Структура и развитие организационной кутуры предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 22:21, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования является предприятие ОАО «Роснефть».
Предметом исследования является организационная культура на
предприятии.
Цель работы - рассмотрение важнейших аспектов проблемы организационной культуры и её влияния на эффективность деятельности организации.
Основные результаты - в работе произведен анализ культуры компании
«Роснефть», предложены практические рекомендации по использованию результатов исследований.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………4

ГЛАВА 1 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ…9

1.1 Сущность организационной культуры……………………………….9

1.2 Структура организационной культуры……………………………...13

1.3 Задачи организационной культуры предприятия…………………..17

1.4 Типы организационных культур……………………………………..18

ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ОАО

«Роснефть»……………………………………………………………………..20

2.1Краткая характеристика ОАО «Роснефть»………………………….20

2.2 Формирование и развитие организационной культуры ОАО «Роснефть»……………………………………………………………………..21

ГЛАВА 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ

КУЛЬТУРЫ ОАО «Роснефть»………………………………………………..25

3.1 Причины изменения организационной культуры…………………...25

3.2 Пути совершенствования организационной культуры……..............27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………….31

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….34

Вложенные файлы: 1 файл

Аня,курсовая.docx

— 55.50 Кб (Скачать файл)

  Рассмотрение  организаций как сообществ, имеющих  общее понимание своих целей, значения и места, своих ценностей  и поведения, вызвало к жизни  понятие организационной культуры.

  Большинство авторов сходится на том, что культура организации представляет собой  сложную композицию важных предположений (часто не поддающихся формулированию), бездоказательно принимаемых и  разделяемых членами коллектива. Часто организационная культура трактуется как принимаемые большей  частью организации философия и  идеология управления, предположения, ценностные ориентации, верования, ожидания, расположения и нормы, лежащие в  основе отношений и взаимодействий как внутри организации, так и  за ее пределами. Организационная культура проявляется в отношениях между  людьми в организации. Поэтому разные люди или разные части в организации  склонны описывать ее культуру в  схожих терминах.

  Культура  придает смысл многим нашим поступкам. Поэтому менять что-либо в жизни  людей можно, лишь учитывая это значительное явление. Культура формируется годами и десятилетиями, поэтому она  инерционна и консервативна. И многие нововведения не приживаются только потому, что противоречат освоенным  людьми культурным нормам и ценностям.

  Организационная культура представляет собой приобретенные  смысловые системы, передаваемые посредством  естественного языка и других символических средств, которые  выполняют репрезентативные, директивные  и аффективные функции и способны создавать культурное пространство и особое ощущение реальности.

  Приобретая  индивидуальный и личный опыт, работники  формируют, сохраняют и изменяют свои смысловые системы, в которых  отражены их отношения к различным  явлениям - миссии организации, планированию, мотивационной политике, производительности, качеству труда и т. д. Такие системы координат не очевидны и редко полностью совпадают с декларируемыми целями, однако очень часто они детерминируют поведение в большей мере, чем формальные требования и правила. То, что делает менеджер или любой член организации, в значительной мере является функцией совокупности его представлений об окружающем его мире. В экстремальных случаях эти системы координат работают против организационных целей и, расширяя или ограничивая диапазон поведенческих и когнитивных возможностей работников, снижают эффективность коллективной деятельности.

  Таким образом, организационная культура задает некоторую систему координат, которая объясняет, почему организация  функционирует именно таким, а не иным образом.

  Организационная культура позволяет в значительной мере сгладить проблему согласования индивидуальных целей с общей  целью организации, формируя общее  культурное пространство, включающее ценности, нормы и поведенческие  модели, разделяемые всеми работниками.

  В широком смысле культура является механизмом воспроизведения социального опыта, помогающим людям жить и развиваться  в определенной климатогеографической  или социальной среде, сохраняя единство и целостность своего сообщества.

  Значение  культуры для развития любой организации  определяется рядом обстоятельств:

  1) она придает сотрудникам организационную  идентичность, определяет внутригрупповое  представление о компании, являясь  важным источником стабильности  и преемственности в организации.  Это создает у сотрудников  ощущение надежности самой организации  и своего положения в ней,  способствует формированию чувства  социальной защищенности;

  2) знание основ организационной  культуры своей компании помогает  новым работникам правильно интерпретировать  происходящие в организации события, определяя в них все наиболее важное и существенное;

  3) внутриорганизационная культура  более, чем что-либо другое, стимулирует  «самосознание и высокую ответственность  работника, выполняющего поставленные  перед ним задачи. Признавая и  награждая таких людей, организационная  культура идентифицирует их в  качестве ролевых моделей (образцов  для подражания).

  Все существующие организации уникальны. Каждая имеет свою собственную историю, организационную структуру, виды коммуникаций, системы и процедуры постановки задач, внутриорганизационные ритуалы  и мифы, которые в своей совокупности и образуют уникальную корпоративную  культуру. Большинство организационных  культур исторически носили скорее неявный характер», но в последнее  время возобладала тенденция  признания их влияния и роли. Теперь менеджмент открыто обсуждает тип  наиболее желаемой для компании внутренней среды.

  Основная  цель организационного поведения –  помочь людям более продуктивно  исполнять свои обязанности в  организациях и получать от этого  большее удовлетворение. Для реализации данной цели требуется, кроме всего  прочего, сформировать ценностные установки  личности, организации, отношений и  т.д. Речь идет о нормах, правилах, или  стандартах, на организационном поведении. Любое поведение должно оцениваться  или самооцениваться по наиболее общественно прогрессивным меркам. Это довольно большая область  приложения сил и для теоретиков, и для практиков. Актуальность изучения и применения таких норм, правил и стандартов несомненна. В результате из организационного поведения начинает выделяться новое научное направление  – организационная культура, которая  всегда будет его составной частью.

  Для каждого направления  организационного поведения существует своя организационная культура и все они составляют единое целое.

  Организационная культура – является одной из самых  новых областей организационного поведения.

    Ученые, изучающие организационную  культуру, пытались определить и  отграничить смыслы двух близких  понятий: «климат» и «культура»  в контексте организации. Большинство  исследователей пришло к выводу, что культура является более  стабильной и продолжительной  характеристикой организации, и  ее труднее диагностировать и  оценить. В то время как организационный  климат может быть измерен  количественно, путем анкетирования  среди сотрудников фирмы на  основе специальных вопросников, то культура может быть измерена только качественно путем применения сложных исследовательских методов. Организационная культура связана с чувством принадлежности к организации вне зависимости от степени комфортности повседневной рабочей обстановки, и многие исследователи приходят к мнению, что организационная культура настолько неуловима, что даже сами сотрудники фирмы не могут точно сказать, в чем она заключается. При контакте личности с организацией личность вступает в контакт с нормами одежды, с историями, которые люди рассказывают о том, что происходит, с формальными правилами и формальными нормами поведения, ритуалами, задачами, системой оплаты, жаргоном и шутками, которые понимали только сотрудники компании и так далее. Эти явления являются проявлениями организационной культуры.

Таким образом, организационная культура - это философские и идеологические представления, ценности, убеждения, верования, ожидания и нормы, которые связывают  организацию в единое целое и  разделяются её членами. 
 

  1.2 Структура организационной культуры 

  Анализируя  структуру организационной культуры, Э. Шайн выделяет три ее уровня: поверхностный, внутренний и глубинный.

  Знакомство  с организационной культурой  начинается с поверхностного уровня, включающего такие внешние организационные  характеристики, как продукция или  услуги, оказываемые организацией, используемая технология, архитектура  производственных помещений и офисов, наблюдаемое поведение работников, формальное языковое общение, лозунги  и т.п. На этом уровне вещи и явления  легко обнаружить, но не всегда их можно  расшифровать и интерпретировать в  терминах организационной культуры.

  Те, кто пытаются познать организационную  культуру глубже, затрагивают ее второй, внутренний, уровень. На этом уровне изучению подвергаются ценности и верования, разделяемые членами организации  в соответствии с тем, насколько  эти ценности отражаются в символах и языке. Восприятие ценностей и  верований носит сознательный характер и зависит от желания людей. Исследователи  часто ограничиваются этим уровнем, так как на следующем уровне возникают  почти непреодолимые сложности.

  Третий, глубинный, уровень включает базовые  предположения, которые трудно осознать даже самим членам организации без  специального сосредоточения на этом вопросе. Эти скрытые и принимаемые  на веру предположения направляют поведение  людей, помогая им воспринять атрибуты, характеризующие организационную  культуру.

  Некоторые исследователи предлагают более  дробную структуру организационной  культуры, выделяя ее следующие компоненты:

  1. Мировоззрение - представления об  окружающем мире, природе человека  и общества, направляющие поведение  членов организации и определяющие  характер их отношений с другими  сотрудниками, клиентами, конкурентами  и т.д. Мировоззрение тесно  связано с особенностями социализации  индивида, его этнической культурой  и религиозными представлениями.  Значительные различия в мировоззрениях  работников серьезно затрудняют  их сотрудничество. В этом случае  имеется почва для значительных внутриорганизационных противоречий и конфликтов. При этом очень важно понимать, что кардинально изменить мировосприятие людей очень сложно, и требуются значительные усилия, чтобы достичь некоторого взаимопонимания и принятия позиций лиц с иными мировоззрениями. Мировоззрение индивида трудно выразить в четких словесных формулировках, и далеко не каждый в состоянии объяснить основные принципы, лежащие в основе его поведения. И для понимания чьего-либо мировоззрения подчас требуется много усилий и времени, чтобы помочь человеку эксплицировать базовые координаты его видения мира.

  2. Организационные ценности, т.е. предметы  и явления организационной жизни,  существенно важные, значимые для  духовной жизни работников. Ценности  выступают связующим звеном между  культурой организации и духовным  миром личности, между организационным  и индивидуальным бытием. Личностные  ценности отражаются в сознании  в виде ценностных ориентаций, которые включают в себя также  широкий круг социальных ценностей,  признаваемых личностью, но не  всегда принимаемых ею в качестве  собственных целей и принципов.  Поэтому возможно как неполное, неадекватное отражение личностных  ценностей в сознании, так и  ориентация в плане сознания  на ценности, не являющиеся реальными  мотивами поведения.

  Ценности  могут сохраняться, даже если в организации  произошли значительные кадровые изменения. В то же время может быть осуществлена определенная смена ценностей, которые  скажутся и на поведении членов организации. Организационные ценности тесно  связаны с организационной мифологией, выражающейся в системе историй, мифов и даже анекдотов, в которых  заключена некоторая достойная  уважения характеристика какого-либо члена организации, выгодно отличающая его от многих других.

  3. Стили поведения, характеризующие  работников конкретной организации.  Сюда также относятся специфические  ритуалы и церемонии, язык, используемый  при общении, а также символы,  которые обладают особым смыслом  именно для членов данной организации.  Важным элементом может стать  какой-либо персонаж, обладающий  характеристиками, в высшей степени  ценными для данной культуры  и служащий ролевой моделью  поведения для сотрудников. Поведение  сотрудников успешно корректируется  разнообразными тренингами и  мерами контроля, но только в  том случае, если новые образцы  поведения не вступают в противоречие  с вышеописанными компонентами  организационной культуры.

  4. Нормы — совокупность формальных  и неформальных требований, предъявляемых  организацией по отношению к  своим сотрудникам. Они могут  быть универсальными и частными, императивными и ориентировочными  и направлены на сохранение  и развитие структуры и функций  организации. К нормам относятся  так называемые правила игры, которые новичок должен освоить,  чтобы стать членом организации.

  5. Психологический климат в организации,  с которым сталкивается человек  при взаимодействии с ее сотрудниками. Психологический климат представляет  собой преобладающую и относительно  устойчивую духовную атмосферу,  определяющую отношения членов  коллектива друг к другу и  к труду. [2,с.78-83].

  Ни  один из этих компонентов в отдельности  не может быть отождествлен с культурой  организации. Однако в совокупности они могут дать довольно полное представление  об организационной культуре.

  В этом контексте говорить об организационной  культуре как однородном феномене не приходится. В любой организации  потенциально заложено множество субкультур. Фактически любая из этих субкультур может стать доминирующей, т.е. собственно организационной культурой, если она  целенаправленно поддерживается и  используется организационной властью  как инструмент консолидации индивидуальных целей в направлении общей организационной цели. 
 

Информация о работе Структура и развитие организационной кутуры предприятия