Сущность и структура стратегического планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 13:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – исследовать сущность стратегического планирования как процесса и анализ его этапов на примере предприятия.
Исходя из цели, требуется решить следующие задачи:
исследовать сущность стратегического планирования;
проанализировать виды и классификацию стратегий развития;
проанализировать методологические аспекты стратегического планирования;
провести оценку экономических показателей деятельности предприятия;
проанализировать положение фирмы на рынке, внешнее и внутреннее окружение;
выявить проблемы и предложить стратегию.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ………………………………………………………………………..5
1.1. Сущность и структура стратегического планирования…………………………5
1.2. Характеристика этапов стратегического планирования……………………….11
2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ………………………………………………………………….20
2.1. Система методологии и логики стратегического планирования……………...20
2.2. Принципы методологии стратегического планирования……………………...25
3. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МЕБЕЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ИП ЗАМАЛТДИНОВ……………………………………………………………………...31
3.1. Оценка стратегического потенциала предприятия…………………………...31
3.2. Практика стратегического планирования в фирме ИП Замалтдинов
на рынке……………………………………………………………………………….42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………55

Вложенные файлы: 1 файл

Этапы процесса стратегического планирования .doc

— 429.50 Кб (Скачать файл)
 

Таблица 3.9

Финансовые результаты деятельности ИП Замалтдинов за 2008-2009 гг.

Показатель

Значение показателя, тыс. руб.

Изменение показателя

2008 г.

2009 г.

тыс. руб.

±, %

Выручка от продажи продукции 

55960

49087

-6873

87,7

Расходы по обычным видам деятельности

54431

47395

-7036

87,1

Прибыль от продаж

1529

1692

163

110,6

Прочие доходы

434

472

38

108,7

Прочие расходы

1349

1690

341

125,2

Прибыль от прочих операций

-915

-1218

-2133

133,1

Чистая прибыль (убыток) отчетного  периода

207

206

-1

99,5


 

В табл. 3.10 представлена оценка показателей финансового положения ИП Замалтдинов.

Таблица 3.10

Показатели финансового  положения ИП Замалтдинов

Показатель

Количественная оценка (0-6)

Качественная оценка

Динамика кредитов и займов

4

Существует и динамика положительная 

Динамика выручки

2

Существует и динамика отрицательная

Чистая прибыль

4

существует и динамика положительная

Среднее = вектор

3,33


 

Рассчитываем средний  показатель финансового положения, который равен 3,33. Ось финансового  положения на графике конкурентной позиции ИП Замалтдинов положительная, поэтому дополнительных вычислений не производим. Далее проведем анализ показателей стабильности внешней среды. Производителями и продавцами мебели в г. Ульяновске являются ИП Замалтдинов и около 30 как крупных, так и малых предприятий. Анализ основных конкурентов был проведен выше, здесь же стоит отметить, что существенным преимуществом перед конкурентами ИП Замалтдинов является то, что цены на мебель ниже. Например, цена комплекта мягкой мебели у ООО «Ульяновск-Мебель» составляет 23700, а в ИП Замалтдинов цена этого же комплекта равна 16900 рублей. Кроме того, транспортные расходы на доставку продукции конкурентов объясняют более высокую ее стоимость. Мебель, произведенная ИП Замалтдинов являются конкурентоспособными и значительно отличаются по стоимости. В табл. 3.11 приведен балльный анализ конкурентной среды рынка по пятибалльной шкале.

Таблица 3.11

Анализ конкурентной среды рынка мебели в г. Ульяновска

Параметр сравнения

ИП Замалтдинов

ООО «Ульяновск-Мебель»

ООО «Барыш-мебель»

Экологическая безопасность

3

5

3

Прочность

3

5

3

Цена

2

3

2

Эстетические свойства

4

5

3

Сопутствующие услуги

2

4

4

Итого

14

22

17


По итогам сравнения  видно, что ИП Замалтдинов значительно  отстает конкурентов по многим показателям. Основным сегментом потребителей продукции ИП Замалтдинов являются жители г. Ульяновска – 95% всей продукции. В табл. 3.12 представлена оценка показателей стабильности внешней среды.

Таблица 3.12

Показатели стабильности внешней среды

Показатель

Количественная оценка (0-6)

Качественная оценка

Спрос

4

существует

Темп инфляции

3

высокий

Разброс цен конкурирующих предприятий

5

весомый

Давление конкурентов

4

выше среднего

Среднее

4

Вектор

Среднее – 6 = 6 – 4 = -2


 

Оценка производится также по 6-бальной шкале. По данным таблицы рассчитывается средний показатель стабильности среды, который уменьшается на 6 баллов, так как ось стабильности на графике конкурентной позиции отрицательная. Проведем также анализ показателей привлекательности рынка мебели г. Ульяновска. В табл. 3.13 представлена оценка показателей привлекательности рынка, рассчитано среднее значение показателя привлекательности рынка, которое оставлено неизменным, так как ось привлекательности на графике конкурентной позиции предприятия положительная.

Таблица 3.13

Показатели привлекательности рынка сбыта мебели

Показатель

Количественная оценка (0-6)

Качественная оценка

Скорость роста

4

существует

Потенциальная прибыльность

5

высокая

Концентрация конкурентов

4

существует

Среднее

4,3


 

На основании анализа  табл. 3.8, 3.9, 3.10, 3.11, 3.12, 3.13 можно построить график, конкурентной позиции ИП Замалтдинова на рынке сбыта мебели (рис. 3.5).

 


 

 

Рис. 3.5. Конкурентная позиция  ИП Замалтдинов

 

На каждой из осей соответственно откладываются средние значения рассчитанных показателей, и строится четырехугольник, характеризующий конкурентную позицию ИП Замалтдинов. Если максимально удаленной от центра координат является сторона в квадранте FS - IS, то компания находится в агрессивном стратегическом состоянии. Если максимально удалена сторона в квадранте IS - ES, то компания находится в конкурентном стратегическом состоянии. Таким образом, ИП Замалтдинов позиционируется в правой оси координат, причем почти симметрично в правых квадрантах. Данное положение характеризуется привлекательностью рынка сбыта, устойчивым финансовым положением ИП Замалтдинов, которое ограничено нестабильной внешней средой. Положение в верхнем правом квадранте говорит об агрессивной конкурентной позиции ИП Замалтдинов на рынке сбыта мебели, что влечет за собой потенциальную способность противостоять конкурентам.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На основании проведенного исследования были сделаны следующие выводы:

Установлено, что стратегическое планирование - это управленческий процесс достижения и поддержания стабильного равновесия целей, возможностей и ресурсов организаций и новых рыночных возможностей. Цель стратегического планирования - создание и реформирование бизнеса и продукта компаний, направленные на успешное ее развитие и достижение, поставленных целей.

Определено, что стратегическое планирование требует соблюдения следующих основных условий:

- Управление деятельностью компании  строится на принципах управления  инвестиционным портфелем. Подразумевается,  что каждое направление деятельности  компании обладает определенным потенциалом получения прибыли, соответственно которому и распределяются ресурсы компаний.

- Тщательная оценка перспектив  каждого вида деятельности, изучения  показателей рыночного роста  и позиций компаний на конкретном  рынке. 

- Стратегия. Для каждого бизнеса компанией разрабатывается план достижения долгосрочных целей. Единой оптимальной стратегии для всех компаний отрасли не существует. Каждая из них, учитывая профиль деятельности, цели, возможности, навыки и ресурсы, разрабатывает собственную стратегию.

Установлено, что под методом стратегического планирования понимают конкретный способ, прием, с помощью которого решается какая-либо проблема планирования. В стратегическом планировании используются следующие методы разработки планов:

  • экспертный метод, основанный на использовании косвенной и неполной информации, опыта специалистов-экспертов, интуиции;
  • метод социально-экономического анализа, заключающийся во всестороннем изучении социально-экономической действительности, познания внутренних связей и зависимостей явлений с целью определения прогрессивных тенденций развития;
  • метод прямых инженерно-экономических расчетов, предназначенный для определения потребностей рынка в данном виде продукции и возможностей ее производства;
  • балансовый метод, используемый для обеспечения согласованности взаимосвязанных показателей;
  • экономико-математические методы и модели, решающие, к примеру, такие вопросы, как составление оптимальной программы выпуска продукции при заданных трудовых и материальных ресурсах;
  • метод системного анализа и синтеза, заключающийся в разложении явлений на составные части и определении на этой основе ключевых проблем перспективного развития.
 

Выявлено, что методологические подходы стратегического планирования могут быть реализованы только с помощью специальных показателей. Разработка стратегических программ и планов невозможна без использования системы показателей, которая должна быть гибкой, адаптивной, способной отражать все изменения в состоянии объекта планирования.

На основании проведенного анализа можно сделать вывод, что в настоящее время на территории г. Ульяновска действует некоторое число организаций, занимающихся аналогичной торговлей.

Рассматриваемая фирма  занимает на рынке серединное положение, т.е. она реализует продукцию по средним ценам и имеет не самый большой и не самый маленький объем реализации продукции. Основной упор в работе фирмы делается на реализацию только качественной продукции, для этого разработана система контроля качества.

В целом, отрасль находится в стадии стабилизации. Это влечет за собой необходимость совершенствовать методы менеджмента и маркетинга. Все фирмы поддерживают средний уровень цен и конкурируют по таким параметрам как реклама, обслуживание, качество продукции, дополнительные услуги и т.п.

В результате исследования организационной структуры и экономических показателей установлено, что фирма находиться на стадии стабилизации. На этом этапе необходимо заниматься активной рекламой, позиционированием на рынке,  разработкой мероприятий по продвижении товара и услуг, а также завоеванием устойчивых позиций на рынке.

Основными конкурентами на Ульяновском рынке мягкой мебели являются следующие предприятия: ООО «Ульяновск-Мебель», ОАО «Мебель Черноземья»,  Барыш мебель, Концерн Дядьково и мелкие производители.

SWOT-анализ предприятия показал, что существует множество недостатков фирмы.  Отсюда и основные проблемы низкой конкурентоспособности фирмы: отсутствие рекламы фирмы и маркетинговых исследований, малоизвестность фирмы в районах Ульяновской области ив других городах, высокие затраты на управление, нет позиционирования фирмы. 

Анализ возможностей и угроз фирмы показал, что  необходимо разрабатывать стратегию  развития предприятия и мероприятия  по повышению конкурентоспособности  мебельного салона. Для конкурентной позиции предприятия, к которой и относится, как показал анализ ИП Замалетдинов, многими авторами рекомендуются следующие стратегии роста: стратегия интенсивного роста и стратегия горизонтальной диверсификации. Согласно стратегическому плану развития на период до 2010 г., миссией фирмы признается удовлетворение спроса потребителей на рынке мебели на основе производства качественной и доступной продукции. Согласно, разработанной матрицы стратегии приоритетными стратегическими целями развития должны стать: обеспечение роста продаж; увеличение доли рынка; изыскание новых сегментов сбыта продукции.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Алексеева М. М. Планирование деятельности фирмы: Учебно-методичес-кое пособие. - М.: «Финансы и статистика». 2007. –248 с.
  2. Ансофф И. Стратегическое управление/ Сокр. пер. с англ.; науч. ред. и авт. предисл. Евенко Л. И. – М.: Экономика, 2009. – 519 с.
  3. Аткина Н.А., Ханжина В.Л., Попов Е.В. Стратегическое планирование использования рыночного потенциала предприятия. // Менеджмент в России и зарубежом. – №2. – 2009. – С. 89-92.
  4. Богачев В.Ф., Кабаков В.С., Ходаток А.М. Стратегия малого предпринимательства - СПб: Корвус, 2005. – 327 с.
  5. Боумен, К. Основы стратегического менеджмента / К. Боумен. – М.: ЮНИТИ, 2006. – 175 с.
  6. Виханский, О.С. Стратегическое управление / О. С. Виханский.  – М.: Юнити, 2005. – 250 с.
  7. Виханский, О.С., Наумов А.И. Менеджмент / О. С. Виханский. – М.: Гардарика, 2005. – 528 с.
  8. Горемыкин В.А., Бугулов Э.Р., Богомолов А.Ю. Планирование на предприятии. – М.: Рилант, 2007. – 328 с.
  9. Ефремов В.С. Организации, бизнес-системы и стратегическое планирование. // Менеджмент в России и за рубежом. — 2009. — № 2. – С. 88-89.
  10. Забелин П.В., Моисеева Н.К., Основы стратегического управления: учебное пособие - М: Информационно внедренческий центр "Маркетинг", 2007. 325 с.
  11. Идрисов А.Б. Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиций.- М.: ПРИОР, 2007. – 543 с.
  12. Кинг У., Клиланд Д. Стратегическое планирование и хозяйственная политика – М.: Просвещение, 2007. – 426 с.
  13. Клейнер Г.Б. Механизмы принятия стратегических решений на промышленных предприятиях: (результаты эмпирического анализа). — М.: Дека, 2008. — 82 с.
  14. Клейнер Г.Б., Тамбовцев В.Л., Качалов Р.М. Предприятие в нестабильной экономической среде: риски, стратегия, безопасность. — М.: Экономика, 2007. — 286 с.
  15. Коробейников О.П., Трифилова А.А. Интеграция стратегического и инновационного менеджмента. // Менеджмент в России и за рубежом. — 2010. — № 4. – С. 90-95.
  16. Петров А.Н. Статегическое планирование развития предприятия, учебное пособие – СПб.: СПбУЭФ, 2008. – 342 с.
  17. Петров, А. Н. Стратегическое планирование развития предприятия / А. Н. Петров. - СПб.: СПбУЭФ, 2006. – 310 с.
  18. Пешкова, Е.П. Маркетинговый анализ в деятельности фирмы / Е. П. Пешкова. - М.: ЮНИТИ, 2007. - 380 с.
  19. Попов Е.В. Рыночный потенциал предприятия.  — М.: Роста, 2009. – 277 с.
  20. Стерлин А., Тулин И. Стратегическое планирование.  – М.: Экономика, 2010. – 355 с.
  21. Ханжина В.Л., Попов Е.В. Структура рыночного потенциала предприятия// Проблемы теории и практики управления. — 2009. — № 6. – С. 90-93.
  22. Хубулава Н. М. Стратегическое планирование и прогнозирование. -              М.: Издательский комплекс, 2009. – 48 с.
  23. Хершген Х. Маркетинг: Основы профессионального успеха: Учебник  для вызов. М.: ИНФРА-М, 2006. – 169 c.
  24. Шеховцева Л.С. О некоторых понятиях стратегического управления. // Менеджмент в России и за рубежом. – 2005. – 175 c.

Информация о работе Сущность и структура стратегического планирования