Стратегический менеджмент предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 21:31, реферат

Краткое описание

Регион как хозяйственная система представляет собой часть территории, с комплексом связей и зависимостей между государственными и коммерческими организациями. Именно это звено обладает всеми признаками системы, в первую очередь свойством целостности.
Региональная экономика как мезоуровень – среднее звено между макро- (государство в целом) и микроуровнем (территориальные образования в рамках субъекта Федерации) – обладает характерными особенностями.

Вложенные файлы: 1 файл

Стратегический менеджмент.doc

— 235.00 Кб (Скачать файл)

Для реализации задач региональной экономической политики в бюджетно-налоговой сфере, по нашему мнению, необходимо обеспечить:

  • бездефицитность бюджетов большинства субъектов Федерации;
  • законодательное разграничение полномочий между федеральными и региональными органами государственной власти, а также органами местного самоуправления по осуществлению социально-экономической политики, формированию доходных и расходных статей соответствующих бюджетов, сбору и использованию налогов и других обязательных платежей;
  • возможность определять и учитывать финансовый и налоговый потенциалы при формировании бюджета каждого конкретного региона;
  • сбалансированность бюджетов всех уровней;
  • право – в пределах собственных финансовых ресурсов – самостоятельного принятия каждым органом власти на соответствующем уровне решений о направлениях и масштабах использования бюджетных средств;
  • контроль за целевым расходованием средств, выделяемых из федерального бюджета на социально-экономическое развитие регионов.

Особо следует отметить роль региональной финансовой политики в решении острых социальных проблем, требующих участия федеральных бюджетных средств. Основным элементом социальной политики является финансовое обеспечение минимальных государственных гарантий – минимальной заработной платы, минимальных пенсий и пособий, их регулярная индексация в соответствии с ростом потребительских цен.

Главные цели региональной политики в области доходов предусматривают: обеспечение условий для роста  заработной платы, пенсий, пособий и  других денежных доходов граждан  России и стабилизацию уровня жизни  населения, создание основы для его повышения во всех регионах страны.

Субъектам Федерации, которые не имеют  достаточных средств для обеспечения  гарантированного минимума доходов  своего населения, требуется дополнительное выделение государственных финансовых ресурсов с учетом региональных различий в минимальных социальных стандартах.

Для минимизации отрицательных  последствий расслоения общества региональная финансовая политика должна быть ориентирована  на:

  • совершенствование налоговой системы путем постепенной отмены налогов на средства, направляемые организациями на потребление, при одновременном усилении налоговой нагрузки на индивидуальные, особенно сверхвысокие, доходы и имущество физических лиц;
  • введение на региональном уровне системы страхования заработной платы на случай неспособности работодателей выполнять обязательства по оплате труда.

В регионах с высоким уровнем  социальной напряженности необходимо контролировать процесс банкротств убыточных организаций, используя  в случае необходимости механизм их целевой поддержки путем выдачи льготных кредитов на развитие производства, дотации на выплату минимальной заработной платы.

статья опубликована на http://www.cfin.ru/management/chub/02.shtml

2. стратегия предприятия,  стратегическое управление

   Страт.  управление - деловая концепция организации на заданную перспективу, представленная в виде долгосрочной программы конкретных действий, которые способны реализовать данную концепцию и обеспечить организации конкурентные преимущества в достижении целей. С позиций стратегического управления любая организация  представляет собой сложную социально-экономическую систему, созданную для достижения определенных целей.

     Главной задачей стратегического  управления является создание  долгосрочного механизма обеспечения  баланса и координации трех основных процессов организации:

    получение ресурсов из  внешней среды;

    преобразование ресурсов  в продукт;

    реализация продукта  во внешней среде 

Главная задача стратегического управления - подготовить такие управляющие воздействия, при осуществлении которых в реальных бизнес-процесса достигались бы заданные цели и параметры развития организации.

Ограничения стратегического управления :

1. Страт. упр-ие не может дать  точной картины будущего.

2. Не может быть  сведено к набору стандартных правил, процедур и схем,

3. Для с.у. требуются большие  затраты времени и финансовых ресурсов

4. сейчас резко усиливаются  последствия ошибок.

5. Если в организации  отсутствуют система мотивации  и организационная гибкость, то  стратегические планы зачастую так и остаются нереализованными.

Понятие стратегии

1. стратегия как план – сознательно  и намеренно разработанная последовательность действий;

2. стратегия как перспектива  – основной способом действия  руководства и сотрудников фирмы;

3. стратегия как принцип поведения – следование некой модели, выведенной из прошлого;

4. стратегия как позиция –  положение фирмы по отношению к внешней среде (расположение определенных товаров на конкретных рынках);

5. стратегия как ловкий  прием - особый «маневр», с целью  перехитрить конкурента.

Стратегия не бывает простой

Стратегия затрагивает  и фирму и внешнее окружение 

Стратегия затрагивает  все уровни фирмы

Стр-ия это и содержание и процесс

Понятие стратегии включает 5 основных категорий в совокупности отражающих суть одного явления.

Роль стратегии в  организации: люди определившись в  главном могут обращать внимание на детали, т.к. каждое стратегическое преимущество имеет свои «-». С точки  зрение иерархии управления принято  выделять следующие виды стратегии  фирмы:

1. операционные (создают основы для обеспеч. вышестоящ. страт-й)

2. функциональные(по персоналу,  сбыту, маркетингу)

3. стратегии бизнесединиц(завоевание  доли рынка)

4. корпоративная

3. стратегический маркетинг

Стратегический маркетинг - это  прежде всего анализ потребностей  физических лиц и организаций. С точки зрения маркетинга покупатель  не столько нуждается в товаре, сколько желает решения проблемы,  которое может обеспечить товар. Решение может быть обретено с по мощью различных технологий, которые сами по себе непрерывно  меняются. Роль стратегического маркетинга - прослеживать эволюцию  заданного рынка и выявлять различные существующие либо потенциальные рынки или их сегменты на основе анализа потребностей, нуждающихся в удовлетворении.

Выявленные товарные рынки представляют собой экономические  возможности, привлекательность которых следует оценить.  Привлекательность товарного рынка количественно измеряется понятием  потенциала рынка, а динамически характеризуется длительностью своего существования, или жизненным циклом. Для конкретной фирмы  привлекательность товарного рынка зависит от ее конкурентоспособности, иными словами, от ее способности удовлетворять потребности покупателей лучше, чем соперники. Конкурентоспособность будет существовать до тех пор, пока фирма удерживает конкурентное преимущество  либо благодаря особым качествам, отличающим ее от соперников, либо в  силу более высокой производительности, обеспечивающей ей преимущество по издержкам.

Роль стратегического маркетинга состоит в том,  чтобы нацелить фирму на привлекательные экономические возможности,  т.е. возможности, адаптированные к ее ресурсам и ноу-хау,  обеспечивающие потенциал для роста и рентабельности.

Процесс стратегического маркетинга имеет средне и долгосрочный горизонты; за дачей его является уточнение миссии фирмы, определение целей, разработка стратегии развития и обеспечение сбалансированной структуры  товарного портфеля эти две функции взаимно  дополнительны в том смысле, что структура стратегического плана  должна быть тесно увязана с операционным маркетингом.

4. ситуационный анализ.

Теория ситуационных факторов

Возникновение этой теории обусловила несостоятельность утверждения классического менеджмента о том, что существует единый, стандартный способ управления организацией. С точки зрения приверженцев ситуационной теории такой подход не верен т.к. принцип их теории гласит, что специфика организации определяется особенностями ситуации: метод управления зависит от величины организации, технологии, устойчивости, степени внешней враждебности и т. д.

    Г. Минцбергом  предложена классификация измерений внешней среды, в которой выделены четыре группы.

    1. Стабильность. Окружение организации варьируется от стабильного до динамического.

    2. Комплексность. Окружение организации варьируется от простого до сложного, являясь сложным в той степени, в какой руководству приходится использовать сложные знания о продуктах, потребителях и т.п

    3. Разнообразие рынка. Рынки организации варьируются от интегрированных до диверсифицированных.

    4. Враждебность. Окружение организации варьируется от очень щедрого до враждебного. На степень враждебности влияет конкуренция, взаимоотношения организации с профсоюзами, государством и другими внешними группами, а также доступность ресурсов.

   Ситуационная теория описывает возможные реакции организации — главным образом структурные, а также стратегические — на перечисленные выше внешние факторы.

Ситуационный подход внес большой вклад в теорию управления, используя возможности прямого приложения науки к конкретным ситуациям и условиям. Центральным моментом С.П. является СИТУАЦИЯ - конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время. Используя этот подход руководители могут лучше понять, какие приемы будут в большей степени способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации. СП признает, что общий процесс одинаков, специфические приемы, которые должен использовать руководитель для эффективного достижения целей организации, могут значительно варьировать. Например: Все организации должны создавать структуры для того, чтобы добиться своих целей. Однако существует множество способов построения организационных структур - может быть создано много или мало уровней управления. Руководители среднего и низового звеньев могут получить большую долю участия в принятии решений, или наоборот - руководители высшего звена могут резервировать за собой право принимать самые ответственные решения. Руководство должно определить, какая структура или прием управления наиболее подходит для данной ситуации и так как ситуация может меняться, руководство должно решить как необходимо соответственно поменять организационную структуру, чтобы сохранить эффективность организации. СИТУАЦИОННЫЙ ПОДХОД - пытается увязать конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь цели организации более эффективно. Ситуационный подход концентрируется на СИТУАЦИОННЫХ РАЗЛИЧИЯХ между организациями и внутри самих организаций. Методологию СП можно объяснить как 4-х-шаговый процесс:

1.Руководитель должен быть знаком со средствами профессионального управления, которые доказали свою эффективность (понимание процесса управления, индивидуального и группового поведения, системного анализа, методов планирования и контроля и методах принятия решений:

2. Каждая из управленческих концепций и методик имеет свои сильные и слабые стороны, или сравнительные характеристики в случае, когда они применяются в конкретной ситуации. Руководитель должен уметь предвидеть вероятные последствия (повышение з/п приводит к большим затратам. что ведет к разорению)

3.Рук-ль должен правильно интерпретировать  ситуацию. Необходимо правильно определить какие факторы являются наиболее важными в данной ситуации и какой вероятный эффект может повлечь за собой изменение одной или нескольких переменных. 4.Руководитель должен уметь увязывать конкретные приемы, которые вызвали бы наименьший отрицательный эффект с конкретными ситуациями, тем самым обеспечивая достижение целей орг-ции самым эффективным путем.

СИТУАЦИОННЫЕ ПЕРЕМЕННЫЕ и их влияние определяют успех или неуспех СП. ВНУТРЕННИЕ-ситуационные факторы внутри организации (цели, структура, задачи, технология и люди). ВНЕШНИЕ - потребители, конкуренты, правительственные учреждения, поставщики, .финансовые организации и источники трудовых ресурсов. Они разделяются на среду ПРЯМОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ (потребители, конкуренты, законы и гос. органы, профсоюзы, поставщики трудовых рес., материалов, капиталов) и среду КОСВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ (состояние экономики, социо-культурные факторы. Политические факторы, НТП, Международные события).

5. формирование стратегических  целей и стратегии предприятия

Значимость целей определяется тем, что грамотно построенная система целеполагания может заменить собой первичную стратегию. Обычно цели связывают с конкуренцией в долгосрочной перспективе и созданием соответствующих конкурентных преимуществ для организации.

Стратегическая цель – это намеченный конечный результат управленческой деятельности, который приводит к коренным изменениям положения фирмы

Цель – это количественные показатели, содержащие предельные (эталонные) значения, которые требуется достигнуть в заданном периоде.

Требования к целям:

- достижимость

- непротиворечивость

- измеримость

- конкретность

- определенность во времени

Цели организации можно разделить  на две группы:

общие цели –генеральная цель (миссия) и общие фирменные цели(достижение фин. устойчивости, увелич.выпуска продукции и т. д.);

Информация о работе Стратегический менеджмент предприятия