Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 18:31, курсовая работа
Целью данной работы является выявление сущности понятия обучения, анализ теорий самообучающихся организаций.
Задачами данной работы являются:
освещение сущности современных форм и методов обучения персонала, их совершенствование и последующее внедрение в практику;
исследование направлений внедрения современных методов обучения персонала, их усовершенствования.
Введение 3
Сущность и определение самообучающихся организаций 5
Особенности самообучающейся организации по сравнению с традиционной 7
Сильные и слабые стороны самообучающейся организации 9
Барьеры при самообучении 10
Методы оценки обучения персонала 12
1. Модель Дональда Киркпатрика (Kirkpatrick). 12
2. Возврат на инвестиции (ROI). 15
3. Целевой подход Тайлера (Tyler’s Objectives Approach). 15
4. Прикладная теория Поля Кирнса (Paul Kearns). 16
5. Модель Скривенса (Scriven's Focus On Outcomes) 16
6. Модель Стафлебима CIPP (Stufflebeam). 17
7. Cхема CIRO. 18
8. Натуралистический подход Губа (Guba’s Naturalistic Approach). 18
9. Модель V Брюса Аарона (Bruce Aaron’s V Model). 18
Практическое применение методов оценки обучения персонала 20
Заключение 25
Список литературы 26
Содержание
В последнее время
в зарубежном менеджменте появилось
модное
понятие «самообучающиеся организации».
Принцип самообучения
организации основывается на создании
системы и внедрения системного
мышления у членов подобной организации.
В основе идеи самообучающейся
организации лежит подход, что каждая
компания или организация в
состоянии учиться. Под обучением понимается
не обязательные курсы
повышения квалификации, а постоянное
совершенствование, как каждого
члена организации, так и всей организации,
как единого организма.
Компании, которые в будущем добьются
превосходства, будут самообучающимися.
Это компании, где люди постоянно расширяют
свои способности добиваться поставленных
целей, где внедряется системный подход,
где коллектив сам искренне стремится
к самосовершенствованию, и где проповедуется
групповое обучение.
Теория самообучающейся организации начала формироваться во второй половине 80-х - начале 90-х гг. XX в., но данная проблема исследовалась еще специалистами 50-х гг., работавшими в рамках системного подхода (организмическая и социотехническая версии). Они определяли организацию как «социальный организм» или как «сущность, имеющую свою жизнь». В дальнейшем этот взгляд получил развитие в рамках школы организационного развития и планируемых организационных изменений, в частности в следующих теориях и концепциях:
За основу классического понимания самообучающейся организации принята петля двойного обучения, наличие которой является сущностным признаком этого типа организаций. Признаком «петли» в свою очередь является то, что наряду с обычным для любой организации обязательным обучением персонала, что является предпосылкой ее деятельности (первая «петля» обучения), модель самообучающейся организации предполагает вторую «петлю» обучения, которая представляет собой организованный и сознательно управляемый процесс «рефлексии первичного действия» и самообучения всех сотрудников.
К основным признакам
самообучающейся организации
В модели самообучающейся организации определяются и характеристики обучения: его уровень, содержание и мотивы.
Целью данной работы является выявление сущности понятия обучения, анализ теорий самообучающихся организаций.
Задачами данной работы являются:
П. М. Сенге выдвинул идею Самообучающейся организации (Lerning Organization), которая основана на предложении, что компании подвергаются быстрым изменениям, и их руководители должны быть готовыми к неожиданностям. Для этого в компаниях должно проходить непрерывное обучение, которое является необходимым условием эффективности.
Существует много определений
понятия самообучающаяся
Самообучающаяся организация - это организация, которая создает, приобретает, передает и сохраняет знания. Она способна успешно изменять формы своего поведения, отражающие новые знания или проекты.
Самообучающаяся организация появляется там, где человеческие ресурсы и талант становятся наиболее важным фактором производительности и целью инвестиций. Обычно это происходит в тех случаях, когда гибкость становится ключевым словом. И тогда управление изменениями становится важнейшей целью управления и менеджмента.
Есть основания выделить три главных фактора, влияющих на определения и формулировки самообучающейся организации. Одним из особенно важных представляется взгляд на организации как на открытые системы. Они подчеркивают значение, которое придается фокусированию на людях в организациях, а также необходимости системного мышления. Вторым ключевым фактором была теория, касающаяся “двойной петли”, разработанная Бейтсоном. Он настаивал на разграничении между обучением в пределах заданной структуры связей (обучение по типу одиночной петли) и обучением, которое ставит под вопрос, подвергает сомнению и изменяет саму структуру связей (обучение по типу двойной петли). Этот комплекс идей также подчеркивает важность обучения обучению. Третьим фактором является комплекс идей, предполагающих связи между управлением людскими ресурсами, стратегическим управлением и успехом организации. Этим предполагается, что развитие и использование основных умений через индивидуальное и организационное обучение являются ключевыми факторами в достижении конкурентного преимущества.
Существуют четыре основных признака самообучающейся организации.
Первым признаком является обязательное
наличие в организации
Характеристики организации |
Традиционная организация |
Самообучающая организация |
Основные общефирменные ценности |
Прибыльность, эффективность |
Мастерство, организационное развитие |
Командная стратегия |
Работающая группа, план достижения уровня эффективности |
Синергическая команда, план обучения |
Персонал |
Люди, которые знают и умеют |
Люди, которые учат |
Формирование навыков |
Адаптационное обучение |
Обучение творчеству и навыкам самообучения |
Система измерений (как оценивается успех) |
Успешность оценивается по финансовым отчетам |
Успешность оценивается по сбалансированной таблице баллов, очков, числовых показателей (в – том числе и финансовых) |
Стиль управления |
Ставит цели, контролирует, оценивает выполнение, корректирует, поддерживает (сохраняет) власть |
Уполномочивает, наделяют властью для решения проблем, развивает общее видение, обеспечивает ресурсами, распределяет ответственность, лидер – является катализатором: содействует генерации идей и их реализации |
Таким образом, самообучающаяся организация призвана поднять всех до одного уровня знаний и содействовать дальнейшему овладению знаниями как индивидуального, так и коллективного.
Говоря о самообучающейся организации невозможно не рассмотреть сильные и слабые стороны самообучающейся организации.
Сильные стороны самообучающейся организации:
Слабые стороны
При проведении обучения взаимодействуют интересы трех сторон: сотрудника, который направляется на обучение, компании и, как правило, HR-службы, которая рекомендует тот или иной формат, тему исходя из своей оценки ситуации.
Обучение проходит эффективно в том случае, если интересы каждой стороны учтены максимально, но от того, насколько удовлетворены сотрудники на разных уровнях в компании, зависит и эффективность обучения, и восприятие компании как инвестирующей в развитие персонала, и удовлетворенность персонала в целом.
Основные факторы, влияющие на удовлетворенность проводимым обучением, следующие:
Рассмотрим более подробно некоторые из этих показателей на примере нескольких российских производственных компаний, активно обучающих все категории персонала и имеющих традиции обучения, отработанные десятилетиями.
Наименьший рейтинг имеет показатель "Возможность влиять на содержание обучения".
Сотрудники не влияют на выбор программ, то есть просто направляются на обучение "вслепую". При этом даже руководители отмечают, что минимально влияют на то, чему их учат.
Информация о работе Сущность и определение самообучающихся организаций