Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 21:21, курсовая работа
В настоящее время все эти факторы становятся главными аргументами организации в конку¬рентной борьбе и вызывают необходимость разработки системы стратегического управления организацией. Этим обусловлена актуальность темы курсовой работы.
Цель курсовой работы – проанализировать стратегическое управление на предприятии и разработать предложения по его совершенствованию.
Объект исследования курсовой работы – Республиканское унитарное предприятие «Минский автомобильный завод». РУП «МАЗ» является одним из крупнейших производителей большегрузных грузовиков, прицепного состава и автобусов на территории СНГ.
ВВЕДЕНИЕ 5
1 СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРОМЫШЛЕННЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ 6
1.1 Основные задачи и элементы стратегического управления предприятием 6
1.2 Разработка стратегии развития предприятия и обеспечение его устойчивой позиции на рынке 9
1.3 Взаимосвязь стратегий различного уровня и их роль в достижении успеха предприятия 12
1.4 Организация и управление реализацией стратегии 15
2 АНАЛИЗ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ НА РУП «МАЗ» 20
2.1 Общая характеристика предприятия 20
2.2 Анализ организации управления производственно-сбытовой деятельностью предприятия 22
2.3 Анализ основных элементов стратегического планирования и реализации стратегии развития предприятия 26
3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ НА РУП «МАЗ» 29
3.1 Предложения по совершенствованию создания и реализации стратегии развития предприятия 29
3.2 Оценка ожидаемого экономического эффекта внедрения предложений 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Матрица возможностей РУП «МАЗ» 39
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Матрица угроз РУП «МАЗ» 40
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Сильные и слабые стороны РУП «МАЗ» 41
Процедуры формирования и утверждения бюджетов осуществляются последовательно и включают следующие этапы:
Дальнейшее управление ведется на основании утвержденных бюджетов путем оперативного устранения выявленных отклонений от них при реализации конкретных целей и задач подразделениями и предприятием в целом.
Управление по целям, называемое методом МВО (Managment by objectives) получило распространение как эффективный метод управления по результатам.
Суть метода заключается в том, что каждый руководитель предприятия (корпорации) должен иметь четкие цели, которые поддерживают цели руководителя более высокого ранга. Действенной процедурой управления является оценка работы каждого руководителя на основе объективных результатов его вклада в достижение целей предприятия, а не только его личных качеств и отношения к работе.
В основе организации управления по методу МВО лежит четкая и детальная структуризация целей предприятия по уровням и функциональным зонам. Структуризация проводится сверху вниз: от высшего руководства к руководителям нижнего уровня и сотрудникам.
Реализуется метод МВО как процесс, состоящий из взаимосвязанных процедур, выполняемых поэтапно, в том числе:
Определение
целей относится к этапу
Движущей силой этого метода является активное участие в выработке целей руководителей всех уровней иерархии управления предприятием. Участие конкретных руководителей обеспечивается путем обсуждения целей обсуждениях на совещаниях и в процессе личного общения с вышестоящим руководителем. Проведенные исследования показывают, что максимальное участие в выработке собственных целей не всегда имеет место и не всегда приносит положительный эффект. При этом на практике прослеживается тенденция, когда такое участие, как правило, сокращается от высших к низшим уровням управления. В то же время обмен информацией между руководителем и подчиненным в процессе выработки целей необходим для обеспечения четкого понимания каждым сотрудником его конкретных целей, в том числе для уточнения полномочий и ответственности, координации работ по горизонтали и вертикали, обеспечения каждого исполнителя всеми видами ресурсов.
Планирование действий обеспечивает разработку конкретных средств достижения поставленных на первом этапе целей. При этом существенными элементами планирования действий являются: выявление зон потенциальных проблем, непредвиденных обстоятельств и нежелательных последствий, а также оценка практической реализуемости сформулированных целей. Кроме того, на этом этапе предусматривается определение и оценка затрат и требуемых ресурсов, необходимых для разработки соответствующих бюджетов подразделений и предприятия в целом. Полученные данные по затратам и ресурсам используются для разработки конкретных календарных планов (графиков) работ и уточнения взаимоотношений между подразделениями и сотрудниками при обеспечении реализации целей предприятия.
Реализация метода управления по целям предусматривает: определение конкретных задач и действий для достижения целей, их взаимосвязи и определенную последовательность, установление необходимых полномочий и ответственности конкретных исполнителей, а также оценку и согласование необходимых ресурсов и времени для их реализации.
Проверка и оценка хода выполнения запланированных действий и степени достижения установленных целей проводится в соответствии с календарными графиками работ для своевременного выявления проблем и помех, а также определения причин, которые их вызвали.
Корректирующие меры предусматривают принятие дополнительных действий, обеспечивающих достижение целей предприятия. Выполнение этого этапа проводится в соответствии с процедурами и технологией функции контроля.
Эффективность метода управления по целям обусловлена рядом обстоятельств, стимулирующих эффективную работу исполнителей и управление ими.
Во-первых, реализация метода предусматривает персонализацию ответственности за выполнение всех видов работ и управления ими, необходимых для достижения целей предприятия, в процессе их детальной структуризации.
Во-вторых, постановка конкретных целей, как показывают исследования, способствует повышению производительности труда и ответственности исполнителей (руководителей подразделений, сотрудников) в силу определенности конкретных усилий, требуемых от них, и прогнозируемости ожидаемых результатов.
В третьих, предоставление информации о достигнутых результатах в ходе выполнения конкретных целей и задач также способствует повышению эффективности управления достижением целей предприятия. Если такая информация конкретна и своевременна, то она в большей степени способствует эффективной работе [1, c.303].
В то же время использование метода реализацией стратегии по целям не всегда гарантирует успех. Причинами неудач могут быть:
Стадия реализации стратегии играет активную роль по отношению к уже принятой стратегии и при качественно проведенной работе дает организации шанс на успех даже в том случае, если при ее разработке были допущены какие-либо просчеты.
Таким образом, стратегическое управление - это процесс принятия и осуществления стратегических решений, центральным звеном которого является стратегический выбор, основанный на сопоставлении собственного ресурсного потенциала предприятия с возможностями и угрозами внешнего окружения, в котором оно действует. Стратегическое управление представляет целостную систему действий по созданию гибких организаций, направленных на поиск и реализацию долгосрочных конкурентных преимуществ.
Производственное республиканское унитарное предприятие «Минский автомобильный завод» (РУП «МАЗ») является одним из крупнейших предприятий автомобильной отрасли Республики Беларусь и находится в ведении Министерства промышленности Республики Беларусь.
Завод является самостоятельным хозяйственным субъектом с правом юридического лица и осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом предприятия, входит в качестве головного предприятия в состав ПО "БелавтоМАЗ".
Юридический адрес: Республика Беларусь, г. Минск, ул. Социалистическая, 2.
Динамика
производства и реализации продукции
за 2006-2007 гг., а также общие показатели
финансово-хозяйственной
Таблица 2.1 Общие показатели работы РУП «МАЗ» за 2006-2007 гг.
Наименование показателя | 2006 г. | 2007 г. | Темп роста, % |
1. Товарная продукция, млн. руб. | 331 419 | 362 824 | 109,48 |
2. Реализованная продукция, млн. руб. | 221 978 | 435 075 | 196,00 |
3. Себестоимость реализованной продукции, млн. руб. | 201 866 | 400 608 | 198,45 |
4. Прибыль от реализации продукции, млн. руб. | 20 112 | 34 466 | 171,37 |
5. Прибыль отчетного периода, млн. руб. | 21 949 | 28 504 | 129,86 |
6.
Среднегодовая стоимость |
133 418 | 225 438 | 168,97 |
7.
Среднегодовая стоимость |
43 989 | 91 232 | 207,40 |
8. Рентабельность реализованной продукции, % | 9,96 | 8,60 | x |
9. Рентабельность всего капитала, % | 11,34 | 9,00 | x |
Из табл. 2.1 видно, что объем товарной продукции в 2007 году увеличился по сравнению с 2006 годом на 9,48 %. Объем реализованной продукции увеличился на 96% и составил 435075 млн.руб.
Себестоимость продукции РУП «МАЗ» за анализируемый период значительно увеличилась. Прибыль от реализации в 2007 году составила 34466 млн.руб., по сравнению с 2006 годом она увеличилась на 71,37 %. Рентабельность реализованной продукции снизилась на 1,36 процентных пункта, рентабельность капитала уменьшилась на 2,34.
В
2007 среднесписочная численность
РУП «МАЗ» составила 24000 человек,
из них 23773 человека производственно-промышленный
персонал. В том числе руководители,
специалисты и других служащие – 6251 человек,
рабочие – 17522 человек. Динамика численности
персонала, работающего на предприятии,
представлена в табл. 2.2.
Таблица 2.2 Динамика численности персонала РУП «МАЗ»
Показатель | 2006 г. | 2007 г. | Откл (+,-) | Темп
роста, % |
1. Среднесписочная численность, чел | 22 366 | 24 000 | 1 634 | 107,3 |
2. Среднесписочная численность ППП, чел, в т.ч. | 19 777 | 23 773 | 3 996 | 120,2 |
2.1. рабочие | 14 720 | 17 522 | 2 802 | 119,0 |
2.2. специалисты, служащие | 5 057 | 6 251 | 1 194 | 123,6 |
из них | ||||
- руководители | 2 002 | 2 377 | 375 | 118,7 |
- специалисты | 2 885 | 3 250 | 365 | 112,7 |
- служащие | 170 | 624 | 454 | 367,1 |