Теоретические основы управления качеством продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 23:16, курсовая работа

Краткое описание

Проблема управления качеством труда и продукции является важней-шим фактором повышения уровня жизни, экономической, социальной и экологической безопасности. Качество – комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности: разработка стратегии, организация производства, маркетинг и др.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы управления качеством продукции
2. Организационно-экономическая характеристика КУСП «Северный» Городокского района
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

отчет Северный Каган (1).doc

— 309.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

3

1. Теоретические основы управления качеством продукции

4

2. Организационно-экономическая  характеристика КУСП «Северный» Городокского района

16

Список использованной литературы

40

Приложения

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Основной целью прохождения  практики является  формирование практических навыков в условиях производственной деятельности на основе выполнения различных обязанностей, свойственных будущей профессиональной деятельности.

В связи с поставленной целью  основная задача преддипломной практики состоит в том, чтобы в практических условиях закрепить и расширить полученные в ВУЗе знания и собрать фактический  материал, который будет использован при разработке дипломной работы.

Успех любого предприятия  зависит от своевременного отказа от производства малоэффективных, морально устаревших товаров и технологий и перехода на так называемые новинки, обеспечивающие большие возможности в удовлетворении нужд, запросов и вкусов потребителей, а также более рациональное и экономичное их производство. Чтобы перейти на производство новых, более прогрессивных и эффективных товаров и услуг, чтобы обеспечить крупномасштабный выход на товарный рынок, необходимо использование результатов фундаментальных научно-исследовательских разработок, открытий, изобретений и другой инновационной деятельности в области создания принципиально новых и модернизированных поколений готовой продукции или сырьевых товаров, материалов и услуг в производственных программах предприятия.

Объектом исследования в отчете о прохождении производственной практики является сельскохозяйственное предприятие КУСП «Северный» Городокского района Витебской области.

Основной целью написания  отчета о прохождении производственной практики является анализ организационно-экономической  характеристики и оценка организации управления качеством продукции на предприятии.

Основными задачами, решаемыми  при написании отчета являлись:

    • изучение организационно-экономической характеристики предприятия;
    • общая оценка финансового состояния предприятия и факторов его изменения;

Период исследования предприятия 2010-2012 гг.

Анализ и оценка выполнялась  по материалам бухгалтерской и статистической отчетности предприятия за 2010-2012 годы, нормативно-правовыми и статистическими материалами Республики Беларусь.

 

  1. Теоретические основы управления качеством продукции

 

Проблема управления качеством труда и продукции  является важнейшим фактором повышения уровня жизни, экономической, социальной и экологической безопасности. Качество – комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности: разработка стратегии, организация производства, маркетинг и др.

Многоплановая система  управления качеством продукции  не может не включать в себя как  составную часть проблемы обеспечение  высокого качества труда работников, создающих продукт с необходимыми потребительскими свойствами. Однако управление качеством труда имеет и свои специфические особенности, которые надо учитывать в хозяйственной деятельности людей. Все это предполагает решение вопроса о месте и роли управления качеством труда в системе управления производственной деятельностью людей в целом. Некоторые экономисты считают, что управление ростом качества и производительности труда является центральной подсистемой всей системы управления трудом, главной ее задачей [23]. С таким утверждением можно было бы согласиться, если данную проблему рассматривать с позиции собственно производства, содержания процесса труда. Но этого сейчас явно недостаточно. Главным элементом содержания всех производственных и трудовых процессов является их целевая функция, направленная на обеспечение потребностей людей. Этой же цели должно служить и управление качеством труда. Именно результативность качества труда как степень его общественной полезности становится конечной целью управления данным процессом. Поэтому управление качеством труда является неотъемлемой составной частью управления качеством продукции в широком его понимании. Это подтверждает зарубежный опыт. Безусловно, управление качеством труда, ориентированное по своей цели на потребителя и являющееся главной частью комплексной системы управления качеством, имеет свои функциональные особенности, связанные с изменением содержания и характера труда, развитием трудовых отношений.

К этим особенностям относятся  формирование и подготовку квалифицированных кадров, их распределение и использование, совершенствование оплаты труда по его количеству и качеству, улучшение содержания и условий труда и т. д. Это дает основание рассматривать управление качеством труда как многогранную и сложную подсистему, имеющую свои объекты и структурные элементы, собственный механизм движения, и в то же время диктует необходимость построения ее, исходя из основополагающих принципов организации общественного труда. Такой подход к исследованию данной проблемы позволяет лучше выявить резервы роста качества труда.

Организация труда и  управление персоналом – многоплановые процессы. Они включают такие элементы, как наем и расстановка работников, распределение среди них обязанностей, подготовка и переподготовка кадров, стимулирование труда, совершенствование его организации [27].

"Эффективность труда"  и "качество труда" являются  ключевыми факторами в повышении прибыли предприятия в долгосрочном периоде. В экономической литературе встречаются различные точки зрения на понятие эффективности труда. В одних случаях эффективность труда отождествляется с его производительностью [18], в других – определяется как произведение показателя производительности труда на показатель качества труда [19].

Приводятся различные  определения качества труда: "Качество труда –это свойство конкретного труда производить ту или иную потребительскую стоимость в определенных условиях" [16 ]; "Качество труда можно определить как такую относительно устойчивую совокупность свойств, которая создает его существенную определенность как особого вида деятельность и обусловливает разные производственные результаты" [18].

Известный американский специалист по качеству Д. Харрингтон, рассматривает качество с позиции его управления в двух аспектах – в узком и широком. В узком смысле качество означает качество продукции. В широком смысле качество означает качество работы, обслуживания, информации, процесса, работы подразделений, работы персонала (включая рабочих, инженеров, руководящих и административных работников), качество функционирования системы, фирмы» [25].

С качеством труда  тесно связана система качества. В условиях научно-технического прогресса  особое значение приобретает технологический  аспект качества продукции. Это подразумевает высокий уровень соблюдения технологии производства, соблюдение всех параметров готовой продукции и полуфабрикатов, соответствие ужесточающимся требованиям международных стандартов и экологическим нормам. В современной экономике высокий уровень кооперации производства и разделения труда, что также делает необходимым соответствие продукции установленным системам качества и международной системе качества ИСО - 9000 [2].

Соответственно растущим требованиям к качеству продукции  и ее соответствию международным стандартам и системам качества, перед предприятиями встает необходимость повышения квалификации кадров. Поэтому в настоящее время все более возрастает роль систем подготовки и переподготовки кадров в соответствии с растущими требованиями к их квалификации для обеспечения необходимого качества продукции. С ростом автоматизации производства, сокращения ручного труда, а то и полной замене человека машинами квалификация кадров играет важную роль в повышении качества продукции на основе международных норм и систем [6].

Необходимо отметить, что иногда параллельно, иногда пересекаясь, а иногда и как единое целое наряду с понятием «управление», с развитием теории и практики управления развивались и продолжают развиваться понятие «управление качеством». До конца 1980-х годов речь шла в основном о термине «управление качеством продукции». Еще в 1979 году А.В. Гличев [9] определил управление качеством продукции как «постоянный, планомерный, целеустремленный процесс воздействия на всех уровнях на факторы и условия, обеспечивающий создание продукции оптимального качества и полноценное ее использование» [9]. Это же определение приводит Н.Ф. Прокопенко [23].

Экономический словарь  «Качество продукции» трактует данный термин следующим образом: «Управление  качеством продукции – процесс руководства деятельностью коллективов предприятий и организаций по достижению и поддержанию динамичной сбалансированности свойств продукции с потребностью в этих свойствах в интересах ее наиболее полного удовлетворения» [24].

В 1994 году В.И. Галлеев [8] дает уже несколько иное определение. Он пишет: «Управление качеством продукции – это подготовка и внесение в план по качеству, нормативную, техническую документацию значений показателей качества вновь осваиваемой или модернизируемой продукции или изменение показателей качества выпускаемой продукции, а также выполнение необходимых работ по достижению и поддержанию этих значений показателей» [8].

Управление качеством  продукции представляет собой процесс, включающий выявление характера и объема потребностей в продукции, оценку фактического уровня ее качества, разработку, выбор и реализацию мероприятий по обеспечению запланированного уровня качества продукции. По мнению специалистов Запада, отмечает В. Воскобойникова, «в настоящее время основополагающим принципом управления качеством является следующий: «Производство деталей и изделий надлежащего качества – с первого предъявления» [7]. Представляется, что требованиям этого принципа в большей степени отвечают методы и формы самоконтроля.

К концу 1980-х годов  стало ясно, что говорить лишь об управлении качеством продукции – значит иметь в виду десятую долю из всего многообразия объектов, об управлении качеством которых необходимо вести речь в современных условиях. В связи с этим понятие «управление качеством» было стандартизировано. Международный стандарт ИСО 8 402 определил управление качеством как «методы и виды деятельности оперативного характера, используемые для удовлетворения требований к качеству» [12]. Однако и это определение не отражает реальной сущности управления качеством. После его прочтения возникает закономерный вопрос: почему управление качеством включает только оперативные меры и не затрагивает стратегические аспекты? Указывая на оперативный характер мер, авторы стандарта подчеркивают, что это те методы и действия, которые реализуются в текущем отрезке времени, при этом не определяется допустимая продолжительность этого отрезка. Фактически получается, что действия, выходящие за его пределы, не могут быть отнесены к управлению качеством. А это в принципе не верно. Безусловно, в деятельности по управлению качеством есть действия, которые могут и должны выполняться именно в оперативном порядке (например, устранение выявленных в ходе конкретной технологической операции несоответствий). Но в то же время управление качеством обязательно должно включать стратегические аспекты, без разработки которых невозможна и оперативная деятельность.

В современных условиях, управление качеством представляет собой определенную стратегию и  тактику не только выживания, но и  дальнейшего процветания общества в целом, конкретных организаций и каждого человека. При этом все термины и подходы к управлению, приведенные выше, полностью относятся и к управлению качеством. Управление качеством также возникло как объективная потребность человечества, первоначально в высоко классном продукте и технологиях, в высококвалифицированном персонале, а затем как потребность в достойном качестве жизни. Однако многие специалисты по управлению практически игнорируют в своих трудах проблемы управления качеством. Во многом такое положение объясняется тем, что место и роль управления качеством в общей системе управления далеко не очевидны как для специалистов в области управления, так и для ученых, занимающихся проблемами качества. Единственное, с чем согласны многие отечественные специалисты, так это то, что в новое время источником управления в целом и управления качеством в частности является система Ф. Тейлора. Действительно, именно «отец научного управления» обратил пристальное внимание на необходимость учета вариабельности производственного процесса, оценил важность ее контроля и, по возможности, устранения. Система Тейлора включала понятия верхнего и нижнего пределов качества, поля допуска, вводила такие измерительные инструменты, как шаблоны и калибры, а также обосновывала необходимость независимой должности инспектора по качеству, систему штрафов для «бракоделов», формы и методы воздействия на качество продукции [4].

С течением времени представления  об управлении качеством включали все  новые и новые элементы, требовали  усиления интеграции деятельности различных служб и подразделений организации. Появляется и развивается понятие TQM – всеобщее управление качеством. В то же время управление начинает разделяться на функциональные составляющие, а в теоретическом плане оно предстает как управление по целям. Основная идея этой концепции заключается в структуризации и развертывании целей, а затем проектировании системы организации и мотивации достижения этих целей.

Под управлением качеством  понимают воздействие на производственный процесс с целью обеспечения требуемого качества продукции. Такое понимание управления включает три элемента: субъект управления (кто воздействует), объект управления (на что направлено воздействие) и сам процесс воздействия. Определив объект управления (производственный процесс), остановимся на самом процессе воздействия – на «механизме», «технологии» управлении качеством. Как всякий процесс управления, управление качеством осуществляется путем реализации управленческих функций [23].

Информация о работе Теоретические основы управления качеством продукции