Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 01:40, курсовая работа
Объектом исследования является организационная структура управления предприятием.
Предметом исследования выступает организационная структура управления ОАО «МАЗ».
Целью работы является исследование теоретического материала и изучение особенностей организационной структуры ОАО «МАЗ».
В процессе работы рассматривается понятие организационной структуры; типыструктур; принципы построения структур; проводится анализ организационной структуры ОАО «МАЗ».
Введение…………………………………………….………………….…….……
1 Теоретические основы сущности организационной структуры……………
1.1 Понятие организационной структуры и принципы её построения…..…..
1.2 Основные типы организационных структур………………………………
1.3 Новые подходы в проектировании организаций…………..…...…………..
2 Анализ организационной структуры ОАО «МАЗ»……..…………………..
2.1Организационно-экономическая характеристика предприятия……………
2.2Анализ организационной структуры предприятия………………………….
2.3 Основные направления оптимизации организационной структуры предприятия………………………………………………………………………..
Заключение………………………………………………..……………………….
Список использованных источников…
УО «Белорусский государственный экономический
университет»
Бобруйский филиал
Кафедра экономики и управления
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: Менеджмент
на тему:Сущность организационной структуры управления и факторы, влияющие на еёизменениенапримере ОАО «МАЗ»
Студентка
3 курса, ЭУП 102 Т.Н. Соболева
Руководитель
БОБРУЙСК2012
РЕФЕРАТ
Курсовая работа: 30 с., 4 рис., 4 табл., 13 источников.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА
УПРАВЛЕНИЯ, ЭЛЕМЕНТЫ, СВЯЗИ, УРОВНИ, ПОЛНОМОЧИЯ,
ВИДЫ СТРУКТУР,ОПТИМИЗАЦИЯ
Объектом исследования является организационная структура управления предприятием.
Предметом исследования выступает организационная структура управления ОАО «МАЗ».
Целью работы является исследование теоретического материала и изучение особенностей организационной структуры ОАО «МАЗ».
В процессе работы рассматривается понятие организационной структуры; типыструктур; принципы построения структур; проводится анализ организационной структуры ОАО «МАЗ».
Автор подтверждает, что весь аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.
(подпись студента)
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………….………… 1 Теоретические основы сущности организационной структуры…………… 1.1 Понятие организационной структуры и принципы её построения…..….. 1.2 Основные типы организационных структур………………………………
2 Анализ организационной
структуры ОАО «МАЗ»……..………………… 2.1Организационно- 2.2Анализ организационной структуры предприятия…………………………. 2.3 Основные направления
оптимизации организационной Заключение……………………………………………….. Список использованных источников…………………..……………………….. |
4 5 5 9 13 17 |
17 | |
20 | |
24 | |
29 30 |
ВВЕДЕНИЕ
Основными экономическими целями предприятия в рыночных условиях являются повышение эффективности производства, максимизация прибыли, завоевание новых рынков и удовлетворение потребностей коллектива. Повышение эффективности работы предприятия в значительной мере определяется организованностью системы управления, зависящей от четкой структуры предприятия и деятельности всех ее элементов в направлении выбранной цели.
Организационная структура
создает некоторый каркас, который
является основой для формирования
отдельных административных функций.
В рамках этой структуры протекает
весь управленческий процесс (движение
потоков информации и принятие управленческих
решений), в котором участвуют
менеджеры всех уровней, категорий
и профессиональной специализации.
Структура выявляет и устанавливает
взаимоотношения сотрудников
Организационная структура
имеет отношение
Организация - сложный организм.
В нем переплетаются и
Целью работы является рассмотрение организационной структуры на примере ОАО «МАЗ», а также путей её оптимизации.
Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические
аспекты организационной
- сделать анализ организационной структуры ОАО «МАЗ»;
- рассмотретьнаправления оптимизации организационной структуры предприятия.
Под организационной структурой управления понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого. Организационная структура управления определяется также как форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления по соответствующим функциям, направленным на решение поставленных задач и достижение намеченных целей. С этих позиций структура управления представляется в виде системы оптимального распределения функциональных обязанностей, прав и ответственности, порядка и форм взаимодействия между входящими в ее состав органами управления и работающими в них людьми.
Ключевыми понятиями структур управления являются элементы, связи (отношения), уровни и полномочия.
Элементами организационной структуры управления могут быть как отдельные работники (руководители, специалисты, служащие), так и службы либо органы аппарата управления, в которых занято то или иное количество специалистов, выполняющих определенные функциональные обязанности. Есть два направления специализации элементов организационной структуры управления:
Отношения между элементами структуры управления поддерживаются благодаря связям, которые принято подразделять нагоризонтальные и вертикальные. Первые носят характер согласования и являются одноуровневыми. Вторые – это отношения подчинения. Необходимость в них возникает при иерархичности построения системы управления, то есть при наличии различных уровней управления, на каждом из которых преследуются свои цели.
При двухуровневой структуре
создаются верхние звенья управления
(руководство организацией в целом)
и низовые звенья (менеджеры, непосредственно
руководящие работой
В структуре управления организацией различаются линейные и функциональные связи. Первые - суть отношения по поводу принятия и реализации управленческих решений и движения информации между так называемыми линейными руководителями, то есть лицами, полностью отвечающими за деятельность организации или ее структурных подразделений. Функциональные связи сопрягаются с теми или иными функциями менеджмента. Соответственно используется такое понятие, как полномочия:линейного персонала, штабного персонала и функциональные.Полномочия линейных руководителей дают право решать все вопросы развития вверенных им организаций и подразделений, а также отдавать распоряжения, обязательные для выполнения другими членами организации (подразделений)[1].
Полномочия штабного персонала ограничиваются правом планировать, рекомендовать, советовать или помогать, но не приказывать другим членам организации выполнять их распоряжения.
Если тому или иному
работнику управленческого
Между всеми названными выше
составляющими организационной
структуры управления существуют сложные
отношения взаимозависимости: изменения
в каждой из них (скажем, числа элементов
и уровней, количества и характера
связей и полномочий работников) вызывают
необходимость пересмотра всех остальных.
Так, если руководством организации
принято решение о введении в
организационную структуру
Увеличение количества элементов и уровней в организационной структуре управления неизбежно приводит к многократному росту числа и сложности связей, возникающих в процессе принятия управленческих решений; следствием этого нередко является замедление процесса управления, что в современных условиях тождественно ухудшению качества функционирования менеджмента организации [2].
К структуре управления предъявляется множество требований, отражающих ее ключевое для менеджмента значение. Они учитываются в принципах формирования организационной структуры управления, разработке которых было посвящено немало работ отечественных авторов в дореформенный период. Главные из этих принципов могут быть сформулированы следующим образом.
1 Организационная структура управления должна, прежде всего, отражать цели и задачи организации, а, следовательно, быть подчиненной производству и его потребностям.
2 Следует предусматривать
оптимальное разделение труда
между органами управления и
отдельными работниками,
3 Формирование структуры
управления надлежит связывать
с определением полномочий и
ответственности каждого
4Между функциями и
обязанностями, с одной
5 Организационная структура
управления призвана быть
Реализация этих принципов означает необходимость учета при формировании (или перестройке) структуры управления множества различных факторов воздействия на организационную структуру управления.
Главный фактор, "задающий" возможные контуры и параметры структуры управления, - сама организация. Известно, что организации различаются по многим критериям. Большое разнообразие организаций предопределяет множественность подходов к построению управленческих структур. Подходы эти различны в организациях коммерческих и некоммерческих, крупных, средних и малых, находящихся на разных стадиях жизненного цикла, имеющих разный уровень разделения и специализации труда, его кооперирования и автоматизации и т.д. Очевидно, что структура управления крупными предприятиями более сложна по сравнению с той, какая нужна небольшой фирме, где все функции менеджмента сосредоточиваются в руках одного - двух членов организации (обычно руководителя и бухгалтера), где соответственно нет необходимости проектировать формальные структурные параметры. По мере роста организации, а значит, и объема управленческих работ, развивается разделение труда и формируются специализированные звенья (например, по управлению персоналом, производством, финансами, инновациями и т.п.), слаженная работа которых требует координации и контроля. Построение формальной структуры управления, в которой четко определены роли, связи, полномочия и уровни, становится императивом.