Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 11:06, курсовая работа
Главным фактором успеха в условиях рыночных отношений является конкурентоспособность, которая в немалой степени зависит от стратегического менеджмента. Конкурентоспособность может рассматриваться относительно таких объектов, как товар, предприятие, отрасль, регион, страна в целом. В данной курсовой работе рассмотрена конкурентоспособность и стратегический менеджмент ОАО «Газпром». Потребность в научном исследовании проблемы повышения конкурентоспособности и стратегического менеджмента определяет актуальность темы.
Введение………………………………………………………………………..4
1 Теоретическая часть 5
1.1 Методы стратегического анализа среды 5
1.2 SWOT-анализ6
1.3 Метод составления профиля среды7
1.4 PEST-анализ 8
2 Практическая часть10
2.1 Общая характеристика ОАО «Газпром»………………………………..10
2.2 Анализ привлекательности и тенденций развития нефтегазовой отрасли……………………………………………………15
2.3 Оценка значимых сил конкуренции в нефтегазовой отрасли………….24
2.4 Проведение SWOT-анализа и выбор стратегии…………………………26
2.5 Формулирование стратегии и разработка мероприятий
по ее реализации……………………………………………………………….35
Заключение…………………………………………………………………….38
Библиографический список…………………………………………………..39
Возможности – это положительные тенденции и явления внешней среды, которые могут привести к увеличению объемов продаж и прибыли (Таблица 5).
Угроза – это отрицательные
тенденции и явления внешней
среды, которые при отсутствии соответствующей
реакции руководства
Таблица 4 – Благоприятные и неблагоприятные для компании ОАО «Газпром» факторы внешней среды
№ |
Благоприятные факторы (возможности) |
Неблагоприятные факторы (угрозы) |
1 |
Высокая конкурентоспособность |
Снижение уровня обеспеченности запасами нефти и газа |
2 |
Возможности расширения ассортимента продукции |
Угроза появления новых конкурентов |
3 |
Развитие технологий |
Низкая прибыльность из-за внутренних регулируемых тарифов на газ |
4 |
Благоприятные перспективы российской экономики |
Неурегулированные вопросы в рамках ЕС |
5 |
Увеличение спроса в энергоресурсах |
Дефицит квалифицированных кадров |
Таблица 5 – Матрица возможностей ОАО «Газпром»
Сильное влияние |
Умеренное влияние |
Малое влияние | |
Высокая вероятность |
3 |
2 |
1 |
Средняя вероятность |
4 |
||
Низкая вероятность |
2 |
Из проведенного анализа
можно сделать следующие
1. Возможности 2 и 3 имеют самое большое значение для компании. И их нужно обязательно использовать.
2. Возможности 1 и 4 практически
не заслуживают внимания
3. А в отношении возможности
5 руководство может принять
Таблица 6 – Матрица угроз
Разрушение |
Критическое состояние |
Тяжелое состояние |
«Легкие ушибы» | |
Высокая вероятность |
||||
Средняя вероятность |
1 |
4 |
5 |
|
Низкая вероятность |
2 |
3 |
Из проведенного анализа
можно сделать следующие
1. Угроза 1 представляет очень
большую опасность для
2. Угроза 4 также должна
находиться в поле зрения
3. Угроза 2 и 5 требует внимательного и ответственного подхода к ее устранению.
4. Угроза 3 не должна выпадать
из поля зрения руководства
и должна постоянно
С помощью метода составления профиля среды удается оценить относительную значимость для организации отдельных факторов среды.
Таблица 7 – Профиль среды непосредственного окружения
Фактор среды |
Важность для отрасли (А) |
Влияние на организацию (В) |
Направленность влияния (С) |
Степень важности (D=A*B*C) |
Появление новых перспективных компаний |
2 |
2 |
- |
-4 |
Существование на российском рынке других компаний |
2 |
2 |
- |
-4 |
Высокая власть поставщиков |
2 |
2 |
- |
-4 |
Известность бренда |
3 |
3 |
+ |
+9 |
Составив профиль среды непосредственного окружения, видно, что известность компании среди потребителей имеет большое значения для организации и отрасли в целом. Следовательно, эти факторы необходимо использовать: повышать уровень сервиса, увеличивать маршруты экспорта на внешнем рынке.
Таблица 8 – Профиль макросреды
Фактор среды |
Важность для отрасли (А) |
Влияние на организацию (В) |
Направленность влияния (С) |
Степень важности (D=A*B*C) |
Повышение инфляции |
3 |
2 |
- |
-6 |
Снижение безработицы населения |
3 |
2 |
+ |
+6 |
Выборы в государственную думу в 2011 году |
2 |
1 |
+ |
+2 |
Повышение з/п бюджетникам, стипендий, пенсий |
3 |
3 |
+ |
+9 |
Внедрение современных технологий |
3 |
3 |
+ |
+9 |
Составив профиль макросреды,
можно сделать вывод, что повышение
благосостояния населения и относительная
политическая и экономическая стабильность
в стране говорят о том, что
энергоресурсы очень
Применяемый для анализа метод SWOT, является широко признанным подходом, позволяющим провести комплексное совместное изучение внешней среды.
Применяя метод SWOT, можно установить линии связи между силой и слабостью, которые присущи организации, и внешними угрозами и возможностями. В дальнейшем эти связи должны быть использованы для определения стратегической обстановки, в которой находится организация сегодня и для формирования ее дальнейшей стратегии развития.
Таблица 9 – Матрица SWOT-анализа ОАО «Газпром»
Возможности: 1.Сохранение достигнутых позиций на европейском газовом рынке; 2.Географическая 3.Газовые ресурсы Центральной Азии дают возможность выхода на новые рынки сбыта при сохранении надежности поставок традиционным потребителям; 4.Признанный лидер рынка; 5.Возможности расширения ассортимента продукции; 6.Контроль над всеми конкурентами внутри России; 7.Независимость в выборе поставщика газа; 8.Лидирующее место в сфере распределения газа; 9.Резкий рост мировой потребности в энергетических ресурсах; 10.Заинтересованность 11.Отсутствие политического
элемента в газовом |
Угрозы: 1.Проводимая на 2.Сохранение транзитных рисков; 3.Ставка на закупки
среднеазиатского газа вместо
инвестиций в добывающие 4. Низкая прибыльность из-за внутренних регулируемых тарифов на газ; 5.Выход на рынок иностранных конкурентов с более низкими издержками; 6.Компания имеет серьезных
конкурентов в лице стран, 7.Ослабление позиций на
рынке Средней Азии за счет
усиления поставок газа 8. Рост политических рисков в регионах, наиболее богатых углеводородом; 9. Снижение уровня |
Продолжение таблицы 9.
Сила: 1.Эффективное управление; 2.Большие запасы газа на территории России; 3.Диверсификация маршрутов
и повышение надежности 4.Способность удовлетворять растущий с каждым годом спрос на энергоресурсы; 5.Лидирующее место по
темпу роста рыночной 6.Большие затраты на
НИОКР, 95% используемых технологий
соответствуют современным 7.Развитие производства и морской транспортировки СПГ; 8.Соблюдение всех требований
Конвенций Международной 9.Лучшие рекламные компании,
спонсорская и 10.Жесткость в отстаивании корпоративных интересов; 11.Экономия топливно-энергетических ресурсов (ТЭР). |
-внедрение новых технологий при помощи высококвалифициро- ванного персонала; -Обеспечение высокого
качества работ за счет |
-поддержание -строгий технический
контроль всех выполняемых |
Продолжение таблицы 9.
Слабость: 1.Необходимость развития сбытовой сети; 2.Необходимость инвестировать
серьезные средства в 3.Недостаточное 4.Отстаивание темпов роста
добычи от темпов роста 5.Стоимость акций остается заниженной в цене; 6.Проблема модернизации
действующей системы 7.Невозможность обеспечения
растущего с каждым годом 8.Отток квалифицированных кадров в другие организации ТЭКа; 9.Большие затраты на
рекламу, спонсорство и |
-Расширение экспорта. |
Проведя комплексный анализ среды компании ОАО «Газпром» можно подвести следующие итоги: положение компании ОАО «Газпром» на сегодняшний день на российском рынке стабильно высокое, но надо расширять географию экспорта и разработку новых месторождений природного газа. В остальном компания ОАО «Газпром» имеет хорошую базу для поддержания нынешнего уровня и дальнейшего развития.
Соответственно есть следующие стратегии развития организации для компании ОАО «Газпром»:
1. Поддерживать существующий
уровень добычи и
2. Продолжать свое направление развития в области внедрения современных технологий;
3. Расширить сеть внешних
направлений транспортировки
Основной целью маркетинга группы «Газпром» является повышение реализации продукции не только на внутреннем рынке, но и на международных рынках Дальнего зарубежья, СНГ и Балтии. Маркетинговая стратегия компании ОАО «Газпром» на внешних рынках предусматривает развитие по следующим ключевым направлениям:
1. Сохранение достигнутых
позиций на европейском
2. Диверсификация маршрутов
и повышение надежности
3. Повышение эффективности
сбыта газа путем выхода на
конечного потребителя и
4. Географическая диверсификация
(выход на рынки Северной
5. Выход в новые сегменты
энергетического бизнеса,
«Газпром» стремится к осуществлению постепенного перехода на экономически обоснованные ценовые уровни со странами региона и увеличению доступа к конечным потребителям путем участия в приватизации энергетических объектов.
Стратегия развития «Газпром» предусматривает расширение транспортных мощностей и диверсификацию маршрутов транспортировки газа.
«Газпром» нацелен на расширение производства продуктов газохимии, повышение извлечения ценных компонентов из газа и увеличение производства продуктов более глубокой степени переработки, а также на увеличение загрузки перерабатывающих мощностей. Планируется модернизация газоперерабатывающих мощностей, намечается создание новых производств по переработке природного газа с получением синтетического жидкого топлива, диметилового эфира и другой продукции.
Информация о работе Стратегический анализ внешней среды ОАО «Газпром»