Стратегическое управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2015 в 21:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – изучение производственно – хозяйственной деятельности и стратегии управления на ЗАО «Барнаульский молочный комбинат» и предложения по его дальнейшему развитию.
Задачи курсовой работы:
изучить теоретические аспекты стратегического управления предприятиями;
провести анализ производственно - хозяйственной деятельности базового предприятия;
изучить стратегию управления предприятия;
изучить рынок сбыта предприятия;

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 98.51 Кб (Скачать файл)

Введение

 

В современных условиях с ростом числа конкурирующих организаций существенно возрастает   значение поиска новых путей и подходов каждого предприятия к организации производства и продвижения продукции  на рынок. В таких условиях предприятие должно гибко реагировать на все требования данного рынка, оперативно производить работу по модернизации и обновлению производства, уметь оценивать эффективность различных форм и методов продажи продукции, своевременно реагировать на запросы населения и повышать престиж предприятия. В то же время крайне необходимо принимать во внимание возможности предприятия по совершенствованию стратегии управления.  Наличие у предприятия обоснованной стратегии развития позволяет уменьшить степень неопределенности и риска при осуществлении рыночной деятельности, обеспечить концентрацию ресурсов на выбранных приоритетных направлениях,  четко координировать свои решения и действия в области производства и сбыта продукции.

Каждое предприятие должно заботиться о выгодности ассортимента продукции, качестве выпускаемой продукции и, что не маловажно, о  совершенствовании маркетинговой  деятельности предприятия.

Актуальность проблемы взятой для изучения в курсовой работе обусловлена большим предложением товаров на рынке молока и молочной продукции, растущими потребностями покупателей и возрастанием неценовой конкуренции.

Объект    -  стратегия управления предприятия.

Предмет - стратегия управления ЗАО «Барнаульский молочный комбинат».

Цель работы – изучение производственно – хозяйственной деятельности и стратегии управления на ЗАО «Барнаульский молочный комбинат» и предложения по его дальнейшему развитию.

Задачи курсовой работы:

  •  изучить теоретические аспекты стратегического управления предприятиями;
  • провести анализ производственно - хозяйственной деятельности базового предприятия;
  • изучить стратегию  управления  предприятия;
  • изучить рынок сбыта предприятия;
  • предложить мероприятия по развитию стратегического управления предприятия;
  • сделать выводы по изученному материалу;

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, приложения. В первой главе рассматриваются теоретические аспекты стратегического управления предприятиями. Во второй главе работы дается анализ производственно – хозяйственной деятельности, ЗАО «Барнаульский молочный комбинат».

 Третья глава курсовой  работы содержит предложения  по совершенствованию маркетинговой  деятельности базового предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ

 

1.1 Сущность и значение стратегического управления на предприятии

 

Стратегия - это паттерн, или план, интегрирующий главные цели организации, ее политику и действия в некое согласованное целое. Правильно сформулированная стратегия позволяет упорядочивать и распределять всегда в той или иной мере ограниченные ресурсы организации предельно эффективным и единственно верным образом на основе внутренней компетентности, предвидения изменений во внешней среде и учета возможных контрдействий оппонентов.

Цели (или задачи) определяют, какие результаты и когда должны быть достигнуты, однако практически ничего не говорят о том, как именно будут получены планируемые результаты.

Стратегические решения определяют общее направление развития предприятия и его жизнеспособность перед лицом прогнозируемых, непредсказуемых, а также и вообще неизвестных на данный момент событий, которые могут произойти в его значимом окружении. Стратегические решения определяют эффективность предприятия. От них, а не от успехов в решении частных задач зависит то, насколько верно с учетом имеющихся ресурсов сориентированы основные усилия. Эффективный менеджмент наряду с мириадами решений, необходимых для поддержания повседневной жизни, это и есть основное операционное поле [20, с. 41].

Стратегия большей частью формулируется и разрабатывается высшим руководством, но в ее реализации участвуют все уровни управления. Стратегический план должен базироваться на фундаментальных исследованиях и фактических данных. Чтобы эффективно конкурировать в сегодняшнем мире бизнеса, предприятие должно постоянно заниматься сбором и анализом огромного количества информации об отрасли, конкуренции и т.д.

Стратегический план придает предприятию определенность, индивидуальность, позволяет ему привлекать определенные типы работников. Этот план открывает перспективу для предприятия, направляет действия его сотрудников, привлекает новых работников и помогает продвигать свои изделия на рынке товаров и услуг.

Общий стратегический план следует рассматривать как программу, направляющую деятельность организации в течение продолжительного периода времени, четко понимая, что конфликтная и постоянно меняющаяся деловая и социальная обстановка предполагает постоянные корректировки этой программы [13, с. 107].

В современных быстроменяющихся социально-политических и экономических условиях перед организацией, действующей на рынке товаров и услуг, стоит задача обеспечения не только выживаемости, но и непрерывного развития, наращивания своего потенциала.

Концепция стратегического менеджмента позволяет организации добиваться поставленных целей в условиях динамичной, изменчивой и неопределенной среды.

Стратегический менеджмент – деятельность по обеспечению реализации целей организации в условиях динамичной, изменчивой и неопределенной среды, позволяющая оптимально использовать существующий потенциал и оставаться восприимчивой к внешним требованиям.

Стратегический менеджмент – область научных знаний, охватывающая методологию принятия стратегических решений и способы их практической реализации для достижения целей организации [13, с. 179].

Стратегическое управление можно определить как такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал,  как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, в ответ на вызов со стороны окружения, осуществляет гибкое реагирование и проводит своевременные изменения в организации, позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности позволяет организации выживать и достигать намеченные цели в долгосрочной перспективе [13 с. 207].

Хотя стратегическое управление является важнейшим фактором успешного выживания в усложняющейся конкурентной борьбе, тем не менее, постоянно можно наблюдать в действиях организаций отсутствие стратегичности, что и приводит их зачастую к поражению.

Почему же стратегический менеджмент считается столь важным? Одна из наиболее серьезных причин заключается в том, что он способен оказать весьма значительное влияние на показатели эффективности деятельности организации. Организации, практикующие стратегический менеджмент, будут иметь более высокие показатели эффективности, чем те, которые этой деятельностью не занимаются. Стратегия хороша только тогда, когда она правильно и эффективно реализуется. Как бы хорошо компания ни спланировала свои стратегии, она не сможет работать с высокими показателями, если они не реализуются должным образом. Кроме того, поскольку все больше и больше организаций используют метод работы в командах, важной частью реализации стратегии становится способность создавать эффективные группы и управлять ими. И наконец, следует отметить, что способность менеджеров высшего звена эффективно руководить – это необходимый компонент успешной стратегии.

Еще одна причина огромной важности стратегического менеджмента объясняется тем, что организации всех типов и размеров сегодня работают в обстановке постоянных перемен. Следуя всем этапам процесса стратегического менеджмента, менеджеры анализируют соответствующие переменные и принимают обоснованные решения, что следует делать и как. Если менеджер использует процесс стратегического менеджмента, он лучше справляется с неопределенностью внешней среды.

Стратегический менеджмент также важен вследствие самой природы организаций. Они, как известно, состоят из различных подразделений, отделов, функций и видов рабочей деятельности – производственной, маркетинговой, бухгалтерской и т.д., - которые необходимо координировать и направлять на достижение конкретных организационных целей. Именно этим и занимается стратегический менеджмент.

И наконец, стратегический менеджмент важен потому, что от него зависят многие решения, принимаемые менеджерами. Текущие значительные события в мире бизнеса, о которых сообщается в различных публикациях, чаще всего связаны со стратегическим менеджментом.

 

    1. Процесс стратегического менеджмента

 

Процесс стратегического менеджмента – совокупность последовательных действий, направленных на достижение целей, поставленных перед организацией в условиях динамичной, изменчивой и неопределенной среды, позволяющая оптимально использовать существующий потенциал и оставаться восприимчивой к внешним требованиям [13, с. 185].

Процесс разработки и реализации стратегии состоит из пяти взаимосвязанных управленческих задач:

  1. формирование стратегического видения будущего компании. Другими словами, определение долгосрочной перспективы развития, формулировка будущего образа компании и целей организации;

  1. постановка целей, перевод стратегического видения в практическую плоскость;

  1. разработка стратегии;

  1. реализация стратегии;

  1. оценка результатов и корректировка стратегического видения, глобальных целей, стратегии и ее реализации с учетом приобретенного опыта, изменившихся условий, появления новых идей и возможностей.

Этот процесс представлен на рисунке 1 ( приложение1) [13, с.185].

Разработка стратегического видения и миссии. Прежде чем приступать к разработке стратегии, менеджеры компании должны подумать, как они видят будущее своей компании; в каком направлении она должна развиваться; какими станут в будущем используемые технологии, товар, клиенты; какое положение в отрасли компания должна занять через пять лет. Для ответа на эти вопросы менеджеры тщательно изучают внутреннюю и внешнюю среду компании, чтобы понять, будут ли потребности бизнеса меняться в течение ближайших пяти лет и дальше, а если будут, то как [13, с. 37].

Стратегический анализ включает в себя анализ внешней среды (выявление настоящих и будущих перспектив усложнения целей, проблем, благоприятных возможностей для развития и их влияние на деятельность организации) и управленческое обследование внутренних сильных и слабых сторон организации (в том числе анализ возможных последствий планируемой деятельности).

Анализ внешней среды предполагает оценку внешней среды по трем направлениям:

- оценка изменений, воздействующих  на текущую стратегию;

- определение факторов, представляющих  угрозу для текущей стратегии  организации;

- выявление факторов, расширяющих  возможности достижения общеорганизационных  целей путем корректировки плана.

Анализ внешней среды представляет собой процесс, посредством которого разработчики стратегического плана контролируют внешние по отношению к предприятию факторы, чтобы определить возможности и угрозы для организации. Анализ внешней среды помогает получить важные результаты. Он позволяет организации своевременно прогнозировать возможности, формулировать планы на случаи возможных угроз и разрабатывать стратегии, способные превратить прежние угрозы в любые выгодные возможности.

С точки зрения оценки этих угроз и возможностей роль анализа внешней среды в процессе стратегического менеджмента заключается по существу в ответе на три конкретных вопроса: где сейчас находится предприятие; где, по мнению высшего, руководства, должно находиться предприятие в будущем; что должно сделать руководство, чтобы предприятие переместилось из того положения, в котором находится сейчас, в то положение, где его хочет видеть руководство.

Управленческое обследование внутренних сильных и слабых сторон предприятия нацелено на определение того, какими внутренними силами обладает предприятие. Процесс, при помощи которого осуществляется диагноз внутренних проблем, называется управленческим обследованием.

Управленческое обследование представляет собой методичную оценку функциональных зон предприятия, предназначенную для выявления ее сильных и слабых сторон.

С целью упрощения обследование рекомендуется вести по пяти функциональным зонам – маркетинг, производство (НИОКР), научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, финансы, человеческие ресурсы. Кроме того, здесь учитываются также культура и образ предприятия [13, с. 187].

Представление менеджеров о долгосрочном развитии компании, избранных технологиях, товарах, клиентах, направлениях развития бизнеса составляет стратегическое видение компании. Стратегическое видение, таким образом, - это идеальное представление менеджеров об организации и бизнесе, которое задает направление движения и указывает маршрут.

Информация о работе Стратегическое управление