Стратегическое лидерство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2014 в 09:28, курсовая работа

Краткое описание

Реализация стратегического менеджмента предлагает осуществление стратегического лидерства. Управленец, решающий стратегические задачи предприятия, обязан одновременно выполнять много ролей стратегического лидера: главного предпринимателя и стратега, главного администратора и проводника стратегии, проводника культуры, контролера, посредника, распределителя ресурсов, стимулятора, консультанта, арбитра, наставника, политика, дипломата. Работа любого предприятия во многом зависит от руководства и применяемых им технологий управления. Для грамотного руководства современному руководителю важно исходить из системного мышления в вопросах управления организацией и людьми в ней.

Вложенные файлы: 1 файл

Стратегическое лидерство.docx

— 69.46 Кб (Скачать файл)

 

  
      

Дисциплина « Стратегический менеджмент»  
  
      

Курсовая  работа     

По  теме: «Стратегическое лидерство »  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 

 

     Содержание   
  

 

 

Введение

 

Реализация стратегического менеджмента предлагает осуществление стратегического лидерства. Управленец, решающий стратегические задачи предприятия, обязан одновременно выполнять много ролей стратегического лидера: главного предпринимателя и стратега, главного администратора и проводника стратегии, проводника культуры, контролера, посредника, распределителя ресурсов, стимулятора, консультанта, арбитра, наставника, политика, дипломата. Работа любого предприятия во многом зависит от руководства и применяемых им технологий управления. Для грамотного руководства современному руководителю важно исходить из системного мышления в вопросах управления организацией и людьми в ней.

На сегодняшний день нет ни одной теории или подхода, который объединял бы все исследования и отражал бы общее видение феномена лидерства и фигуры лидера. Проблематика лидерства рассматривается в теории личностных качеств, в концепциях организационного поведения, в ситуационной теории лидерства. Каждая из них подвергается критике, но результаты так или иначе используются на практике.

В современной науке менеджмента лидерство характеризуется неоднозначно, но можно выделить следующие основные подходы к его трактовке:

— лидерство – это разновидность  власти, спецификой которой является направленность сверху вниз, а также то, что ее носителем выступает не большинство, а один человек (группа лиц);

— это руководящая должность, управленческий статус, социальная позиция, связанная с принятием решений;

— это способность оказывать постоянное, руководящее, приоритетное над другими и опирающееся не на прямое применение силы, а на авторитет (признание правомерности) руководства влияние;

— это символ общности и образец поведения группы.

На наш взгляд, целесообразно при дальнейшем рассмотрении лидерства придерживаться следующего определения.

Лидерство - это процесс воздействия на группу людей, чтобы повлечь их за собой для совместной реализации управленческих решений по достижению определенных целей.

Современный стратегический менеджмент невозможен без индивидуального, инновационного подхода к изменяющимся обстоятельствам для достижения новых перспективных направлений развития, т. е. менеджмент невозможен без лидеров.

В современном менеджменте лидерство интегрирует межличностные факторы организации для ориентации их на достижение целей организации. Управление и лидерство — не синонимы, но способность быть лидером - ключевое условие, чтобы стать менеджером.

Лидер – это тот, кому удается превратить сотрудника в своего единомышленника или последователя.

Стратегическое лидерство отличает способность работать с событиями будущего (которые еще не произошли). Эта способность может существовать как феномен (личные качества руководителя) и/или как система менеджмента (технология управления будущим). В самом общем случае технология - это способность воспроизводить деятельность. Когда мы говорим о технологии стратегического лидерства, то имеем в виду способность менеджмента создавать и воспроизводить лидирующее положение организации среди себе подобных.

Целью настоящей курсовой работы является изучение стратегического лидера в организации.

Для этого в работе решается ряд следующих задач:

  1. Изучить теоретические аспекты стратегического лидерства в организации, охарактеризовать черты идеального стратега-лидера.
  2. На примере организации ООО «Премьера» изучить стиль и эффективность стратегического лидерства.
  3. Предложить меры по улучшению стратегического лидерства на предприятии ООО «Премьера».

Объектом изучения является организация ООО «Премьера», предметом - стратегическое лидерство.  

 

 

Глава 1. Теоретическое изучение стратегического лидерства в системе менеджмента

 

1.1. Природа, определение  и содержание понятия стратегического лидера

Лидерство и менеджмент в компании – две  отдельные, дополняющие друг друга системы действий. Каждая имеет свою функцию и характерные для нее виды деятельности. Для успеха компании в современном деловом мире, все более сложном и быстро меняющемся, необходимо освоить обе.

Лидерство служит дополнением к менеджменту, а не заменяет его. Однако, развивая в своих сотрудниках способность к лидерству, главы компаний не должны забывать, что сильный лидер, но слабый менеджер - ничуть не лучше (а то и хуже), чем наоборот. Действительно, это задача не из легких - сочетать умелое лидерство с грамотным менеджментом и использовать их как две взаимодополняющие силы.

Лидерство – это власть, которая не нуждается в применении силы, хотя и имеет ее. Сила становится ненужной, когда  на помощь лидерству приходит идеология. Именно лидер призван сформулировать такую идею или систему идей, в которую готовы поверить те, кто нуждается в вере, и которую готовы принять те, кто ищет объяснений. Важно, конечно, чтобы предлагаемая идеология дошла до адресата.

Б. Карлоф и С. Седерберг рассматривают стратегическое лидерство как способность системы управления вносить изменения в организационный процесс, чтобы создавать и воспроизводить лидирующее положение организации (в нашем случае - школы) среди себе подобных. Эта способность включает в себя прежде всего видение будущего.

Видение близко к предназначению, миссии; оно основывается на ценностях (зачем мы?). Технологически видение рождается на стыке двух процессов: с одной стороны, - изнутри организации (представление о том, что она может сделать и чего хочет достичь), с другой стороны, - извне (представление общества о том, зачем нужна организация). Там, где два представления действительно согласуются, появляется возможность для выработки видения. Например, мы говорим: «Школа учит детей». Разные люди, сообщества и т.п. вкладывают собственный смысл в понятие «обучение», и каждый ждет от этого процесса действий и результатов, соответствующих его пониманию. В этом смысловом поле возникает непонимание, рассогласования, проблемы. Видение позволяет сформировать общие смыслы и, тем самым, явно или неявно включить различных участников и заинтересованные стороны в деятельность по его достижению.      

Б. Карлоф и С. Седерберг выделяют несколько простых критериев, которые необходимы, чтобы сформулировать видение лучшим образом для понимания другими:

– Видение должно вдохновлять и рисовать картину того, к чему действительно стоит стремиться.

– Видение должно содержать вызов.

– Видение должно быть простым, как изображение или воспоминание (о будущем).

– Видение должно быть искренним. Люди легко чувствуют фальшь и отсутствие заинтересованности.

– Видение должно быть хоть в небольшой степени реалистичным и заслуживающим доверия. Важно указать путь его достижения.

– Люди должны без усилий найти свое место в видении. Чем четче они представляют свой вклад в видение, тем больших достижений от них можно ожидать.

– Видение должно давать ориентиры, которые служат основой определения уровня притязаний в процессе стратегического управления.

Р. Эджмен говорит, что успех новой, нацеленной на качество организации зависит от лидерства, которое создает для этого внутренние условия. Несомненно, окончательный успех корпорации будет зависеть от способности ее сотрудников творчески работать вместе для достижения общей цели. Но здесь опять-таки не обойтись без лидерства, которое питает, поддерживает нужные умения и требуемое отношение. Сегодня лидерство - это не больше чем определение высоты, на которую надо подпрыгнуть.

То, что менеджер, управляющий поведением других людей, должен обладать лидерскими качествами, ни у кого не вызывает сомнения. Во всех передовых моделях ведения бизнеса ощущается ведущая роль лидерства. Это модели таких светил, как Э. Деминг, Дж. Джуран, П. Друкер, Т. Конти и др. Лидерство в этом случае больше касается высшего руководства (топ-менеджмента) и в меньшей степени — менеджмента на места.

Но и такое видение вопроса начинает изменяться. На конференции по качеству в Будапеште проф. Ё. Кондо отметил: «Важность лидерства нельзя проигнорировать высшим менеджерам и менеджерам среднего звена». А П. Сенге в одном из последних интервью отметил, что нужны три типа лидеров: лидер - руководитель компании или организации, лидеры - менеджеры, которые проводят политику компании на местах, и лидеры - активисты из рядовых сотрудников организации, которые постоянно поддерживают «огонь в костре» и не дают ему угаснуть, пока менеджеров нет рядом. Таким образом, можно воодушевить всю компанию сверху вниз и получать именно ту обратную связь, которая позволит непрерывно улучшать процесс.

Стратегическое лидерство — это власть, которая не нуждается в применении силы, хотя и имеет ее. Итак, лидерство — неотъемлемый элемент системы качества, более того, «пусковой механизм» системы, то, благодаря чему все технические элементы, концепции, принципы начинают жить [17, с. 56].      

Стратегические лидерство - компонент не только неотъемлемый, но и незаменимый. Его отсутствие повлечет за собой значительные финансовые потери и потери конкурентоспособности. Иногда говорят, что лидерство можно заменить четкой системой контроля, наказаний и поощрений. И что же получится? Нет лидерства - жестче контроль (по крайней мере, контролировать приходится чаще), больше времени уходит на постановку задачи, хуже климат в коллективе — происходит потеря ресурсов - временных и человеческих. Нужны средства, чтобы дополнительно нанять контролера или организовать службу контроля; текучесть кадров, порожденная плохим климатом в коллективе, также отражается на финансовом состоянии организации. А все вместе сказывается на эффективности и качестве, естественно, не в сторону их улучшения. Низкое качество продукции влечет за собой либо вынужденную ее продажу по более низкой цене, либо потерю выгодных контрактов. А чаще всего - и то и другое. Кроме того, вместо кажущейся экономии средств, которую дает контроль, происходит их перерасход. Выходит, что лидерство - путь экономии средств и времени на контроль. Вера в правильность того, что мы делаем, гораздо лучше, чем самый тщательный контроль.

Несмотря на то, что стратегическое лидерство влияет на запуск процесса, его эффективность, производительность и служит ключом к хорошей организации и конкурентоспособности в глобальном масштабе, возможности лидерства в менеджменте никогда не использовались в полной мере. Лишь некоторые компании в отдельных странах, в частности, несколько японских компаний, только начали приближаться к этому. Может быть, самый яркий пример глубокого понимания роли лидерства и демонстрации его огромных возможностей дает фирма «Ксерокс». Ее программа «Лидерство через качество» стала образцом для изучения и подражания.

Проводники стратегии обязаны возглавлять работу по формированию организационного климата и культуры, благоприятствующих стратегии компании.

 

1.2. Концепция стратегического лидерства

Начиная с самых первых шагов человечества в истории человечества, общепризнанным фактором, оказывающим влияние на поступки людей и ход событий, является конкретный лидер. Александр Македонский, Петр Великий, Уинстон Черчилль и многие другие выдающиеся личности мировой истории до сих служат яркой наглядной иллюстрацией господствующей долгое время теории «великого человека».

История научного исследования феномена лидерства начинается с конца девятнадцатого века. Поиск черт личности, которые отличали бы лидеров от последователей, казался логичным, когда считалось, что лидеры были представителями «особой породы». Тем не менее, проведенные исследования не позволили получить однозначное представление о чертах личности лидера. В 1948 году Ральф Стогдилл сопоставил более исследований, посвященных чертам характера лидеров, чтобы выработать единую модель, но в конечном итоге пришел к выводу, что такой модели не существует.

Тем не менее, «trait theory» не исчезла и развивалась. Свидетельством тому выступает огромное количество книг по лидерству, где каждый автор предлагает свой перечень характеристик эффективного лидера.

В течение почти 30 лет после 1950 года исследования в рамках теории лидерских качеств отошли на второй план, уступив дорогу набирающей силу тенденции изучения лидерства с позиции бихевиоризма. Вместо поиска основных характерных черт ученые уделили внимание изучению поведения лидера и его взаимодействия с последователями. Другими словами, вместо того чтобы искать ответ на вопрос, кто является лидером, основное внимание уделяется исследованию того, что делают лучшие из лидеров.

В 1939 году при исследовании влияния руководства на достижение группы исследователи под руководством Курта Левина (K. Levin) рассматривали три стиля руководства: диктаторский, демократический и либеральный.

Рассматривая поведение лидеров разнообразие стилей можно уложить в некий управленческий континуум между двумя крайностями: авторитаризм и демократия. В 1958 году в статье «Как выбрать форму лидерства» Танненбаум и Шмидт (Tannenbaum & Schmid), сосредоточив свое внимание на приятии решения, описали этот континуум, выделив семь основных типов поведения, которые может выбрать лидер.

Под руководством Флейшмана (Fleishmann) и его коллег проводилось исследование в другом американском университете (штат Огайо). В отличие от Мичигана, где сосредоточились на поиске отличий эффективного лидерства от неэффективного, основной целью этого исследования было понять принципы лидерства, явления как такового. Оно проводилось в основном на военных лидерах и включало раздачу опросников как самим лидерам, так и их подчиненным и руководителям. В серии исследований в итоге было выделено два фактора лидерства: внимательность и инициирование структуры.

Информация о работе Стратегическое лидерство