Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 00:51, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение повышения стратегического потенциала организации, а так же проанализировать основные ресурсы организации на примере ЗАО «Венёвский маслозавод».
К задачам данной работы относится:
1. рассмотреть сущность потенциала как базового фактора её конкурентоспособности
2. определить влияние потенциала организации на формирование стратегии
3. выявить роль высшего руководства в формировании потенциала организации
4. изучить эффективное формирование и использование потенциала в процессе реализации стратегии
5. проанализировать конкурентный анализ в системе реализации стратегии на примере ЗАО «Венёвский маслозавод».
Анализ потенциала организации охватывает практически все сферы её деятельности: управление, НИОКР, производство, маркетинг, финансы, кадры. Во избежание субъективных оценок полезно привлекать к проведению управленческого анализа сторонних специалистов.
Конкурентные преимущества
создаются уникальными
Опираясь на данный анализ
привлекательности отрасли
М. Портер выделил три ключевые стратегии, которые позволяют организации иметь преимущества над её прямыми конкурентами: лидерство по издержкам, дифференциация и фокусирование, представленные на рисунке 1.2.
1. Лидерство В издержках |
2. Дифференциация продукции |
3А. Фокусирование на издержках |
3Б. Фокусирование на дифференциации продукции |
Вся
отрасль
КОНКУРЕНТНЫЙ
ОХВАТ
Сегмент
рынка
Рис.1.2. Три общие стратегии (по М. Портеру)
Рассмотрим более подробно каждую из стратегий.
Лидерство по издержкам – стратегия лидерства за счет экономии на издержках. В стратегическом управлении — одна из общих стратегий фирмы, направленных на создание конкурентных преимуществ. Используя стратегию лидерства по издержкам, фирма ориентируется на широкий рынок и производит товары в большом количестве, минимизируя затраты и предлагая низкие цены. Эта стратегия опирается на производительность и обычно связана с существованием эффекта кривой опыта. Она подразумевает тщательный контроль за постоянными расходами, инвестиции в производство, направленные на реализацию эффекта кривой опыта, тщательную проработку конструкций новых товаров, пониженные сбытовые и рекламные издержки. В центре внимания — низкие затраты по сравнению с конкурентами. Производство с низкими издержками — это нечто большее, чем простое движение вниз по кривой опыта. Производитель должен использовать любую возможность получения преимуществ в издержках, не игнорируя при этом принципы дифференциации, так как с точки зрения потребителей его продукция должна быть приемлемой или сравнимой с продукцией конкурентов.
Дифференциация – делает упор на выручку и стремится придать продукту уникальность, индивидуализировать его. Исследуя концепцию эластичности спроса, фирма старается сделать спрос неэластичным, чтобы назначить на свой продукт более высокую (премиальную) цену. Как отметил Портер: «Дифференциация обеспечивает защиту от конкурентного соперничества вследствие приверженности потребителей к данной марке продукта, что, в свою очередь, приводит к снижению чувствительности к цене». Это снижение чувствительности к цене есть ни что иное, как переформулировка понятия эластичности. Дифференциация имеет множество форм: продукты различаются по дизайну, предоставляемому дополнительному обслуживанию клиентов, размерам и широте дилерской сети. Во многих случаях стратегия дифференциации может означать, что цели в области доли рынка упущены в пользу создания рыночной ниши.[24]
Фокусирование
Задачей этой стратегии является концентрация на конкретной группе потребителей, сегменте рынка или на географически обособленном рынке. Идея состоит в том, чтобы хорошо обслуживать конкретную цель, а не отрасль в целом. Предполагается, что организация таким образом сможет обслуживать узкую целевую группу лучше, чем ее конкуренты. Такая позиция обеспечивает защиту от всех конкурентных сил. Фокусирование может также сочетаться с лидерством по затратам или индивидуализации продукта (услуги). [11, с. 134]
Анализ затрат конкурентов сводится к выяснению стратегических факторов, управляющих затратами, собственно анализу затрат и моделированию затрат конкурентов.
Для получения конкурентного преимущества фирма может использовать три общих конкурентных стратегии: лидерство по затратам (задача — добиться лидерства по затратам в конкретной сфере за счет набора мер по контролю за ними), индивидуализацию (предполагается достижение отличимости продукта или услуги организации от продуктов или услуг конкурентов в данной сфере), фокусирование (задача — сосредоточение на конкретной группе, сегменте рынка или географическом регионе). [6, с.45]
В данной главе
мы рассмотрели теоретические
Глава 2. Аналитические основы разработки стратегии организации на примере ЗАО «Венёвский маслозавод»
2.1. Общая характеристика организации
Анализ основных ресурсов будет рассматриваться применительно к предприятию ЗАО «Веневский маслозавод».
Исследуемое предприятие занимается переработкой маслосемян, производством растительного масла и майонеза. Данное предприятие находится в городе Венёв Тульской области. [18]
ЗАО «Венёвский маслозавод» является филиалом компании «Российские семена». На сегодняшний день ЗАО «Веневский маслозавод» - единственный отечественный производитель, использующий новую технологию производства растительных масел без применения экстракции-химической обработки. Продукция «Российские семена» признана экологически чистой, по сравнению с аналогичными продуктами других производителей отличается высокими полезными качествами – таково заключение Федерального центра сертификации.
ЕГРЮЛ (Единый государственный реестр юридических лиц) представил сведения о видах экономической деятельности ЗАО «Венёвски маслозавод». (см. Приложение №2)
В планах на будущее у предприятия – разработки новых технологий, которые будут оказывать минимальное воздействие на качественные и природные свойства масла. Уже готова к внедрению технология витаминизирования растительных масел. [17]
Миссия ЗАО «Веневский маслозавод»:
Развитие российского бизнеса и российской деловой культуры через совершенствование собственного научно-технологического и кадрового потенциала.
Цель предприятия: полное обеспечение страны экологически чистым маслом отечественного производства. [19]
ЗАО «Венёвский маслозавод» является производственным комплексом холдинга «Русские семена». Венёвский маслозавод расположен в Венёвском районе Тульской области и включает в себя:
– современный маслозавод (год пуска-2001год) с годовой переработкой 60 тысяч тонн маслосемян и производством 22 тысяч тонн масла и свыше 30 тысяч тонн жмыха.
– хлебоприёмное предприятие с объёмом хранения и сушки 36 тысяч тонн зерна;
– семеноводческое
хозяйство, имеющее 11,5 тыс.
га. Пашни, в том числе
4,9 тысяч гектар в собственности
и 6,6 тысяч гектар в
долгосрочной аренде с машинно-
Производственная база позволяет ежегодно производить до 10 тысяч тонн семян элиты зерновых и зернобобовых культур, 3 тысячи тонн элитных семян рапса, горчицы, сурепицы, 1000 тонн семян высших репродукций многолетних трав.
На предприятии существует линейная организационная структура управления. (см. Приложение №3)
Производственная деятельность и трудовые отношения регулируются Уставом ЗАО «Венёвский маслозавод», принятым общим собранием акционеров, коллективным договором и другими нормативными документами.
Проанализируем основные ресурсы ЗАО «Венёвский маслозавод», составляющие его потенциал: технические, кадровые, информационные, финансовые и временные. Выявим главные проблемы их эффективного использования.
2.2. Анализ основных ресурсов организации и проблемы их
эффективного использования
Любая организация находится
и функционирует в среде. Каждое
действие всех без исключения организаций
возможно только в том случае, если
среда допускает его
Внешняя среда является источником,
питающим организацию ресурсами, необходимыми
для поддержания ее внутреннего
потенциала на должном уровне. Организация
находится в состоянии
Проведём анализ основных ресурсов ЗАО «Венёвский маслозавод».
Анализ финансово-
Оценка финансового состояния
предприятия производится путем
определения и сравнения с
нормативами соответствующих
Коэффициенты ликвидности:
эти показатели выявляют способность
своевременно и в полном объеме произвести
расчеты по краткосрочным обязательствам.
Коэффициент абсолютной ликвидности
характеризует возможность
Финансовое состояние ЗАО «Венёвский маслозавод» характеризуют следующие показатели. (см. Приложение №4)
Анализируя группу показателей ликвидности, можно сделать следующие выводы. В 2011 году значительно снизился коэффициент абсолютной ликвидности, его значение ниже норматива более чем в 2 раза. Следовательно, платежеспособность предприятия снизилась. Но если полностью будет погашена дебиторская задолженность, предприятие сможет выполнить свои краткосрочные обязательства. Значение коэффициента текущей ликвидности несколько ниже установленного норматива, это говорит о том, что оборотных средств недостаточно для погашения краткосрочных обязательств. Но положительной оценки заслуживает рост этого коэффициента и приближение его к нормативному значению. [1, с.106]
Анализируя показатели финансовой устойчивости предприятия, можно прийти к следующему заключению. Значение коэффициента автономии несколько ниже нормативного и отрицательная динамика свидетельствует о том, что предприятие в 2011 году стало сильнее зависеть от заемных средств.
Положительным моментом является рост коэффициента маневренности и соответствие его в 2011 году нормативу. Его значение 0,46 показывает, что в наиболее мобильные активы вложено 46% собственных средств. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными активами, хотя и возрос в несколько раз, все же его значение осталось ниже нормативного. Столь значительный рост данных коэффициентов произошел по причине возросших в 2011 году долговых обязательств комбината.
Все показатели деловой активности в 2011 году имеют отрицательную динамику, что говорит о снижении скорости превращения средств в денежную форму, оказывая негативное влияние на платежеспособность предприятия.
Положительной оценки заслуживает рост показателей рентабельности, как собственного капитала, так и активов.
Проведенный анализ позволяет охарактеризовать финансовое состояние маслозавода как недостаточно устойчивое, о чем свидетельствует несоответствие значений коэффициентов абсолютной и текущей ликвидности и коэффициента автономии их нормативному значению, а также снижение показателей деловой активности.
Это требует проведения анализа оценки стратегических позиций предприятия, его сильных и слабых сторон.
Для анализа внутренней и внешней среды организации, рассмотрим SWOT-анализ. (см. Приложение №5)
Анализ технических ресурсов организации:
Технические ресурсы организации
– это особенности
Информация о работе Стратегический анализ потенциала организации