Стратегия горизонтального слияния

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2012 в 21:21, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время проблема слияний и поглощений компаний достаточно актуальна. Это обусловлено следующими причинами. С каждым годом происходит увеличение числа сделок по слиянию и поглощению, начиная с 2003 г. началась новая волна. Такой бум требует анализа факторов, лежащих в его основе. Поэтому актуально рассмотрение тенденций и динамики сделок по слияниям и поглощениям.

Содержание

Введение
Определение понятий слияния и поглощения.
Горизонтальное слияние.
Историческое развитие сделок M&A в мировой экономике.
Мотивы, которые побуждают компании вступать в сделки слияний и поглощений.
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Стратегия горизонтального слияния.docx

— 65.31 Кб (Скачать файл)

 

Содержание.

 

Введение

Определение понятий слияния и  поглощения.

Горизонтальное  слияние.

Историческое  развитие сделок M&A  в мировой экономике.

Мотивы, которые  побуждают компании вступать в сделки слияний и поглощений.

Заключение

Список литературы

 

Введение

 

В настоящее  время проблема слияний и поглощений компаний достаточно актуальна. Это  обусловлено следующими причинами. С каждым годом происходит увеличение  числа сделок по слиянию и поглощению, начиная с 2003 г. началась новая волна. Такой бум требует анализа  факторов, лежащих в его основе. Поэтому актуально рассмотрение тенденций и динамики сделок по слияниям и поглощениям. Данный факт свидетельствует  о противоречивости подобных сделок. Тенденции слияний и поглощений быстрыми темпами распространяются  и в  России. Причем Российские компании участвуют в международных сделках, чаще в качестве приобретаемых компаний, но в последние годы также активизировались процессы покупки российскими корпорациями зарубежных.

Слияние и поглощение предприятий (ООО, ЗАО) предполагает создание нового юридического лица при условии передачи ему  прав и обязанностей двух и более  фирм, прекращающих работу на рынке. В  связи с тем, что слияние и  поглощение фирм затрагивают интересы всех участников, то решение о подобной реорганизации предприятия происходит при участии всех заинтересованных лиц.

Основной  целью всех участников слияний и  поглощений является получение максимальной прибыли.

 

Определение понятий слияния и  поглощения,

их классификации.

 

Подход  к идентификации процессов слияния  и поглощения базируется на появлении  в результате сделки новой компании, либо осуществление процессов в  рамках существующих форм. В этом случае можно соответственно рассмотреть  два основных вида — Слияние и  Поглощение.

Слияние — это объединение двух или  более хозяйственных субъектов, в результате которого образуется новая  экономическая   единица (новое  юридическое лицо).

Слияние форм — объединение, при котором  слившиеся компании прекращают свое автономное существование в качестве юридического лица и налогоплательщика. Новая компания берет под свой контроль и непосредственное управление все активы и обязательства перед  клиентами компаний — своих составных  частей, после чего последние распускаются.

Слияние активов — объединение с передачей  собственниками компаний-участниц в  качестве вклада в уставный капитал  прав контроля над своими компаниями и сохранением деятельности и  организационно-правовой формы последних. Еще раз отметим, что это один из вариантов процесса создания компании, но вкладом в данном случае могут  быть исключительно права контроля над компанией.

В зарубежной практике выделяется ещё один тип  слияния, который в российском законодательстве попадает под термин «присоединение», как вид реорганизации юридического лица. В этом случае одна из объединяющихся компаний выживает, а остальные утрачивают свою самостоятельность и прекращают существование. При этом выжившая компания получает все права и обязанности  ликвидированных компаний.

Поглощение  — это сделка, совершаемая с  целью установления контроля над  хозяйственным обществом и осуществляемая путем приобретения более 30 % уставного  капитала (акций, долей, и т. п.) поглощаемой компании, при этом сохраняется юридическая самостоятельность общества. В настоящее время поглощения регулируются гл. XI.1 Закона «Об акционерных обществах».[1]

В зависимости  от характера интеграции компаний целесообразно  выделять следующие виды:

• горизонтальные слияния – объединение компаний одной отрасли, производящих одно и то же изделие или осуществляющих одни и те же стадии производства;

• вертикальные слияния – объединение компаний разных отраслей, связанных технологическим процессом производства готового продукта, т.е. расширение компанией-покупателем своей деятельности либо на предыдущие производственные стадии, вплоть до источников сырья, либо на последующие – до конечного потребителя. Например, слияние горнодобывающих, металлургических и машиностроительных компаний;

• родовые слияния – объединение компаний, выпускающих взаимосвязанные товары. Например, фирма, производящая фотоаппараты, объединяется с фирмой, производящей фотопленку или химические реактивы для фотографирования;

Тип слияний  зависит от ситуации на рынке, а также  от стратегии деятельности компаний и ресурсов, которыми они располагают.

 

Горизонтальное  слияние.


Горизонтальное слияние - это ничто иное как, соединение двух компаний, предлагающих одну и  ту же продукцию. Преимущества видны  невооруженным глазом: повышаются возможности  для развития, идет на убыль конкуренция  и т.д. Один из методов увеличения прибылей фирмы заключается в увеличении ее доли на рынке. Эта цель может быть достигнута путем слияния с фирмой, производящей аналогичную продукцию. Такая форма СЛИЯНИЯ называется горизонтальной. Практика подобных слияний была наиболее распространена на ранней стадии становления нашей индустриальной экономики. Большинство слияний, так называемой первой волны (1887-1904 гг.), имели характер горизонтального слияния. В настоящее время планы подобных слияний тщательно изучаются, т. к. они могут препятствовать конкуренции. Критерии конкуренции — отнюдь не только количество соперников в той или иной отрасли или концентрация производства. Когда фирмы сливаются, количество конкурентов в данной сфере бизнеса действительно сокращается, по крайней мере, на время. Однако фирмы, объединяющие усилия для увеличения доли рынка, порой повышают эффективность производства за счет уменьшения издержек, и это перевешивает любое сокращение выпуска продукции. Более того, подобное слияние может быть необходимо, чтобы наладить выпуск новых видов продукции, или развивать новые направления деятельности. Как отмечал экономист Мюррей Ротбард, разговоры о том, что слияния приводят к «существенному сокращению конкуренции», бессмысленны: конкуренция — это процесс, а не объем.[12] Экономист Оливер Уильямсон показал, что слияние, ведущее к усилению влияния на рынок, состоит из двух компонентов: часто упоминаемого ограничения выпуска продукции, ведущего к социальным «потерям за счет мертвого груза», и экономией издержек, происходящей за счет эффективности, способной перевесить эти потери. Рассмотрим рисунок 1:

 на нем потребители  платят 1$ за Q1 продукции. Предположим, что издержки всех конкурирующих фирм тоже составляют 1$, так что прибыль во всей отрасли равна нулю. Если в результате слияния цена возрастает до 2$, а количество проданных изделий сокращается до Q2, потребители будут готовы доплачивать сумму, представленную треугольником А, — она будет ниже кривой спроса, но окажется в промежутке между старой и новой ценой — за утраченный объем производства. Однако если одновременно издержки снизятся до $C, и эта новообретенная экономия, представленная четырехугольником В, превышает стоимость утраченного А, то слияние повышает благосостояние общества. Кроме того, при снижении издержек у новых фирм может появиться стимул в виде потенциальных прибылей для проникновения на данный рынок.

Хотя установки относительно слияний учитывают их возможную  пользу для общества, однозначно отрицательное  отношение встречает явление, которое  в надзорных органах называют «слиянием до уровня монополии». Но даже если слияние не приносит пользы обществу, возникает резонный вопрос: чье именно производство ограничивается в результате слияния? В условиях рыночной экономики производители  обладают правом на свободную ассоциацию, и никто не вынуждает их расставаться со своей продукцией на невыгодных условиях. Эти фундаментальные права  собственности — пусть они  и расходятся с «антимонопольной философией» — не только не вступают в противоречие с благосостоянием  общества, но и являются его важнейшей  предпосылкой. Для пользы потребителей необходима динамика, обеспечиваемая как соперничеством, так и стратегическими  объединениями.

Поскольку антимонопольное  регулирование способно препятствовать конкуренции, политическому руководству  следует с подозрением относиться к возражениям по поводу слияний, если они исходят от прямых конкурентов  соответствующих фирм. Подобные протесты могут свидетельствовать не об антиконкурентном характере подобных слияний, а, наоборот, об их позитивном воздействии в плане эффективности. Если конкуренты предполагают, что слияние приведет к повышению потребительских цен на ту или иную продукцию — что, собственно, и считается результатом возникновения монополии — это означает, что оно выгодно этим самым конкурентам, ведь они смогут увеличить объем продаж по существующим или даже немного повышенным ценам, одновременно подрывая позиции новоявленного монополиста.

Конечно, не всякое слияние  эффективно, и не всякое имеет смысл. Многие объединившиеся компании в дальнейшем «разбежались». Независимо от подобных рисков эксперименты рынка с различными схемами и структурами ведения  бизнеса, осуществляемые методом проб и ошибок, представляют собой один из важнейших процессов в его  функционировании.

Конечно, не препятствуя  слияниям, государство не должно и  искусственно их стимулировать. Например, если в результате непродуманных  мер по предотвращению «сговора»  запрещается обмен информацией  между фирмами, антимонопольное  регулирование может непреднамеренно  способствовать слияниям в тех случаях, где при нормальных условиях вполне можно было бы обойтись тесным сотрудничеством  в области НИОКР (научно-исследовательских  опытно-конструкторских работ).

Хотя подавляющее большинство  слияний сегодня все же доводится  до конца, антимонопольные органы все  активнее стараются добиться уступок  от объединяющихся компаний, зачастую стараются воспрепятствовать наиболее «резонансным» слияниям и рассматривают  «под микроскопом» деятельность фирм еще долгое время после того, как  объединение стало свершившимся фактом.

Выкручивание рук компаниям  ложится тяжелым бременем на рыночные процессы, и в результате государство  «проникает» в отрасль в качестве постоянного, пусть и нежеланного  «партнера». Подобные условия могут  отпугнуть компании, планирующие  слияние, или привести к меньшей  эффективности слияний за счет ненужных уступок надзорным органам. Решения о целесообразности слияния следует предоставить рынку и акционерам, которые и будут соответствующим образом структурировать подобные сделки.

 

Историческое  развитие сделок M&A  в мировой экономике.

 

Конец 1990-х  годов характеризовался небывалой  активностью в области корпоративных  слияний и поглощений, обусловленной  технологическими и экономическими изменениями, произошедшими в последнее  десятилетие XX в. Технологический прорыв в сфере телекоммуникаций, особенно мобильных средств связи и  интернет-услуг создали принципиально  новую среду для ведения бизнеса. Слияния и поглощения происходят как на национальном, так и на международном уровне. Рынок международных  слияний и поглощений в последние  годы вырос в разы. Общее число  сделок по слияниям и поглощениям  компаний в мире увеличивается в  среднем на 10 – 30% ежегодно, причем особенно быстро растут трансграничные слияния  и поглощения. Только за первое полугодие 2000 г. его объем превысил 643 млрд. долл., а к 2006 г. он достиг 2,9 трлн. долл. Но глобальный экономический кризис начал сдерживать активность в сфере  сделок слияния и поглощения в  мировой авиакосмической и оборонной  отраслях. За первые три квартала 2009 года общая сумма объявленных  сделок стоимостью не менее 50 млн. долларов США продолжила снижаться в сравнении  с аналогичным периодом прошлого года. Бесспорный рост количества слияний  и поглощений, на который указывает  большинство исследований, тем не менее происходит непрерывно год  от года. Это дало основание говорить о волнах слияний и поглощений. Ряд исследователей указывают на пять волн слияний и поглощений. (Табл.1)

 

Волны слияний и поглощений

Периоды

Характер слияний

Первая  волна,

1897-1904гг.

Преимущественно горизонтальные слияния.

Охват основных отраслей промышленности.

Наиболее  крупная сделка - на 1 млрд. долл. В  металлургической промышленности Us Steel c Camegie Steel с последующим поглощением 785 различных фирм.

Вторая  волна,

1916-1929гг.

Преимущественно вертикальные слияния.

Охват большинства  отраслей промышленности и банков, страховых обществ.

Основным  моментом является общее состояние  экономики в предкризисные и  кризисные годы.

Третья  волна,

1960-1970гг.

Преимущественно конгломератные слияния, поглощения в несвязанных отраслях, трудности в связи с этим.

Увеличение  сделок на фоне экономического роста  с целью занять расширяющиеся  рынки сбыта, в том числе в  новых отраслях промышленности –  авиакосмической.

Конгломератные  слияния составляют 70-80 %  рынка  слияний.

Четвертая волна,

80-е годы

Конгломератные слияния занимают 50-60 %.

Возврат к горизонтальным и вертикальным слияниям вследствие отмены ряда ограничений  в законодательстве США.

Использование в практике слияний долговых финансовых институтов и повышение роли финансовых институтов в процессе реорганизации  компании.

Наиболее  крупная сделка – приобретение British Petroleum американской компании Standard Oil за 7,8 млрд. долл.

Перемещение крупных сделок от металлургии к  нефтяной промышленности и масс - медиа.

Пятая волна,

1990-2000гг.

Увеличение доли горизонтальных слияний, что отражает стремление к максимальной диверсификации в условиях усиления конкуренции и снижения таможенных тарифов в соответствии со стратегией ВТО.

По объемам  слияний на первое место выходят  компании, связанные с оказанием  информационных услуг, что отражает переход к информационной стадии развития экономики.

Сумма сделки в 1998г. Bell Atlantic GTC составила около 53 млрд. долл.


 

Таким образом, пять волн слияний следует рассматривать  в рамках временного периода 1887-2000гг. Период этот превышает целый век  и данные о «волнах» весьма интересны, как и диалектика смены форм слияния.

Информация о работе Стратегия горизонтального слияния