Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 21:21, курсовая работа
В настоящее время все эти факторы становятся главными аргументами организации в конку¬рентной борьбе и вызывают необходимость разработки системы стратегического управления организацией. Этим обусловлена актуальность темы курсовой работы.
Цель курсовой работы – проанализировать стратегическое управление на предприятии и разработать предложения по его совершенствованию.
Объект исследования курсовой работы – Республиканское унитарное предприятие «Минский автомобильный завод». РУП «МАЗ» является одним из крупнейших производителей большегрузных грузовиков, прицепного состава и автобусов на территории СНГ.
ВВЕДЕНИЕ 5
1 СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРОМЫШЛЕННЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ 6
1.1 Основные задачи и элементы стратегического управления предприятием 6
1.2 Разработка стратегии развития предприятия и обеспечение его устойчивой позиции на рынке 9
1.3 Взаимосвязь стратегий различного уровня и их роль в достижении успеха предприятия 12
1.4 Организация и управление реализацией стратегии 15
2 АНАЛИЗ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ НА РУП «МАЗ» 20
2.1 Общая характеристика предприятия 20
2.2 Анализ организации управления производственно-сбытовой деятельностью предприятия 22
2.3 Анализ основных элементов стратегического планирования и реализации стратегии развития предприятия 26
3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ НА РУП «МАЗ» 29
3.1 Предложения по совершенствованию создания и реализации стратегии развития предприятия 29
3.2 Оценка ожидаемого экономического эффекта внедрения предложений 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Матрица возможностей РУП «МАЗ» 39
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Матрица угроз РУП «МАЗ» 40
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Сильные и слабые стороны РУП «МАЗ» 41
Из табл. 2.2 видно, что в 2007 году среднесписочная численность промышленно-производственного персонала составила 23773 человека, что на 3996 человек (20,2%) больше, чем в 2006 г. На это оказало влияние увеличение численности по всем категориям работников, число рабочих увеличилось на 2802 человек и составило 17522 чел. Число руководителей увеличилось на 375 человек, специалистов на 365 человек и служащих на 454 человека.
В настоящее время МАЗ - крупнейшее предприятие Республики Беларусь по выпуску автомобильной техники. Минский автомобильный завод самостоятельно определяет структуру управления, устанавливает штатное расписание, разрабатывает и реализует научно-техническую, экономическую, инвестиционную и социальную политику, координирует действия в сфере рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
МАЗ имеет у себя все виды действующих производств, свойственные современным крупным машиностроительным заводам. Среди них: литейное, кузнечное, прессовое, сварочное, механообрабатывающее, термическое, окрасочное, сборочное, инструментальное и собственное станкостроительное производства.
Больше всех снизило объем литейное производство из-за снижения поставок литья по кооперации.
Наряду с автомобильной техникой, завод выпускает запасные части к ней, готовые узлы, детали и заготовки по межзаводской кооперации, специальное технологическое оборудование, инструмент, товары народного потребления, оказывает услуги населению и сторонним организациям.
Основными
потребителями автомобильной
Несмотря на непростую экономическую ситуацию, вызванную общими для всей республики проблемами, завод продолжает уделять серьезное внимание социальному развитию коллектива. Продолжается строительство жилья, снята с повестки дня проблема бытовых помещений на заводе. Решены вопросы общественного питания, изыскиваются средства для улучшения медицинского обслуживания, отдыха и оздоровления работников завода.
Сегодня РУП «МАЗ» – это предприятие, оснащенное разнообразным оборудованием с разной степенью механизации и автоматизации производства: работает 34 автоматических линии, 31 промышленных роботов и манипуляторов, 7 722 единицы высокопроизводительного технологического оборудования и 188 станков с ЧПУ. Только за последние три года приобретено около 407 единиц нового прогрессивного оборудования.
Процент
автоматического и
Производственная мощность предприятия по состоянию на 01.01.2008 г. составляет: автомобили грузовые – 19 000 шт., прицепы автомобильные – 3 800 шт., автобусы – 500 шт.
По состоянию на 01.01.2008 г. на заводе имеется в наличии 6749 ед. металлообрабатывающего оборудования.
Согласно данным бухгалтерского учета, уровень износа активной части основных фондов составляет - 85,8 %.
Это еще раз подчеркивает необходимость обновления парка технологического оборудования, обусловленную тем, что изношенность оборудования затрудняет, а порой делает невозможной, организацию выпуска продукции на высоком технологическом уровне, соответствующем мировым стандартам качества.
Прогноз
динамики объема и структуры рынка
грузовых автомобилей в России на
период до 2010 года приведен в табл. 2.3.
Таблица 2.3 Объем рынка грузовых автомобилей в России
Годы | Виды грузовых автомобилей | ||||
До 2 т,
тыс. шт. |
2,1-5 т,
тыс. шт. |
5,1-8 т, тыс. шт. | 8,1-15 т, тыс. шт. | Свыше 15 т, тыс. шт. | |
2008 | 112 | 18 | 17 | 25 | 10 |
2009 | 115-118 | 20 | 20 | 26 | 11 |
2010 | 120-140 | 22 | 23 | 28 | 12 |
На российском рынке в 2008-2010 году задача РУП «МАЗ» иметь свою долю продаж от 30 до 45 % в классе тяжелых грузовиков и 20-25 % в среднем классе.
Структура реализации автотехники РУП «МАЗ» в настоящее время выглядит следующим образом:
С целью увеличения объемов продаж и расширения рынков сбыта основная стратегия сбыта и продвижения продукции завода на рынке должна развиваться в следующих направлениях:
На сегодняшний день заводом создана и расширяется дилерская сеть во многих регионах России и других странах СНГ. Дилерская сеть завода в России и других странах СНГ реализует около 75 % автотехники.
Основными направлениями развития продаж через дилерскую сеть на период 2008 - 2010 год МАЗ считает построение единой ценовой политики и организацию сети сервисного обслуживания на базе дилеров, работающих на целевых рынках.
Кроме дилерской сети, завод также создает систему собственных торговых домов. В 1997 году был создан и работает торговый дом МАЗа в г. Минске. В 1999 году начал работу ТД МАЗ в г. Москва. Завод будет продолжать работу по созданию собственных домов и представительств в ключевых регионах России и на других рынках. Значительную роль в оптимизация торговли могут сослужить создаваемые национальные и центральные склады запасных частей на основных рынках.
Важным вопросом устойчивого роста продаж и увеличения доли на основных рынках является эффективная система послепродажного сервиса автомобильной техники. На сегодняшний день создано около 40 станций сервисного обслуживания МАЗ, в основном в России.
Расширение
и организация максимально
Таблица 2.4 Структура объема производства РУП «МАЗ»
Наименование | Удельный вес, % | |
2007 год | 2008 год | |
Автомобили грузовые | 72,2 | 70,9 |
Прицепная техника | 8,7 | 9,0 |
Автобусы | 7,5 | 8,9 |
Троллейбусы | 0,4 | 0,6 |
Итого по автотехнике | 88,7 | 89,3 |
Запасные части, готовые узлы и детали к автомобилям, заготовки, прочая продукция | 11,1 |
10,4 |
Товары народного потребления | 0,2 | 0,2 |
ВСЕГО: | 100 | 100 |
Из приведенных в табл. 2.4 данных видно, что подавляющее преимущество в структуре производства и реализации продукции в 2008 году займет автотехника, доля которой в общем объеме составляет 89,3 %. Удельный вес запасных частей, готовых узлов и деталей, заготовок и прочей продукции составит 10,4 % в общем объеме производства.
Основной задачей завода в 2008 году является полный переход на выпуск автомобильной техники, соответствующей нормам ЕВРО-5, а так же поэтапное создание мощностей на выпуск нового семейства автомобильной техники, соответствующей нормам ЕВРО-6, а в дальнейшем ЕВРО-7, в связи, с чем при разработке технологических процессов предусматривается внедрение новых передовых технологий.
Для обеспечения вывода автомобилей МАЗ на сопоставимый уровень с последними зарубежными аналогами по конструктивным особенностям автомобили нового семейства МАЗ-6430 будут иметь практически все новые базовые и основные узлы, агрегаты и системы: кабина, передняя ось, ведущие мосты с расширенной гаммой передаточных чисел, передняя и задняя пневматические и рессорные подвески, рамы, рабочие тормоза и в целом тормозные системы, системы электрооборудования и электроники, модернизированные силовые агрегаты ЯМЗ нового мощностного ряда, обеспечивающие требования ЕВРО-6 и далее ЕВРО-7.
Производство продукции Минского автомобильного завода связано с потреблением большой номенклатуры и ассортимента материалов и комплектующих. Завод получает сырье и комплектующие более чем от 169 поставщиков. По-прежнему основные виды материалов поступают из России.
В результате правильно выбранной политики в работе с поставщиками создается необходимый запас сырья и материалов, который позволяет не только производство автотехники на РУП «МАЗ», но и оказывать помощь, как заводам объединения, так и поставщикам комплектующих по кооперации.
Огромное значение придается качеству закупаемых видов сырья и материалов, создаются условия выбора поставщика, что позволяет своевременно производить поставку (закупку) и снизить стоимость закупаемых материалов.
Таким образом, работа завода в условиях рыночной экономики поставила новые задачи, потребовавшие разработать новые технические решения. В целях повышения конкурентоспособности продукции Минского автомобильного завода проводятся работы по техническому перевооружению завода.
Основным
элементов стратегического
Основной целью бизнес-плана является определение основных направлений осуществления хозяйственной деятельности, направленной на наращивание объемов производства, расширения рынков сбыта автомобильной техники, увеличение экспорта продукции и получение максимальной прибыли.
Целью прогноза развития