Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 21:21, курсовая работа
В настоящее время все эти факторы становятся главными аргументами организации в конку¬рентной борьбе и вызывают необходимость разработки системы стратегического управления организацией. Этим обусловлена актуальность темы курсовой работы.
Цель курсовой работы – проанализировать стратегическое управление на предприятии и разработать предложения по его совершенствованию.
Объект исследования курсовой работы – Республиканское унитарное предприятие «Минский автомобильный завод». РУП «МАЗ» является одним из крупнейших производителей большегрузных грузовиков, прицепного состава и автобусов на территории СНГ.
ВВЕДЕНИЕ 5
1 СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРОМЫШЛЕННЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ 6
1.1 Основные задачи и элементы стратегического управления предприятием 6
1.2 Разработка стратегии развития предприятия и обеспечение его устойчивой позиции на рынке 9
1.3 Взаимосвязь стратегий различного уровня и их роль в достижении успеха предприятия 12
1.4 Организация и управление реализацией стратегии 15
2 АНАЛИЗ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ НА РУП «МАЗ» 20
2.1 Общая характеристика предприятия 20
2.2 Анализ организации управления производственно-сбытовой деятельностью предприятия 22
2.3 Анализ основных элементов стратегического планирования и реализации стратегии развития предприятия 26
3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ НА РУП «МАЗ» 29
3.1 Предложения по совершенствованию создания и реализации стратегии развития предприятия 29
3.2 Оценка ожидаемого экономического эффекта внедрения предложений 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Матрица возможностей РУП «МАЗ» 39
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Матрица угроз РУП «МАЗ» 40
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Сильные и слабые стороны РУП «МАЗ» 41
РУП «МАЗ» находится и функционирует в определенной среде. И каждое действие возможно только в том случае, если среда допускает его. Среду обитания предприятия условно можно разделить на две части: внешнюю и внутреннюю. Задача стратегического планирования состоит в том, чтобы поддерживать баланс между этими частями. При этом, изучая внешнюю среду, необходимо выяснить, какие угрозы и какие возможности таит в себе внешняя среда. При анализе внутренней среды необходимо выявить, какие сильные и слабые стороны имеет предприятие
Для того чтобы выявить имеющиеся проблемы и в то же время возможности на РУП «МАЗ» применим для анализа среды метод SWOT, с помощью которого можно установить связи между сильными и слабыми сторонами, которые присущи организации, внешними угрозами и возможностями.
Основные, которые РУП «МАЗ» может использовать в перспективе, представим в приложении 1.
В приложении 2 представим угрозы, которые могут оказать негативное воздействие на деятельность РУП «МАЗ».
Далее проведем оценку собственных сил предприятия. Для каждого параметра оценки определим сильные и слабые стороны (приложение 3).
Сопоставление
сильных и слабых сторон с рыночными
возможностями и угрозами позволит ответить
на вопросы, касающиеся дальнейшего развития
РУП «МАЗ». Для этого построим матрицу
SWOT в табл. 2.5.
Таблица 2.5 Матрица SWOT-анализа
Возможности | Угрозы | |
Сильные стороны | 1 | 2 |
Слабые стороны | 3 | 4 |
Обозначения в табл. 2.5 следующие:
1 - Расширение рынков сбыта на основе совершенствования сбытовой политики;
2
- Можно удержать покупателей
за счет перехода новым
3
- Высокая степень износа
4 - Объединение конкурентов может способствовать снижению цен на предлагаемую ими продукцию.
Таким образом, основной стратегической целью Минского автомобильного завода на ближайшие годы является обеспечение потребностей Союзного Государства конкурентной на внутреннем и внешнем рынках автомобильной техникой, отвечающей современным требованиям по экологии, экономичности, безопасности, надежности и ресурсу.
В целом стратегический набор для РУП «МАЗ» представлен следующими стратегиями:
а) общая (базовая) - наступательная стратегия, которая преследует цель завоевать определенную долю на рынке Российской Федерации, также увеличить свою долю на отечественном рынке.
б) конкурентная - сочетание стратегии дифференциации и лидерства на основе снижения цен;
в) производственная - техническое перевооружение производства. Данная стратегия способствует повышению технического уровня выпускаемой продукции до уровня крупнейших мировых производителей тяжелых грузовиков при сохранении главного конкурентного преимущества МАЗа - относительно низких цен на нее;
г) маркетинговая - проведение наступательной тактики, направленной на внедрение эффективного маркетинга, поиск новых рынков сбыта;
д) продуктово-товарная - освоение новых изделий и модификация выпускаемых изделий. Заключается в повышении технического уровня автомобильной техники, удовлетворяющего требования российских, белорусских и международных норм по экологии, экономичности, надежности и ресурсу.
По результатам обследования, проведенного на РУП «МАЗ», в качестве наиболее приемлемых конкурентных стратегий можно выделить стратегию дифференциации, основой которой является разнообразие услуг и моделей выпускаемой продукции и стратегию лидерства на основе снижения цен, так продукция Минского автомобильного завода имеет цены на всю гамму, выпускаемой продукции на уровне значительно более низком, чем у конкурентов.
Базовой стратегией РУП «МАЗ» является именно наступательная, поскольку Россия - основной рынок для автомобилей, выпускаемых МАЗом в среднесрочной перспективе. Из-за неразвитости в России производства магистральных тягачей для международных перевозок, карьерных самосвалов и ряда других автотранспортных средств с высокими осевыми нагрузками, потребность в них на ближайшую перспективу – будет удовлетворяться за счет автотехники МАЗ и производителей из Дальнего зарубежья.
Таким
образом, работа предприятия направлена
на увеличение выпуска основной продукции
– автотранспортной техники, а также на
удовлетворение потребностей потребителей
в запасных частях к ней.
РУП «МАЗ» находится в подчинении Министерства промышленности Республики Беларусь и поэтому организует свою работу на основании нормативных документов этого ведомства. В соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 326 «О совершенствовании методологии анализа, текущего и перспективного планирования и разработки бизнес-планов субъектов хозяйствования» от 5 марта 1999 Министерством промышленности были разработаны «Методические положения по подготовке долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных прогнозов развития производственных объединений и предприятий». На основании этих положений РУП «МАЗ» составляет стратегию, перспективные и годовые планы.
Последовательность и порядок подготовки прогнозов, взаимообусловленность и характер взаимодействия друг с другом определяется Законом Республики Беларусь «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь».
Долгосрочное
прогнозирование формирует
Особенностью стратегического прогноза является целевой подход к формированию показателей развития предприятия, относительно свободный выбор технико-экономических решений, обоснование вариантности. Главный метод исследования – поисковый прогноз.
Краткосрочный (годовой) прогноз является конкретизирующей и уточняющей составной частью среднесрочного прогноза. Содержание годового прогноза служит конкретной программой по мобилизации всех видов ресурсов и организационно-хозяйственных мероприятий, направленных на достижение целей и задач, установленных в среднесрочном прогнозе. Цель годового прогноза – обоснование возможности сбалансированного развития предприятия в течение года. Основной здесь метод прогнозирования – нормативно-балансовый.
Разработка прогноза осуществляется в 3 этапа. На первом этапе разрабатывается концепция прогноза развития Министерства промышленности, определяющая целевые параметры на соответствующий прогнозный период.
На втором этапе на основе концептуальных положений и основных параметров развития Министерства с учетом реальной оценки современного состояния предприятия разрабатывают прогноза своего развития на соответствующий перспективный период.
На третьем этапе на основе полученных от предприятий проектов прогноза развития и других прогнозно-аналитических материалов разрабатывается проект прогноза развития Министерства промышленности.
Долгосрочная стратегия развития РУП «МАЗ» должна включать:
Краткосрочная (годовая) стратегия РУП «МАЗ» должна включать:
В зависимости от жизненного цикла товара РУП «МАЗ» следует применять элементы стратегий, как для растущего, так и для зрелого рынка.
Для удовлетворения спроса на замену РУП «МАЗ» необходимо:
Для этого необходимо:
Основной задачей завода является полный переход на выпуск автомобильной техники, соответствующей нормам ЕВРО-5, а так же поэтапное создание мощностей на выпуск нового семейства автомобильной техники, соответствующей нормам ЕВРО-6, а в дальнейшем ЕВРО-7, в связи, с чем при разработке технологических процессов предусматривается внедрение новых передовых технологий.
Для обеспечения вывода автомобилей МАЗ на сопоставимый уровень с последними зарубежными аналогами по конструктивным особенностям автомобили нового семейства МАЗ-6430 будут иметь практически все новые базовые и основные узлы, агрегаты и системы: кабина, передняя ось, ведущие мосты с расширенной гаммой передаточных чисел, передняя и задняя пневматические и рессорные подвески, рамы, рабочие тормоза и в целом тормозные системы, системы электрооборудования и электроники, модернизированные силовые агрегаты ЯМЗ нового мощностного ряда, обеспечивающие требования ЕВРО-6 и далее ЕВРО-7.
Заводом будет осуществлено техническое перевооружение механосборочного производства на основе передовых технологий среднесерийного производства и возможности изготовления узлов автомобилей малыми партиями и единичными экземплярами на основе гибких технологий.
За счет этого будет наложен выпуск унифицированных передних осей по всем типам автомобилей и начаты работы по освоению выпуска унифицированных задних и средних мостов с улучшенными техническими и эксплуатационными характеристиками. Также будут продолжены работы по дальнейшему наращиванию объемов выпуска кабин автомобилей нового семейства.