Сущность и содержание истории менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 18:27, реферат

Краткое описание

Изучение истории менеджмента может привнести первоисточники идей и подходов, проследить их развитие, выявить перспективу развития в условиях культурной среды. Изучение прошлого делает картину настоящего более логичной и конкретной. Без изучения истории индивидуум имеет только свой ограниченный опыт как основу для идей и действий.

Вложенные файлы: 1 файл

Сущность и содержание истории менеджмента.docx

— 68.58 Кб (Скачать файл)

Наибольшая заслуга в  развитии представлений о государственном  управлении в этот период принадлежит Адаму Смиту (1723–1890 гг.) – шотландскому экономисту и философу, одному из крупнейших представителей классической политэкономии. Вместе с тем Смит А. является специалистом в области управления, так как сделал анализ различных форм разделения труда. Всячески превознося рост производительности, обеспечиваемый разделением труда, Смит осознавал и то, что при подобной системе организации труда рабочие утомляются куда сильнее, чем прежде. Тем не менее, Смит полагал, что социальные преимущества этой системы специализации, выражающиеся в общем росте совокупного богатства, перевешивают тот ущерб, который наносится этой системой индивидуальным работникам.

Джон Стюарт Милль (1806–1873 гг.) – английский философ, экономист, и социолог, последний представитель классической школы политэкономии, основатель английского позитивизма, последователь О. Конта. В 1836–1848 гг. Милль написал и опубликовал два наиболее фундаментальных произведения – «Система логики», в которой обобщил свои философские взгляды, и «Основы политической экономии» (в 5 книгах). В «Основах политической экономии» Милль выступает как последователь и пропагандист учения Рикардо и одновременно как идеолог реформизма, особенно социал-реформизма. Социальная обстановка 1840-х гг. была напряженной, «рабочий вопрос» повсюду выдвигался на передний план. Уже близилась дата появления «Коммунистического манифеста», призывавшего разрушить капитализм. Милль, напротив, в своей работе обосновывал либеральные реформы, призванные модернизировать капитализм, улучшить положение рабочего класса. Он возлагал большие надежды на просвещение рабочего населения при участии государства, на профсоюзы, на предоставление им широких политических и социальных прав, включая право на забастовки. Процессы социальной трансформации капитализма он связывал также с распылением собственности среди большого количества собственников, благодаря развитию акционерных компаний, с ростом кооперативного движения («рабочих ассоциаций»), а также с реформированием экономических и социальных функций государства в тех сферах деятельности, которые отвечают интересам общества в целом.

Специализация, растущая механизация  труда и расширение товарного  рынка позволили фабричной системе  оставить позади предшествовавшую ей традиционную систему кустарного производства. Особенно сильно это проявилось в  текстильном производстве, ставшем  наиболее ярким образчиком фабричного способа в начале XIX столетия. Фабричная  система производства породила новые  проблемы, связанные с соблюдением  работниками жестких производственных требований, определяемых стремлением  предпринимателей максимизировать  уровень производительности с тем, чтобы оправдать свои капитальные  вложения. В начале XIX в. некоторые  искусные работники, доведенные до крайней  нужды новой технологией и  организацией фабричного производства, пытались сопротивляться этим переменам, организуя кампании запугивания  и ломая станки (движение луддитов, Англия, конец XVIII – начало XIX вв.). Один из возможных ответов на возникшие  производственные неурядицы и требования новой фабричной системы был  предложен Робертом Оуэном, самостоятельно вставшим на ноги текстильным промышленником и социальным мыслителем.

Роберт Оуэн (1771–1858 гг.) – «капиталист-благотворитель», утопический социалист, впервые в истории менеджмента определивший, что менеджмент – это не институт, а, скорее, совокупность личностей, ответственных за использование ресурсов организации, в том числе и человеческих ресурсов, в процессе достижения корпоративных целей. Оуэн стремился к созданию «рационального», «гармоничного» социума на базе самоуправляющихся аграрно-индустриальных общин.

Нельзя не упомянуть еще  одного реформатора и рационализатора  того времени – американца Уитни  Э. (1765–1825 гг.), который изобрел хлопкоочистительную  машину и был первым, внедрившим взаимозаменяемые части машин и  сборочный конвейер. Он сделал это  на своей хлопчатобумажной фабрике  накануне войны 1812 г. и на принадлежавшем ему оружейном заводе во время  и после нее. (Заметим, что это  произошло за сто лет до пуска  конвейера на автомобильном заводе Г. Форда!)

Настоящий переворот в  теории и практике управления связан с созданием и использованием вычислительной техники в 1833 г. английским математиком Ч. Беббиджем.

Чарлз Беббидж (1792–1872 гг.), английский математик, иностранный член-корреспондент Санкт-Петербургской АН (1832 г.), автор трудов по теории функций, механизации счета в экономике. Он сконструировал и построил (1820–1822 г.) машину для табулирования; с 1823 г. работал над постройкой разностной машины; в 1833 г. разработал проект универсальной цифровой вычислительной машины – прообраз ЭВМ, а также «аналитической машины» – прообраз современной цифровой вычислительной техники, с помощью которой уже тогда управленческие решения принимались более оперативно. Кроме того, Ч. Беббидж развил идею Э. Уитни о том, что эффективность производства возрастет, если каждого рабочего специализировать в узкой области. Он также рассмотрел ряд вопросов, связанных с определением размеров экономии при замене рабочих машинами.

 

Период систематизации (1856–1960 гг.).

На рубеже XIX–XX вв. в промышленном производстве развитых стран произошли  серьезные сдвиги. Так, резко возросли его масштабы и концентрация, что  выразилось в появлении предприятий-гигантов, на которых численность занятых составляла тысячи и десятки тысяч рабочих и инженеров, применялись дорогостоящее оборудование и сложные технологические процессы, основанные на последних достижениях научно-технической мысли. Изменившиеся условия потребовали столь же коренного изменения управления производством, тем более, что необходимые предпосылки для обновления организации производства в значительной степени уже имелись – это опыт индустриального управления, накопленный в XIX столетии, и достижения в таких отраслях знания, как экономика, социология, психология.

Наука конца ХIХ в. была подготовлена к широким теоретическим  обобщениям огромного фактического материала, накопленного в течение  предшествующих веков и в начале ХХ в. Аккумулирование накопленного в предшествующий период времени  теоретического материала создало  условия для того, чтобы менеджмент приобрел профессиональный статус.

В дальнейшем наука об управлении развивалась параллельно с развитием  мировой экономики и, в конечном счете, мы можем представить это  развитие в виде последовательно-параллельного доминирования различных школ:

1. Школа научного управления (1885-1920 гг.)

2. Административная (классическая) школа (1920-1950 гг.)

3. Школа человеческих  отношений (1930-1950 гг.)

4. Школа поведенческих  наук - бихейвиоризм (1950 г. - по наст, вр.)

5. Школа науки управления (1950 г. - по наст, вр.)

А. Школа научного управления (1885–1920 гг.)

Научное управление – исторически существовавший подход в теории менеджмента, основное внимание уделяющий управлению производством и повышению эффективности труда, в первую очередь, путем усовершенствования операций ручного труда. Большой вклад в науку об управлении внесли Ф.У. Тейлор, Ф. и Л. Гилбрет, Г. Гантт.

В качестве начальной точки  отсчета современной науки управления часто упоминается статья Г.Р. Тауна  «Инженер как экономист», представленная Американскому обществу инженеров  в 1886 г. Таун – основатель и президент «Эйле энд Таун Манифакчуринг Компани», предложил управление как область изучения. Утверждая, что менеджмент является областью изучения, равной по важности инженерному делу, Таун отметил, что управление работой не было организовано и в большинстве случаев велось интуитивно. Проблему своего времени Таун видел в том, что менеджеры не были объединены в ассоциации, внутри которых они могли бы обмениваться опытом, а также в отсутствии научной дисциплины, в рамках которой накопленный опыт систематизировался бы в принципы или теории.

Ф.У. Тейлор (1856–1915 гг.) –  выдающийся американский исследователь  и управленец-практик, основатель теории менеджмента. Занимался вопросами  управления на нижнем и среднем уровнях. Создал научную основу исследования функциональных возможностей исполнителя. Автор многих работ по менеджменту, среди которых «Управление фабрикой» (1903 г.), «Принципы научного управления» (1911 г.).

В 1911 г. Тейлор опубликовал  свою книгу «Принципы научного управления», традиционно считающуюся началом  признания управления наукой и самостоятельной  областью исследования. Концепция эта  развивалась в течение длительного  периода времени, начиная с середины XIX в. до 20-х гг. ХХ в. Основной силой, которая первоначально подстегнула интерес к управлению, была промышленная революция, которая началась в Англии. Но идея о том, что управление само может внести существенный вклад в развитие и успех организации, впервые зародилась в США.

 Тейлор считается основоположником  научного управления. Идеи Тейлора  сформировались в результате  его практической деятельности  в трех компаниях «Мидвэйл  Стил», «Симондс Роллинг Машин»  и «Бетхелем Стил». Пытаясь  довести до максимума выпуск  продукции в «Мидвэйл», Тэйлор  ввел в практику менеджмента  хронометраж, разбивая действия  рабочих на отдельные движения  и замеряя время исполнения  этих движений. Результаты затем  анализировались для проектирования  более эффективных методов и  приемов действий. Тейлор как  автор «научного управления»  пытался обосновать дневную норму  рабочего методами хронометража  и изучения его трудовых движений. Кроме того, Тэйлор разработал  тарифную систему оплаты труда  рабочих. Он ввел это новшество  для того, чтобы рабочие не  беспокоились, что им будут платить  меньше, если они выполняют свою  работу слишком быстро. Введением  своей системы «большей оплаты  за большую производительность»  и установлением перерывов для  отдыха рабочих Тэйлор смог  достичь своей первой цели  в управлении: «объединить высокую  заработную плату с низкими  трудовыми затратами».

Система научной организации  труда (НОТ) Тэйлора построена на пяти основных принципах.

1. Научный отбор рабочего (Тэйлор разработал тест на  скоростную реакцию для инспекторов  по контролю качества).

2. Научное изучение затрат  времени, движений, усилий и обучение  рабочего.

3. Специализация работы.

4. Важность экономического  стимулирования труда (зарплата + премия).

5. Справедливое распределение  ответственности между рабочими  и управляющими.

Важными вопросами, входившими в сферу научных интересов  Тейлора, были следующие: рационализация управления, введение функциональной администрации, рационализация трудового  процесса, разложение его на элементы, сокращение времени выполнения конкретного  элемента трудовой операции.

Тейлор  проводил десятки тысяч экспериментов  и в результате получил логарифмическую  линейку, где 14 переменных можно было сводить в комбинацию. Поставить  в зависимость независимые переменные – это математическая задача, которая  тогда не решалась. Друг Тейлора  Кирилл Барт (математик) помог ему  построить линейку, которая до сих  пор применяется как прекрасный инструмент.

Видными учеными, представляющими школу  научного управления, кроме Ф.У. Тейлора, являются Ф.Б. Гилбрет (1868–1924 гг.) и Л.М. Гилбрет (1878–1971 гг.) – видные исследователи тейлоризма 20–30-х гг., пропагандисты научного управления, а также Г.Л. Гантт (1861–1919 гг.) – американский инженер, последователь Ф.У. Тейлора. В 1903 г. Ганттом был прочитан доклад, посвященный графическому изображению производственных потоков и носивший название «Графическое ежедневное сопоставление плана и факта производства в обрабатывающей промышленности». Впоследствии предложенные им графики, позволяющие планировать, распределять и проверять работу, стали именоваться ленточными графиками Гантта (рис. 2) и до сих пор применяются для планирования и контроля.

Значительный  вклад в развитие системы Тейлора  внес Г. Эмерсон (1853–1931 гг.) – автор книги «Двенадцать принципов производительности» (1912 г.), где впервые представил систему взглядов на рационализацию, поставил вопрос о рациональной организации труда всякой целесообразной человеческой деятельности, предложил методику достижения максимальной эффективности применительно к любому производству. В этом состоит основное отличие примененных им методов от тех, которые использовались Гилбретом и Ганттом, изучавшим методы организации труда в пределах одного предприятия применительно к отдельным профессиям. Двенадцать принципов повышения производительности труда сводятся к следующим.

1. Отчетливо  поставленные идеалы или цели.

2. Здравый  смысл.

3. Компетентная  консультация.

4. Дисциплина.

5. Справедливое  отношение к персоналу.

6. Быстрый,  надежный, полный, точный и постоянный  учет.

7. Диспетчирование.

8. Нормы  и расписания.

9. Нормализация  условий.

10. Нормирование операций.

11. Писаные стандартные инструкции.

12. Вознаграждение за производительность.

Б. Административная (классическая) школа (1920–1950 гг.)

Представители классической (административной) школы управления развили принципы управления, описали функции управления, системно подошли к управлению организацией в целом. Основные представители этой школы: А. Файоль, Л. Урвик, Д.Д. Муни, А.К. Райли, А.П. Слоун, Л. Гьюлик.

А. Файоль (1841–1925 гг.) – французский  инженер, создатель стройной теории организации управления производством («административная доктрина»), сформулировал 14 принципов управления. Основные произведения: «Общее и промышленное управление», «Научная организация труда», «Позитивное  управление», «Учение об управлении».

Файоль  рассматривал управление как универсальный  процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных  функций, таких, как: предсказание, планирование, организация, распорядительство, координирование, контроль (а не финансы, маркетинг, производство...).

Файоль  высказал идею о создании административной науки и административного образования, предвосхитил представление об организации  как о рационально сконструированной, иерархически подстроенной под цель системе, создал модель формальной организации, именуемую машинной. Файоль создал систему идей, которая могла быть применена ко всем областям управления. Он был одним из первых теоретиков менеджмента, который выдвинул основные правила для больших организаций. Именно поэтому он считается родоначальником  классической (административной) школы  менеджмента.

Тем не менее, ограниченность принципов  управления А. Файоля заключается в  том, что он рассматривал предприятие  как замкнутую (закрытую) систему.

Информация о работе Сущность и содержание истории менеджмента