Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 17:45, курсовая работа
Цель курсовой работы можно обозначить следующим образом: изучение теоретических основ науки управления, проведение анализа практики стратегического планирования и предложение мероприятий по совершенствованию системы планирования.
В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи
• изучение теоретических основ стратегического планирования;
• анализ практики построения стратегических планов за рубежом и в России;
• изучение методов выбора стратегических направлений деятельности;
• исходя их результатов анализа предложить мероприятия по совершенствованию стратегического планирования.
Введение 1
Глава 1. Теоретические основы планирования на предприятии 3
1.1. Сущность стратегического планирования. 3
1.2. Характеристика основных этапов стратегического планирования 9
1.3. Понятие стратегического плана, порядок его составления 14
Глава 2. Анализ современной системы стратегического планирования в России и за рубежом. 21
2.1. Практика использования стратегических планов в России 21
2.2. Пути повышения эффективности стратегического планирования 27
2.3. Методология разработки и выбора стратегических направлений деятельности предприятия 32
Заключение 38
Список используемой литературы 40
«Дойные коровы». Приносят стабильный доход, но поток наличности может внезапно закончиться из-за «смерти» продукта. Не требуют больших инвестиций. Стратегия: сохранить или увеличивать долю рынка.
«Знаки вопроса». Необходимо их двигать в сторону «звезд», если требуемый для этого объем инвестиций приемлем для компании. Стратегия: сохранение или увеличение, или сокращение доли рынка.
«Собаки». Могут быть значимыми в случае занятия узкоспециализированной ниши на рынке, иначе требуют инвестиций для увеличения доли рынка. Возможно, вообще необходимо отказаться от производства этого продукта. Стратегия: довольствоваться положением либо сокращать, либо ликвидировать долю на рынке [17, с. 75].
Вывод: матрица BCG позволяет позиционировать каждый вид продукции и принять по ним определенную стратегию.
Еще одним методом выбора стратегии является SWOT-анализ
Данный метод позволяет
Сильные стороны: компетентность, адекватные финансовые ресурсы, репутация, технология. Слабые стороны: устаревшее оборудование, низкая прибыльность, недостаточное представление о рынке. Возможности: выход на новые рынки, расширение производства, вертикальная интеграция, растущий рынок. Угрозы: новые конкуренты, товары-заменители, замедление темпа роста рынка, изменение вкусов покупателей [8, с. 220].
Возможности могут переходить в угрозу (в случае использования конкурентом ваших возможностей). Угроза — в возможность, если конкуренты не смогли преодолеть угрозу.
Как применять метод?
1. Составим список сильных и слабых сторон организации.
2. Установим связи между ними. Матрица SWOT.
Возможности 1. 2… |
Угрозы 1. 2… | |
Сильные стороны 1. 2… |
Поле СИВ (сила и возможности) |
Поле СИУ (сила и угрозы) |
Слабые стороны 1. 2… |
Поле СЛВ (слабость и возможности) |
Поле СЛУ (слабость и угрозы) |
На пересечении четырех блоков образуется четыре поля. Следует рассмотреть все возможные парные комбинации и выбрать те, которые должны быть учтены при разработке стратегии. Так, в отношении пар в поле СИВ следует разработать стратегию по использованию сильных сторон компании для получения отдачи от возможностей, которые появились во внешней среде. Для СЛВ — за счет возможностей преодолеть слабости. Для СИУ — использовать силы для устранения угрозы. Для пары в поле СЛУ — избавиться от слабости, одновременно предотвратив угрозу.
Анализ среды характеризуется изучением сильных и слабых сторон деятельности фирмы, т. е. SWOT-анализом, о котором упоминалось выше и методика которого в настоящее время является достаточно распространенной. Такой анализ незаменим для представления о существующих внешних проблемах и внутренних возможностях и недостатках фирмы. Наличие внутренних сил для использования внешних возможностей и выявление слабых внутренних сторон бизнеса, усложняющих внешние проблемы, позволяет фирме в дальнейшем реально обосновывать свои будущие действия.
Пример. Провести SWOT-анализ пивоваренной фирмы для выявления сильных и слабых сторон ее бизнеса, а также определения возможных направлений стратегического развития (прил. 5) [6, с. 356].
Следовательно, при разработке стратегического плана специалисты фирмы будут предусматривать: для поля сильных возможностей — направления стратегии для получения отдачи сильных преимуществ фирмы; для поля слабых возможностей — направления по преодолению слабых сторон бизнеса; для поля сильных угроз — направления использования силы фирмы для устранения выявленных угроз; для поля слабых угроз — направления, позволяющие избавиться от слабостей и предотвратить угрозы.
3. Строим матрицу возможностей
для оценки степени их
Вероятность использования возможности |
Влияние | ||
Сильное |
Умеренное |
Малое | |
Высокая |
Поле ВС |
ВУ |
ВМ |
Средняя |
СС |
СУ |
СМ |
Низкая |
НС |
НУ |
НМ |
Позиционируем каждую конкретную возможность на матрице. По горизонтали откладываем степень влияния возможности на деятельность организации, по вертикали — вероятность того, что компания воспользуется этой возможностью. Возможности, попавшие в поля ВС, ВУ, СС имеют большое значение, их нужно использовать. По диагонали — только при наличии дополнительных ресурсов.
4. Строим матрицу угроз (
Вероятность реализации угрозы |
Возможные последствия | |||
Разрушение |
Критическое состояние |
Тяжелое состояние |
«Легкие ушибы» | |
Высокая |
Поле ВР |
ВК |
ВТ |
ВЛ |
Средняя |
СР |
СК |
СТ |
СЛ |
Низкая |
НР |
НК |
НТ |
НЛ |
Угрозы, попавшие в поля ВР, ВК, СР — большая опасность, немедленное устранение. Угрозы в полях ВТ, СК, НР также устраняются немедленно. НК, СТ, ВЛ — внимательный подход к их устранению. Оставшиеся поля не требуют первостепенного устранения.
Иногда вместо этапов 3 и 4 составляется профиль среды (т.е. ранжируются факторы). Факторы — это угрозы и возможности.
Факторы среды |
Важность для отрасли |
Влияние на организацию |
Направленность влияния |
Степень важности |
1 |
||||
2… |
Важность для отрасли: 3 — большая, 2 — умеренная, 1 — слабая. Влияние: 3 — сильное, 2 — умеренное, 1 — слабое, 0 — отсутствует. Направленность влияния: +1 — позитивное, -1 — негативное. Степень важности — умножаем предыдущие три показателя. Таким образом, можно заключить, какие из факторов имеют более важное значение для организации.
Таким образом, современная теория менеджмента разработала немало методов разработки и выбора стратегических направлений деятельности предприятия, основными из которых являются: SWOT-анализ и матрицы BCG. При этом для более точного и эффективного планирования целесообразно одновременно применять несколько методов, для более полного охвата анализируемых данных.
Заключение
Исходя из проведенного исследования можно сделать следующий вывод:
1. Планирование является
объективной необходимостью
2. Стратегия - это обобщающая
модель длительных действий, необходимых
организации для достижения
3. Стратегическое планирование
осуществляется посредством
4. Применение стратегического
плана, как документа ее
5. Стратегическое планирование
в экономике нашей страны
6. Для повышения эффективности стратегического планирования в частности было предложено: 1) внедрить практику отслеживания достигнутых результатов с плановыми показателями; 2) производить корректировку стратегического плана по результатам его исполнения (или неисполнения) по окончании финансового года; 3) установить тщательный контроль за реализацией стратегии на всех уровнях организации; 4)отказаться от чересчур амбициозных планов, реалистичность исполнения которых вызывает большие сомнения.
7. Современная теория менеджмента разработала немало методов разработки и выбора стратегических направлений деятельности предприятия, основными из которых являются: SWOT-анализ и матрицы BCG. При этом для более точного и эффективного планирования целесообразно одновременно применять несколько методов, для более полного охвата анализируемых данных.
Список используемой литературы
Приложение 1
Рис. 1 Этапы разработки стратегического плана
Приложение 2
Таблица 1. Ценностные ориентации, оказывающие влияние на
принятие управленческих решений
Ценностные ориентации |
Категории ценностей |
Типы предпочитаемых организациями целей |
Теоретические |
Истина |
Долгосрочные исследования и разработки |
Экономические |
Практичность |
Рост |
Политические |
Власть |
Общий объём капитала, продаж, количество работников |
Социальные |
Хорошие человеческие отношения |
Социальная ответственность
относительно прибыли |
Эстетические |
Художественная гармония |
Дизайн изделия |
Религиозные |
Согласие во вселенной |
Этика |
Приложение 3
Рис. 2. Схема матрицы BCG
Приложение 4
Рис. 3 Схема проведения SWOT-анализа
Приложение 5
Таблица 2. ПримерSWOT-анализа
Возможности |
Угрозы2… | |
Сильные стороны |
Поле сильных возможностей 1. Продукция традиционна и 2. Имеется большой опыт ее производства 3. Создана хорошая инфраструктура 4. Есть квалифицирован-ные кадры |
Поле сильных угроз 1. Недостаточный опыт рекламы 2. Нехватка оборот-ного капитала 3. Ненадежные постав-щики сырья 4. Широкий ас-сортимент выпуск-аемой продукции |
Слабые стороны |
Поле слабых возможностей 1. Постоянная работа по модерниза 2. Увеличение объемов сбыта 3. Выход на новые рынки сбыта 4. Ожидающийся подъем экономики |
Поле слабых угроз 1. Экономическая нестабильность 2. Слабая законно-дательная база 3. Большое число конкурентов 4. Проблемы в налогообложении |
Информация о работе Стратегическое планирование на предприятии