Стратегическое управление предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 21:21, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время все эти факторы становятся главными аргументами организации в конку¬рентной борьбе и вызывают необходимость разработки системы стратегического управления организацией. Этим обусловлена актуальность темы курсовой работы.
Цель курсовой работы – проанализировать стратегическое управление на предприятии и разработать предложения по его совершенствованию.
Объект исследования курсовой работы – Республиканское унитарное предприятие «Минский автомобильный завод». РУП «МАЗ» является одним из крупнейших производителей большегрузных грузовиков, прицепного состава и автобусов на территории СНГ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
1 СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРОМЫШЛЕННЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ 6
1.1 Основные задачи и элементы стратегического управления предприятием 6
1.2 Разработка стратегии развития предприятия и обеспечение его устойчивой позиции на рынке 9
1.3 Взаимосвязь стратегий различного уровня и их роль в достижении успеха предприятия 12
1.4 Организация и управление реализацией стратегии 15
2 АНАЛИЗ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ НА РУП «МАЗ» 20
2.1 Общая характеристика предприятия 20
2.2 Анализ организации управления производственно-сбытовой деятельностью предприятия 22
2.3 Анализ основных элементов стратегического планирования и реализации стратегии развития предприятия 26
3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ НА РУП «МАЗ» 29
3.1 Предложения по совершенствованию создания и реализации стратегии развития предприятия 29
3.2 Оценка ожидаемого экономического эффекта внедрения предложений 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Матрица возможностей РУП «МАЗ» 39
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Матрица угроз РУП «МАЗ» 40
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Сильные и слабые стороны РУП «МАЗ» 41

Вложенные файлы: 1 файл

Менеджмент - Стратегическое управление промышленным предприятием (РУП «МАЗ») - курсовая - МИУ (2008г).doc

— 356.50 Кб (Скачать файл)

     РУП «МАЗ» находится и функционирует в определенной среде. И каждое действие возможно только в том случае, если среда допускает его. Среду обитания предприятия условно можно разделить на две части: внешнюю и внутреннюю. Задача стратегического планирования состоит в том, чтобы поддерживать баланс между этими частями. При этом, изучая внешнюю среду, необходимо выяснить, какие угрозы и какие возможности таит в себе внешняя среда. При анализе внутренней среды необходимо выявить, какие сильные и слабые стороны имеет предприятие

     Для того чтобы выявить имеющиеся  проблемы и в то же время возможности на РУП «МАЗ» применим для анализа среды метод SWOT, с помощью которого можно установить связи между сильными и слабыми сторонами, которые присущи организации, внешними угрозами и возможностями.

     Основные, которые РУП «МАЗ» может использовать в перспективе, представим в приложении 1.

     В приложении 2 представим угрозы, которые могут оказать негативное воздействие на деятельность РУП «МАЗ».

     Далее проведем оценку собственных сил  предприятия. Для каждого параметра  оценки определим сильные и слабые стороны (приложение 3).

     Сопоставление сильных и слабых сторон с рыночными возможностями и угрозами позволит ответить на вопросы, касающиеся дальнейшего развития РУП «МАЗ». Для этого построим матрицу SWOT в табл. 2.5. 

Таблица 2.5 Матрица SWOT-анализа

  Возможности Угрозы
Сильные стороны 1 2
Слабые  стороны 3 4

 

     Обозначения в табл. 2.5 следующие:

     1 - Расширение рынков сбыта на основе совершенствования сбытовой политики;

     2 - Можно удержать покупателей  за счет перехода новым стандартам;

     3 - Высокая степень износа оборудования  снижает конкурентоспособность продукции на предприятии. Неразвитый комплекс маркетинга не позволяет расширить рынки сбыта продукции;

     4 - Объединение конкурентов может  способствовать снижению цен  на предлагаемую ими продукцию.

     Таким образом, основной стратегической целью  Минского автомобильного завода на ближайшие годы  является  обеспечение потребностей Союзного Государства конкурентной на внутреннем и внешнем рынках автомобильной техникой, отвечающей  современным требованиям по экологии, экономичности, безопасности, надежности и ресурсу.

     В целом стратегический набор для  РУП «МАЗ» представлен следующими стратегиями:

     а) общая (базовая) - наступательная стратегия, которая преследует цель завоевать определенную долю на рынке Российской Федерации, также увеличить свою долю на отечественном рынке.

     б) конкурентная - сочетание стратегии дифференциации и лидерства на основе снижения цен;

     в) производственная - техническое перевооружение производства. Данная стратегия способствует повышению технического уровня выпускаемой продукции до уровня крупнейших мировых производителей тяжелых грузовиков при сохранении главного конкурентного преимущества МАЗа -  относительно низких цен на нее;

     г) маркетинговая - проведение наступательной тактики, направленной на внедрение эффективного маркетинга, поиск новых рынков сбыта;

     д) продуктово-товарная - освоение новых изделий и модификация выпускаемых изделий. Заключается в повышении технического уровня автомобильной техники, удовлетворяющего требования российских, белорусских и международных норм по экологии, экономичности, надежности и ресурсу.

     По  результатам обследования, проведенного на РУП «МАЗ», в качестве наиболее приемлемых конкурентных стратегий можно выделить стратегию дифференциации, основой которой является разнообразие услуг и моделей выпускаемой продукции и стратегию лидерства на основе снижения цен, так продукция Минского автомобильного завода имеет цены на всю гамму, выпускаемой продукции на уровне значительно более низком, чем у конкурентов.

     Базовой стратегией РУП «МАЗ» является именно наступательная, поскольку Россия - основной рынок для автомобилей, выпускаемых МАЗом в среднесрочной перспективе. Из-за неразвитости в России производства магистральных тягачей для международных перевозок, карьерных самосвалов и ряда других автотранспортных средств с высокими осевыми нагрузками, потребность в них на ближайшую перспективу – будет удовлетворяться за счет автотехники МАЗ и производителей из Дальнего зарубежья.

     Таким образом, работа предприятия направлена на увеличение выпуска основной продукции – автотранспортной техники, а также на удовлетворение потребностей потребителей в запасных частях к ней.  

3 Предложения по совершенствованию стратегического управления на РУП «МАЗ»

3.1 Предложения по совершенствованию создания и реализации стратегии развития предприятия

     РУП «МАЗ» находится в подчинении Министерства промышленности Республики Беларусь и поэтому организует свою работу на основании нормативных документов этого ведомства. В соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 326 «О совершенствовании методологии анализа, текущего и перспективного планирования и разработки бизнес-планов субъектов хозяйствования» от 5 марта 1999 Министерством промышленности были разработаны «Методические положения по подготовке долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных прогнозов развития производственных объединений и предприятий». На основании этих положений РУП «МАЗ» составляет стратегию, перспективные и годовые планы.

     Последовательность  и порядок подготовки прогнозов, взаимообусловленность и характер взаимодействия друг с другом определяется Законом Республики Беларусь «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь».

     Долгосрочное  прогнозирование формирует концепцию  технической и экономической  политики предприятия на перспективу, решает стратегические проблемы долгосрочного характера.

     Особенностью  стратегического прогноза является целевой подход к формированию показателей  развития предприятия, относительно свободный выбор технико-экономических решений, обоснование вариантности. Главный метод исследования – поисковый прогноз.

     Краткосрочный (годовой) прогноз является конкретизирующей и уточняющей составной частью среднесрочного прогноза. Содержание годового прогноза служит конкретной программой по мобилизации всех видов ресурсов и организационно-хозяйственных мероприятий, направленных на достижение целей и задач, установленных в среднесрочном прогнозе. Цель годового прогноза – обоснование возможности сбалансированного развития предприятия в течение года. Основной здесь метод прогнозирования – нормативно-балансовый.

     Разработка  прогноза осуществляется в 3 этапа. На первом этапе разрабатывается концепция прогноза развития Министерства промышленности, определяющая целевые параметры на соответствующий прогнозный период.

     На  втором этапе на основе концептуальных положений и основных параметров развития Министерства с учетом реальной оценки современного состояния предприятия разрабатывают прогноза своего развития на соответствующий перспективный период.

     На  третьем этапе на основе полученных от предприятий проектов прогноза развития и других прогнозно-аналитических материалов разрабатывается проект прогноза развития Министерства промышленности.

     Долгосрочная  стратегия развития РУП «МАЗ»  должна включать:

  • оценку современного состояния. Проводится с целью выявления потенциала его экономического и научно-технического развития;
  • определение факторов и условий эффективного развития. Цель раздела – опираясь на реальную оценку достигнутого уровня, содержащуюся в предыдущем разделе, сделать научно обоснованные прогнозы ожидаемых тенденций развития экономики;
  • обоснование целей и задач, важнейших ориентиров и параметров экономического роста. Определяются принципиальные ориентиры развития предприятия на прогнозируемый период;
  • определение основных направлений и параметров развития. Предназначено для конкретизации средств достижения поставленных целей и задач;
  • определение мер обеспечивающих достижение целевых параметров развития. Состоит из проекта конкретных мер, направленных на достижение целевых параметров развития предприятия.

     Краткосрочная (годовая) стратегия РУП «МАЗ»  должна включать:

  • оценку современного состояния предприятия. Базируется на данных статистической отчетности за период 2-х лет, предшествующих прогнозируемому году;
  • определение внутренних и внешних факторов и условий эффективного развития. Наиболее существенные факторы: фактор спроса, ценовой фактор, производственный фактор, научно-технический фактор, группа макроэкономических факторов;
  • формирование целей и задач. Основная цель – конкретизация параметров развития предприятия на прогнозируемый год в увязке с долгосрочной стратегией его развития и основных параметров развития Министерства;
  • определение мер макро- и микро уровневого характера, обеспечивающих достижение целей и задач. Включаются мероприятия как отраслевого характера, направленные на совершенствование производственно-хозяйственной деятельности предприятий отрасли, так и мероприятия, предлагаемые для решения на уровне Правительства, по совершенствованию системы государственного регулирования развития сферы материального производства.

      В зависимости от жизненного цикла  товара РУП «МАЗ» следует применять элементы стратегий, как для растущего, так и для зрелого рынка.

      Для удовлетворения спроса на замену РУП  «МАЗ» необходимо:

  • добиваться создания продукта со свойствами и эксплуатационными характеристиками, превосходящими показатели конкурентов;
  • поддерживать цены на выгодном для потребителей уровне;
  • улучшать технологию производства в целях соответствия международных норм по экологии, экономичности, надежности и ресурсу.

     Для этого необходимо:

  • завершить разработку конкурентоспособных по техническому уровню и качеству различных видов автомобильной техники, отвечающей требованиям норм Евро-5;
  • провести техническое перевооружение и реконструкцию производства для организации выпуска новых видов автомобильной техники, удовлетворяющих требования российских, белорусских и международных норм по экологии, экономичности, надежности и ресурсу.

     Основной  задачей завода является полный переход на выпуск автомобильной техники, соответствующей нормам ЕВРО-5, а так же поэтапное создание мощностей на выпуск нового семейства автомобильной техники, соответствующей нормам ЕВРО-6, а в дальнейшем ЕВРО-7, в связи,  с чем при разработке технологических процессов предусматривается внедрение новых передовых технологий.

     Для обеспечения вывода автомобилей  МАЗ на сопоставимый уровень с  последними зарубежными аналогами  по конструктивным особенностям автомобили  нового семейства МАЗ-6430 будут иметь практически все новые базовые и основные узлы, агрегаты и системы: кабина, передняя ось, ведущие мосты с расширенной гаммой передаточных чисел, передняя и задняя пневматические и рессорные подвески, рамы, рабочие тормоза и в целом тормозные системы, системы электрооборудования и электроники, модернизированные силовые агрегаты ЯМЗ нового мощностного ряда, обеспечивающие требования ЕВРО-6 и далее ЕВРО-7.

     Заводом будет осуществлено техническое  перевооружение механосборочного производства на основе передовых технологий среднесерийного производства и возможности  изготовления узлов автомобилей малыми партиями и единичными экземплярами на основе гибких технологий.

     За  счет этого будет наложен выпуск унифицированных передних осей по всем типам автомобилей и начаты работы по освоению выпуска унифицированных задних и средних мостов с улучшенными техническими и эксплуатационными характеристиками. Также будут продолжены работы по дальнейшему наращиванию объемов выпуска кабин  автомобилей нового  семейства.

Информация о работе Стратегическое управление предприятием