Стратегический менеджмент, его ключевая роль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 16:52, контрольная работа

Краткое описание

В условиях современной рыночной экономики менеджмент является одним из основных элементов успешной деятельности предприятия. В настоящее время трудно назвать более важную и многогранную сферу деятельности, чем менеджмент, от которого в значительной мере зависят и эффективность производства, и качество обслуживания населения.

Содержание

Часть 1. Стратегический менеджмент. Его ключевая роль. Введение_________________________3
1. Понятие, сущность и значение стратегического менеджмента_____________________________4
2. Значение использования стратегического менеджмента в деятельности предприятия_________5
3. Особенности планирования в условиях рыночной экономики_____________________________6
4. Разработка перспективных и текущих программ и планов________________________________7
5. Вариантность плановых решений_____________________________________________________9
6. Разработка бизнес-планов__________________________________________________________10
7. Роль менеджеров предприятия в подготовке и реализации планов производства и социального развития коллектива_________________________________________________________________11
Заключение________________________________________________________________________13
Часть 2. Внешняя среда функционирования ООО «Атлантис». Введение_____________________14
1. Общая характеристика торгового предприятия_________________________________________15
2. Общая характеристика внешней среды предприятия____________________________________16
3. Анализ потребителей______________________________________________________________17
4. Выявление и анализ конкурентов____________________________________________________18
5. Компенсация негативного воздействия внешней среды__________________________________20
Заключение________________________________________________________________________22
Список использованных источников литературы_________________________________________23

Вложенные файлы: 1 файл

Менеджмент.doc

— 237.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Часть 1. Стратегический менеджмент. Его  ключевая роль. Введение_________________________3

1. Понятие, сущность и  значение стратегического менеджмента_____________________________4

2. Значение использования стратегического менеджмента в деятельности предприятия_________5

3. Особенности планирования в условиях рыночной экономики_____________________________6

4. Разработка перспективных и текущих программ и планов________________________________7

5. Вариантность плановых решений_____________________________________________________9

6. Разработка бизнес-планов__________________________________________________________10

7. Роль менеджеров предприятия в подготовке и реализации планов производства и социального развития коллектива_________________________________________________________________11

Заключение________________________________________________________________________13

Часть 2. Внешняя среда функционирования ООО «Атлантис». Введение_____________________14

1. Общая характеристика торгового  предприятия_________________________________________15

2. Общая характеристика внешней  среды предприятия____________________________________16

3. Анализ потребителей______________________________________________________________17

4. Выявление и анализ конкурентов____________________________________________________18

5. Компенсация негативного воздействия  внешней среды__________________________________20

Заключение________________________________________________________________________22

Список использованных источников литературы_________________________________________23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЧАСТЬ 1.

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ. ЕГО КЛЮЧЕВАЯ РОЛЬ.

ВВЕДЕНИЕ

В условиях современной рыночной экономики  менеджмент является одним из основных элементов успешной деятельности предприятия. В настоящее время трудно назвать более важную и многогранную сферу деятельности, чем менеджмент, от которого в значительной мере зависят и эффективность производства, и качество обслуживания населения.

Менеджмент - это эффективное управление, критерии оценки которого меняются в зависимости от типа организации, отрасли, в которой он функционирует, его социальной значимости и многих других параметров.

Возникновение «стратегического менеджмента» как самостоятельной научной  дисциплины также было связано с новыми условиями деятельности корпораций, прежде всего в США, сложившимися к началу 1960-х годов. Эти условия определялись, во-первых, технологическими взрывами, вызванными научно-технической революцией, требующими прогнозирования новых производственно-технологических прорывов, возможных в будущем; во-вторых, насыщением рынка товаров и услуг в развитых странах, что приводило к усилению конкуренции; в-третьих, началом процесса глобализации рынков, возникновением транснациональных корпораций, что усиливало неопределенность и сложность среды существования бизнеса.

Стратегический менеджмент рассматривает  проблемы роста и выживания крупных  организаций. Значение стратегического  поведения, позволяющее фирме выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, резко возросло в последние десятилетия. Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых запросов и изменение позиции потребителя, возрастание конкуренции за ресурсы, интернационализация и глобализация бизнеса, появление новых неожиданных возможностей для бизнеса, открываемых достижениями науки и техники и ряд других причин привели к резкому возрастанию значения стратегического управления. Но единой стратегии для всех компаний не существует, также как и единого универсального стратегического управления. Таким образом, чтобы составить стратегию для конкретной фирмы, нужно провести стратегический анализ ее внутренней и внешней среды.

 

 

 

 

 

 

 

1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ СТРЕТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Стратегический менеджмент - это такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует и проводит своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности дает возможность организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей.

Сущность стратегического  менеджмента заключается в ответе на три важнейших вопроса:

  1. В каком положении предприятие находится в настоящее время (для ответа на первый вопрос менеджеры должны хорошо понимать текущую ситуацию, в которой находится предприятие, прежде чем решать, куда двигаться дальше, а для этого необходима информационная основа, обеспечивающая процесс принятия стратегических решений соответствующими данными для анализа прошлых, настоящих и будущих ситуаций);
  2. В каком положении оно хотело бы находиться через три, пять, десять лет (отражает такую важную особенность стратегического менеджмента, как его ориентация на будущее; для ответа на него необходимо четко определить, к чему стремиться, какие цели ставить);
  3. Каким способом достигнуть желаемого положения (связан с реализацией выбранной стратегии, в ходе которой может происходить корректировка двух предыдущих этапов; важнейшими составляющими данного этапа являются имеющиеся или доступные ресурсы, система управления, организационная структура и персонал, который будет реализовывать выбранную стратегию).

Значение стратегического  менеджмента невозможно недооценить, т.к. он позволяет компании оставаться конкурентоспособной в самых сложных ситуациях, видеть перспективы рынка и отказываться от невыгодных условий, а инструменты стратегического менеджмента увеличат стоимость бизнеса и предложат уникальные услуги клиентам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ЗНАЧЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Стратегический менеджмент предприятия должен гарантировать высокое качество и аналитическое превосходство предлагаемых им решений проблем развития бизнеса. Эмпирической, научной, технологической и организационной базой стратегического менеджмента является информационная технология решения стратегических проблем. Применяя эту технологию, стратегический менеджмент работает с четырьмя уровнями представления проблем развития бизнеса:

  1. Видение (проблемы развития выражены в форме стратегии развития);
  2. Данные (стратегия развития выражена в совокупности стратегических мер, показателей, значений показателей);
  3. Знания (проблема развития раскрыта и понята во всех ее смыслах);
  4. Решение (проблема разрешена в техническом проекте стратегических инноваций).

Стратегический менеджмент отвечает за весь жизненный цикл стратегической проблемы. Этот цикл включает четыре этапа:

      • Измерение (обоснование, введение и применение стратегических мер);
      • Анализ (познание закономерностей);
      • Проектирование (разработка, оформление, утверждение стратегических решений);
      • Исполнение (стратегическое управление инновационным развитием).

На этапе измерения стратегический менеджмент создает эмпирическую базу будущих решений, формирует видение проблем развития бизнеса во всех перспективах. На этапе системного анализа стратегический менеджмент организует исследования, нацеленные на разработку полного законченного и совершенного знания о проблемах развития бизнеса предприятия. На этапе проектирования стратегический менеджмент осуществляет практическое решение проблем развития бизнеса в каждой стратегической перспективе и создает в итоге завершенный технический проект стратегических инноваций. На этапе исполнения стратегический менеджмент курирует рабочие стадии проектных работ, поддерживает внедрение нового бизнеса, способствуя фактическому выходу предприятия на новый уровень конкурентоспособности.

 

 

 

 

 

    1. ОСОБЕННОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

Отличие планирования деятельности предприятий в рыночных условиях от планирования при централизованном управлении состоит в том, что в рыночных условиях предприятия работают на коммерческом расчете. Коммерческий расчет в отличие от хозяйственного расчета предполагает не только производственную, но и маркетинговую деятельность.

В отличие от хозрасчета при коммерческом расчете появляются многочисленные дополнительные задачи у работников предприятий, вызванные решением следующих  вопросов:

  • Что можно и нужно продавать? А, следовательно, что нужно выпускать на предприятии.
  • Где продавать? И тем самым определить рынок сбыта продукции.
  • Каким путем продавать? И тем самым предопределить систему заказов, договоров, цен и т.д.
  • Кому продавать? Требуется четкое определение покупателей (потенциальных) их потребностей и возможностей.

Коммерческий расчет принципиально  меняет планирование деятельности предприятия, т.е. не только производство и реализацию, но и все остальные задачи.

Планирование становится более сложным, т.к. требуется непрерывное изучение рынка сбыта и учета изменений на нем в планировании, как объема производства, так и перспектив развития предприятия.

Планирование в условиях рыночной экономики, отличающейся постоянно изменяющейся обстановкой на рынке, не может быть 100%-но достоверным или, как говорят экономисты, детерминированным. Степень достоверности планирования зависит от глобальной обстановки в той или иной стране.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. РАЗРАБОТКА ПЕРСПЕКТИВНЫХ И ТЕКУЩИХ ПРОГРАММ И ПЛАНОВ

В условиях рыночной экономики предприятие постоянно стоит перед выбором из существующих альтернатив оптимального решения. Удачные решения сами по себе не могут быть эффективными, если не соответствуют целям и политике предприятия.

В соответствии с продолжительностью периодов, на которые составляются планы, различают долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное планирование.

Долгосрочное планирование носит стратегический характер, так как именно при долгосрочном подходе выявляются стратегические цели предприятия и пути их реализации. Горизонт стратегического планирования составляет от 5 до 15 лет. Ограничение горизонта планирования от 1 до 5 лет соответствует среднесрочному или перспективному планированию.

Среднесрочное (перспективное  планирование) предполагает составление планов-прогнозов, в которых конкретизируются стратегия развития предприятия, методы и формы ее реализации. Перспективный план развития промышленного предприятия разрабатывают для непрерывности в планировании и преемственности плановых заданий, исходя из потребностей, как самого предприятия, так и отраслей экономики страны. Перспективное планирование основано на глубоком технико-экономическом анализе возможностей предприятия, его цехов и производственных участков. При этом выделяются ведущие и наиболее перспективные участки производства. Составление перспективных планов на предприятиях основывается на заключенных долговременных договорах с учетом интересов других отраслей-партнеров экономики страны.

Процедура разработки перспективного плана-прогноза состоит из нескольких этапов.

  • На первом этапе готовится проект плана, его показатели рассчитываются укрупненными методами счета. При этом учитываются данные маркетинговых исследований, проведенных при выработке стратегического плана. Анализируется динамика объемов продаж за предыдущие периоды, уточняются показатели фактического наличия и состояния производственных мощностей. На основе этих данных разрабатывается производственная программа предприятия и план реализации продукции с разбивкой по годам на рассматриваемую перспективу. Производственная программа позволяет определить направления инновационной деятельности предприятия. В ней отражаются необходимые расходы на охрану окружающей среды, потребность в материальных и трудовых ресурсах.
  • На втором этапе осуществляется анализ себестоимости производства продукции, рассчитывается планируемая прибыль и рентабельность производства. Рассматриваются возможности снижения себестоимости производства продукции (выполненных работ и оказанных услуг) и оценивается его эффект.
  • На завершающем этапе разработки перспективного плана проводится составление финансового плана предприятия с использованием расчетов, осуществленных на предыдущих этапах. Финансовый план включает баланс доходов и расходов предприятия на каждый год планируемого периода и служит важным средством, с помощью которого осуществляется контроль за правильностью их использования.

При разработке перспективного плана  желательно проанализировать различные  варианты развития предприятия при  изменяющихся внешних условиях хозяйствования (динамика цен, рыночные колебания спроса на продукцию, отмена или введение льгот и т. п.). Многовариантность разработки плана позволяет выбрать один из них, который является оптимальным при данных условиях.

Информация о работе Стратегический менеджмент, его ключевая роль