Теоретические основы стратегического управления организациями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 18:59, курсовая работа

Краткое описание

Диверсификация – это процесс развития производства или прироста объёмов деятельности за счёт расширения номенклатуры товаров, добавления связанных и не связанных с основным направлением отраслей и видов деятельности и географических сегментов рынка за счёт расконцентрации капитала с целью снижения риска банкротства, укрепления финансовой устойчивости, повышения конкурентоспособности, эффективности хозяйствования экономического субъекта.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы стратегического управления организациями 5
1.1 Предпосылки возникновения стратегии управления 5
1.2 Инновационная диверсификация бизнеса 11
1.3 Технология развития инновационных предприятий в бизнес-инкубаторах 16
2. Практические основы стратегического развития инновационного бизнеса 21
2.1 Стратегии возникновения новых видов бизнеса на мезоуровне (на примере бизнес-инкубаторов) 21
2.2 Стратегия инновационной диверсификация как основа создания нового бизнеса на микроуровне (на примере ГК «ТВЕМА») 28
2.3 Перспективы инновационного развития при диверсификации предприятий 34
Заключение 41
Список использованных источников 43

Вложенные файлы: 1 файл

стратегический менеджмент.doc

— 402.00 Кб (Скачать файл)

Вся деятельность бизнес-инкубатора рассматривается как единая система взаимосвязанных и взаимодействующих процессов, где выход одного процесса является входом другого. В основу описания процессов положен принцип PDCA (Plan-Do-Check-Act) – цикл организационного управления.

Таким образом, предприниматель сосредоточен на первостепенной задаче начать выпуск товара переработки сельскохозяйственной продукции и выйти на рынок, все остальные проблемы ему помогают ре- шить сотрудники бизнес-инкубатора15.

Можно отметить один из таких бизнес-инкубаторов – Некоммерческое партнерство «Пензенский региональный центр содействия инновациям». На базе НП «ПРЦСИ» функционируют 15 инновационных предприятий, в том числе по переработке сельскохозяйственной продукции, которым оказывается активная всесторонняя поддержка. Центр способствует переходу экономики региона на инновационный путь развития, а также развитию международной и внешнеэкономической деятельности, содействует развитию инновационных субъектов малого предпринимательства на начальном этапе становления16.

В Пензенской области на основе со-финансирования за счет средств федерального и областного бюджетов сформирована сеть бизнес-инкубаторов, оказывающих консультационные услуги всфере менеджмента, маркетинга, налогообложения, кредитования, повышения квалификации и обучения, ведения бухгалтерского учета, юридическую помощь, подготовку бизнес-плана.

С привлечением средств областного и муниципальных бюджетов активно расширяется сеть муниципальных бизнес-инкубаторов.Так, в последние годы были дополнительно открыты бизнес-инкубаторы в следующих сельских районах области: Белинский, Вадинский, Городищенский, Земетчинский, Кузнецкий, Лопатинский, Лунинский, Малосердобинский, Никольский, Пачелмский, Пензенский, Тамалинский.

На сегодняшний день важной проблемой для оказания эффективной помощи малым инновационным предприятиям переработки сельскохозяйственной продукции является недостаток объектов инфраструктуры, обеспечивающих деятельность малых предприятий. В отличие от малых, крупные предприятия часто формируют собственные объекты инфраструктуры: центры по обучению персонала, маркетинговые и юридические службы, инженерные сети, открывают представительства, создают социальные объекты для своих сотрудников.

Для повышения конкурентоспособности продукции и услуг малые инновационные предприятия должны также иметь возможности получения необходимых консультаций. Подобные консультации на весьма доступных условиях предлагают бизнес-инкубаторы. Следовательно, создание и развитие бизнес-инкубаторов имеет приоритетное значение для дальнейшего устойчивого развития малого предпринимательства. В соответствии с Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 – 2020 годы предусмотрено повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на основе инновационного развития, при этом планируемый объем финансовых ресурсов для поддержки малых инновационных предприятий с 2013 по 2020 составляет 83,7 млрд. рублей17.

Таким образом, для того, чтобы инновационный потенциал малых предприятий развивался, важно создать для его субъектов благоприятную и комфортную среду финансирования, поддержки во всех сферах. Комплекс мер по развитию и поддержке малого инновационного предпринимательства должен предусматривать создание инфраструктуры малого предпринимательства и, в частности, бизнес-инкубаторов.

 

2.2 Стратегия инновационной диверсификация как основа создания              нового бизнеса на микроуровне (на примере ГК «ТВЕМА»)

 

Группа компаний «ТВЕМА» занимает доминирующее положение на рынке мобильных средств диагностики пути и инфраструктуры, прилагая при этом значительные усилия по их совершенствованию и созданию самых современных, превосходящих зарубежные аналоги, расширению производства. На железных дорогах и метрополитенах, промышленных предприятиях России, стран СНГ и ряде стран Азии и Африки работает более 220 мобильных и 2000 съемных и переносных средств диагностики железнодорожной инфраструктуры, изготовленных на предприятиях компании. В России парк мобильных средств контроля рельсов, производства ЗАО «Фирма ТВЕМА» составляет около 75%. Рассмотрим вопросы диверсификации производства с целью создания инновационных систем.

в 2009–2010 гг. прошли приемочные и сертификационные испытания трехвагонный диагностический комплекс «ИНТЕГРАЛ» для диагностики 117 параметров инфраструктуры, самоходный путеизмерительно-дефектоскопный комплекс «СЕВЕР», вагон-дефектоскоп ВД-УМТ-1, обеспечивающий работу при температурах от +50 до –50 0С, вагон дефектоскоп-путеизмеритель «ДЕКАРТ». Новые технические средства разработаны на основании решений, принятых на сетевых совещаниях специалистов диагностики железных дорог России, СНГ и рекомендованы для внедрения на сети железных дорог.

В целях повышения эффективности применения технических средств в условиях перехода к преимущественному контролю пути, рельсов и других объектов инфраструктуры мобильными средствами, внедрения участковой системы обслуживания укрупненными бригадами, ГК «ТВЕМА» было предложено на заседании секции «Путевое хозяйство» научно-технического совета ОАО «РЖД» 18 мая 2010 г. и сетевой школе по совершенствованию организации работы дефектоскопных средств в г. Сочи в мае 2010 г. внедрение системы диагностики инфраструктуры технологическими комплексами. Для реализации проекта предложено разработать на ближайшие 10–15 лет программы ускоренной модернизации имеющихся средств диагностики до уровня современных и переоснащение железных дорог новыми мобильными диагностическими системами с использованием научно-технического и производственного потенциала ГК «ТВЕМА». Предложения получили поддержку и одобрение руководства ОАО «РЖД» и железных дорог. Также предложено передать в опытную эксплуатацию на железные дороги изготовленные образцы комплекса «СЕВЕР», вагона-дефектоскопа ВД-УМТ-1, вагона-дефектоскопа-путеизмерителя «ДЕКАРТ» до решения финансирования их поставки.

Одним из основных элементов комплексной системы диагностики должен стать комплекс «СЕВЕР». В настоящее время первый комплекс эксплуатируется на Дальневосточной ж.д., был представлен на ассамблее начальников железных дорог 1–4 сентября 2010 г. в Хабаровске и демонстрируется на 2-й Международной выставке в Калуге «Транспортная инфраструктура и путевые машины». С целью реализации задач, поставленных Приказом президента ОАО «РЖД» «О совершенствовании системы организации текущего содержания пути, искусственных сооружений и земляного полотна» № 128 от 05.10.07 г. предусмотрено несколько вариантов исполнений для формирования технологических комплексов по содержанию инфраструктуры на базе диагностического комплекса «СЕВЕР»18.

Это технологический комплекс диагностики пути и производства неотложных путевых работ, автомотриса служебная (на 53 человека), автомотриса для инспекции, комплекс полного инженерно-геологического зондирования и диагностики балластного слоя и земляного полотна железной дороги, комплекс для контроля и оценки состояния технических объектов инфраструктуры.

В то же время работа ОАО «РЖД» в условиях экономического кризиса привела к сокращению ряда инвестиционных программ, включая программу повышения безопасности движения поездов, по которой финансируются закупки диагностической техники, что повлекло снижение поставки мобильных средств, выпускаемых ГК «ТВЕМА». Возросшие возможности и наличие в компании высококвалифицированного научно-технического и производственного потенциала, развивающееся сотрудничество с железными дорогами и предприятиями Европы и Азии (представительства и филиалы фирмы открыты на Украине, в Германии, Казахстане, Китае) потребовали пойти по пути диверсификации видов деятельности, не уменьшая усилий по изготовлению средств диагностики инфраструктуры железных дорог.

Важнейшим направлением деятельности ГК «ТВЕМА» является сохранение научных и конструкторских кадров, поддержание на современном и опережающем научно-техническом уровне выпускаемой продукции. Поэтому на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в текущем году выделено более 150 миллионов рублей собственных средств, что превышает уровень финансирования 2009 г.

Одной из последних опытно-конструкторских работ является создание системы контроля качества рельсов «СОКРАТ» для диагностики новых и старогодных рельсов на металлургических комбинатах и рельсосварочных предприятиях. Система «СОКРАТ» состоит из: подсистемы дефектоскопии, предназначенной для контроля головки, шейки и подошвы рельса; подсистемы контроля геометрических параметров рельса, предназначенной для контроля высоты, бокового износа, приведенного износа, волнообразного износа, кривизны, асимметричности профиля, скручивания и длины рельсов и рельсовых плетей; подсистемы видеоконтроля рельсов. Вся информация о параметрах контролируемого рельса по сети собирается на общий сервер и на основании собранной информации формируется паспорт рельса или рельсовой плети. В паспорте рельса сохраняются результаты дефектоскопии в виде отдельных файлов, а также результаты контроля геометрических параметров в виде графических диаграмм с указанием максимальных и средних отклонений от нормативных значений. Технические требования к системе разработаны совместно с Куйбышевской ж.д., на которой планируется провести опытную эксплуатацию системы «СОКРАТ» согласно решению научно-технического совета дороги.

Новые системы и узлы систем диагностики разрабатываются в модульном варианте с целью обеспечения возможности использования при модернизации находящихся на дорогах технических средств, проходят испытания в условиях эксплуатации на комплексе «ИНТЕГРАЛ», имеющихся специальных вагонах-лабораториях.

На Московской ж.д. проходит опытную эксплуатацию «Система мониторинга местоположения технических средств на базе GPS и ГЛОНАСС». Она предназначена для повышения качества и достоверности контроля при помощи мобильных и съемных диагностических средств подразделений путевого хозяйства ОАО «РЖД», а также для повышения эффективности работы путевых машин. Система мониторинга состоит из стационарного диспетчерского центра и бортовых комплексов. Диспетчерский центр включает базовую радиостанцию стандарта GSM 900/1800, связной контроллер, сервер с программным обеспечением «ТДП-Центр», АРМ «Диспетчер «ТДП-Центр».

Функциональные возможности системы: просмотр координаты объекта на карте; контроль исполнения технологических заданий; просмотр истории передвижения объекта на карте; печать участка карты; управление объектами (добавление, удаление, изменение); загрузка карты местности, построенной с помощью системы сбора географических данных. Система обеспечивает сбор данных о местоположении технических средств, их текущих эксплуатационных и иных параметрах (текущая скорость, пройденный путь и т.п.), передачу их в диспетчерский центр с одновременным накоплением данных в памяти бортовых контроллеров.

В настоящее время с ОАО «Росжелдорпроект» – головной организацией ОАО «РЖД» по внедрению инновационных методов в изысканиях и мониторинге инфраструктуры железнодорожного транспорта – изучаются вопросы участия предприятий ГК «ТВЕМА» в работе по созданию цифровой модели геометрических параметров пути (ЦМП) и ее использованию при проектировании, проведении ремонтов и текущем содержании инфраструктуры на основе данных средств диагностики.

Группой компаний «ТВЕМА» совместно с Рязанской радиоэлектронной компанией, на основе передовых инновационных технологий в области диагностики средств ЖАТ разработан мобильный измерительно-вычислительный комплекс технического диагностирования путевых устройств железнодорожной автоматики и телемеханики «АТЛАНТ», предназначенный для автоматизированной оценки их состояния. Данный комплекс может применяться на вагоне-лаборатории или другой подвижной единице для эксплуатации с отдельным локомотивом или в составе пассажирских поездов на дорогах России и сопредельных с ней государств. Комплекс «АТЛАНТ» обеспечивает автоматизированную оценку состояния путевых устройств АЛСН, АЛС-ЕН, ТРЦ, САУТ, КТСМ путем измерения и контроля их эксплуатационных параметров, оценки остаточной магнитной индукции рельсов, с привязкой к пути и навигационным системам, автоматизации процессов измерения, регистрации, обработки и анализа полученной информации.

В 2010 г. успешно проведены на Московской и Октябрьской ж.д. приемочные испытания комплекса «АТЛАНТ». Комплекс, изначально разработанный и испытанный на базе диагностического комплекса «ИНТЕГРАЛ», показал себя с наилучшей стороны и получил высокие оценки по удобству эксплуатации и качеству снимаемых показаний со стороны экипажа, специалистов Департамента автоматики и телемеханики и КБ ЦШ. Он разработан с учетом последних норм и требований ОАО «РЖД» для диагностики средств ЖАТ на всех участках железных дорог России, а также на скоростных направлениях, где используется канал непрерывной многозначной системы автоматической локомотивной сигнализации АЛС-ЕН, позволяющий развивать скорость свыше 160 км/ч. Необходимо отметить уникальность комплекса, который является единственным средством контроля скоростных участков, оборудованных системой АЛС-ЕН, и способным одновременно проверять параметры по каналам АЛСН, АЛС-ЕН, ТРЦ, САУТ, остаточной магнитной индукции, КТСМ.

Вместе с этим комплекс может быть по требованию заказчика дополнительно оборудован любыми вспомогательными контрольно-диагностическими средствами: системой контроля всех типов радиосвязи, используемых на железнодорожном транспорте, путеизмерительной системой, дефектоскопным комплексом, системой линейного видеонаблюдения высокой четкости, системой контроля габаритов приближения строений, георадарной системой.

В 2010 г. разработан комплекс обеспечения безопасности работ «КОБРА». Он предназначен для оповещения путевых бригад о приближении поезда, повышения безопасности при выполнении работ по текущему ремонту и эксплуатации железнодорожного пути, а также за контролем выполнения персоналом должностных инструкций в области обеспечения безопасности работ на перегоне в диапазоне температур от – 40 до + 40 0С.

Комплекс «КОБРА» состоит из рельсовых модулей, модулей сигналиста и модуля бригадира. Рельсовый модуль располагается непосредственно на рельсе и включает в себя датчик, блок радиосвязи, элементы питания и систему обработки сигнала. Модуль сигналиста включает в себя стандартную радиостанцию и блок управления радиостанцией. В блоке управления располагаются элементы питания, приемник сигналов рельсового модуля, система обработки сигнала, световая и звуковая сигнализация. Модуль бригадира состоит из стандартной радиостанции, блока контроля и регистрации информации, который включает в себя блок управления системой, блок сбора и архивирования данных, систему голосовой связи, световую и звуковую индикации и элементы питания.

Таким образом, на примере ГК «ТВЕМА» видно, что диверсификация производства служит основой для разработки инноваций, которые представлены в совершенствовании средств диагностики инфраструктуры системами для мобильных средств дефектоскопии; в геоинформационных технологиях - мониторингом местоположения технических средств; разработке специальных служебно-технических вагонов; системе обеспечения безопасности работ – комплексом безопасности «КОБРА».

Информация о работе Теоретические основы стратегического управления организациями