами и действенно использовать возможности, отнюдь не достаточно только одного знания о них. Можно знать об угрозе, но не иметь возможности противостоять ей и тем самым потерпеть поражение. Также можно знать об открывающихся новых возможностях, но не обладать потенциалом для их использования и, следовательно, не суметь получить отдачи от них. Сильные и слабые стороны внутренней среды организации в такой же мере, как и угрозы и возможности, определяют условия успешного существования организации. Поэтому стратегическое управление при анализе внутренней среды интересует выявление именно того, какие сильные и какие слабые стороны имеют отдельные составляющие организации и организация в целом.
Таким образом, анализ среды, как он проводится в стратегическом управлении, направлен на выявление угроз и возможностей, которые могут возникнуть во внешней среде по отношению к организации, и сильных и слабых сторон, которыми обладает организация. Именно для решения этой задачи и разработаны определенные приемы анализа среды, которые используются в стратегическом управлении[1].
1.2 SWOT-анализ
Применяемый для анализа среды метод SWOT – сила (strength), слабость (weakness), возможности (opportunities) и угрозы (threats) – является широко признанным подходом, позволяющим провести совместное изучение внешней и внутренней среды. Применяя метод SWOT, удается установить линии связи между силой и слабостью, которые присущи организации, и внешними угрозами и возможностями. Методология SWOT предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей, и после этого установление цепочек связей между ними, которые в дальнейшем могут быть использованы для формулирования стратегии организации[3].
Томпсон и Стрикланд предложили
следующий примерный набор
Сильные стороны:
- выдающаяся компетентность;
- адекватные финансовые ресурсы;
- высокая квалификация;
- хорошая репутация у покупателей;
- известный лидер рынка;
- изобретательный стратег в функциональных сферах деятельности организации;
- возможность получения экономии от роста объема производства;
- защищенность (хотя бы где-то) от сильного конкурентного давления;
- подходящая технология;
- преимущества в области издержек;
- преимущества в области конкуренции;
- наличие инновационных способностей и возможности их реализации;
- проверенный временем менеджмент.
Слабые стороны:
- нет ясных стратегических направлений;
- ухудшающаяся конкурентная позиция;
- устаревшее оборудование;
- более низкая прибыльность потому, что...;
- недостаток управленческого таланта и глубины владения проблемами;
- отсутствие некоторых типов ключевой квалификации и компетентности;
- плохое отслеживание процесса выполнения стратегии;
- мучение с внутренними производственными проблемами;
- уязвимость по отношению к конкурентному давлению;
- отставание в области исследований и разработок;
- очень узкая производственная линия;
- слабое представление о рынке;
- конкурентные недостатки;
- ниже среднего маркетинговые способности;
- неспособность финансировать необходимые изменения в стратегии.
Возможности:
- выход на новые рынки или сегменты рынка;
- расширение производственной линии;
- увеличение разнообразия во взаимосвязанных продуктах;
- добавление сопутствующих продуктов;
- вертикальная интеграция;
- возможность перейти в группу с лучшей стратегией;
- самодовольство среди конкурирующих фирм;
- ускорение роста рынка.
Угрозы:
- возможность появления новых конкурентов;
- рост продаж замещающего продукта;
- замедление роста рынка;
- неблагоприятная политика правительства;
- возрастающее конкурентное давление;
- рецессия и затухание делового цикла;
- возрастание силы торга у покупателей и поставщиков;
- изменение потребностей и вкуса покупателей;
- неблагоприятные демографические изменения.
Организация может дополнить каждую из четырех частей списка теми характеристиками внешней и внутренней среды, которые отражают конкретную ситуацию, в которой она находится[2].
1.3 Метод составления профиля среды
Наряду с методами изучения
угроз, возможностей, силы и слабости
организации для анализа среды
может быть применен метод составления
ее профиля. Данный метод удобно применять
для составления профиля
Метод составления профиля среды состоит в следующем. В таблицу профиля среды выписываются отдельные факторы среды. Каждому из факторов экспертным образом дается оценка:
1. важности для отрасли по шкале: 3 — большая, 2 — умеренная, 1 — слабая;
2. влияния на организацию по шкале: 3 — сильное, 2 — умеренное, 1 — слабое, 0 —отсутствие влияния;
3. направленности влияния по шкале: +1 — позитивная, -1 — негативная.
Далее все три экспертных оценки перемножаются и получается интегральная оценка, показывающая степень важности фактора для организации. По этой оценке руководство может заключить, какие из факторов среды имеют относительно более важное значение для их организации и, следовательно, заслуживают самого серьезного внимания, а какие факторы заслуживают меньшего внимания[1].
1.4 PEST-анализ
Для изучения окружения чаще всего проводят PEST-анализ. Аббревиатура PEST представляет собой сочетание первых букв слов «Polcy», «Economy», «Socety», «Technology» (политика, экономика, социум (общество), технология) .
Рисунок 1 – Структура факторов внешней среды организации
Политическая составляющая внешней среды оказывает мощное воздействие на все стороны жизнедеятельности организации и проявляется не только в изменении положения государства в международном сообществе, но и в отношениях организации со всеми ветвями власти.
Экономические аспекты воздействия внешней среды на организацию проявляются в скорости изменения курса национальной валюты, темпов инфляции (дефляции), ставки рефинансирования Банка России и прочих параметров, влияющих на деловую активность организации.
Социальные факторы внешней среды в значительной степени связаны с изменением базовых социокультурных параметров, образа жизни и среды обитания населения, а также с изменением демографической ситуации в стране и в конкретном регионе.
Информация о работе Стратегический анализ внешней среды ОАО «Газпром»