Сущность и содержание истории менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 18:27, реферат

Краткое описание

Изучение истории менеджмента может привнести первоисточники идей и подходов, проследить их развитие, выявить перспективу развития в условиях культурной среды. Изучение прошлого делает картину настоящего более логичной и конкретной. Без изучения истории индивидуум имеет только свой ограниченный опыт как основу для идей и действий.

Вложенные файлы: 1 файл

Сущность и содержание истории менеджмента.docx

— 68.58 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Изучение истории менеджмента  может привнести первоисточники идей и подходов, проследить их развитие, выявить перспективу развития в  условиях культурной среды. Изучение прошлого делает картину настоящего более  логичной и конкретной. Без изучения истории индивидуум имеет только свой ограниченный опыт как основу для идей и действий. Прослеживая  происхождение и развитие современных  концепций менеджмента, мы можем  лучше понять аналитические и  концептуальные инструменты нашей  профессии. Изучение истории менеджмента  не только обеспечивает понимание его  национальной специфики, но также создает  представление о том, как опыт и знание теории менеджмента могут  применяться в других организациях и культурах. В истории существует немало уроков для изучающих менеджмент.

Сегодня в условиях жесткой конкуренции, постоянных изменений, неопределенности внешней среды профессиональный подход к управлению является главным  условием успеха организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные понятия менеджмента.

Современный менеджмент есть классическая теория управления.

С одной  стороны, менеджмент является наукой, так как для менеджмента характерна объяснительная функция, системность и упорядоченность знаний, предсказательность, четкая логическая организованность.

С другой стороны, есть все основания считать, что менеджмент является искусством, так как мы живем в очень  сложном, быстро меняющемся мире, в  котором изменениям подвержены сами закономерности, по которым мир существует и развивается. Попытки же изложить наши знания в виде жестких схем и правил неизменно приводят к  искажению и упрощению, а значит, к иллюзиям и заблуждениям, а затем  к ошибкам. Человек осваивает  мир не только с помощью знаний, но и с помощью эмоций, чувств, образов, интуиции и всего того, что  не может быть формализовано в  терминах и рекомендациях.

«Менеджмент»(manage – управлять) слово английского происхождения. Трактовок менеджмента существует великое множество.

В общем  виде менеджмент следует представлять как науку и искусство побеждать, добиваться поставленных целей, используя  труд, мотивы поведения и интеллект  людей. Искусство состоит в том, чтобы с помощью стимулов убедить подчиненных трудиться не по принуждению, а по убеждению( выполнение порученного дела так же, как если бы они поступали по собственной инициативе), то есть самое искусство для менеджера – умение мотивировать и заинтересовать людей в добровольном подчинении. Речь идет о целенаправленном воздействии на людей с целью превращения неорганизованных элементов в эффективную и производительную силу.

В классическом представлении термин «управление» шире термина «менеджмент», так как  применяется к различным видам  человеческой деятельности (например, управление автомобилем и иными  более сложными техническими системами), тогда как «менеджмент» имеет  место только в случае полной свободы  хозяйствующего субъекта, когда он функционирует в условиях рынка. По сути, оба эти термина могут  означать как процесс, так и группу специалистов-профессионалов управленцев (административно-управленческий персонал – АУП), и управленческий орган (подразделение, структуру).

Таким образом, понятия «управление» и  «менеджмент» можно определить следующим  образом.

Управление – процесс целенаправленного воздействия органа управления на объект управления с целью обеспечения его эффективного функционирования и развития.

Современная наука весьма широко трактует содержание понятия «менеджмент»:

1) менеджмент  – координация людских и иных  ресурсов с целью решения поставленных  организационных задач;

2) менеджмент  – способ, манера обращения с  людьми, власть и искусство управления, особого рода умения и административные  навыки, орган управления, административная  единица;

3) менеджмент  – управление производством,  совокупность принципов, методов,  средств и форм управления  производством с целью повышения  эффективности производства и  его прибыльности;

4) менеджмент  – а) наука управления, б) система  и процесс управления.

Основные виды менеджмента

Рассматривая  основные виды менеджмента, прежде всего, следует упомянуть об организационном  менеджменте, объектом которого являются процессы создания организации, формирования структуры и системы управления ею, механизм реализации управленческих функций, выработки регламентов  и инструкций и т.п. В итоге  складываются необходимые условия  нормального функционирования организации  и успешного решения стоящих  перед ней задач.

Тем не менее названные решения являются уже объектом перспективного или  текущего менеджмента.

В рамках перспективного менеджмента ставятся долгосрочные цели организации, определяются основные пути их достижения и, таким образом, обеспечивается ее будущая жизнеспособность.

Текущий менеджмент связан с постановкой конкретных задач, координацией процесса их решения, обеспечением его необходимыми материальными, людскими, информационными и финансовыми ресурсами, контролем и оценкой достигнутых результатов, осуществлением необходимых корректив, поощрением или наказанием исполнителей.

При этом текущий и перспективный  менеджмент имеет несколько объектов, среди которых: производство, материально-техническое  снабжение и сбыт готовой продукции, инновации, маркетинг, кадры, финансы, учет и анализ хозяйственных процессов  в организации (эккаунтинг).

Производственный менеджмент направлен на выбор основных параметров технологического процесса, определение объема текущего выпуска продукции или оказания услуг, загрузки оборудования, а также расстановку людей, организацию подачи материалов, сырья, комплектующих деталей, информации к местам их использования, своевременный ремонт оборудования и техники, оперативное устранение сбоев и неполадок в технологическом процессе, контроль качества.

Менеджмент в области материально-технического снабжения и сбыта готовой продукции предполагает организацию заключения договоров, закупки, доставки и хранения сырья, материалов, комплектующих изделий, а также произведенных товаров, отправки их покупателям.

Инновационный менеджмент имеет своим объектом процесс научных исследований, прикладных разработок, создание опытных образцов и внедрение новинок в производство.

Менеджмент в области маркетинговой деятельности занимается вопросами изучения рынков, существующей и перспективной конъюнк туры, формирования каналов сбыта, выработки ценовой политики, рекламы.

Кадровый менеджмент решает задачи подбора и расстановки, обучения и повышения квалификации кадров, вознаграждения и стимулирования труда, создания благоприятного морально-психологического климата, улучшения условий труда и быта работников, поддержания контактов с профсоюзной организацией и разрешения трудовых споров и конфликтов.

В основе финансового менеджмента лежит составление бюджета и финансового плана организации, формирование и распределение ее финансовых ресурсов, портфеля инвестиций, оценка текущего и перспективного финансового состояния и принятие необходимых мер по их укреплению.

Эккаунтинговый менеджмент связан с процессом сбора, обработки и анализа данных о работе организации, их сравнение с исходными и плановыми показателями, результатами деятельности других организаций с целью своевременного выявления проблем, вскрытия резервов для обеспечения более полного использования имеющегося потенциала.

Поскольку одним из объектов менеджмента является процесс управления, необходимо различать  функции этого процесса и функциональные назначения.

Под функцией понимается деятельность, работа; назначение – роль, которую выполняет  определенный процесс по отношению  к целому. В применении к менеджменту  это ряд взаимосвязанных частных  процессов, таких, как: прогнозирование, планирование, организация, контроль, мотивация, принятие решений, коммуникация.

 

Основные этапы  развития менеджмента.

Основой появления управления явилось развитие производства материальных благ в процессе жизнедеятельности человека, необходимость организации самой жизнедеятельности человеческого сообщества, необходимость кооперации в процессе этой жизнедеятельности. С развитием и изменением системы производства материальных благ, с усложнением человеческого сообщества и задач, которые необходимо решать (войны, стихийные бедствия и др.), меняется и характер управления.

Практика управления стара  как мир. Но сегодня никто с  достаточной степенью достоверности  не скажет, когда возникли первые элементы управления. По-видимому, потребность  в нем возникла тогда, когда люди стали жить и охотиться группами.

Как только доисторические люди стали жить организованными группами, у них появилась необходимость управления в трех сферах человеческой деятельности:

• оборонительной – защита от диких зверей и врагов;

• политической – установление и поддержание порядка в группе;

• экономической – производство и распределение ограниченных ресурсов: пищи, одежды, орудий труда, оружия и др.

На первом этапе, когда  группы людей были невелики, управление во всех сферах осуществлялось одним  человеком – вождем этой группы. В дальнейшем, по мере разрастания  групп и усложнения выполняемых  ими функций, появилась необходимость разделения труда и дифференциации функций. Но на это потребовались века.

Рассматривая развитие теории и практики менеджмента, выделяют несколько  исторических периодов.

 

Древний период.

Наиболее длительным был  первый период развития управления –  начиная с 9–7 тысячелетий, примерно, до XVIII в. Прежде чем выделить управление в самостоятельную область знаний, человечество тысячелетиями по крупицам накапливало опыт управления.

Первые, самые простые, зачаточные формы упорядочения и организации  совместного труда существовали на стадии первобытнообщинного строя. В это время управление осуществлялось сообща, всеми членами рода, племени  или общины. Старейшины и вожди  родов и племен олицетворяли собой  руководящее начало всех видов деятельности того периода.

Примерно в 9–7 тысячелетиях в ряде мест Ближнего Востока произошел  переход от присваивающего хозяйства (охоты, сбора плодов и т.п.) к принципиально  новой форме получения продуктов  – их производству (производящая экономика). Переход к производящей экономике  стал точкой отсчета и зарождения менеджмента, вехой в накоплении людьми определенных знаний в области  управления.

В Древнем Египте был накоплен богатый опыт управления государственным  хозяйством. В этот период (3000 – 2800 гг. до н.э.) сформировался достаточно развитый для того времени государственный  управленческий аппарат и его  обслуживающая прослойка (чиновники-писцы  и пр.).

Одним из тех, кто первым дал характеристику правления как  особой сферы деятельности, был древнегреческий  философ Сократ (470–399 гг. до н.э.), который, понимая управление как особую сферу человеческой деятельности, считал, что главное в управлении – поставить нужного человека на нужное место и добиться выполнения поставленных перед ним задач. Сократ проанализировал различные формы управления, на основе чего провозгласил принцип универсальности управления.

Платон (428 или 427 – 348 или 347 гг. до н.э.) – древнегреческий философ, ученик Сократа, рассматривал управление как науку об общем питании  людей и доказывал, что деятельность по управлению является важным элементом  системы жизнеобеспечения общества. Платон дал классификацию форм государственного управления, сделал попытку разграничить функции органов управления.

Аристотель (384–322 гг. до н.э.) – древнегреческий философ, заложил  основы учения о домохозяйстве (прообраз современной политической экономии), в рамках которой указывал на необходимость  разработки «господской науки», обучающей  рабовладельцев навыкам обращения  с рабами, искусству управления ими. Впрочем, замечает Аристотель, дело это  довольно хлопотное, а «поэтому у  тех, кто имеет возможность избежать таких хлопот, управляющий берет  на себя эту обязанность, сами же они  занимаются политикой или философией».

Вопросам организации  производства и управления уделялось  много внимания и в Древнем  Риме, что хорошо иллюстрирует пример применявшейся там системы управления фермой. Катон Цензор (Марк Порций, Катон  Старший) (ок. 234 г. до н. э., Тускул – 149 г. до н. э., Рим), выдающийся полководец и  политический деятель Древнего Рима, первый латинский писатель-прозаик, писал о необходимости планирования работ на ферме на целый год  вперед. Кантон Цензор говорил об обязательном контроле за проделанной работой, о  необходимости сравнения программы  и результатов, о выяснении причин невыполнения плана, о рациональной организации работ.

 

Индустриальный  период (1776–1890 гг.).

Система знаний по истории  менеджмента зародилась во времена  промышленной революции XIX в., характеризующейся  заменой ручного труда фабричной  системой производства.

Фабричная система – система производства, широко внедренная после промышленной революции и характеризующаяся созданием все более крупных предприятий, позволяющая применять новые природные источники энергии, расширять разделение труда и вводить более полный контроль над процессом труда.

Разделение труда – один из главных принципов организации производственных процессов, предполагающий дифференциацию и специализацию трудовой деятельности, выделение специализированных устойчивых трудовых функций и функциональных областей, а также профессионализацию работников и их групп, специализирующихся в определенной области, обособление и организационное оформление структурных подразделений.

Массовое производство – крупносерийное поточное производство, ставшее возможным в результате замены ручного труда машинами, специализации производственных операций и разделения труда.

Информация о работе Сущность и содержание истории менеджмента