Стратегический анализ внешней среды ОАО «Газпром»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 11:06, курсовая работа

Краткое описание

Главным фактором успеха в условиях рыночных отношений является конкурентоспособность, которая в немалой степени зависит от стратегического менеджмента. Конкурентоспособность может рассматриваться относительно таких объектов, как товар, предприятие, отрасль, регион, страна в целом. В данной курсовой работе рассмотрена конкурентоспособность и стратегический менеджмент ОАО «Газпром». Потребность в научном исследовании проблемы повышения конкурентоспособности и стратегического менеджмента определяет актуальность темы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..4
1 Теоретическая часть 5
1.1 Методы стратегического анализа среды 5
1.2 SWOT-анализ6
1.3 Метод составления профиля среды7
1.4 PEST-анализ 8
2 Практическая часть10
2.1 Общая характеристика ОАО «Газпром»………………………………..10
2.2 Анализ привлекательности и тенденций развития нефтегазовой отрасли……………………………………………………15
2.3 Оценка значимых сил конкуренции в нефтегазовой отрасли………….24
2.4 Проведение SWOT-анализа и выбор стратегии…………………………26
2.5 Формулирование стратегии и разработка мероприятий
по ее реализации……………………………………………………………….35
Заключение…………………………………………………………………….38
Библиографический список…………………………………………………..39

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 378.07 Кб (Скачать файл)

Возможности – это положительные  тенденции и явления внешней  среды, которые могут привести к  увеличению объемов продаж и прибыли (Таблица 5).

Угроза – это отрицательные  тенденции и явления внешней  среды, которые при отсутствии соответствующей  реакции руководства организации  могут привести к значительному  снижению объемов продаж и прибыли (Таблица 6).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 4 – Благоприятные  и неблагоприятные для компании ОАО «Газпром» факторы внешней  среды

 

Благоприятные факторы (возможности)

Неблагоприятные факторы (угрозы)

1

Высокая конкурентоспособность

Снижение уровня обеспеченности запасами нефти и газа

2

Возможности расширения ассортимента продукции

Угроза появления новых  конкурентов

3

Развитие технологий

Низкая прибыльность из-за внутренних регулируемых тарифов на газ

4

Благоприятные перспективы  российской экономики

Неурегулированные вопросы  в рамках ЕС

5

Увеличение спроса в энергоресурсах

Дефицит квалифицированных  кадров


 

Таблица 5 – Матрица возможностей ОАО «Газпром»

 

 

Сильное влияние

Умеренное влияние

Малое влияние

Высокая вероятность

3

2

1

Средняя вероятность

 

4

 

Низкая вероятность

 

2

 

 

Из проведенного анализа  можно сделать следующие выводы:

1. Возможности 2 и 3 имеют  самое большое значение для  компании. И их нужно обязательно  использовать.

2. Возможности 1 и 4 практически  не заслуживают внимания руководства  компании.

3. А в отношении возможности  5 руководство может принять положительные  решения, если у компании имеется  необходимое количество ресурсов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 6 – Матрица угроз

 

 

Разрушение

Критическое состояние

Тяжелое состояние

«Легкие ушибы»

Высокая вероятность

       

Средняя вероятность

1

4

5

 

Низкая вероятность

 

2

 

3


 

Из проведенного анализа  можно сделать следующие выводы:

1. Угроза 1 представляет очень  большую опасность для компании  и требует немедленного и обязательного  устранения.

2. Угроза 4 также должна  находиться в поле зрения руководства  компании и быть устранена  в первостепенном порядке.

3. Угроза 2 и 5 требует внимательного  и ответственного подхода к  ее устранению.

4. Угроза 3 не должна выпадать  из поля зрения руководства  и должна постоянно отслеживаться.

С помощью метода составления  профиля среды удается оценить  относительную значимость для организации  отдельных факторов среды.

 

Таблица 7 – Профиль среды  непосредственного окружения

 

Фактор среды

Важность для отрасли (А)

Влияние на организацию (В)

Направленность влияния (С)

Степень важности (D=A*B*C)

Появление новых перспективных  компаний

2

2

-

-4

Существование на российском рынке других компаний

2

2

-

-4

Высокая власть поставщиков

2

2

-

-4

Известность бренда

3

3

+

+9


Составив профиль среды  непосредственного окружения, видно, что известность компании среди  потребителей имеет большое значения для организации и отрасли  в целом. Следовательно, эти факторы  необходимо использовать: повышать уровень  сервиса, увеличивать маршруты экспорта на внешнем рынке.

 

Таблица 8 – Профиль макросреды

 

Фактор среды

Важность для отрасли (А)

Влияние на организацию (В)

Направленность влияния (С)

Степень важности (D=A*B*C)

Повышение инфляции

3

2

-

-6

Снижение безработицы  населения

3

2

+

+6

Выборы в государственную  думу в 2011 году

2

1

+

+2

Повышение з/п бюджетникам, стипендий, пенсий

3

3

+

+9

Внедрение современных технологий

3

3

+

+9


 

Составив профиль макросреды, можно сделать вывод, что повышение  благосостояния населения и относительная  политическая и экономическая стабильность в стране говорят о том, что  энергоресурсы очень востребованы в наши дни. Поэтому необходимо как  можно больше увеличивать экспорт  продукции и разрабатывать новые  месторождения. Сильной стороной компании ОАО «Газпром» являются современные  технологии, поэтому в этом направлении  следует продолжать свою деятельность.

Применяемый для анализа  метод SWOT, является широко признанным подходом, позволяющим провести комплексное совместное изучение внешней среды.

Применяя метод SWOT, можно установить линии связи между силой и слабостью, которые присущи организации, и внешними угрозами и возможностями. В дальнейшем эти связи должны быть использованы для определения стратегической обстановки, в которой находится организация сегодня и для формирования ее дальнейшей стратегии развития.

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 9 – Матрица SWOT-анализа ОАО «Газпром»

 

Возможности:

1.Сохранение достигнутых  позиций на европейском газовом рынке;

2.Географическая диверсификация;

3.Газовые ресурсы Центральной  Азии дают возможность выхода  на новые рынки сбыта при  сохранении надежности поставок традиционным потребителям;

4.Признанный лидер рынка;

5.Возможности расширения ассортимента продукции;

6.Контроль над всеми конкурентами внутри России;

7.Независимость в выборе поставщика газа;

8.Лидирующее место в  сфере распределения газа;

9.Резкий рост мировой  потребности в энергетических  ресурсах;

10.Заинтересованность государства  в развитии газовой промышленности  на территории страны;

11.Отсутствие политического  элемента в газовом ценообразовании  на внешнем рынке.

Угрозы:

1.Проводимая на государственном  уровне политика по недопущению  иностранных компаний в качестве  операторов разработки наиболее  перспективных объектов;

2.Сохранение транзитных  рисков;

3.Ставка на закупки  среднеазиатского газа вместо  инвестиций в добывающие проекты;

4. Низкая прибыльность  из-за внутренних регулируемых  тарифов на газ;

5.Выход на рынок иностранных  конкурентов с более низкими  издержками;

6.Компания имеет серьезных  конкурентов в лице стран, обладающих  большими запасами газа;

7.Ослабление позиций на  рынке Средней Азии за счет  усиления поставок газа Туркменистаном  и Узбекистаном в другие страны;

8. Рост политических рисков  в регионах, наиболее богатых  углеводородом;

9. Снижение уровня обеспеченности  запасами нефти и газа


Продолжение таблицы 9.

Сила:

1.Эффективное управление;

2.Большие запасы газа  на территории России;

3.Диверсификация маршрутов  и повышение надежности поставок  газа в Европу;

4.Способность удовлетворять  растущий с каждым годом спрос  на энергоресурсы;

5.Лидирующее место по  темпу роста рыночной капитализации  среди европейских компаний;

6.Большие затраты на  НИОКР, 95% используемых технологий  соответствуют современным требованиям;

7.Развитие производства  и морской транспортировки СПГ;

8.Соблюдение всех требований  Конвенций Международной организации  труда, ратифицированных РФ;

9.Лучшие рекламные компании, спонсорская и благотворительная  деятельность;

10.Жесткость в отстаивании  корпоративных интересов;

11.Экономия топливно-энергетических ресурсов (ТЭР).

-внедрение новых технологий  при помощи высококвалифициро-

ванного персонала;

-Обеспечение высокого  качества работ за счет применения  новых разработок персоналом.

-поддержание конкурентоспособности  и обеспечение стабильного уровня  заказов за счет имиджа;

-строгий технический  контроль всех выполняемых работ.


Продолжение таблицы 9.

 

Слабость:

1.Необходимость развития  сбытовой сети;

2.Необходимость инвестировать  серьезные средства в разработку  новых месторождений;

3.Недостаточное финансирование  проектов, направленных на диверсификацию  поставок газа;

4.Отстаивание темпов роста  добычи от темпов роста потребления  газа;

5.Стоимость акций остается  заниженной в цене;

6.Проблема модернизации  действующей системы магистральных  газопроводов;

7.Невозможность обеспечения  растущего с каждым годом спроса  на энергетические ресурсы за  счет поставок СПГ;

8.Отток квалифицированных  кадров в другие организации  ТЭКа;

9.Большие затраты на  рекламу, спонсорство и поддержание  имиджа.

-Расширение экспорта.

 

 

Проведя комплексный анализ среды компании ОАО «Газпром»  можно подвести следующие итоги: положение компании ОАО «Газпром»  на сегодняшний день на российском рынке стабильно высокое, но надо расширять географию экспорта и разработку новых месторождений природного газа. В остальном компания ОАО «Газпром» имеет хорошую базу для поддержания нынешнего уровня и дальнейшего развития.

Соответственно есть следующие  стратегии развития организации  для компании ОАО «Газпром»:

1. Поддерживать существующий  уровень добычи и транспортировки  газ по России и другим странам;

2. Продолжать свое направление  развития в области внедрения  современных технологий;

3. Расширить сеть внешних  направлений транспортировки газа.

Основной целью маркетинга группы «Газпром» является повышение  реализации продукции не только на внутреннем рынке, но и на международных рынках Дальнего зарубежья, СНГ и Балтии. Маркетинговая стратегия компании ОАО «Газпром» на внешних рынках предусматривает развитие по следующим ключевым направлениям:

1. Сохранение достигнутых  позиций на европейском газовом  рынке;

2. Диверсификация маршрутов  и повышение надежности поставок  газа в Европу;

3. Повышение эффективности  сбыта газа путем выхода на  конечного потребителя и участия  в сегменте производства электроэнергии;

4. Географическая диверсификация (выход на рынки Северной Америки  и стран АТР);

5. Выход в новые сегменты  энергетического бизнеса, включая  СПГ, разрешение на выброс углеводородов  и электроэнергетику.

«Газпром» стремится к  осуществлению постепенного перехода на экономически обоснованные ценовые  уровни со странами региона и увеличению доступа к конечным потребителям путем участия в приватизации энергетических объектов. 

Стратегия развития «Газпром»  предусматривает расширение транспортных мощностей и диверсификацию маршрутов  транспортировки газа.

«Газпром» нацелен на расширение производства продуктов газохимии, повышение извлечения ценных компонентов  из газа и увеличение производства продуктов более глубокой степени  переработки, а также на увеличение загрузки перерабатывающих мощностей. Планируется модернизация газоперерабатывающих мощностей, намечается создание новых производств по переработке природного газа с получением синтетического жидкого топлива, диметилового эфира и другой продукции.

Информация о работе Стратегический анализ внешней среды ОАО «Газпром»