Сущность и структура стратегического планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 13:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – исследовать сущность стратегического планирования как процесса и анализ его этапов на примере предприятия.
Исходя из цели, требуется решить следующие задачи:
исследовать сущность стратегического планирования;
проанализировать виды и классификацию стратегий развития;
проанализировать методологические аспекты стратегического планирования;
провести оценку экономических показателей деятельности предприятия;
проанализировать положение фирмы на рынке, внешнее и внутреннее окружение;
выявить проблемы и предложить стратегию.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ………………………………………………………………………..5
1.1. Сущность и структура стратегического планирования…………………………5
1.2. Характеристика этапов стратегического планирования……………………….11
2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ………………………………………………………………….20
2.1. Система методологии и логики стратегического планирования……………...20
2.2. Принципы методологии стратегического планирования……………………...25
3. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МЕБЕЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ИП ЗАМАЛТДИНОВ……………………………………………………………………...31
3.1. Оценка стратегического потенциала предприятия…………………………...31
3.2. Практика стратегического планирования в фирме ИП Замалтдинов
на рынке……………………………………………………………………………….42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………55

Вложенные файлы: 1 файл

Этапы процесса стратегического планирования .doc

— 429.50 Кб (Скачать файл)
  1. Стратегии концентрированного роста – стратегия усиления позиций на рынке, стратегия развития рынка, стратегия развития продукта.
  2. Стратегии интегрированного роста – стратегия обратной вертикальной интеграции, стратегия вперед идущей вертикальной интеграции.
  3. Стратегии диверсификационного роста – стратегия центрированной диверсификации, стратегия горизонтальной диверсификации.
  4. Стратегии сокращения – стратегия ликвидации, стратегия «сбора урожая», стратегия сокращения, стратегия сокращения расходов.

Оценка выбранной  стратегии. Оценка выбранной стратегии заключается в ответе на вопрос: приведет ли выбранная стратегия к достижению фирмой своих целей? Если стратегия соответствует целям фирмы, то дальнейшая ее оценка проводится по следующим направлениям:

  • соответствие выбранной стратегии состоянию и требованиям окружения;
  • соответствие выбранной стратегии потенциалу и возможностям фирмы;
  • приемлемость риска, заложенного в стратегии.

Выполнение  и контроль стратегии. И. Ансофф в своей книге «Стратегическое управление» формулирует следующие принципы стратегического контроля:

  1. Из-за неопределенности и неточности расчетов стратегический проект может легко превратиться в пустую затею. Допускать этого нельзя, расходы должны приводить к запланированным результатам. Но в отличие от обычной практики производственного контроля внимание должно быть сконцентрировано на окупаемости расходов, а не на контроле за бюджетом.
  2. В каждой контрольной точке необходимо сделать оценку окупаемости расходов в течении жизненного цикла нового товара. До тех пор пока окупаемость превышает контрольный уровень, реализацию проекта следует продолжать. Когда она окажется ниже этого уровня, следует рассмотреть и другие возможности, в том числе прекращение проекта. 18

Функции высшего руководства:

  1. Углубленное изучение состояния среды, целей и разработки стратегий: окончательное уяснение сущности определенных целей и более широкое доведение идей стратегий и смысла целей до сотрудников фирмы.
  2. Принятие решений по эффективности использования имеющихся у фирмы ресурсов.
  3. Решения по поводу организационной структуры.
  4. Проведение необходимых изменений на фирме.
  5. Пересмотр плана выполнения стратегии в случае возникновения непредвиденных обстоятельств.

Изменения, которые проводятся в процессе выполнения стратегий  называются стратегическими изменениями. Перестройка организации может быть в таких формах, как радикальное преобразование, умеренное преобразование, обычные изменения и несущественные изменения.

Типы организационных  структур: элементарная, функциональная, дивизиональная, структура по СЕБ, матричная. Выбор организационной структуры зависит от размера и степени разнообразности деятельности, географического размещения организации, технологии, отношения к организации со стороны руководителей и сотрудников организации, динамизма внешней среды и стратегии, реализуемой организацией.

Чтобы провести изменения  нужно вскрыть, проанализировать и  предсказать то, какое сопротивление  можно встретить, планируя изменения, уменьшить до возможного минимума это  сопротивление и установить статус-кво  нового состояния. Стили проведения изменений: конкурентный, самоустранения, компромисса, приспособления, сотрудничества. Задачей контроля является выяснение того, приведет ли осуществление стратегии к реализации целей.

 

 

2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО  ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ

 

2.1. Система методологии и логики стратегического планирования

 

Методология любой  науки представляет собой органическое единство общемировоззренческих, общеметодологических принципов, общенаучных методов  познания и специфической, частной методологии.

Это позволяет  видеть в теоретико - методологической подсистеме науки стратегического планирования следующих три структурных элемента:

теория и  методология философии, социологии и экономики. Он является общим и  главным теоритическо - методологическим элементов науки стратегического планирования;

это обще научная  методология;

локальная система  методологии стратегического планирования.

В основе первого  структурного элемента науки стратегического  планирования лежат: теория познания, диалектика, а так же теория функционирования рыночной экономики.

Второй структурный  элемент науки стратегического  планирования включает в себя очень  развитую систему общенаучных методов, например: наблюдение, анализ и синтез, индукция и дедукция; традиции, аналогии, сочетание исторического и логического, моделирование социально экономических процессов, восхождение от абстрактного к конкретному и т.д..

Третий структурный  элемент науки стратегического  планирования представляет собой систему  принципов и способов организации построения теоретической и практической деятельности, связанной с разработкой проектов управленческих решений в форме стратегических прогнозов, программ и планов развития различных социально -экономических подсистем общества и общества в целом. В этом структурном элементе науки стратегического планирования находят свою конкретизацию и развитие общая методология общественных наук, теория познания и система общенаучных методов применительно к предмету данной науки.

В философии  методология науки определяется как система принципов и способов организации и построение теоретической и практической деятельности, а также учения об этой системе.

Опираясь на данное определение методологии  науки мы можем дать следующие  определение методологии стратегического  планирования, учитывающее его особенности: это органическое единство: логики разработки стратегических прогнозов, проектов программ и планов; специфических методологических принципов и подходов; системы показателей, используемых в процессе стратегического планирования, а так же системы методов составления и обоснования оптимальности прогнозных и плановых показателей, выражающих задания стратегических программ и планов.19

Система методологии  стратегического планирования, является научной основой разработки системы прогнозов, проектов, программ и планов, позволяет получить ответ на следующие пять важных вопросов: 1) Каковы цели развития соответствующего объекта стратегического планирования? 2) Какой должна быть последовательность процесса разработки управленческих решений в форме стратегических прогнозов, программ и планов? 3) Какими должны быть сами стратегические прогнозы, программы и планы и какими требованиям они должны удовлетворять? 4) Какие методологические подходы к решению каких проблем стратегического планирования следует использовать? 5) С помощью какой системы показателей и методов можно обеспечить оптимизацию стратегических прогнозов, программ и планов?

Решению любых  проблем управления, а следовательно, и стратегического планирования имеет определенную логику.

Содержание  логики стратегического планирования раскрывают следующие ее структурные  элементы:

определение и  формирование цели и системы целей, которые преследует в планируемом  периоде субъект, стратегического  планирования;

анализ исходного  уровня развития объекта стратегического планирования в период, предшествующий планируемому и уточнение параметров достигнутого уровня и его структуры к началу этого периода;

определение объема и структуры потребностей общества в планируемом периоде, в результатах  функционирования соответствующих объектов стратегического планирования;

выявление объема и структуры ресурсов, имеющихся  на начало планируемого периода и  вновь создаваемых в планируемом  периоде;

согласование, балансирование потребностей и ресурсов социально экономических подсистем различного уровня путем преодоления временных противоречий, несоответствий между ними, на основе шкалирования, ранжирования потребностей и подготовка управленческих решений в форме стратегических прогнозов, программ и планов.

Центральное место в логике занимает процесс формирования целей, которые ставятся перед соответствующими социально -экономическими системами в планируемом периоде.

Под целями в  стратегическом планировании понимают желательные состояния или результаты функционирования соответствующего объекта планирования в определенный момент будущего.

Задачи - это  цели. Достижение которых желательно к определенному моменту времени  в пределах стратегического планирования.

Цели могут  быть недостижимы в пределах планируемого периода, но приближение к ним за это время должно быть возможным. Задачи должны быть в принципе осуществимыми в течении планируемого периода.

Любой субъект, стратегического  планирования на стадии формулирования целей и задач должен:

определить цели планируемой  системы и перевести их на язык задач, что позволяет получить своеобразный график выполнения последних;

предусмотреть четкую формулировку всех задач и разработать критерии оценки прогресса в выполнении каждой из них;

исключить возможные противоречия, конфликты между задачами, то есть решить, что делать, если выполнение одной задачи противоречит выполнение другой.

Анализ исходного уровня состояния объекта стратегического  планирования в предплановый период - вторая важная процедура логики планирования. Значение этой процедуры определяется, тем фактом, что развитие национальной экономики, корпорации, фирмы в ближайшее после базисного периода годы, в значительной мере предопределено наличными производственными мощностями, трудовыми ресурсами и другими факторами воспроизводства, которые сложились в предплановый период.20

Третий структурный элемент  логики стратегического планирования - все стороннее изучение объема и структуры потребностей общества, его отдельных подсистем в  планируемом периоде. Выявление  потребностей общества в различных товаров и услугах черезвычайно важная процедура логики стратегического планирования так как любая фирма, корпорация, общественные институты возникают и функционируют для удовлетворения определенных потребностей людей. Под ними понимают объективно необходимые условия протекания жизненных процессов, соответствующие исторической ступени развития общества, общественного производства и общественных отношений. Потребность - некое специфическое состояние человека (группы людей, общества в целом), возникающие, в следствии того, что это человек существует. Во - первых как сам по себе, то есть в виде отдельной биологической особи; Во - вторых, является составной частью общественной системы; в третьих, взаимодействует с внешней средой.

Подсистемами потребностями общества являются: а) потребности в материальных благах; б) нематериальные потребности. Подсистема материальных потребностей охватывает потребности общества в благах, имеющих важную предметную форму. Ее основными элементами являются потребности производства (текущие), потребности накопления, непроизводственные потребности населения, потребности научных учреждений.

Подсистема не материальных потребностей охватывает потребности  общества в духовных и социальных благах, создаваемых в отраслях национальной экономики, результаты деятельности которых не имеют вечной, предметной формы.

Для того, чтобы общество могло существовать и развиваться, необходимым элементом его потребностей являются потребности отраслей, так  называемого реального сектора  экономики. Значительная часть элементов основного капитала рабочего времени общества, должна затрачиваться на то, чтобы обеспечить функционирование предприятий добывающей промышленности и сельского хозяйства, продукция которых идет в преобладающей массе на производственное потребление.

Ресурсы общества - это его  потенциалы: естественно ресурсный, трудовой, научно -технический, экономический, социальный, духовный, внешне -политический. Потенциал - совокупность имеющихся возможностей, средств в какой либо области. Наибольшее значение для стратегического планирования имеют классификации: а) по сферам жизни деятельности общества: экономический, социальный, экологический, духовный, политический, правовой; б) по элементам производственных сил: естественно -ресурсный, трудовой, информативный, технический, организационный; в) по отраслям национальной экономики: промышленный, строительный, аграрный, транспортный, финансово -кредитный, социально -инфраструктурный.

Ресурсы, которыми может  располагать общество, его отдельные подсистемы и структурные элементы в планируемом периоде состоят из двух групп: а) наличных ресурсов; б) ресурсов создаваемых в плановом периоде.

Для текущих планов наибольшее значение имеют наличные ресурсы. В  средне срочном стратегическом планировании важность обоих видов ресурсов при мерно одинакова. В стратегическом долгосрочном планировании решающее значение приобретают ресурсы создаваемые в течение планового периода.

После комплексного расчета  общественных и личных потребностей и определения ресурсов, которыми будет располагать общество для экономического, социального и духовного развития, а так же хозяйствующие субъекты для обеспечения их нормального функционирования в перспективе, переходят к очень трудной работе -согласованию ресурсов и потребностей, приведению их в оптимальное соответствие между собой. Это заключительная стадия в логике стратегического планирования.21

Информация о работе Сущность и структура стратегического планирования