Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 10:02, курсовая работа
Цель курсовой работы – определить роль мотивации в поведении в организации.
Задачи курсовой работы:
- раскрыть сущность мотивации в организации.
- провести анализ уровня мотивации сотрудников в организации.
- выработать рекомендации по выбору оптимальной структуры системы мотивации в организации.
Введение………………………………………………………………………… ..3
1. Первая глава
1.1 Сущность мотивации в организации и роль руководителя в реализации функции мотивации…………………………………………............................... .4
1.2 Типология теорий мотивации и их эволюционное развитие……………5
1.3 Традиционные и нетрадиционные методы мотивации в организации..13
2. Вторая глава
2.1 Анализ уровня мотивации сотрудников в организации. Оценка влияния мотивации на результаты труда………………………………………………...19
2.2 Анализ по выбору мотивации……………………………………………29
3. Третья глава
3.1 Рекомендации по выбору оптимальной структуры системы мотивации в организации………………………………………………………………………29
Заключение……………………………………………………………………….41
Литература….……………………………………………………………………43
как повод изменения оклада руководителя подразделения.
Комплексная оценка персонала (КОП). Для формирования этой оценки потребуется проранжировать (определить веса) подразделения. Ранжировать их нужно с учётом значимости влияния каждого подразделения на общую эффективность компании. Формируется оценка двумя способами:
Способ1.
КОП = Сумма по всем подразделениям (КОД
* Вес подразделения) (5)
Способ2.
КОП = ОК персонала * Весок + ОР персонала
* Вес ор,
где ОК персонала = Сумма по всем подразделениям (ОК подразделения * Вес подразделения);
ОР персонала = Сумма по всем подразделениям (ОР подразделения * Вес подразделения) (7)
Полученный по данной методике
результат является информативным,
средним показателем, может входить
составляющим показателем в стратегическую
карту организации и
Методики оценки мотивации персонала, затронутые в работах таких учёных как В. Антипина, М.А. Лавицкая, А.А. Лобанов ([1],[3],[4]) представим на рисунке 1.
№ п/п |
Признак |
Суть отличия |
1 |
Пол сотрудника |
Уровень мотивации у мужчин
и женщин различен, это объясняется
периодическим отвлечением |
3 |
Возраст сотрудника |
Молодые специалисты более мотивированы на профессионально-должностное продвижение, чем работники с большим стажем работы в организации |
4 |
Престиж организации |
Работники крупных градообразующих предприятий мотивированы в большей степени, чем работники малого и среднего бизнеса, причиной этого является – социальная обеспеченность в крупной организации, карьерный рост. |
5 |
Профессия |
Оценка мотивации сотрудников одной профессии отличается от системы мотивации сотрудников другой профессии. Так, например, система мотивации медицинского персонала имеет другие оценочные подходы, нежели сотрудники аппарата управления лечебного учреждения. |
Рис.1 Методики оценки системы мотивации труда
Мы считаем не совсем корректным
в диагностике (оценке) мотивации
персонала организации
Таблица 1
Отличительные черты в
оценке уровня мотивации профессионально-
Рассмотрим более подробно отличительные признаки в системе оценки мотивации профессионально должностного продвижения персонала.
Пол сотрудника. В настоящее время от руководителей требуется, чтобы он в своей деятельности учитывал индивидуальные особенности каждого конкретного сотрудника. Оценка мотивации женского и мужского труда отличны. Так, например, женщины более эмоциональны, обидчивы, чаще выходят на больничный лист, уходят в отпуск по уходу за ребенком. Все эти особенности влияют на уровень мотивации. Так, например, в период отвлечения женщины из реального сектора экономики в репродуктивный сектор, большинство женщин длительный период времени (полтора – три года) не думает о желании (мотивации) профессионально-должностного продвижения. Тем временем мужчина активно строит свою карьеру.
Обратимся к пирамиде потребностей
А.Маслоу. Удовлетворение основных потребностей
пирамиды – т.е. удовлетворение первейших
жизненных потребностей, думается,
имеет одинаковое значение, как для
мужчины, так и для женщины. Однако
различия могут появиться уже
на второй ступени, где речь идёт об
обеспечении средств
Возраст сотрудника. Молодые специалисты более мотивированы на профессионально-должностное продвижение, чем работники с большим стажем работы в организации, но с другой стороны молодых специалистов сложно удержать в организации без дополнительных следующих мероприятий:
регулярное обсуждение с сотрудниками планов развития предприятия (ситуации, темпов роста, направлений движения и т.д.);
постановку чётких целей и выделение этапов развития;
предоставление возможности широкого участия молодых специалистов в рационализаторской деятельности, во внесении предложений по совершенствованию их собственной работы и работы организации в целом;
участие молодых специалистов в распределении благ, полученных в результате развития организации;
разъяснение молодому специалисту значимости его работы не только в масштабах организации, но и в более глобальных масштабах.
Предлагаем оценку мотивации
персонала измерять качественными
и количественными
1) диагностика мотивации
персонала (качественные
Опросы - применяются для оценки степени удовлетворённости персонала. Формы опросов могут быть различными: интервью, анкета. Как правило, испытуемому предлагается выбрать (и оценить) из предложенного перечня мотивов, интересов, потребностей те, которые наиболее точно его описывают, задаются относительно прямые вопросы о том, насколько сотруднику нравится сама работа, ее условия, отношения в коллективе, стиль руководства и т.п.
Диагностическое интервью, требует значительных затрат времени и сил, поэтому применяется для оценки уровня мотивации менеджеров. Кроме того, на основании мнения руководителей подразделений можно составить обобщённую характеристику ситуации по отделам, оценив общий уровень мотивации сотрудников.
Психологические тесты. Тест-опросник содержит серию вопросов, по ответам на которые судят о психологических качествах испытуемого. Тест-задание это особого рода испытание, по итогам выполнения которого определяют наличие или отсутствие и степень развития характерологических черт (свойств личности).
Проективные методики. Основной акцент делается на диагностику скрытой мотивации сотрудника, причём скрытой, в том числе, и для самого сотрудника. Зачастую проективные методы включают комбинации всевозможных методов – кейсов (ситуаций), конкретных заданий, интервью, включающих вопросы на первый взгляд не имеющие отношения к респонденту (например, «Почему, на ваш взгляд, в одной компании люди работают хорошо, а в другой не слишком стараются?»). Предполагается, что испытуемый выделяет ключевые для него показатели.
2) диагностика мотивации
персонала измеряемыми
Очевидно, что для разных отраслей и категорий работников показатели эффективности стимулирования трудовых ресурсов будут различными. Например, на производстве сравниваются нормы выработки, в то время как для сотрудников бухгалтерии этот показатель неприемлем, поскольку бухгалтерия на предприятии выполняет не производственную, а обеспечивающую функцию.
Оценка мотивации
ЭКрес = ЭКресИН -
ОТрабИН, (8)
ЭКрес - итоговая экономия ресурсов предприятия;
ЭКресИН - экономия ресурсов предприятия за счёт внедрения инноваций;
ОТрабИН - стимулирующие выплаты работникам за внедрённые инновации.
Такой показатель можно рассчитывать за разные периоды времени: месяц, квартал, год, а также на среднесрочную и долгосрочную перспективу.
Итак, в менеджменте мотивация сотрудников играет важную роль, поэтому руководством периодически должны проводиться мероприятия по оценке уровня мотивации персонала. Оценка уровня мотивации может показать, что сотрудники получают недостаточное удовлетворение от работы, и имеют низкую мотивацию. Достижение оптимального уровня мотивации повышает производительность труда, эффективность производства, рост квалификации работников, «оздоравливает» отношения в коллективе.
Оценка уровня мотивации профессионально-должностного продвижения – весьма непростая задача, так как осуществляется путем измерения, в общем-то, неизмеримого – мотивов личности, которые в действительности являются, если говорить научным языком, гипотетическими конструктами. Тем не менее, оценка уровня мотивации – вполне распространенное и необходимое мероприятие, которое любая уважающая себя фирма проводит как на стадии отбора кандидата на вакантное место, так и периодически в течение определенного периода времени.
2.2 Анализ по выбору мотивации.
Проведенный анализ по выбору мотивации показал, что большинство опрошенных человек выбрало материальную мотивацию труда в организации. Опрошено было 50 человек, из которых 3 человека проголосовало за нематериальную мотивацию труда, 47 человек за материальную мотивацию труда.
3.1 Рекомендации по выбору оптимальной структуры системы мотивации в организации.
Ни одна система управления не будет работать с максимальной эффективностью, если она не будет включать в себя действующую систему мотивации. Мотивированный персонал — это залог успешной работы и поступательного движения организации в направлении реализации её стратегии и упрочения её положения на рынке в целом. Составление системы стимулов, побуждающих каждого отдельного сотрудника работать с наибольшей отдачей, является одной из самых сложных и трудоемких задач руководителя. Нельзя забывать о том, что от выбранной менеджментом системы мотивирования во многом зависит и то, в какой степени будут достигнуты цели организации.
Вопрос зачастую стоит лишь в том, как найти правильное соотношение материального и нематериального мотивирования персонала, ведь именно их сбалансированная система позволяет не только сохранить лояльность и эффективность работы сотрудников, но и сократить затраты, снизить сопротивление при изменениях и нововведениях, добиться реализации стратегии фирмы.
На данный момент в каждой
российской организации существуют
своя система мотивации труда
работников. Однако каждая из этих систем
имеет свои достоинства, делающие её
функционирование полезным, а также
недостатки, которые не позволяют
полностью реализовать
Поэтому исследование различных методов мотивации персонала позволяет компании устранить недостатки своей системы мотивирования и заняться её усовершенствованием.
В самом общем виде мотивация-это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей. Влияние мотивации на поведение человека зависит от множества факторов, во многом индивидуально и может меняться под воздействием обратной связи со стороны деятельности человека. [1]
В деятельности человека мотивация оказывает воздействие на такие характеристики деятельности, как:
усилия
старания