Стратегический менеджмент в современных российских условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2013 в 21:44, курсовая работа

Краткое описание

Проблема стратегического управления становится очень актуальной в условиях повышения нестабильности условий работы предприятий. Недостаточная проработка процесса стратегического управления, неподготовленность руководителей разного уровня к принятию обоснованных, взвешенных и обдуманных решений ведет к таким явлениям, как разрыв хозяйственных связей, невыполнение договорных обязательств, взаимные неплатежи, снижение инвестиционной активности, замедление темпов НТП. На большинстве предприятий часть проблем, требующих стратегического реагирования, ускользает от внимания руководителей. В первую очередь вопросы маркетинга, взаимосвязи предприятия с потребителями и поставщиками. Система принятия решений нуждается в повышении роли стратегического управления

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….....3
ГЛАВА 1. КОНЦЕПЦИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ……………………………………………....5
1.1. Концепции стратегического менеджмента……………………................5
1.2. Процесс стратегического менеджмента на предприятии……….............8
1.3. Характерные особенности и принципы стратегического управления…10
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ФАКТОРЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ НА РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ................................................................................................16
2.1. Реализация стратегии на предприятии и её особенности……………......20
2.2. Этапы стратегического управления.............................................................29
ГЛАВА 3. ПРИМЕНЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ПРАКТИКЕ............................................................................................................33
3.1. Реализация стратегии на примере ОАО «Заволжского моторного завода»....................................................................................................................33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................39
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...................................................

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ.doc

— 219.50 Кб (Скачать файл)

 

3. ПРИМЕНЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ПРАКТИКЕ

3.1. Реализация стратегии на примере ОАО «Заволжского моторного завода»

 

На первый взгляд может показаться, что выполнение стратегии – это почти одно и то же, что и обычное управление. Действительно, раз стратегия предприятия определена, то дальше должна начинаться рутинная работа по её выполнению, которая очень далека от стратегического управления. На самом деле в таком рассуждении держится большое заблуждение. Для понимания роли и сущности стадии выполнения стратегии очень важно иметь в виду следующее: выполнение стратегии не играет роли пассивного по отношению к принятой стратегии средства её проведения в жизнь; важным свойством выполнения стратегии является то, что оно не только может в силу плохого осуществления реализации хорошей стратегии создать для предприятия трудности, но и то, что при условии хорошего осуществления оно может дать организации шанс на успех, даже если были допущены ошибки при выработке стратегии; хорошее выполнение стратегии обладает способностью компенсации негативных последствий, которые могут возникать при осуществлении стратегии по причине имеющихся у неё недостатков либо же в силу появления в среде непредвиденных изменений.

В 2003 году Заволжский моторный завод начал реформировать  систему управления производством по методу just-in-time. Эффект наступил сразу: брак и затраты резко пошли вниз. «Мы сняли «верхний слой» в процессе улучшений – то, что главным образом зависело от управленческого звена, - объясняет причину В. Клочай, генеральный директор ОАО ЗМЗ.- И понимали, что каждый следующий процент сокращения брака, и каждый рубль экономии будет даваться всё с большим трудом. «Наверху» можно придумать что угодно, но если эти планы не поддержат «снизу» - они обречены. Мы не отказываемся от существующих программ повышения эффективности производства, они выполняют свою задачу. Но появилась новая цель: создать такую систему изменений, которая позволила бы затронуть глубинные процессы, связанные с каждым рабочим местом».

К тому времени  начал меняться и рынок ЗМЗ: Нижегородский автозавод остался его стратегическим партнёром, но его доля в продажах сократилась с прежних 80 до 60%. Для того, чтобы стать экономически устойчивым, завод расширял поставки на другие заводы – УАЗ, Павловский автобусный завод. Пока ЗМЗ работал на локальном рынке, основным его конкурентным преимуществом была невысокая цена. Выход на новых потребителей потребовал создания продукции, способной выдержать конкуренцию с глобальными игроками.

Технология just-in-time, на основе которой строится «Производственная система ЗМЗ», позволяет ограниченной в ресурсах компании повышать свою конкурентоспособность без больших затрат через сокращение всевозможных потерь. А всё дело в том, что в системе JIT руководство завода получает снизу, от рядовых работников, ту информацию, которая даёт возможность видеть недостатки и улучшать производственные процессы [6, с.17].

Ещё недавно  ни бригадиры, ни большинство рядовых  работников ЗМЗ не забивали себе голову проблемами экономии, предоставив их решение руководству. Теперь они учатся считать. Перед директором по производству Г. Балакиным поставлена задача: пробудить инициативу снизу, чтобы каждый работник думал, как повысить качество операций и сократить потери.

Внешне такие  решения очень просты: небольшими шагами, но каждый день что-то улучшать вокруг себя. На уровне завода или даже цеха такие небольшие изменения не всегда заметны. В ответ на это на ЗМЗ укрупнили масштаб управления издержками: раньше центром учёта потерь и резервов был цех – теперь им стала бригада.

В отличие от традиционного конвейерного принципа «один работник – одна функция» бригада достаточно автономный, по сути, коллектив, где каждый владеет  несколькими операциями и может  при необходимости сам исправить  мелкие неполадки, не дожидаясь ремонтников.

Изменился и  статус бригадира. Раньше это был  просто старший рабочий, второстепенная фигура при мастере. Сейчас бригадир – это самый квалифицированный  рабочий, который знает все операции, может показать, как делать правильно, и заменить любого в своей бригаде.

Одновременно  с созданием бригад на ЗМЗ провели  обследование каждого рабочего места  под девизом «Ничего лишнего!». Это был первый из пяти шагов создания качественной рабочей среды, ещё  одного элемента системы «точно вовремя».

Надо было удалить с рабочего места всё, что не связанно с технологическим процессом. То, что осталось, грамотно разложили по своим местам (второй из пяти шагов – порядок) и организовали рабочее пространство так, чтобы было удобно самому работнику. Специальная комиссия, состоящая из технологов и опытных рабочих, три месяца дотошно спрашивала каждого: что мешает? что нужно исправить? Исправляли и опять проверяли: всё ли сделано как надо? Больших денег на это не потратили, а результат получили впечатляющий: производительность труда повысилась в среднем на 30%

В 2003 год ЗМЗ  удалось сэкономить 241 миллион рублей. Но главное – рентабельность производства резко пошла вверх: с 1,9% в2001 году она увеличилась до 4,4% в 2002 году, а по результатам 2003 года составила 11,7%. Когда начали обсуждать программу  на 2004 год, менеджеры назвали цифру – 300 миллионов рублей экономии. Это было сопоставимо с годовым объёмом инвестиций в развитие и модернизацию мощностей по выпуску двигателей 406-го семейства.

Идеолог бережливой концепции исполнительный директор Toyota Motor Таичи Оно назвал потери главным врагом эффективного производства. При этом потери – не только брак, но и любая деятельность, потребляющая ресурсы, но не приносящая прибыль. Перекрывая каналы расточительности, just-in-time базируется на логической концепции «ничего не будет произведено, пока в этом не возникает необходимости». Эта концепция задаёт определённый способ организации производства.

То, что так  красиво выглядело в оригинальном «тойотовском» исполнении, предстояло сделать практикой ЗМЗ. Заинтересованность в этом была особенно велика потому, что перед заводом стояла практическая задача. Увеличился объём заказов с ГАЗа, и конвейер, на котором собирались двигатели 406-го семейства, не справлялся с программой. Не имея дополнительных мощностей, приходилось работать по субботам. Чтобы расширить узкие места, требовалось удлинить конвейер, приобрести новое оборудование и вложить в это не менее 5 миллионов рублей. Вместо инвестиций на ЗМЗ применили процедуры JIT. В результате увеличили производительность с 40 до 52 моторов в час и отменили рабочие субботы.

Продажи двигателей планируются строго по заявкам основных автозаводов – потребителей и  дилеров. На основе заявок рассчитывается месячное, суточное, сменное задания  для сборки по количеству и ассортименту. Исключив перепроизводство, завод сократил связанные с этим избыточные запасы, как материалов, так и готовой продукции.

Проблемы с  поставщиками ЗМЗ решает, начиная  с 2001 года. Раньше завод получал деньгами от основного потребителя Горьковского автозавода не более 10% от общего объема поставок. Остальные расчёты производились либо автомобилями по бартеру, либо векселями. Посредники в бартерных цепочках практически вытеснили прямых поставщиков ЗМЗ. Но в конце 2000 года Горьковский автозавод перешёл под контроль компании «Сибирский алюминий» (нынешний «Базовый элемент») и под давлением нового собственника, озабоченного повышением его рентабельности, стал отказываться от бартерных схем в расчётах с поставщиками. Благодаря этому ЗМЗ смог и у себя в поставках ликвидировать бартер и восстановить прямые связи.

Одновременно  происходил качественный отбор поставщиков. За последние три года их состав изменился. В частности, серьёзной  ревизии подвергся пул из тринадцати изготовителей навесного оборудования, с которым было связанно 90% всех рекламаций на продукцию ЗМЗ. На смену тем, кто не сумел подстроиться под требования ЗМЗ, пришли импортные комплектующие, доля которых сейчас составляет 10%.

Но этим дело не ограничилось. Когда ЗМЗ начал  внедрять систему производства «точное  время», стало ясно, что работать с поставщиками придётся более плотно – всех не заменишь. Кроме того, теперь важно не только качество, но и бесперебойность поставок. То есть меняется статус поставщика – он становится членом одной команды с ЗМЗ.

Что касается сроков поставки и качества, тут ЗМЗ на компромисс не идёт. Зато компромиссы могут быть в цене.

В разгоревшемся  в начале 2005 года конфликте между  ГАЗом и ЗМЗ, вызванном повышением с 1 января цен на двигатели, моторный завод, во-первых, объяснил свой шаг  экономическими причинами – в основном резким ростом стоимости металла в 2004 году. Во-вторых, ЗМЗ был готов к переговорам, от которых газ отказывался вплоть до Нового года.

История с ГАЗом  показала, с одной стороны, что  ЗМЗ подвергает себя риску, переходя на новую систему производства.

В то же время  эта история свидетельствует  о правильности выбранной ЗМЗ  стратегии: становиться подлинно рыночным игроком, чтобы уйти от чрезмерной зависимости  от одного партнёра. По итогам девяти месяцев 2004 года производство двигателей на ЗМЗ сократилось на 4% по сравнению с 2003 годом (впервые за несколько лет) – главным образом из-за остановок «газовского» конвейера.

Кроме снижения затрат реформы на ЗМЗ привели  к существенному сокращению брака. В 2001 году объём потерь от внутризаводского механического брака был 1,44%, а за неполный 2004 год дефектность составила 0,33%.

Итак, технология JIT , на основе которой строится «Производственная система ЗМЗ» выглядит следующим образом:

1.Перенос контроля  качества и затрат из цеха  в бригаду:

а) отказ от сдельной оплаты труда;

б) установление взаимозаменяемости членов бригады;

в) ежедневное выявление  проблем и их решений;

г) всё лишнее с рабочих мест должно быть убрано, нужно сделать их удобными.

2.Внедрение  «вытягивающей» технологии производства:

а) на основе заявок покупателей составляются месячное, суточное и сменное задания –  по количеству и ассортименту;

б) исходя из календарной  потребности в комплектующих, рассчитывается график закупок.

3.Проведение  работы с поставщиками:

а) замена поставщиков, не выполняющих требования по качеству и срокам поставок;

б) предложение  интересных перспектив при развитии партнёрства;

в) нахождение компромисса  по цене;

г) совместная выработка  методов улучшения качества и  соблюдения сроков поставок. [17, с.24].

 

Заключение

Изложенная  информация и ее анализ позволяют  в полной мере представить, что правильно  избранная и успешно претворенная в жизнь стратегия управления организацией, либо некоммерческой структурой – залог ее плодотворного функционирования и развития в условиях окружающей среды в долгосрочной перспективе.

Принятие стратегических решений - это выбор того, как и  что планировать, организовывать, мотивировать и контролировать. В самых общих  чертах именно это составляет основное содержание деятельности руководителя. Но, так как единой для всех объектов управления стратегии не существует и поэтому каждая организация, желающая выжить в условиях жесткой конкуренции, вырабатывает свою собственную стратегию на основе анализа внешней среды, собственного потенциала, основываясь на целях и миссии организации. Выработка стратегии организации - не самоцель стратегического управления. Эта сложная и трудоемкая работа приобретает смысл, только в том случае, если стратегия в дальнейшем успешно реализуется. Для того чтобы контролировать процесс реализации стратегии и быть уверенными в достижении поставленных целей, руководители организации вынуждены разрабатывать планы, программы, проекты и бюджеты, мотивировать процесс, т. е. управлять им.

Современный темп изменений в экономике является настолько большим, что стратегическое планирование представляется единственным способом формального прогнозирования будущих проблем и возможностей. Оно обеспечивает высшему руководству фирмы средства создания плана на длительный срок, дает основу для принятия решений, способствует снижению риска при принятии решений, обеспечивает интеграцию целей и задач всех структурных подразделений и исполнителей фирмы.

В заключение следует  отметить, что организационное развитие предприятий в России, по всей видимости, проходит в соответствии с объективными законами и закономерностями развития организаций – закономерностями запаздывания и неадекватности. Необходимым условием снижения действия негативных факторов, вызванных данными закономерностями запаздывания и неадекватности. Необходимым условием снижения действия негативных факторов, вызванных данными закономерностями, на предприятии, является развитие и внедрение обязательной практики стратегического подхода к управлению предприятием и планированию их деятельности.

 

 

Список используемой литературы

 

  1. Ансофф И. Стратегическое управление - М.: Экономика,1989.
  2. Аналоуи Ф. Карами А. Стратегический менеджмент- М.: «Юнити»,2005.
  3. Афанасьев М.П. Маркетинг: Стратегия и практика фирмы  – М.: Финстат, 2001г.
  4. Виханский О.С. Стратегическое управление - М.: Гардарики,2003
  5. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент.- М.: Гардарики,2003.
  6. Владимирова И.Г., Дубинский А.В. Классификация стратегий развития автомобильных компаний в современном мире и перспективы отечественного автопрома // Менеджмент в России и за рубежом.-2005.-№1.
  7. Гапоненко А.Л., Панкрухин А.П. Стратегическое управление: учебник для вузов / 2-е изд., стер. – М.: Изд-во ОМЕГА-Л, 2006.
  8. Гурков И.Б. Стратегический менеджмент организации.- М.: ТЕИС,2005.
  9. Зайцев Л.Г., Соколова М.И. Стратегический менеджмент-М.:Экономистъ,2004
  10. Зуб А.Т. Стратегический менеджмент: теория и практика: учебное пособие для вузов / 2-е изд., испр. и доп. – М.:Аспект Пресс, 2004.
  11. Коротков Э.М. Антикризисное управление: - М, ИНФРА- М,2007.
  12. Кузнецов Б.Т. Стратегический менеджмент.- М.: ЮНИТИ- ДАНА,2007.
  13. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. Пер. с англ. – М.: Дело, 1995.
  14. Панов А.И., Коробейников И.О., Панов В.А.- Санки- Петербург, Юнисти- дана, 2006

Информация о работе Стратегический менеджмент в современных российских условиях