Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 13:19, курсовая работа
Целью курсового исследования является анализ теоретических основ стратегического планирования, которое является важнейшей составной частью управления предприятием, и без него вряд ли возможна успешная работа предприятия в условиях рыночной экономики. В современной быстроменяющейся экономической ситуации невозможно добиться положительных результатов, не планируя своих действий и не прогнозируя последствий. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
o Изучить историю возникновения стратегического планирования;
o Рассмотреть основные понятия;
o Изучить сущность, функции и структуру стратегического планирования;
o Выявить преимущества и недостатки стратегического планирования
ВВЕДЕНИЕ 3
ТЕОРИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………………………………...…5
ГЛАВА 1. Теоритические основы исследования стратегического планирования 5
1.1. История возникновения стратегического планирования, основные понятия 5
1.2. Понятие, содержание и функции стратегического планирования 8
1.3. Структура стратегического планирования 11
1.4. Преимущества и недостатки стратегического планирования 18
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 21
ГЛАВА 2. Особенности стратегического планирования на
ОАО "Дальхимпром"21………………………………………………………...…….21
2.1 Общая характеристика ОАО «Дальхимпром»………………………21
2.2 Угрозы, возможности, слабые и сильные стороны ОАО «Дальхимпром»……………………………………………………………………
2.3. Построение стратегии для ОАО «Дальхимпром»……………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39
На основе анализа ассортимента продукции в целях минимизации издержек был разработан стратегический план производства продукции на 2008 г., приведенный в таблице. Согласно этому плану, предприятие может получить в 3,5 раза больше прибыли, чем если будет следовать заводскому производственному плану. Снижение себестоимости продукции и пересмотр ассортимента выпускаемых товаров - еще не все, что предприятию требуется сделать в рамках стратегии снижения издержек. Необходимо пересмотреть используемое для производства товаров бытовой химии сырье, с целью отказа от дорогостоящего и труднодоступного сырья и поиска приморских или дальневосточных сырьевых баз.
Но, несмотря на измененный в соответствии с предлагаемой стратегией ассортиментный состав выпускаемой продукции и увеличивающуюся прибыль, предприятию все же необходимо для полной финансовой устойчивости или расширять ассортимент производства товаров бытовой химии или выходить на новые рынки с новым товаром. Увеличить ассортимент товаров бытовой химии, вряд ли, предприятию удастся из-за проблем с обеспечением сырьем, а возобновить контракт с американской компанией, как это отмечалось раньше, не имеет смысла так как, производимое PCI America сырье является слишком дорогостоящим.
Дальхимпром,
благодаря своему опыту работы в
химической отрасли промышленности
и наличию необходимых производственных
мощностей, может применить стратегию
диверсификации. Данная стратегия, как
уже было сказано выше, – это изменение
сферы деятельности, то есть включение
в производственную программу изделий,
не имеющих прямого сходства с выпускающимися
изделиями.
Стратегический план производства продукции в 2008 г.
Наименование | объема производства товаров бытовой химии в 2008 г. (тонны) | Прибыль 1 тонны (тыс. руб.) | План объема прибыли на 2008 г. (тыс. руб.) | ||
План завода | Стратеги-ческий план | План завода | Стратеги-ческий план | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Ландыш | 50 | 40 | -4,57 | -228,66 | -182,93 |
Триалон | 40 | - | -4,51 | -180,61 | - |
Суржа | 100 | 100 | 3,87 | 387,07 | 387,07 |
Санита | 30 | 20 | -0,5 | -15,25 | -10,17 |
Восточная | 30 | 30 | 0,8 | 24,0 | 24,0 |
Приморская | 20 | - | 0,88 | 17,62 | - |
Универсальная | 20 | - | 0,49 | 9,94 | - |
Нежная | 10 | 40 | 1,78 | 17,88 | 71,55 |
Светлая | 10 | - | 1,39 | 13,91 | - |
Свежесть | 10 | 30 | 2,16 | 21,64 | 64,94 |
Хозяюшка | 10 | 30 | 2,89 | 28,93 | 86,80 |
Домашняя | 10 | 30 | 3,03 | 30,39 | 91,17 |
Особая | 10 | 50 | 2,67 | 26,75 | 133,75 |
Сияние | 10 | 30 | 3,92 | 39,22 | 117,68 |
Нитхинол | 25 | 30 | 1,08 | 27,06 | 32,47 |
Галатея | 15 | 30 | 1,22 | 11,34 | 36,68 |
Крот-Н | 10 | 30 | 1,03 | 10,37 | 31,12 |
Галатея-Н | 4 | 3 | 2,83 | 23,98 | 8,50 |
Галатея-гель | 6 | 3 | 3,99 | 11,34 | 11,99 |
Парма-гель | 10 | 5 | 4,27 | 42,70 | 21,35 |
Санлюкс | 15 | 5 | -4,49 | -67,39 | -22,46 |
Суржа-гель | 10 | 5 | -4,99 | -49,95 | -24,97 |
Уют | 10 | 30 | 1,03 | 10,37 | 31,12 |
Антинакипин | 10 | 30 | 1,22 | 12,23 | 36,68 |
ИТОГО | 475 | 571 | 231,93 | 826,03 |
Существует 3 типа стратегий диверсификации:
1. стратегия горизонтальной диверсификации – производство новой продукции, которая требует использования новой технологии. Новый продукт ориентирован на потребителя производимого продукта и сопутствует ему;
2. стратегия центрированной диверсификации – производство новой продукции с использованием существующей технологии. Предприятие начинает выпускать новую продукцию, которая входит в производственный процесс изготовления старого продукта на этапах до и после него;
3. стратегия конгломератной диверсификации - производство новой продукции, технологически не связанной с уже производимой продукцией. Эта стратегия наиболее сложна в реализации, так как имеет мало общего с прежними областями деятельности.
Дальхимпром может производить на своих площадях либо сопутствующие выпускаемым товарам бытовой химии предметы, либо вообще поменять рынок и выйти на него с совершенно новым товаром. Но предприятию необходимо, чтобы производство нового товара сочеталось с основной деятельностью завода - производством товаров бытовой химии.
Примером такого нового направления деятельности может быть переработка полимера и изготовление изделий из него. Полимер – очень популярный на сегодняшний день материал, из которого производят товары различного назначения. Он недорогой и для производства изделий из него не требует использования какого-либо дополнительного сырья. Полимер применяется для изготовления лотков, подносов, пакетов, пленки, различных деталей и приспособлений для строительства и отделки помещений, упаковки, тары и т.д. В Приморском крае нет предприятий, перерабатывающих этот материал и изготавливающих из него товары. Основными конкурентами Дальхимпрома могут быть корейские и китайские производители, поставляющие свою продукцию на российский рынок. Потребителями изделий из полимера являются пищевая промышленность (различные хлебо-, мясо-, и молококомбинаты), предприятия питания, строительные фирмы, предприятия, занимающиеся изготовлением мебели и т.д. Предприятия-потребители могут располагаться не только в Приморском крае, но и на всем Дальнем Востоке.
Переработка полимерного материала выгодна предприятию, так как может производиться на уже имеющихся у предприятия установках. Но для изготовления из этого материала продукции требуется новое технологическое оборудование, а для налаживания бесперебойного выпуска изделий Дальхимпрому необходима отлаженная система поставок сырья. Чтобы обеспечить все это необходимо наличие крупных капиталовложений, а так как предприятие не имеет таких финансовых возможностей, то требуется привлечение инвесторов. На сегодняшний день в России нет крупных отечественных инвесторов, поэтому Дальхимпром должен будет сотрудничать с иностранными фирмам. При этом обязательным требованием контракта между предприятием и инвестором должно быть то, что инвестор обязуется обеспечить завод сырьем и технологическим оборудованием.
Изделия, производимые из полимера, должны быть конкурентоспособными продукции корейского и российского производства. Поэтому их необходимо производить из заведомо дешевого, но качественного сырья; если есть возможность, можно использовать приморское сырье.
Поиск инвесторов необходимо осуществлять среди предприятий, заинтересованных в выпускаемой заводом продукции, т.е. потребителей, либо сотрудничать с производителем сырья. Но так последнее не вполне реально, остается заинтересовать выгодным предложением потребителей. Одним из предполагаемых инвесторов предприятия может быть австралийская компания «Австролюкс», занимающаяся производством и реализацией мебели. Во Владивостоке находится ее филиал. Мебель поставляется во Владивосток в разобранном виде, а затем собирается на территории Дальхимпрома, арендованной «Австролюксом». Выгода «Австролюкса» от такого сотрудничества заключается в том, что Дальхимпром может производить для этого предприятия различные крепежные детали из полимера для сборки мебели, что избавит «Австролюкс» от необходимости их завозить из Австралии.
Кроме реализации производственных стратегий предприятию необходимо разработать маркетинговые стратегии, целью которых будет определение вкусов и требований потребителей, как к товарам бытовой химии, так и к новым видам продукции, которые предприятие собирается выпускать. Необходимо усилить информированности потребителей об этих товарах, используя различные рекламные источники.
В дальнейшем главной целью деятельности предприятия должно стать производство товаров, могущих удовлетворить в области их применения любые требования самых привередливых потребителей.
Руководству предприятия необходимо не забывать и о нуждах собственного коллектива. Ведь для успешной реализации выбранной стратегии предприятию необходимо, чтобы весь его персонал был заинтересован в этом. Необходимо пересмотреть оплату труда работников, внеся в нее элемент участия персонала в прибылях завода. Следует, чтобы все работники предприятия, начиная от руководства и заканчивая рядовыми работниками, знали стратегические цели и задачи деятельности Дальхимпрома и свое значение в успешном осуществлении этих задач.
Только
при реализации этих условий стратегия
деятельности ОАО «Дальхимпром»
сможет приносить реальную пользу и
увеличивать прибыль завода, делая
его финансово устойчивым и «твердо стоящем
на ногах» предприятием.
В данной работе мною были рассмотрены теоретические вопросы, связанные со стратегическим планированием. Проведена оценка необходимости введения на предприятии стратегического планирования.
По результатам работы можно сделать следующие выводы:
1.
Стратегия — сложное и
2. Стратегия — это инструмент, который может серьезно помочь фирме, оказавшейся в условиях нестабильности, а также при сбоях в обеспечении правопорядка, в работе системы здравоохранения и городского коммунального хозяйства.
Поэтому стратегия заслуживает самого серьезного внимания как инструмент управления, пригодный не только для фирм, но и для широкого круга социальных учреждений. Но надо сознавать, что он никоим образом не дополняет естественное поведение людей, работающих в организациях, и относятся они к нему, как правило, без всякого энтузиазма.
3.
Стратегическое планирование
В отличие от предшествовавшего ему долгосрочного планирования стратегическое планирование является значительно более сложным процессом, влияющим на организацию. Во многих случаях в начальный период применения стратегическое планирование вызывало на фирме сопротивление и не давало желаемого улучшения в ее деятельности.
В то же время практика показывает, что на неритмично работающих предприятиях организация планирования, как правило, находится на низком уровне. Следовательно, значительные резервы, связанные с эффективностью хозяйствования, следует искать на уровне предприятий и объединений. Чтобы их реализовать, каждое предприятие должно иметь четкую систему стратегического планирования.
1.
Адиев Р.В. Стратегическое
2. Рекомендации по разработке стратегических планов: НЭГ,2000. №27–29
4. Алексеева М.М. «Планирование деятельности фирмы», Москва «Финансы и статистика», 2007 год. – 332 с.
5. Ансофф Игорь Стратегическое управление: пер. с английского Е.Л. Леонтьева, 2005 г. – 482 с.
6.
Афанасьев М.П. Маркетинг:
7. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник для вузов по напр. И спец. «Менеджмент» – М.: Гардарика, 2003г. – 227 с.
8.
Боумэн К. Основы
9.
Идрисов А.Б. Стратегическое
10. Ильин А.И. Планирование на предприятии: Учеб. Пособие. В 2 ч. Ч 1. Стратегическое планирование. – Мн.: ООО «Новое знание», 2008 г. – 580 с.
11.
Клиланд У. Стратегическое