Стратегическое управление предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 21:21, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время все эти факторы становятся главными аргументами организации в конку¬рентной борьбе и вызывают необходимость разработки системы стратегического управления организацией. Этим обусловлена актуальность темы курсовой работы.
Цель курсовой работы – проанализировать стратегическое управление на предприятии и разработать предложения по его совершенствованию.
Объект исследования курсовой работы – Республиканское унитарное предприятие «Минский автомобильный завод». РУП «МАЗ» является одним из крупнейших производителей большегрузных грузовиков, прицепного состава и автобусов на территории СНГ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
1 СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРОМЫШЛЕННЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ 6
1.1 Основные задачи и элементы стратегического управления предприятием 6
1.2 Разработка стратегии развития предприятия и обеспечение его устойчивой позиции на рынке 9
1.3 Взаимосвязь стратегий различного уровня и их роль в достижении успеха предприятия 12
1.4 Организация и управление реализацией стратегии 15
2 АНАЛИЗ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ НА РУП «МАЗ» 20
2.1 Общая характеристика предприятия 20
2.2 Анализ организации управления производственно-сбытовой деятельностью предприятия 22
2.3 Анализ основных элементов стратегического планирования и реализации стратегии развития предприятия 26
3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ НА РУП «МАЗ» 29
3.1 Предложения по совершенствованию создания и реализации стратегии развития предприятия 29
3.2 Оценка ожидаемого экономического эффекта внедрения предложений 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Матрица возможностей РУП «МАЗ» 39
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Матрица угроз РУП «МАЗ» 40
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Сильные и слабые стороны РУП «МАЗ» 41

Вложенные файлы: 1 файл

Менеджмент - Стратегическое управление промышленным предприятием (РУП «МАЗ») - курсовая - МИУ (2008г).doc

— 356.50 Кб (Скачать файл)

 

     Из  табл. 2.2 видно, что в 2007 году среднесписочная численность промышленно-производственного персонала составила 23773 человека, что на 3996 человек (20,2%) больше, чем в 2006 г.  На это оказало влияние увеличение численности по всем категориям работников, число рабочих увеличилось на 2802 человек и составило 17522 чел. Число руководителей увеличилось на 375 человек, специалистов на 365 человек и служащих на 454 человека.

     В настоящее время МАЗ - крупнейшее предприятие Республики Беларусь по  выпуску автомобильной техники. Минский автомобильный завод самостоятельно определяет структуру управления, устанавливает штатное расписание, разрабатывает и реализует научно-техническую, экономическую, инвестиционную и  социальную политику, координирует действия в сфере  рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

2.2 Анализ организации управления производственно-сбытовой деятельностью предприятия

     МАЗ имеет у себя все виды действующих  производств,  свойственные современным  крупным машиностроительным заводам. Среди них: литейное, кузнечное, прессовое, сварочное, механообрабатывающее, термическое, окрасочное, сборочное, инструментальное и собственное  станкостроительное производства.

     Больше  всех снизило объем литейное производство из-за снижения поставок литья по кооперации.

     Наряду  с автомобильной техникой, завод  выпускает запасные части к ней,  готовые узлы, детали и заготовки по межзаводской кооперации, специальное технологическое оборудование,  инструмент, товары народного потребления, оказывает услуги населению и сторонним организациям.

     Основными потребителями автомобильной техники  МАЗ являются потребители в Российской Федерации и других странах СНГ. Продажа автомобилей в Российскую Федерацию составляет от 80 до 85 % реализованных на всех рынках автомобилей. Эти продажи позволяют контролировать от 25 до 34 % рынка России. В настоящее время Минский автомобильный завод предлагает около 300 моделей и модификаций грузовых автомобилей.

     Несмотря  на непростую экономическую  ситуацию,  вызванную общими для  всей республики проблемами,  завод продолжает уделять серьезное внимание социальному развитию коллектива. Продолжается строительство  жилья, снята с повестки дня проблема бытовых помещений на заводе.  Решены вопросы  общественного питания,  изыскиваются  средства для  улучшения медицинского обслуживания, отдыха и оздоровления работников завода.

     Сегодня РУП «МАЗ» – это предприятие, оснащенное разнообразным оборудованием с разной степенью механизации и автоматизации производства: работает 34 автоматических линии, 31 промышленных роботов и манипуляторов, 7 722 единицы высокопроизводительного технологического оборудования и 188 станков с ЧПУ. Только за последние три года приобретено около 407 единиц нового прогрессивного оборудования.

     Процент автоматического и полуавтоматического  оборудования поднялся с 44 % до 54,5 %, причем в механосборочном производстве он составил 79,6 %. Уровень механизации сварочных работ достиг 91 %. Растет роботизация и автоматизация практически во всех производствах.

     Производственная  мощность предприятия по состоянию  на 01.01.2008 г. составляет: автомобили грузовые – 19 000 шт., прицепы автомобильные – 3 800 шт., автобусы – 500 шт.

     По  состоянию на 01.01.2008 г. на заводе имеется  в наличии 6749 ед. металлообрабатывающего оборудования.

     Согласно  данным бухгалтерского учета, уровень  износа активной части основных фондов составляет - 85,8 %.

     Это еще раз подчеркивает необходимость обновления парка технологического оборудования, обусловленную тем, что изношенность оборудования затрудняет, а порой делает невозможной, организацию выпуска продукции на высоком технологическом уровне, соответствующем мировым стандартам качества. 

     Прогноз динамики объема и структуры рынка  грузовых автомобилей в России на период до 2010 года приведен в табл. 2.3. 

Таблица 2.3 Объем рынка грузовых автомобилей в России

Годы Виды  грузовых автомобилей
До 2 т,

тыс. шт.

2,1-5 т,

тыс. шт.

5,1-8 т, тыс.  шт. 8,1-15 т, тыс.  шт. Свыше 15 т, тыс. шт.
2008 112 18 17 25 10
2009 115-118 20 20 26 11
2010 120-140 22 23 28 12

 

     На  российском рынке в 2008-2010 году задача РУП «МАЗ» иметь свою долю продаж от 30 до 45 % в классе тяжелых грузовиков и 20-25 % в среднем классе.

     Структура реализации автотехники РУП «МАЗ»  в настоящее время выглядит следующим образом:

  • реализация заводом: 10 %,
  • дилеры Республики Беларусь: 12 %,
  • дилеры СНГ: 65 %,
  • заводы объединения: 6,71 %,
  • торговый дом МАЗ: 1,15 %,
  • лизинг: 1,33 %,
  • внешнеторговая фирма: 3,81 %.

     С целью увеличения объемов продаж и расширения рынков сбыта основная стратегия сбыта и продвижения продукции завода на рынке должна развиваться в следующих направлениях:

  • увеличение объемов продажи автомобилей по лизинговой схеме,
  • создание структурированной товаропроводящей сети, расширение дилерской и сервисной сети в России и странах СНГ,
  • укрепление долгосрочных связей с традиционными потребителями,
  • активное продвижение автомобилей МАЗ на рынки Ближнего Востока, Латинской Америки, Азии и Африки,
  • активное развитие и продвижение фирменной торговой марки МАЗ,
  • ориентацию потребителей на высокое и стабильное качество поставляемой продукции,
  • обеспечение срочности поставок,
  • предложение потребителям новых видов продукции.

     На  сегодняшний день заводом создана  и расширяется дилерская сеть во многих регионах России и других странах СНГ. Дилерская сеть завода в России и других странах СНГ реализует около 75 % автотехники.

     Основными направлениями развития продаж через  дилерскую сеть на период 2008 - 2010 год МАЗ считает построение единой ценовой политики и организацию сети сервисного обслуживания на базе дилеров, работающих на целевых рынках.

     Кроме дилерской сети, завод также создает  систему собственных торговых домов. В 1997 году был создан и работает торговый дом МАЗа в г. Минске. В 1999 году начал работу ТД МАЗ в г. Москва. Завод будет продолжать работу по созданию собственных домов и представительств в ключевых регионах России и на других рынках. Значительную роль в оптимизация торговли могут сослужить создаваемые национальные и центральные склады запасных частей на основных рынках.

     Важным  вопросом устойчивого роста продаж и увеличения доли на основных рынках является эффективная система послепродажного сервиса автомобильной техники. На сегодняшний день создано около 40 станций сервисного обслуживания МАЗ, в основном в России.

     Расширение  и организация максимально эффективной  работы сети сервисного обслуживания МАЗ также является приоритетной задачей маркетинговой стратегии предприятия на период с 2008 по 2010 годы. Одним из направлений такой работы будет создание новых станций технического обслуживания (СТО) на базе крупных транспортных предприятий в странах СНГ и дилеров МАЗ. Структура объема производства продукции РУП «МАЗ» приведена в табл. 2.4. 

Таблица 2.4 Структура объема производства РУП «МАЗ»

Наименование

Удельный  вес, %

2007 год 2008 год
Автомобили  грузовые 72,2 70,9
Прицепная техника 8,7 9,0
Автобусы 7,5 8,9
Троллейбусы 0,4 0,6
Итого по автотехнике 88,7 89,3
Запасные  части, готовые узлы и детали к  автомобилям, заготовки, прочая продукция  
11,1
 
10,4
Товары  народного потребления 0,2 0,2
ВСЕГО: 100 100

 

     Из  приведенных в табл. 2.4 данных видно, что подавляющее преимущество в структуре производства и реализации продукции в 2008 году займет автотехника, доля которой в общем объеме составляет 89,3 %. Удельный вес запасных частей, готовых узлов и деталей, заготовок и прочей продукции составит 10,4 % в общем объеме производства.

     Основной  задачей завода в 2008 году является полный переход на выпуск автомобильной техники, соответствующей нормам ЕВРО-5, а так же поэтапное создание мощностей на выпуск нового семейства автомобильной техники, соответствующей нормам ЕВРО-6, а в дальнейшем ЕВРО-7, в связи,  с чем при разработке технологических процессов  предусматривается внедрение новых передовых технологий.

     Для обеспечения вывода автомобилей  МАЗ на сопоставимый уровень с  последними зарубежными аналогами  по конструктивным особенностям автомобили  нового семейства МАЗ-6430 будут иметь практически все новые базовые и основные узлы, агрегаты и системы: кабина, передняя ось, ведущие мосты с расширенной гаммой передаточных чисел, передняя и задняя пневматические и рессорные подвески, рамы, рабочие тормоза и в целом тормозные системы, системы электрооборудования и электроники, модернизированные силовые агрегаты ЯМЗ нового мощностного ряда, обеспечивающие требования ЕВРО-6 и далее ЕВРО-7.

     Производство  продукции Минского автомобильного завода связано с потреблением большой  номенклатуры и ассортимента материалов и комплектующих. Завод получает сырье и комплектующие более чем от 169 поставщиков. По-прежнему основные виды материалов поступают из России.

     В результате правильно выбранной  политики в работе с поставщиками создается необходимый запас сырья и материалов, который позволяет не только производство автотехники на РУП «МАЗ», но и оказывать помощь, как заводам объединения, так и поставщикам комплектующих по кооперации.

     Огромное  значение придается качеству закупаемых видов сырья и материалов, создаются условия выбора поставщика, что позволяет своевременно производить поставку (закупку) и снизить стоимость закупаемых материалов.

     Таким образом, работа завода в условиях рыночной экономики поставила новые задачи, потребовавшие разработать новые технические решения. В целях повышения конкурентоспособности продукции Минского автомобильного завода проводятся работы по техническому перевооружению завода.

2.3 Анализ основных элементов стратегического планирования и реализации стратегии развития предприятия

     Основным  элементов стратегического планирования на РУП «МАЗ» является бизнес-план. Он разрабатывается в соответствии с «Отраслевыми рекомендациями по разработке бизнес-планов организаций Министерства промышленности Республики Беларусь».

     Основной целью бизнес-плана является определение основных направлений осуществления хозяйственной деятельности, направленной на наращивание объемов производства, расширения рынков сбыта автомобильной техники, увеличение экспорта продукции и получение максимальной прибыли.

       Целью прогноза развития предприятия  является обоснование возможности сбалансированного развития завода в течении года.

Информация о работе Стратегическое управление предприятием