Стратегическое планирование на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 17:45, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы можно обозначить следующим образом: изучение теоретических основ науки управления, проведение анализа практики стратегического планирования и предложение мероприятий по совершенствованию системы планирования.
В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи
• изучение теоретических основ стратегического планирования;
• анализ практики построения стратегических планов за рубежом и в России;
• изучение методов выбора стратегических направлений деятельности;
• исходя их результатов анализа предложить мероприятия по совершенствованию стратегического планирования.

Содержание

Введение 1
Глава 1. Теоретические основы планирования на предприятии 3
1.1. Сущность стратегического планирования. 3
1.2. Характеристика основных этапов стратегического планирования 9
1.3. Понятие стратегического плана, порядок его составления 14
Глава 2. Анализ современной системы стратегического планирования в России и за рубежом. 21
2.1. Практика использования стратегических планов в России 21
2.2. Пути повышения эффективности стратегического планирования 27
2.3. Методология разработки и выбора стратегических направлений деятельности предприятия 32
Заключение 38
Список используемой литературы 40

Вложенные файлы: 1 файл

Стратегическое пл-е на предприятии.doc

— 382.00 Кб (Скачать файл)

Стратегическое планирование обычно подразделяется на отдельные этапы, на каждом из которых определяются основные виды деятельности, ответственные и участие подразделений. Учитывается также и фактор времени. Он необходим для взаимосвязи и преемственности перспективного плана с годовым планом.

Процесс выработки плановых решений может осуществляться по следующим трем схемам: снизу - вверх (децентрализовано); сверху - вниз (централизовано) и интерактивно (во взаимодействии) [22, с. 59].

Планирование "снизу - вверх" характерно для диверсифицированных предприятий и означает, что цели, стратегия и производственные планы инициируются в структурных подразделениях. А плановый отдел предприятия устанавливает только формы плановых документов и координирует их деятельность. При этом стратегию развития предприятия и особенно финансовые показатели разрабатываются его руководством.

Планирование «сверху - вниз» характерно для предприятий, специализированных на выпуск какого-то одного вида продукции.

Интерактивное планирование в настоящее время  получило наибольшее развитие. Здесь  идеи формирует руководство совместно  с плановым, производственным и др. отделами с участием всех специалистов предприятия. При разработке стратегического плана интерактивное планирование состоит из следующих трех этапов: интерактивно-нормативный; развития и пересмотра; утверждения и реализации.

Интерактивно-нормативный этап начинается с формировки цели и определения ориентиров развития (отчеты о производственно-хозяйственной деятельности предприятия). Для этого оценивается существующий потенциал предприятия и дается прогноз развития внешней среды.

Этап  развития и пересмотра является наиболее важным. Здесь осуществляется стратегическое планирование по соответствующим целям и ориентирам, согласованным на первом этапе. На этом этапе структурные подразделения разрабатывают свои стратегии, долгосрочные планы и социальные программы. На диверсифицированном предприятии разработанные планы корректируются с учетом предложенных руководством стратегий. На специализированных предприятиях (планирование "Сверху - вниз") в первую очередь разрабатываются функциональные стратегии, а затем программы для каждого структурного подразделения.

Таким образом, второй этап является интерактивным  процессом с различными корректировками.

На заключительном, третьем этапе, осуществляется утверждение  и реализация "сверху - вниз" установленных  общих целей и основных экономических показателей в целом по предприятию. Одновременно утверждаются долгосрочные, среднесрочные и текущие планы развития предприятия.

Анализ  стратегического планирования в  странах с развитой рыночной экономикой, показывает, что оно существенно отличается друг от друга на различных предприятиях. Это отличие зависит от типа предприятия, его отраслевой принадлежности, уровня квалификации руководства, конкретной ситуации в экономике на момент планирования и др.

В западных фирмах численность отдела стратегического планирования различна. Например, в США на диверсифицированной корпорации "Дженерел электрик" - 36 человек, из них: 10 работников осуществляют экономический анализ внутренних и внешних условий, 15 - непосредственно занимаются стратегическим планированием и 6 - координируют работу по реализации стратегического плана. А на японской специализированной фирме "Хитачи" всего 14 человек, в том числе 12 плановиков и 2 технических работника [17, с. 57].

Стратегический  план предприятия составляется в такой последовательности:

  1. Анализ деловой окружающей внешней и внутренней среды.
  2. Определение хозяйственной политики предприятия.
  3. Формулировка базовой стратегии и выбор альтернативы.
  4. Формулировка функциональных стратегий: маркетинга, НИОКР, а также финансовая, социальная и экологическая стратегия.

Стратегический план предприятия  состоит из следующих разделов [16, с. 301]:

  • Цель и задача предприятия.
  • Текущие и долгосрочные задачи.
  • Базовая стратегия и основные стратегические альтернативы.
  • Функциональные стратегии.
  • Описание наиболее важных программ.
  • Описание внешних операций.
  • Объем капитальных вложений и распределение ресурсов.
  • Формулировка резервных стратегий.

При составлении стратегического  плана используется следующая документация: объем годовых продаж по группам товаров; годовая прибыль и убытки по структурным подразделениям; годовой объем экспорта и его удельный вес к общему объему продаж; доля рынка; объем ежегодных капитальных вложений; финансовый план; баланс на конец последнего года плана. Стратегический план предприятия разрабатывается на различный период времени. Например, британская сталелитейная корпорация разрабатывает долгосрочные планы на 10 лет, американские компании разрабатывают долгосрочные планы в основном на 5 лет. При этом такой концерн как "Дженерал моторе" разрабатывает такой план на 10 лет. Во Франции долгосрочные планы составляются на 7 лет, в Японии - на 3 года [17, с. 57].

Таким образом, применение фирмой стратегического плана, как  документа ее стратегического развития, позволяет системно и масштабно обосновать необходимые направления будущих действий для достижения целей предпринимательства. Разработка стратегического плана проходит несколько этапов, осуществляется в такой последовательности: анализ среды хозяйствования; формулировка целей бизнеса; стратегический анализ; процесс экономических расчетов; разработка программы действий и составление графика работ; формирование бюджета; мониторинг и корректировка плана. Процесс выработки плановых решений может осуществляться по следующим трем схемам: снизу - вверх (децентрализовано); сверху - вниз (централизовано) и интерактивно (во взаимодействии).

Заканчивая первую главу можно  сделать вывод что планирование является объективной необходимостью эффективного функционирования любой организации. При этом разработка планов начинается с определения общей стратегии деятельности фирмы, организационным воплощением которой является стратегическое планирование, т.е. документальное подтверждение выбранной стратегии развития фирмы в виде утвержденного финансового плана.

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Анализ современной системы стратегического планирования в России и за рубежом.

2.1. Практика использования  стратегических планов в России

 

Начало практики стратегического  планирования предпринимательскими структурами России было связано с переходом от командно-административной модели к рыночной модели экономики. Полная самостоятельность в принятии жизненно важных и дорогостоящих управленческих решений долго ставила в тупик многих руководителей российских предприятий. Их неподготовленность к умению обосновать глобальные подходы своей деятельности вела к возникновению таких проблем как разрыв хозяйственных связей, взаимные неплатежи, снижение инвестиционной активности, замедление темпов научно-технического прогресса и спад промышленного производства [21, с. 32]..

Впервые организованный бизнес в мире столкнулся с необходимостью стратегического  планирования в условиях экономического кризиса, когда стали отчетливо  видны слабые стороны одних организаций  и сильные стороны других. Именно в такие кризисные периоды приходит понимание того, что руководство фирмы впустую истратило огромные ресурсы, которые уже никогда не дадут ожидаемого эффекта. В периоды кризиса в экономике до предела обостряется конкурентная борьба, победителем из которой выходит тот, кто сумел добиться больших конкурентных преимуществ.

Десятилетия российские предприятия  работали, решая оперативные и  текущие вопросы, не обращаясь к  стратегическим подходам. Однако при отсутствии централизованного руководства качественно меняется цена управленческого решения. В условиях хозяйственной самостоятельности и нестабильности внешней среды, далеко идущие последствия управленческих решений без опоры на стратегические цели лишают тактические действия обоснованности и последовательности. Это и привело многих руководителей отечественных предприятий, как в свое время и руководителей западных компаний, к необходимости использования стратегического планирования.

Стратегическое планирование еще  относительно молодо в экономике  нашей страны. Можно считать, что  предпосылкой для его развития в  России стало долгосрочное планирование, активно применявшееся ранее  и давшее возможность предприятиям расширять горизонты своего взгляда на будущее, связывая текущую деятельность с более масштабными задачами [21, с. 34].

В наиболее ранних зарубежных работах (60-е гг.) по теории стратегического  планирования его сущность раскрывается как определение долгосрочных целей  и задач предприятия, адаптация курса действий и размещение ресурсов, необходимых для достижения этих целей. В более поздних работах (70—80-е гг.) понятие стратегического планирования уже теснее увязывается с проблемами конкурентной борьбы. Но это не означает, что сущность стратегического планирования заключается только в развитии конкурентного преимущества. Было бы ошибкой считать, что вне конкуренции нет проблемы стратегического планирования [6, с. 360].

Разные авторы по-разному подходят к раскрытию роли стратегического планирования в деятельности фирмы.

Классический подход, имеющий почти  вековую историю в стратегическом планировании, предполагает оценку сильных  и слабых сторон фирмы на основе экспертных знаний и эмпирических зависимостей. Однако такой подход не вскрывает как слабости, так и силы предпринимательской единицы, что решается только в рамках системного подхода, когда фирма рассматривается как открытая система.

Другие авторы считают, что стратегическое планирование — это процесс, порожденный  результатами изучения внешней и внутренней среды хозяйствования. Его цель — помочь фирме капитализировать свои сильные стороны и минимизировать слабые. Опыт подсказывает, что в процессе выработки стратегии критерием выбора альтернатив должно быть то, что фирмой делается особенно хорошо.

Выбор типа стратегии имеет кардинальное значение для фирмы и влечет долговременные необратимые последствия. И хотя неверное стратегическое решение можно  предотвратить принятием другого  решения, но это потребует значительных ресурсов, возрастающих во времени. На практике к таким принципиальным решениям относятся планы реконструкции, расширения или ликвидации производств, коренного изменения профиля или специализации деятельности фирмы.

Данные обследования ряда российских предприятий [6, с. 361]. показывают, что к середине 1997 г. примерно 68% предприятий имели определенный опыт разработки стратегических планов, причем почти у 67% он был положительным. Те предприятия, где стратегические планы не разрабатывались, в качестве основной причины указывали, что "надо было выживать, а не строить планы". Обследованные предприятия отметили следующие трудности, с которыми им приходилось сталкиваться при разработке стратегических планов: отсутствие методических пособий и рекомендаций, неподготовленность персонала, сомнения в целесообразности использования.

У работников не всегда существуют четкие представления о том, какие решения  следует относить к стратегическим. Есть разные мнения и о том, кто  должен заниматься вопросами разработок стратегических планов. Так, 45% опрошенных считают, что этим должны заниматься руководители высшего и среднего звена; 28% — приглашенные консультанты (причем, 27% их приглашали, но остались недовольны результатами их работы), 50% ратуют за использование книг по вопросам стратегического планирования, считая, что это самые "покладистые" и недорогие источники знаний [6, с. 361]. Выводы указанного обследования показали, что среди руководителей российских предприятий идея использования стратегического развития находит все больший отклик. Но в то же время ясно, что для того, чтобы стратегический план стал неотъемлемым элементом управления, еще нужна большая и целенаправленная работа.

Одним из важных вопросов стратегического  планирования является вопрос наличия  у предприятия сил и опыта для проведения в жизнь выбранной стратегии. Компании и их управляющие по-разному осуществляют разработку стратегии. В небольших фирмах, управляемых самим владельцем, выработка стратегии проходит неформально. Часто такая стратегия существует только в уме предпринимателя и в устных договоренностях с главными специалистами. А крупные компании склонны вырабатывать более обстоятельный стратегический план, детально излагая необходимые процедуры, формы и временные факторы, а также ежегодно его корректируя [4, с. 334].

Процесс стратегического планирования требует как формальных, так и  неформальных процедур реализации. Чтобы  разобраться и правильно оценить  взаимосвязи подразделений фирмы, видов ее деятельности и систему  планов, процесс планирования нужно  организовать и формализовать. Как известно, руководители среднего звена весьма неохотно отвлекаются на решение стратегических задач. Все свое рабочее время они затрачивают на оперативные вопросы, от которых зависят ближайшие результаты их деятельности. Однако формализация планирования и включение в функциональные обязанности руководителей подготовки информации стратегического характера гарантирует успех деятельности. Но с другой стороны немаловажной трудностью в использовании стратегического планирования является излишняя формализация постановки целей. При такой ситуации их реализация, осуществляемая бюрократическими методами, также не дает должного эффекта.

Существенной проблемой внедрения  стратегического планирования является то, что фирма не располагает необходимой для эффективного его использования информацией ни о себе, ни о внешнем окружении. К тому же у нее, как правило, отсутствуют компетентные специалисты, способные заниматься выработкой и реализацией стратегии в сложившихся условиях. Нередки случаи, когда у фирмы отсутствует необходимая связь между стратегическим и тактическим планированием. А если долговременные цели стратегии не охвачены текущими планами, то невозможно добиться их осуществления. Бывает, что цели тактического планирования основываются на статистических данных прошлых периодов, достигнутых фирмой. И здесь также отсутствует необходимая связь с целями стратегического планирования [22, с. 60].

В настоящее время руководители российских предприятий вынуждены  принимать хозяйственные решения  в условиях неопределенности последствий таких решений, к тому же при недостатке экономических, коммерческих знаний и практического опыта работы в новых условиях. Многие хозяйственные зоны, в которых работают предприятия, характеризуются повышенным риском, т.к. нет достаточного знания о поведении потребителей, позиции конкурентов, о правильном выборе партнеров, нет надежных источников получения коммерческой и иной информации. Кроме того, у российских менеджеров нет опыта в управлении фирмами в рыночных условиях [21, с. 35].

Информация о работе Стратегическое планирование на предприятии