Сущность японской модели менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 21:30, контрольная работа

Краткое описание

Цель этой работы – изучить философию менеджмента в японских компаниях.
Вопросы, рассматриваемые в работе:
1. Какова сущность японской модели управления?
2. Основные системы управления в Японии.
3. Как возникает и развивается философия менеджмента?

Содержание

Введение………………………………………………………………….3

Глава I. Японская модель менеджмента
Сущность японской модели менеджмента………………………..6
Системы управления в Японии……………………………………10
Глава II. Менеджмент по-японски
История компании Sony……………………………………….…...17

Заключение………………………………………………………………28
Список литературы……………………………………………………..31

Вложенные файлы: 1 файл

менеджмент.docx

— 65.03 Кб (Скачать файл)
  1. Обучение во время работы включается в механизмы, регулирующие рынок труда внутри предприятия;
  2. В цели обучения во время работы входит, прежде всего, подготовка квалифицированных работников и многопрофильных рабочих;
  3. Персоналу предоставляется гибкая занятость и равенство работников, занимающие разные должности;
  4. Применение дополнительных мер по стимулированию мотивации труда;
  5. Усиленное поощрение самообразования;
  6. Подготовка инструкторов по проведению обучения во время работы.

Система оплаты труда играет особую роль в японской модели управления и напрямую связана особенностями мотиваций и принципами поощрения труда. Поэтому она может быть рассмотрена только вкупе с вышеперечисленными факторами.

Говоря о системе оплаты труда  в Японии необходимо отметить, что  изначально каждая компания разрабатывала  свою систему с некоторыми особенностями. Различные концепции оплаты труда  послужили прообразом для моделей  стимулирования, используемых на японских предприятиях сегодня. На формирование суммарного заработка могут влиять 6 основных факторов:

  • возраст, стаж, образование (это тип оплаты труда, существующий в металлургии);
  • должность, профессия, обязанности;
  • условия труда;
  • результаты работы;
  • пособия на жилье, семью, транспорт;
  • региональные особенности (учитывают особенности региона, где расположено предприятие).

Конечно, как и везде, работодатели в Японии придерживаются режима экономии зарплаты. Однако, один раз в год (на 1 апреля) заработная плата рабочих  увеличивается. Это происходит традиционно, по требованию профсоюзов и по взаимной договоренности их с работодателями в соответствии с принципами социального  партнерства.

При всем многообразии японских моделей  оплаты труда можно выделить пять общих особенностей.

Первая особенность японской системы  оплаты труда - это ее зависимость  от стажа, возраста работника (система  оплаты за выслугу лет). Эта система  представляет собой метод контроля, при котором оплата труда и  продвижение по службе пропорциональны  возрасту и числу лет непрерывного стажа. В системе оплаты за выслугу  лет тремя важными элементами определения размера зарплаты являются забота о расходах рабочего на жизнь, побуждение к повышению производительности труда и стимулирование повышения  способностей. Эффективность этой системы  заключается в том, что она  содействует созданию обстановки сотрудничества и взаимопомощи рабочих на производстве, а также в том, что не устанавливает  непосредственную связь между трудом и зарплатой и формирует гибкое отношение рабочих к их перестановке

Второй особенностью японской системы  является ее зависимость от так называемых жизненных пиков, которых в жизни  человека насчитывается 5 - 6. Когда 22 - летний японец после окончания университета поступает на работу, его зарплата составляет примерно $2000/мес. Это установленный  законом минимум. В 28 - 29 лет японец, как правило, женится. Это вызывает повышение его заработка на 5- 7 %. Следующая жизненная вершина  достигается в связи с рождением  ребенка, в связи с чем государство  рекомендует повысить заработную плату  еще на несколько процентов. Затем  прибавка следует при покупке  жилья в кредит и т.д. Зависимость  зарплаты от жизненных пиков наглядно свидетельствует и реальной заботе о конкретном человеке.

Кроме стажа и квалификации все  большее влияние на рост (снижение) оплаты труда оказывает показатель фактического трудового вклада или  реальных результатов работы. Это  третья особенность японской системы  оплаты труда.

Четвертой особенностью оплаты труда  является зависимость окладов менеджеров от результатов работы предприятия. На всех предприятиях используется система  плавающих окладов. Базовые ставки директора, начальников цехов, других менеджеров колеблются в зависимости  от динамики себестоимости, объема производства, номенклатуры и т.д.

Заканчивая анализ особенностей японской системы оплаты труда нельзя не назвать  пятую, заключительную особенность. Это  одна из самых низких в мире дифференциаций труда (ниже только в Швеции 1: 3). В  Японии слесарь, продавец, врач, инженер, врач получают всего в 4 - 5 раз меньше, чем президент их компании.

 

Глава II. Менеджмент по-японски.

 

2.1. История компании Sony

В наши дни сложно найти человека, который бы не знал японский концерн Sony. В глазах многих потребителей, товары этой компании стали воплощением  высокого качества, надежности и удобства в эксплуатации.

Все началось в 1946 году. Два энтузиаста - Акио Морита и Масару Ибука - создали  маленькую мастерскую. Она занималась переделкой приемников. В детстве  увлечение радиотехникой отнимало у Акио много времени. Поэтому  он не столь хорошо учился в школе, как хотелось бы его родителям. «Хотя  места в классе перераспределялись каждый год, я всегда сидел перед  учителем вместе с самыми тупыми учениками», - позже вспоминал он.

Вновь созданное крошечное предприятие  не имело прочной финансовой основы, клиентов. Его теснили более крупные  конкуренты, как отечественные, так  и зарубежные. Само название «Токио телекомьюникейшенз инджиниринг корпорейшн»  терялось в море подобных наименований. Для иностранного рынка оно было совершенно неприемлемо.

Пришлось вносить изменения. Некоторое  время держалось новое имя - «Токио телетек». Но сочетание «телетек»  уже давно использовалось одной  американской фирмой. Это вносило  путаницу и грозило многочисленными  неприятностями. Требовалось что-то оригинальное и запоминающееся.

Акио Морита и Масару Ибука сочли  самым подходящим латинское слово  «сонус» - звук. В те времена в  японский язык настойчиво проникали  американизмы и жаргонные словечки. Одним из них было «сонни-бой» (сынок). Так именовали юношей с оригинальным восприятием мира, перспективным образом мышления. Хорошо звучало также слово «санни» - солнечный. Создавался яркий, светлый и жизнеутверждающий образ.

Однако при переводе на японские иероглифы возникало серьезное  препятствие. «Сон-ни» означало «потерять  деньги». Казалось, что поиски зашли  в тупик и надо начинать все  сначала. Решение оказалось простым - убрать одну букву. Так родилось название Sony. Слово, которое, как считалось, не имеет аналогов ни в одном языке. Короткое, емкое, не содержащее скрытого смысла.

Не обошлось без казусов. Так  как коммерческие успехи Sony были очевидны, нашлись люди, желающие погреть руки у чужого огня. Негодованию руководителей  фирмы не было границ - они узнали, что некая кондитерская компания выпускает шоколад под тем  же названием.

Самозванцы также поспешили  переименовать несколько сортов шоколада и стали называться «Сони  фудз». По мнению Акио Мориты, название и торговая марка фирмы не пустые слова и значки. Они являются гарантией  качества и надежности. Действительно, во всем мире уже сложился определенный круг людей, которые могут себе позволить  приобретать и пользоваться электроникой только от Sony. Покупая товар, они  уверены в его качестве.

Судебные процессы вообще дело хлопотное, тем более в Японии. Юристы «Сони» смогли доказать, что незаконное использование  их названия принесло им не только моральный, но и материальный ущерб. Одна свидетельница  заявила, что была уверена в синтетическом  происхождении шоколада, ибо выпускает  его фирма по производству электроники. Другой человек полагал, что Sony находится  на грани банкротства. Они якобы  прогорели, гоняясь за техническими новинками. Теперь вынуждены перейти  на производство кондитерских изделий.

Дело тянулось почти четыре года. Однако прекрасно подготовленные юристы истца сумели доказать свою правоту. Впервые суд применяет закон  о нечестной конкуренции. Находясь в условиях жесткого соперничества, каждая компания должна уметь отстаивать и защищать свои интересы. У Sony это  хорошо получалось с самого момента  ее основания.

В 1950 году фирма разработала для  продажи магнитофон. По современным  стандартам, он был большим и громоздким. Но для того времени явился необыкновенным новшеством. Настолько, что никто не хотел его покупать. Для игрушки устройство стоило чересчур дорого. А разве можно найти ему практическое применение? Примерно так рассуждали потенциальные покупатели.

Они охотно смотрели, как представители  фирмы демонстрируют возможности  нового прибора. Вежливые японцы с радостью позволяли записывать свои голоса на магнитную ленту, слушали, одобряли. Но покупать не собирались. Казалось, новое  предприятие столь обогнало время, что ничего хорошего, кроме разорения, его не ожидает.

Действительно, был нарушен один из самых главных законов бизнеса. Сначала товар запустили в  производство, и только потом принялись  искать покупателя. На ошибках учатся. Молодые предприниматели извлекли полезный урок.

Основатели Sony полагали, что необходимо продолжать работать и делать то, что  они считали правильным. «Если  вы ошибетесь, - говорил Акио Морита, - вы извлечете из ошибки урок. Только не допускайте одну и ту же ошибку дважды».

Первыми оценили новый прибор японские суды. В послевоенное время там  катастрофически не хватало стенографистов. Потом новинкой заинтересовались школы. Они стремились использовать передовые  методы обучения. Вскоре японское общество уже не могло представить себе жизнь без магнитофонов.

Sony пришлось выдержать очень  тяжелую борьбу. Бескомпромиссная  и жестокая конкуренция - естественный  спутник всех мелких компаний. Именно она заставляет производителей  быстро реагировать на требования  рынка, учитывать интересы конкретной  группы потребителей.

Патентная или нишевая специализация  стала новым шагом на пути создания транснационального концерна. Sony определила круг своих приоритетов. Ими стали  товары потребительской электроники.

М. Ибука констатировал: движение вперед началось с переосмысления позиции  фирмы. Было решено, что нет смысла конкурировать с уже существующими  компаниями. Основным направлением стало  производство товаров, которые ни одна фирма не делала раньше. Sony с первого  момента существования становится новатором. Она рассматривалась в качестве «мозгового треста», оригинальными способами производящего новейшие товары.

«Сони корпорейшн» первой запустила  в массовое производство миниатюрные  транзисторные радиоприемники и  телевизоры (самый первый такой телевизор  создали разработчики Sony), домашний видеомагнитофон, портативный кассетник  с наушниками.

Совместно с концерном «Филипс» разработана и внедрена новая  лазерная технология звукозаписи. А  также портативный стереопроигрыватель  «Уокмен», плоский телевизор «Уочмен» в виде наручных часов, «Дискмен» - проигрыватель  на компакт-дисках, система «Тринитрон», новый метод проецирования цветного изображения на кинескопы телевизоров, переносные видеокамеры и домашние видеомагнитофоны.

Далеко не все удавалось воплотить  в жизнь. Руководители Sony признаются, что потеряли деньги на цветных телевизорах  «Хроматрон», потерпели неудачу  с эл-кассетами, аудиокассетами большого размера с широкой лентой. Отказ  от производства калькуляторов затормозил работы по созданию собственной вычислительной техники.

Sony называли и менее почтительно  - «морской свинкой» электронной  промышленности. Ее продукция всегда  имела потрясающий эффект. Она  прокладывала дорогу своим конкурентам,  которые вовсю пользовались этим. Промежуток времени - между созданием  оригинала и его копированием - постоянно сокращался. Сначала  это был год, потом полгода,  а теперь чуть больше нескольких  месяцев.

В таких условиях для Sony остается лишь один путь - наступательная стратегия. Они открывают новые рынки  и захватывают на них максимальную долю.

Добившись лидирующего положения  у себя на родине, Sony приступает к  освоению зарубежных рынков. Сделать  это было весьма непросто. Репутация  товаров с маркой «Сделано в Японии», которые поставлялись за границу  до войны, была низкой. Морита признается: сперва они старались делать эти  слова как можно мельче - в надежде, что покупатель не обратит на них  внимания. Однажды переусердствовали. Американская таможня возмутилась, заставив фирму использовать буквы  нормальных размеров.

В конце пятидесятых годов Sony занимает лидирующее положение по производству магнитофонов. Более того, «Сони» стала  одной из немногих изготовителей  транзисторных приемников, потеснив при этом многочисленных конкурентов  на Западе.

Став могущественной корпорацией, можно позволить себе крупномасштабные захваты. С 1987 года Sony усиливает влияние  в Европе и в Америке. 1988 год - за два миллиарда долларов скуплена «Си-би-эс рекорд», а год спустя - «Коламбия пикчерз».

При налаживании деловых контактов  сказывались различия в подходе  к решению многих проблем. Продавая первую партию транзисторных приемников, администрация Sony потребовала от своего американского контрагента повысить стоимость одного изделия, если заказ  превысит десять тысяч штук. Хотя в  мировой практике все наоборот. Чем  больше заказ, тем соответственно ниже стоимость.

Руководители компании установили для себя еще одно правило. Они  решили никогда, ни при каких условиях не ставить на своей технике название других компаний. Это имело огромное значение. Sony работала только для раскрутки  своего имени, упрочения своих позиций.

В конце шестидесятых - начале семидесятых Sony становится одной из первых среди  производителей бытовой электроники  в размерах всего капиталистического мира.

Информация о работе Сущность японской модели менеджмента