Сущность и функции менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 20:43, реферат

Краткое описание

Наше общество осуществляет исключительно трудную, во многом противоречивую, но исторически неизбежную работу. В социально-политической жизни это период перехода к демократии, в экономике ─ от административно- командной системы к рынку. В жизни отдельного человека ─ превращение его из «винтика» в самостоятельного субъекта хозяйственной деятельности. Такие изменения в обществе, в экономике, во всем нашем жизненном укладе сложны уже тем, что они требуют изменения нас самих.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..…………………………………………………………………...3
Глава 1. Сущность менеджмента…………..……….………………………..5
1.1. Понятие менеджмента…………………………………………....………...5
1.2.Цели и задачи менеджмента…...…………………………………………...8
1.3. Характерные черты и стадии менеджмента.……………………………..10
1.2.Организация и менеджмент………………………………………………..12
Глава 2. Функции менеджмента......................................................................14
2.1. Система функций менеджмента…………….…………………………….14
2.2. Функция планирования.…………………..………………………….……17
2.3. Функция организации……....………………...……………………………20
2.4. Функция мотивации………………………………………………………..21
2.5. Функция контроля………………………………………………………….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.………………………………………………………………....25

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по ОМ..doc

— 134.00 Кб (Скачать файл)

Менеджмент в зависимости  от видов и последовательности деятельности можно разделить на три стадии: стратегическое управление; оперативное управление; контроль.

1. Стратегическое управление  включает:

  • выработку цели менеджмента;
  • прогнозирование как предвидение результатов развития, совершающегося под действием существующих факторов;
  • перспективное планирование как систему мер, необходимых для преодоления отклонения прогнозируемых итогов от установленной цели.

2.Оперативное управление  включает деятельность по реализации  вышеуказанных мер, которая подразделяется  на:

  • организацию как создание нужной структуры и необходимых ресурсов;
  • руководство как распорядительство (мотивация) в условиях созданной структуры.

3. Контроль включает  анализ достигнутых результатов  (обратная связь) и выступает  как исходный пункт нового  цикла управления.

Эффективный менеджмент предполагает единство всех видов и стадий процесса управления как единство экономического, организационно-технического и социально-психологического аспектов управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4.Организация и менеджмент.

Основными составляющими любой организации являются люди, входящие в данную организацию, задачи, для решения которых данная организация существует, и управление, которое формирует, мобилизует и приводит в движение потенциал организации для решения стоящих перед ней задач.

Опираясь на данное понимание  основных составляющих организации, ее можно определить как систематизированное, сознательное объединение действий людей, преследующее достижение определенных целей. В том случае, если существуют устоявшиеся границы организации, если определено ее место в обществе, организация принимает форму общественной ячейки и выступает в виде социального института. Такими организациями являются частные и государственные фирмы, государственные учреждения, общественные объединения, учреждения культуры, образования и т.п. Если же организация не институциирована, то в данном случае речь идет об организации как процессе. Например, это может быть организация митинга. При таком рассмотрении организации она скорее выступает как отдельная функция управления.

Любая организация может  быть представлена как открытая система, встроенная во внешний мир. На входе  организация получает ресурсы из внешней среды, на выходе она отдает ей созданный в организации продукт.

Поэтому жизнедеятельность  организации состоит из трех основополагающих процессов:

  • получение сырья или ресурсов из внешнего окружения;
  • изготовление продукта;
  • передача продукта во внешнюю среду.

Так как менеджмент играет столь важную роль в организации  и решает столь многоплановые  задачи, управление организацией не может быть представлено только как особый вид деятельности по целенаправленной координации действий участников процесса совместной работы. Помимо функциональной характеристики управления, отвечающей на вопрос, что и как делается в управлении, очень важными аспектами рассмотрения управления являются также:

  • взаимосвязь управления и системы отношений в организации;
  • управление и внешняя среда организации;
  • лидерство.

Так как менеджмент представляет собой многоплановое явление, охватывающее происходящие в организации процессы, связанные как с ее внутренней жизнью, так и с ее взаимодействием с окружающей средой, то его рассмотрение в зависимости от того, какие процессы ставятся во главу угла, может вестись с различных точек зрения. Наиболее значимыми подходами к рассмотрению управления организацией являются следующие:

  • рассмотрение управления с точки зрения процессов, происходящих внутри организации;
  • рассмотрение управления с позиции процессов включения организации во внешнюю среду;
  • рассмотрение управления организацией с точки зрения процесса осуществления самой этой деятельности. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Функции менеджмента.

2.1. Система функций  менеджмента.

Функция управления - вид  деятельности, основанный на разделении и кооперации менеджмента и характеризующийся определенной однородностью, сложностью и стабильностью воздействий на объект со стороны субъекта управления. Все функции менеджмента взаимно дополняют друг друга. В деятельности любой организации присутствуют все функции менеджмента. 3

Под функциями менеджмента можно понимать:

  • целевое назначение управленческой деятельности вообще;
  • ту или иную общую задачу, которую необходимо решить (такая задача бывает основной и обеспечивающей, например планирование и мотивация);
  • относительно самостоятельный вид управленческих действий;
  • определенную сферу управления, обособившуюся в результате разделения управленческого труда, где принимаются специфические решения.

Общие функции менеджмента, отражающие его содержание. Это организация, планирование, координация, контроль и  распорядительство, мотивация, информирование и развитие. Главной функцией менеджмента  считается планирование в широком  смысле слова.

Реализуя эту функцию, управляющий на основе глубокого и всестороннего анализа ситуации, в которой находится организация (подразделение, отдельное направление деятельности), и прогноза развития формулирует текущие и перспективные цели и задачи, разрабатывает стратегию действий, составляет необходимые планы и программы.

Практическое воплощение замыслов, содержащихся в планах, программах и стратегиях, берет на себя организационная  функция. Она реализуется через  проектирование и создание организационных  и управленческих структур, определение порядка их функционирования и взаимодействия, обеспечение деятельности необходимой документацией.

Доведение до сведения каждого  субъекта того, что тот должен делать для достижения поставленных целей, берет на себя распорядительская  функция.

Реализация целей организации  осуществляется посредством совместной деятельности людей, которую нужно  координировать: упорядочивать, согласовывать, направлять. Это обеспечивает необходимый  уровень сотрудничества участников, единство их совместных действий и тем самым облегчает реализацию всех остальных функций.

В соответствии с характером решаемых задач выделяют следующие  типы координации:

  • превентивную, предотвращающую появление проблем;
  • устраняющую, связанную с ликвидацией перебоев в хозяйственной системе;
  • регулирующую, направленную на поддержание установленной схемы взаимодействия субъектов;
  • стимулирующую, способствующую совершенствованию их поведения.

Координирующее воздействие  должно быть системным, минимальным  по объему, непротиворечивым (не порождающим взаимоисключающих эффектов).

Результаты деятельности организации, подразделения и отдельных  лиц требуется время от времени  проверять, оценивать и корректировать. Кроме того, необходимо заблаговременно  выявлять надвигающиеся опасности, обнаруживать ошибки, отклонения от существующих стандартов. Все это составляет содержание контрольной функции менеджмента, реализация которой создает основу не только совершенствования работы, но и поощрения сотрудников.

Ни одна задача не будет  успешно решена качественно и с минимальными затратами, если люди не будут в этом заинтересованы.

Отсюда вытекает еще  одна важнейшая функция менеджмента -- мотивационная.

Она концентрируется  на определении интересов работников (а последние часто сами не знают, чего хотят) и выборе наиболее подходящего в данной ситуации способа воздействия на них. Это позволяет обеспечить максимальную активность персонала и менеджеров в процессе достижения поставленных целей.

Роль информационной функции предопределяется тем, что  информация является предметом и результатом управленческой деятельности. Поэтому последняя начинается с ее сбора, обработки, анализа (в том числе мгновенно в голове менеджера).

В задачу информационной функции входит также создание и  пополнение базы данных, определение  объема необходимых сведений, предоставление их всем нуждающимся в удобной для использования форме.

В мире происходят стремительные  изменения, к которым нужно постоянно  приспосабливаться. Поэтому сегодня  важнейшей функцией менеджмента  становится развитие всех сфер и сторон деятельности организации: структуры, системы управления, продукта, отношений с окружением, а главное ─ персонала.

Перечисленные общие  функции приобретают конкретную специфику, реализуясь на каждом уровне управления (организация, подразделение, индивид) и в каждой его сфере (производственная деятельность, персонал, финансы, рынок, снабжение и сбыт, нововведения и проч.), применительно к какому-либо конкретному объекту управления.

От функций менеджмента  нужно отличать функции должностей и подразделений, вытекающие из рационального разделения управленческого труда.

Они характеризуются  количеством, числом субъектов, их непосредственно  реализующих; степенью автономности.

На высших «этажах» организации  к таким функциям относится, например, общее и стратегическое руководство; на низовых ─управление людьми и производственной деятельностью.

Если такие функции  не соответствуют целям управляемого объекта, они считаются несвойственными  и подлежат передаче другому исполнителю.

2.1 Функция планирования

Планирование - это одна из важнейших функций управления, обеспечивающая основу всех управленческих функций. Другие функции: организация, мотивация и контроль ориентированы на выполнение стратегических планов.

Планирование как часть  работы менеджера имеет много  общего с планированием в личной жизни. Применяется он к важным решениям, определяющим дальнейшее развитие фирмы.

Началом выполнения функции  планирования является постановка целей. Она включает следующие этапы:

  • выбор цели;
  • определение исходных предпосылок для предстоящего принятия решений;
  • поиск и определение альтернатив для принятия решений;
  • выбор наилучшей альтернативы среди имеющихся;
  • исполнение плана.

При выполнении функции  планирования, как правило, принимаются  эффективные решения. В основе принятия таких решений лежит действие двух факторов:

  • выбор наилучшей альтернативы,
  • учет возможностей исполнителей принимаемого решения.

Этими факторами определяется качество решения. Эффективное решение  может быть выражено условно формулой

эффективность решения = качество решения x принятие его исполнителями

Планирование исключает  выполнение незапланированных действий, поскольку они могут быть неадекватны  поставленной цели.

При осуществлении функции  планирования учитываются следующие  требования:

  • Устранить отрицательный эффект неопределенности и измерения.
  • Сосредоточить внимание на основных задачах этого этапа.
  • Составить бюджеты
  • Облегчить контрольную функцию управления.

При выполнении функции  планирования реализуется принцип  принятия обязательств, который рассматривается  с учетом гибкости самого планирования для уменьшения риска потерь.

Остановимся на некоторых  характерных признаках, проблемах, связанных с планированием. Во-первых, планирование всегда опирается на данные прошлого и настоящего, но стремится  определить и контролировать развитие предприятия в будущем. Поэтому его надежность зависит от точности фактических показателей прошлого. Для этого служат разного рода отчеты, при этом самыми достоверными из них являются бухгалтерские отчеты. Во-вторых, планирование следует начинать от так называемых «узких» мест, таких сфер, в которых возможность влияния на развитие дел более ограничена. Чаще всего это сфера финансов и сбыта. В-третьих, из-за недостаточной опорной информации приходится вводить так называемые резервы4, что может привести к неточности, частым корректировкам. В-четвертых, качество планирования во все большей степени зависит от компетенции сотрудников, их глубоких знаний и интуиции. Планирование - это выражение воли руководителей, менеджеров. И, наконец, в-пятых, системы планов снижают риски, но не являются гарантией достижения цели. Необходимо помнить, что строгое планирование душит новые идеи, так как не может дать вдохновения, подсказывающего следующий шаг.

Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей. Оно ориентировано на продолжительное существование предприятия, обеспечиваемое путем поиска, построения и сохранения потенциала успеха (доходности), и оперативное планирование - формирование годовых планов, определяющих развитие организации в кратко- и среднесрочной перспективе на базе стратегических целей.

Информация о работе Сущность и функции менеджмента