Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 11:06, курсовая работа
Главным фактором успеха в условиях рыночных отношений является конкурентоспособность, которая в немалой степени зависит от стратегического менеджмента. Конкурентоспособность может рассматриваться относительно таких объектов, как товар, предприятие, отрасль, регион, страна в целом. В данной курсовой работе рассмотрена конкурентоспособность и стратегический менеджмент ОАО «Газпром». Потребность в научном исследовании проблемы повышения конкурентоспособности и стратегического менеджмента определяет актуальность темы.
Введение………………………………………………………………………..4
1 Теоретическая часть 5
1.1 Методы стратегического анализа среды 5
1.2 SWOT-анализ6
1.3 Метод составления профиля среды7
1.4 PEST-анализ 8
2 Практическая часть10
2.1 Общая характеристика ОАО «Газпром»………………………………..10
2.2 Анализ привлекательности и тенденций развития нефтегазовой отрасли……………………………………………………15
2.3 Оценка значимых сил конкуренции в нефтегазовой отрасли………….24
2.4 Проведение SWOT-анализа и выбор стратегии…………………………26
2.5 Формулирование стратегии и разработка мероприятий
по ее реализации……………………………………………………………….35
Заключение…………………………………………………………………….38
Библиографический список…………………………………………………..39
Основные экономические характеристики отрасли |
Место организации в отрасли, особенности ее поведения |
Благоприятные факторы отрасли |
Неблагоприятные факторы отрасли |
5.Легкость вхождения в отрасль и выхода из нее |
Барьеры вхождения в отрасль не высоки. Но положение компании устойчиво на российском рынке энергоресурсов |
Положение компании устойчиво на российском рынке |
В настоящее время на российском рынке энергоресурсов очень большое количество различных компаний |
6.Характеристика продукции отрасли |
Ориентировано на добыче и транспортировке природного газа |
Лидирует по количеству добычи и транспортировки газа по России и другим странам мира |
Значительно уступает своим западным конкурентам по добыче и переработки нефти |
7.Темпы и характер обновления номенклатуры |
В настоящее время обладает самым технологическим оборудованием по добычи и транспортировке газа |
В настоящее время обладает самым технологическим оборудованием по добычи и транспортировке газа на российском рынке |
|
8. Относительная доходность отрасли |
На 2011 год чистая прибыль составила 775,9 млрд.руб. |
Нефтегазовая промышленность – очень выгодный бизнес |
На сегодняшний день российский рынок энергоресурсов очень сильно насыщен различными компаниями. ОАО «Газпром» уверенно занимает первое место в РФ по добыче и транспортировке газа. Однако он уступает своим западным конкурентам в добыче других энергоресурсов. Однако нельзя не отметить преимущества компании:
1. В настоящее
время ОАО «Газпром» обладает
самым большим запасом
2. ОАО «Газпром» является лидером по внедрению современных технологий добычи, переработки и транспортировки энергоресурсов.
Изменения в отрасли и уровне конкуренции возникают из-за действия движущих сил в отрасли. При анализе выявляется, какие силы воздействуют на отрасль в большей степени (Таблица 2).
Таблица 2 – Анализ движущих сил ОАО «Газпром»
Группы движущих сил |
Выявление движущих сил |
Влияние, оказываемое движущими силами |
Вероятность и характер их изменения в будущем |
1.Внедрение новых продуктов |
-Использование новых машин и буровых установок для добычи газа; -Расширение географии маршрутов экспорта; -Улучшение уровня сервиса |
-В настоящее
время обладает самым большим
запасом месторождений -Сервис компании находится на высоком уровне, это так же является плюсом для компании |
-Всегда будет
стремиться обновить -Компании необходимо
расширить свою географию -Сервис компании всегда старается держаться на высоте |
Продолжение таблицы 2.
Группы движущих сил |
Выявление движущих сил |
Влияние, оказываемое движущими силами |
Вероятность и характер их изменения в будущем |
2.Изменения в технологии, в системе маркетинга |
-Предложения потребителям
переработанных продуктов -Реклама |
-Является лидером
по внедрению современных -Маркетинг компании хорошо развит |
-С большим интересом
разрабатывает новые -Маркетинг не перестает развиваться |
3.Выход на рынок или уход с него крупной организации |
Появление новых преспувающих конкурентов |
На российском рынке
энергоресурсов все больше стало
появляться новых, быстро растущих и
преуспевающих компаний, |
Новые перспективные компании в будущем могут с легкостью стать достойными конкурентами компаний-лидеров и даже посоревноваться с ними |
4.Изменения потребительских предпочтений |
-Выбор потребителей лучшего сервиса; -Переход потребителей
на биотопливо и атомную |
-Старается сделать свой сервис как можно лучше, чтобы привлечь клиентов; -Переход потребителей
на биотопливо и атомную |
Потребители никогда не перестанут обращать внимание на сервис и качество продукции, и всегда будут выбирать лучшее |
Проанализировав движущие силы в нефтегазовой отрасли, можно сделать вывод, что, чтобы сохранять свое положение на российском рынке энергоресурсов, компании ОАО «Газпром» нужно поддерживать уровень своих транпортировок, качество продукции и сервиса, продолжать внедрять современные технологии, дальше развивать маркетинг и самое главное расширить свою географию экспорта на внешнем рынке.
Под КФУ в отрасли понимают те факторы, которые определяют успех или провал фирмы на рынке, ее конкурентные возможности, непосредственно влияющие на прибыльность организации.
Важнейшими ключевыми факторами успеха компании ОАО «Газпром» являются:
1. Качество добываемого
газа (производственный фактор): в
настоящее время группа «
2. Способность к
инновациям (научно-технический фактор):
ОАО «Газпром» является
3. Квалификация
работников компании (управленческий
фактор): компания ОАО «Газпром»
появилась на российском рынке
еще в 1965 году. Работники компании
все достаточно опытные и
2.3 Оценка значимых сил конкуренции в нефтегазовой отрасли
Отрасли отличаются друг от друга экономическими характеристиками, конкурентными ситуациями и перспективами. Условия в отраслях экономики могут отличаться настолько, что лидирующие компании в непривлекательных отраслях могут с большим трудом получать приемлемые прибыли, в то время как даже слабые компании в привлекательных отраслях могут иметь вполне приличные показатели.
Одна из наиболее известных схем, позволяющих добиться результата исследования, методом структурного анализа была предложена профессором Гарвардской школы бизнеса М. Портером (1985г.) и получила название «модель пяти сил» (Рисунок 3).
Рисунок 3 – Модель пяти сил М.Портера
Модель М. Портера основывается на следующих положениях:
- Структурный анализ признает, что конкуренция в промышленности выходит за пределы непосредственно конкурирующих фирм.
- При проведении
структурного анализа
Первой конкурентной силой является соперничество среди конкурирующих компаний:
- С увеличением
числа компаний на российском
рынке энергоресурсов, конкуренция
между существующими
- Спрос на энергоресурсы растет с каждым годом;
- Чем известнее бренд компании, тем дороже потребители приобретают продукцию;
- В нашей стране наиболее известны и популярны среди потребителей компании: ОАО «Газпром» и «Лукойл».
Второй конкурентной силой является влияние на конкуренцию в отрасли товаров-заменителей:
- Уровень потребления биотоплива не велик, потому что эта отрасль не достаточно развита;
- Уровень использования атомной энергии не велик, в связи с крупнейшими авариями.
Третьей конкурентной силой является появление в отрасли новых конкурентов: в данной отрасли входные барьеры невысоки – предпочтения и преданность потребителей, лицензирование деятельности, доступ к каналам сбыта, что позволяет появляться и быстро развиваться на рынке все новых компаний.
Четвертой конкурентной силой являются экономические возможности и торговые способности поставщиков:
- Поставщики ОАО «Газпром» являются самыми крупными;
- Продукция поставщиков
хорошо дифференцирована, что не
дает возможности компании
Пятой конкурентной силой являются экономические возможности и торговые способности покупателей:
- В нефтегазовой отрасли много потребителей;
- Потребители
могут легко найти
- Потребители
выбирают наиболее надежные
На основании
проведенного исследования пяти конкурентных
сил выделим наиболее значимые из
них: влияние поставщиков и
2.4 Проведение SWOT-анализа и выбор стратегии
Сильные и слабые стороны
определяют условия успешного
Сильные стороны – это то, что организация делает хорошо по сравнению с конкурентами, а слабые – это то, чем компания не обладает или делает не достаточно хорошо по сравнению с конкурентами.
Таблица 3 – Сильные и слабые стороны ОАО «Газпром»
№ |
Сильные стороны |
Слабые стороны |
1 |
Эффективное управление |
Необходимость развития сбытовой сети |
2 |
Большие запасы газа на территории РФ |
Необходимость инвестировать серьезные средства в разработку новых месторождений |
3 |
Диверсификация маршрутов и повышение надежности поставок газа в Европу |
Недостаточное финансирование проектов, направленных на диверсификацию поставок газа |
4 |
Способность удовлетворять растущий с каждым годом спрос на энергоресурсы |
Отставание темпов роста добычи от темпов роста потребления газа |
5 |
Лидирующее место по темпу роста рыночной капитализации среди европейских компаний |
Стоимость акций Газпрома остается заниженной в цене |
Продолжение таблицы 3
6 |
Большие затраты на НИОКР, 95% используемых технологий соответствуют современным требованиям |
Проблема модернизации действующей
системы магистральных |
7 |
Развитие производство и морской транспортировки СПГ |
Невозможность обеспечения растущего с каждым годом спроса на энергетические ресурсы за счет поставок СПГ |
8 |
Соблюдение всех требований
Конвенций Международной |
Отток квалифицированных кадров в другие организации ТЭКа |
9 |
Лучшие рекламные компании,
спонсорская и |
Большие затраты на рекламу,
спонсорство и поддержание |
10 |
Квалифицированный персонал |
|
11 |
Известный бренд |
Для того чтобы успешно выживать в долгосрочной перспективе в конкурентной борьбе, организация должна уметь прогнозировать то, какие трудности могут возникнуть на ее пути в будущем и то, какие новые возможности могут открыться для нее. Поэтому в стратегическом управлении применяется анализ выявления возможностей и угроз.
Информация о работе Стратегический анализ внешней среды ОАО «Газпром»