Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 13:19, курсовая работа
Целью курсового исследования является анализ теоретических основ стратегического планирования, которое является важнейшей составной частью управления предприятием, и без него вряд ли возможна успешная работа предприятия в условиях рыночной экономики. В современной быстроменяющейся экономической ситуации невозможно добиться положительных результатов, не планируя своих действий и не прогнозируя последствий. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
o Изучить историю возникновения стратегического планирования;
o Рассмотреть основные понятия;
o Изучить сущность, функции и структуру стратегического планирования;
o Выявить преимущества и недостатки стратегического планирования
ВВЕДЕНИЕ 3
ТЕОРИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………………………………...…5
ГЛАВА 1. Теоритические основы исследования стратегического планирования 5
1.1. История возникновения стратегического планирования, основные понятия 5
1.2. Понятие, содержание и функции стратегического планирования 8
1.3. Структура стратегического планирования 11
1.4. Преимущества и недостатки стратегического планирования 18
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 21
ГЛАВА 2. Особенности стратегического планирования на
ОАО "Дальхимпром"21………………………………………………………...…….21
2.1 Общая характеристика ОАО «Дальхимпром»………………………21
2.2 Угрозы, возможности, слабые и сильные стороны ОАО «Дальхимпром»……………………………………………………………………
2.3. Построение стратегии для ОАО «Дальхимпром»……………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39
4. Разработка и анализ стратегических альтернатив, выбор стратегии. Выработка стратегии осуществляется на высшем уровне управления и основана на решении вышеописанных задач. На этой стадии принятия решения менеджеру необходимо оценить альтернативные пути деятельности фирмы и выбрать оптимальные варианты для достижения поставленных целей. На основе проведенного анализа в процессе разработки стратегии происходит формирование стратегического мышления путем обсуждения и согласования с управленческим линейным аппаратом концепции развития фирмы в целом, рекомендация новых стратегий развития, формулирование проектов целей, подготовка директив для долгосрочного планирования, разработка стратегических планов и их контроль. Стратегический менеджмент предполагает, что фирма определяет свои ключевые позиции на перспективу в зависимости от приоритетности целей. Перед фирмой стоят четыре основные стратегические альтернативы: ограниченный рост, рост, сокращение и сочетание этих стратегий. Ограниченного роста придерживаются большинство организации в развитых странах. Для него характерно установление целей от достигнутого, скорректированных объединений фирм в никак не связанных отраслях. Реже всего руководители выбирают стратегию сокращения. В ней уровень преследуемых целей устанавливается ниже достигнутого в прошлом. Для многих фирм сокращение может означать путь рационализации и переориентации операций. В этом случае возможны несколько вариантов:
К стратегии сокращения прибегают чаще всего в том случае, когда показатели деятельности компании продолжают ухудшаться, при экономическом спаде или просто для спасения организации. Стратегии сочетания всех альтернатив будут придерживаться крупные фирмы, активно действующие в нескольких отраслях.
Выбрав определенную стратегическую альтернативу, руководство должно обратиться к конкретной стратегии. Главная цель — выбор стратегической альтернативы, которая максимально повысит долгосрочную эффективность организации. Для этого руководители должны иметь четкую, разделяемую всеми концепцию фирмы и ее будущего. Приверженность какому-либо конкретному выбору зачастую ограничивает будущую стратегию, поэтому решение должно подвергаться тщательному исследованию и оценке. На стратегический выбор влияют разнообразные факторы: риск (фактор жизни фирмы); знание прошлых стратегий; реакция владельцев акций, которые зачастую ограничивают гибкость руководств при выборе стратегии; фактор времени, зависящий от выбора нужного момента. Принятие решений по стратегическим вопросам может осуществляться по разным направлениям: «снизу вверх», «сверху вниз», во взаимодействии двух вышеназванных направлений (стратегия разрабатывается в процессе взаимодействия между высшим руководством, плановой службой и оперативными подразделениями).
Формирование стратегии фирмы в целом приобретает все большее значение. Это касается приоритетности решаемых проблем, определения структуры фирмы, обоснованности капиталовложений, координации и интеграции стратегий.
5.
Реализация стратегии. Выполнение стратегического
плана является критическим процессом,
поскольку в случае реального плана приводит
фирму к успеху. Часто бывает и наоборот:
хорошо проработанный стратегический
план может “провалиться”, если не принять
мер по его реализации.
Успешной
• цели и мероприятия стратегии должны быть хорошо структурированы, доведены до работников и восприняты ими;
• необходимо иметь четкий план действий по реализации стратегии, предусматривающий обеспечение плана всеми необходимыми ресурсами.
6. Оценка и контроль стратегии. Оценка и контроль реализации стратегии являются логически завершающим процессом, осуществляемым в стратегическом управлении. Данный процесс обеспечивает устойчивую обратную связь между ходом процесса достижения целей и собственно целями, стоящими перед организацией.
Основные задачи любого контроля следующие:
• определение того, что и по каким показателям проверять;
• оценка состояния контролируемого объекта в соответствии с принятыми стандартами, нормативами или другими эталонными показателями;
•
выяснение причин отклонений, если
таковые вскрываются в
• осуществление корректировки, если она необходима и возможна.
В случае контроля реализации стратегий эти задачи приобретают вполне определенную специфику, обусловленную тем, что стратегический контроль направлен на выяснение того, в какой мере реализация стратегии приводит к достижению целей фирмы. Это принципиально отличает стратегический контроль от управленческого или оперативного контроля, так как его не интересует правильность осуществления стратегии или правильность выполнения отдельных работ, функций и операций. Стратегический контроль сфокусирован на выяснении того, возможно ли в дальнейшем реализовывать принятую стратегию, и приведет ли ее реализация к достижению поставленных целей. Корректировка по результатам стратегического контроля может касаться как реализуемой стратегии, так и целей фирмы.
Основное преимущество стратегического планирования состоит в большей степени обоснованности плановых показателей, в большей вероятности реализации планируемых сценариев развития событий.
Современный темп изменений в экономике является настолько большим, что стратегическое планирование представляется единственным способом формального прогнозирования будущих проблем и возможностей. Оно обеспечивает высшему руководству фирмы средства создания плана на длительный срок, дает основу для принятия решений, способствует снижению риска при принятии решений, обеспечивает интеграцию целей и задач всех структурных подразделений и исполнителей фирмы.
В отечественной практике управления предприятиями стратегическое планирование применяется редко. Однако в промышленности развитых стран оно становится скорее правилом, чем исключением.
Особенности стратегического планирования:
• должно дополняться текущим;
• стратегические планы разрабатываются на совещаниях высшего руководства фирмы ежегодно;
• годовая детализация стратегического плана осуществляется одновременно с разработкой годового финансового плана (бюджета);
• большинство западных компаний считает, что механизмы стратегического планирования должен быть усовершенствован.
Наряду с явными преимуществами стратегическое планирование имеет ряд недостатков, которые ограничивают сферу его применения, лишают его универсальности в решении любых хозяйственных задач.
Недостатки и ограниченные возможности стратегического планирования:9
1.
Стратегическое планирование
2.
Стратегическое планирование
3.
Процесс стратегического
4.
Негативные последствия ошибок
стратегического планирования, как
правило, гораздо серьезнее,
5.
Стратегическое планирование
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
ГЛАВА 2. Особенности стратегического планирования на
ОАО "Дальхимпром"21
2.1 Общая характеристика ОАО «Дальхимпром»
ОАО «Дальхимпром» - один из крупнейших на Дальнем Востоке производителей товаров бытовой химии. Он расположен по адресу г. Владивосток, ул. Снеговая, 64.
Предприятие «Дальхимпром» было основано в 1931 г. как картель, затем в 1951 г. картель преобразована в завод. 20 октября 1992 г. путем приватизации государственного завода было учреждено акционерное общество открытого типа «Дальхимпром».10
Целью деятельности предприятия является насыщение рынка товарами и услугами собственного производства.
Предметом деятельности предприятия является:
1. разработка и производство товаров бытовой химии и иных товаров народного потребления;
2. проведение научно-исследовательских работ;
3. оказание маркетинговых, агентских, консигнационных, складских и иных услуг;
4. оптовая и розничная торговля.
На предприятии работает специалист, занимающийся стратегическим планированием. Он разрабатывает план работы предприятия на год, рассчитывает экономические и финансовые показатели деятельности завода. В его обязанности входит также определение оптимального объема производства продукции в ассортименте для увеличения прибыли предприятия.
Стратегической целью деятельности предприятия является ежегодный рост производства продукции на 15 %.
Проведя
анализ внешней среды, и получив
данные о факторах, которые представляют
опасность и открывают новые возможности,
необходимо оценить: обладает ли предприятие
внутренними силами, чтобы воспользоваться
возможностями и какие внутренние слабости
могут осложнить будущие проблемы, связанные
с внешними опасностями. Этому служит
анализ слабых и сильных сторон предприятия
приведенные в таблице.
Сильные
и слабые стороны
ОАО «Дальхимпром»
Аспект среды | Сильные стороны | Слабые стороны |
1 | 2 | 3 |
Продукт | - возможность расширения
ассортимента выпускаемой продукции;
- хорошее качество продукции |
расширение ассортимента зачастую идет не за счет разработки качественно новых продуктов, а за счет небольшого изменения уже выпускаемых предприятием товаров |
Организация | - компетентное
руководство;
- адекватная организационная структура предприятия; - эффективная система контроля |
слабых сторон не наблюдается |
Производство | - наличие необходимых
производственных мощностей;
- высокое качество производства |
- устарелая технология
дизайна и упаковки продуктов;
- высокая себестоимость выпускаемых товаров; - небольшие объемы производства |
Маркетинг | - эффективное использование
различных каналов сбыта, наличие собственных
каналов сбыта продукции;
- предоставление дополнительных услуг предприятиям-клиентам (быстрая и бесплатная доставка товаров) |
- отсутствие информированности
покупателей о продукции предприятия;
- отсутствие маркетинговых исследований рынка |
Персонал | - небольшая текучесть
кадров в целом по заводу;
- предоставление предприятием социальных гарантий работникам |
- задержки с выплатой
заработной платы;
- большая текучесть кадров в отделе сбыта |
Финансы | - предприятие является
платежеспособным;
- собственный капитал предприятия значительно преобладает над заемным; - высокая степень ликвидности баланса |
- низкая рентабельность
продаж из-за высоких издержек производства;
- низкий уровень конкурентоспособности фирмы; - нехватка свободных денежных средств |