Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2012 в 21:21, курсовая работа
В настоящее время проблема слияний и поглощений компаний достаточно актуальна. Это обусловлено следующими причинами. С каждым годом происходит увеличение числа сделок по слиянию и поглощению, начиная с 2003 г. началась новая волна. Такой бум требует анализа факторов, лежащих в его основе. Поэтому актуально рассмотрение тенденций и динамики сделок по слияниям и поглощениям.
Введение
Определение понятий слияния и поглощения.
Горизонтальное слияние.
Историческое развитие сделок M&A в мировой экономике.
Мотивы, которые побуждают компании вступать в сделки слияний и поглощений.
Заключение
Список литературы
Первая
волна связана преимущественно
с горизонтальными слияниями, что
характеризует объединение
Вторая
волна знаменует собой
Третья
волна, охватывающая последующий период,
характеризуется появлением новых
продуктов и стремлением
Четвертая волна – 80-е гг., отражает по-прежнему главенствующую роль конгломератных слияний, но одновременно и стремление к использованию различных схем слияний и поглощений, и значительное число распадающихся конгломератов.
Слияние
и поглощение пятой волны находятся
под влиянием масштабной глобализации,
либерализации перемещения
Все указанные
факторы способствуют более свободному
движению инвестиционных потоков. Увеличившаяся
благодаря высоким мировым
Мотивы, которые побуждают компании вступать в сделки слияний и поглощений.
Теория и практика современного корпоративного менеджмента упоминает целый ряд причин слияний и поглощений компаний.
причины, по которым две или несколько компаний, объединившись, стоят дороже, чем по отдельности. А рост капитализированной стоимости объединенной компании является целью большинства слияний и поглощений. Анализируя мировой опыт и систематизируя его, можно выделить следующие основные мотивы слияний и поглощений компаний:
- Получение
синергетического эффекта.
1. экономии,
обусловленной масштабами
2. комбинированию взаимодополняющих ресурсов;
3. финансовой экономии за счет снижения транзакционных издержек;
4. возросшей рыночной мощи из-за
снижения конкуренции (мотив
Экономия,
обусловленная масштабами, достигается
тогда, когда средняя величина издержек
на единицу продукции снижается
по мере увеличения объема производства
продукции. Один из источников такой
экономии заключается в распределении
постоянных издержек на большее число
единиц выпускаемой продукции. То есть
увеличение объема позволяет более
эффективно использовать имеющиеся
в наличии ресурсы. Однако надо помнить,
что существуют определенные пределы
увеличения объема производства, при
превышении которых издержки на производство
могут существенно возрасти, что приведет
к падению рентабельности производства.
Слияния и поглощения компаний могут порой
обеспечивать экономию, полученную за
счет централизации маркетинга, например,
через объединение усилий и придание гибкости
процессу продвижения услуг или продукции
компании, использование общих рекламных
материалов. Получение экономии, обусловленной
масштабами деятельности, особенно характерно
для горизонтальных слияний. Но и при образовании
конгломератов порой возможно ее достижение.
В этом случае экономии, обусловленной
масштабами, добиваются за счет устранения
дублирования функций различных работников,
централизации ряда услуг, таких как бухгалтерский
учет, финансовый контроль, делопроизводство,
повышение квалификации персонала и стратегическое
управление компанией. Но при этом необходимо
отметить, что интегрировать поглощаемую
компанию в действующую структуру обычно
чрезвычайно сложно. Поэтому некоторые
компании после слияния продолжают функционировать
как совокупность отдельных и иногда даже
конкурирующих подразделений, имеющих
разную инфраструктуру и маркетинговые
службы. Даже экономия за счет централизации
отдельных функций управления может оказаться
недостижимой. Сложная структура компании,
прежде всего, конгломератного типа, наоборот,
способна привести к увеличению численности
административно-
Слияние
может оказаться
Мотив монополии.
Порой при слиянии, прежде всего,
горизонтального типа, решающую роль
играет (гласно или негласно) стремление
достичь или усилить свое монопольное
положение. Слияние в данном случае
дает возможность компаниям обуздать
ценовую конкуренцию: цены из-за конкуренции
могут быть снижены настолько, что
каждый из производителей получает минимальную
прибыль. Однако антимонопольное
- Повышение
качества управления. Слияния и
поглощения компаний могут
- Разница
между ликвидационной и
- Разница
в рыночной цене компании и
стоимости ее замещения.
- Налоговые
мотивы. Действующее налоговое
- Личные
мотивы менеджеров. Безусловно, что
деловые решения относительно
слияния и поглощения компаний
основываются на экономической
целесообразности. Однако есть примеры,
когда подобные решения
Помимо
традиционных мотивов
Распределение мотивов сделок слияний и поглощений компаний[11]
Корпоративные стратегии. Корпоративная стратегия компании направлена на осуществление деятельности компании для достижения ряда установленных стратегических целей и является высшим уровнем планирования деятельности предприятия. Среди прочих, данные цели могут включать в себя своевременное изменение деятельности компании под влиянием внешней среды, перераспределение ресурсов компании с целью финансирования роста в смежных областях, изменение соотношения осуществляемых видов деятельности и продаваемых услуг, а также снижение риска. Кроме управления комплексом предлагаемых компанией услуг и продуктов, большинство корпоративных стратегий включают в себя создание и развитие так называемых "ключевых факторов", которые в случае успешной деятельности компании могут быть трансформированы в конкурентные преимущества, и принести "дополнительную стоимость". Под "дополнительной стоимостью" в данном случае понимаются дополнительные качества или свойства, приписываемые потребителем компании или ее услугам, имеющие значение для потребителя и выделяющие компанию или ее услуги и продукты из ряда аналогичных. Этими факторами являются структура компании, ее репутация и способность к инновациям.
Ценность репутации для компании подтверждается последними исследованиями, показавшими, что в 80% случаев при выборе поставщика нового продукта торговая марка, под которой предлагается продукт, расценивалась клиентом как "очень важный" или "важный" фактор.
Инновации в данном случае включают в себя как разработанные компанией услуги, продукты и технологии ведения бизнеса, так и способность их разрабатывать и продавать.
Бизнес
стратегии, в основном, направлены на
увеличение конкурентных преимуществ
и улучшение позиции компании
на конкретных рынках и увеличение
вклада данного продукта в общий
результат деятельности бизнеса. Бизнес
стратегии также преследуют цель
использования стратегических активов
компании, принадлежащих компании в
целом как действующему предприятию.
В рамках реализации бизнес стратегий
компанией принимаются
Выделяют следующие четыре варианта поведения компании:
- расширение
рынка, когда компания
- выход на рынок, когда компания продает свои существующие продукты и услуги на новых рынках;
- расширение
ряда предлагаемых продуктов
и услуг, когда компания
- диверсификация,
когда компания реализует
Выбор конкретного решения из данного набора вариантов зависит от оценки компанией привлекательности рынка, на который она желает выйти или усилить свое присутствие, своих собственных конкурентных преимуществ и потенциала создания "дополнительной стоимости" в случае, если конкурентные преимущества, которыми обладает компания, удовлетворяют потребностям рынка.
Процесс
выработки стратегии обычно включает
в себя проведение двух видов анализа:
стратегического ситуационного
и стратегического анализа
Таким образом, после определения стратегии поведения на рынке, перед компанией стоят следующие варианты поведения: удержание существующего рынка, выход на новые рынки. При реализации каждого варианта возможны три тактики поведения: