Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 01:40, курсовая работа
Объектом исследования является организационная структура управления предприятием.
Предметом исследования выступает организационная структура управления ОАО «МАЗ».
Целью работы является исследование теоретического материала и изучение особенностей организационной структуры ОАО «МАЗ».
В процессе работы рассматривается понятие организационной структуры; типыструктур; принципы построения структур; проводится анализ организационной структуры ОАО «МАЗ».
Введение…………………………………………….………………….…….……
1 Теоретические основы сущности организационной структуры……………
1.1 Понятие организационной структуры и принципы её построения…..…..
1.2 Основные типы организационных структур………………………………
1.3 Новые подходы в проектировании организаций…………..…...…………..
2 Анализ организационной структуры ОАО «МАЗ»……..…………………..
2.1Организационно-экономическая характеристика предприятия……………
2.2Анализ организационной структуры предприятия………………………….
2.3 Основные направления оптимизации организационной структуры предприятия………………………………………………………………………..
Заключение………………………………………………..……………………….
Список использованных источников…
Работа в матричной организации обеспечивается путём создания целевых подразделений, где объединяются ведущие специалисты для совместной разработки программы. Руководитель программы определяет, что и когда должно быть сделано, а кто и как будет выполнять ту или иную работу – решает линейный руководитель.
Рисунок 1.3–Схема матричной структуры управления
Примечание – Источник [4]
Таким образом, матричная структура управления дополнила линейно-функциональную организационную структуру новыми элементами. Это создало качественно новое направление в развитии программно-целевых и проблемно-целевых форм управления. Эти формы способствуют подъёму творческой инициативы менеджеров в деле повышения эффективности производства.
В рамках матричной структуры может выделяться проектная организационная структура управления, временная структура, создаваемая для решения конкретной задачи. Смысл её состоит в том, чтобы собрать в одну команду квалифицированных сотрудников одной или нескольких организаций для осуществления сложного проекта в установленные сроки с заданным уровнем качества. Проектная структура управления предусматривает обеспечение централизованного управления всем ходом работ по каждому крупному проекту и активизацию деятельности функциональных подразделений. Для выполнения проекта создаётся координационная группа. Во главе группы стоит координатор. Выделенные в координационную группу специалисты продолжают работать в своих функциональных подразделениях, периодически встречаясь для обмена информацией. Когда проект завершён, команда распускается: её члены переходят в новый проект, возвращаются к постоянной работе в структурных подразделениях организации или уходят из неё.
Матричная структура управления сохраняет преимущества как линейно-функциональной, так и проектной структур. Она нацелена на взаимную согласованность работы всех подразделений организации для достижения целей различных проектов. Это упрощает координацию выполнения работ и создает предпосылки для наиболее квалифицированного выполнения отдельных функций. Структура обладает значительной гибкостью, поскольку упрощается перераспределение персонала для выполнения первоочередных работ.
Таким образом, главным принципом
организации матричной
Основной недостаток матричной структуры — ее сложность. Тем не менее, она используется в ряде отраслей промышленности, в частности, в химической, электронной, в производстве вычислительной техники, а также в банках, системе страхования, правительственных учреждениях.
Создание матричной
В настоящее время в областях высоких технологий ив быстро растущих отраслях появились организации, у которых имеются признаки организации будущего. В научной литературе эти организации получили название эдхократических за их применимость к нестандартным и сложным работам, к трудноопределяемым и быстроменяющимся структурам, к власти, основанной на знании и компетентности, а не на позиции в иерархии.
Эдхократия - это
в то же время и
Формальности не типичны
для эдхократической
Идея эдхократической среды в организации обычно приписывается американской компьютерной фирме "Хьюлетт-Паккард", начавшей проводить ее в жизнь еще в 40-х гг. Уже в течение долгого времени, даже в период рецессии, компания не увольняла работников. Компания сохраняет относительно небольшими размеры своих отделений (в пределах 1500 человек), что помогало ей внедрить менее формальные отношения и атмосферу групповой работы.
Эдхократической организации присуща высокая степень свободы в действиях работников, но ее вершиной являются качественное выполнение работы и умение решать возникающие проблемы. Ключевыми элементами эдхократического управления являются следующие:
Части структуры сохраняются в небольших размерах:
Наиболее пригодным этот
дизайн является для организаций в таких
областях, как консультационно-
Минский автомобильный завод
(МАЗ), давно заявивший о себе как
об одном из ведущих в Европе производителей
большегрузной автомобильной
МАЗ является открытым акционерным
обществом и находится в
История завода начинается
с 9 августа 1944 года, когда Государственный
комитет обороны принял постановление
о строительстве автосборочного
завода в г. Минске. В октябре 1947 года
на заводе были собраны первые пять
МАЗов. С 1948 года было организовано серийное
производство автомобилей. Завод стал
одним из ведущих производителей
большегрузных дизельных
В ноябре 1958 года на МАЗе собраны первые образцы автомобилей МАЗ-500 и МАЗ-503, которые пришли на смену автомобилям семейства МАЗ-200.
Сентябрь 1970 года был началом производства модернизированных автомобилей МАЗ-500А, а в марте 1976 года с главного конвейера сошел первый самосвал МАЗ-5549 из нового семейства автомобилей МАЗ-5335.
В 1981 году на главном конвейере собран первый седельный тягач МАЗ-5432 нового семейства автомобилей и автопоездов МАЗ-6422.
В настоящее время МАЗ - крупнейшее предприятие Республики Беларусь по выпуску автомобильной техники. Гамма выпускаемых автомобилей включает седельные и бортовые магистральные автопоезда колесных формул 4х2, 4х4, 6х4, самосвалы, лесовозы, шасси под комплектацию в количестве 25 моделей. Кроме того, заводом выпускаются прицепы и полуприцепы к грузовым автомобилям порядка 10 моделей и прицепы к легковым автомобилям 2-х моделей [8].
Наряду с автомобильной
техникой, завод выпускает запасные
части к ней, готовые узлы, детали
и заготовки по межзаводской кооперации,
специальное технологическое
В последние годы на заводе освоено производство городских и туристических автобусов на основе конструкции немецкой фирмы “Неоплан”. По своим техническим, эксплуатационным характеристикам и технологии изготовления автобусы МАЗ являются лидерами в автобусостроении стран СНГ.
Минский автомобильный завод
имеет у себя все виды действующих
производств, свойственные современным
крупным машиностроительным заводам.
Среди них литейное, кузнечное, прессовое,
сварочное, механообрабатывающее, термическое,
окрасочное, сборочное, инструментальное
и собственное
Несмотря на непростую экономическую ситуацию, вызванную общими для всей республики проблемами, завод продолжает уделять серьезное внимание социальному развитию коллектива. Продолжается строительство
жилья, снята с повестки
дня проблема бытовых
В общей сумме денежных
поступлений предприятия
Таблица 2.1–Структура балансовой прибыли ОАО «МАЗ» за 2009-2011гг., тыс. руб.
Показатель |
2009г. |
2010г. |
2011г. |
Балансовая прибыль |
9325385 |
21 949972 |
28504078 |
Прибыль от текущей деятельности |
8768485 |
20228431 |
27615025 |
Разница между доходами и расходами по инвестиционной деятельности |
140158 |
279158 |
462183 |
Разница между доходами и расходами по финансовой деятельности |
185779 |
383619 |
1531 |
Доходы от участия в других организациях |
8613 |
31004 |
41518 |
Прибыль, полученная по процентам |
222350 |
1027760 |
383821 |
Примечание – Источник: собственная разработка
Основными производителями средних и тяжелых грузовиков в странах СНГ являются: КамАЗ, УралАЗ, ЗИЛ, ГАЗ, КрАЗ, МАЗ; в Западной Европе: Мерседес, МАН, Ивеко, Рено, Скания, Вольво.
Продукция западных производителей,
несомненно, превосходит по техническим
и сервисным показателям
Автобусы МАЗ в сопоставлении с существующими аналогами, выпускаемыми в странах СНГ, имеют меньший расход топлива, более низкие эксплуатационные затраты, большую долговечность и соответствуют действующим международным нормам по токсичности и безопасности движения.
В последние годы изменилась
структура рынка автомобильной
техники в СНГ. Снижение ограничений
на импорт привело к первоначальному
подъему продаж импортируемых подержанных
грузовиков. Западными фирмами-
Сегодня предприятие выпускает более 260 модификаций автомобилей, около 100 моделей и модификаций прицепов и полуприцепов, из них 23 – в филиале «Могилевтрансмаш», 33 модификации автобусов и троллейбусов.
За 2010 г. Минским автомобильным заводом изготовлено 1025 автобусов и троллейбусов, реализовано 1008 единиц. К сравнению в 2009 г. произведено 615 единиц техники, реализовано 613. Темп роста по производству составил 166,7% в натуральном выражении. Темп роста по отгрузке – 170,1% в натуральном выражении.В 2011 г. Минский автозавод произвёл 1700 автобусов. Темп роста составил 165,9%, что практически соответствует темпам роста 2010 года.