Теории мотивации персонала и их применение на предприятиях индустрии гостеприимства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2015 в 12:09, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является разработка мероприятий, направленных на совершенствование системы мотивации на предприятии.
Основными задачами, обеспечивающими достижение поставленной цели, являются:
рассмотрение теоретических основ мотивации персонала на предприятии;
проведение анализа и оценки системы мотивации труда в управлении персоналом ЧТУП «ЭкологияТур»;
разработка мероприятий по совершенствованию системы мотивации персонала.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.Фирсова.docx

— 167.94 Кб (Скачать файл)

На рисунке 2.1 схематично представлена организационная структура предприятия.

 

Рисунок 2.1 – Организационная структура управления ЧТУП «ЭкологияТур»

 

Организационная структура туристического предприятия ЧТУП «ЭкологияТур» является функциональной (виды деятельности группируются по общей функции).

К преимуществам такой структуры можно отнести:

  • сокращение звеньев согласования;
  • уменьшение дублирования работ;
  • высокая компетентность специалистов, отвечающих за выполнение конкретных функций.

Недостатком данной организационной структуры управления является неоднозначное распределение ответственности.

Руководство текущей деятельностью предприятия осуществляется единоличным исполнительным органом – директором.

Должностные обязанности директора фирмы:

  • административное и финансовое управление;
  • организация работы турагентства от технического обеспечения до продаж;
  • разработка стратегических планов развития компании;
  • составление бизнес-планов проектов.

Главный бухгалтер работает по договору подряда. Главный бухгалтер подчиняется непосредственно директору предприятия. Осуществляет организацию бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности и контроль за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сохранностью собственности ЧТУП «ЭкологияТур».

Отдел продаж осуществляет следующую деятельность:

  • организация и ведение продаж:  поиск потенциальных клиентов;
  • ведение коммерческих переговоров с клиентами в интересах компании;
  • оперативное реагирование на информацию, поступающую от клиентов;
  • выяснение потребностей клиентов в продукции; мотивация клиентов на работу с «ЭкологияТур»;
  • планирование и аналитическая работа: составление ежемесячного плана продаж.

В структуре организации нет должности менеджера по персоналу, кадрами занимается генеральный директор. Это вызвано тем, что расширение турфирмы не планируется в связи с ограниченностью рабочего пространства (офиса) и, как следствие, отсутствием свободных вакансий, а также отсутствием текучести кадров (со времени основания фирмы состав сотрудников не менялся). Кроме того, турфирма использует студентов-практикантов в качестве рабочей силы с минимальной оплатой труда. Таким образом, проблемы подбора, набора, оформления сотрудников перед организацией не стоят.

Основные показатели хозяйственной деятельности ЧТУП «ЭкологияТур» за 2012–2013 гг. представлены в таблице 2.1. (по данным Приложения А)

 

Таблица 2.1 – Основные показатели деятельности ЧТУП «ЭкологияТур» за 2012-2013 гг., млн. руб.

Показатели

2012

2013

Изменение (+/-)

Темп роста, %

Выручка от реализации

327

763

436

233,3

Себестоимость

318

717

399

225,5

Валовая прибыль

9

46

37

511,1

Прибыль от продаж

9

46

37

511,1

Чистая прибыль

2

12

10

600,0


 

На основании анализа данных таблицы 2.1 можно сделать вывод о том, что основные показатели деятельности рассматриваемого предприятия выросли в 2013 году по сравнению с 2012 годом. Так, на 436 млн. руб. или на 133,3% возросла выручка предприятия. Себестоимость услуг ЧТУП «ЭкологияТур» в 2012 году составила 318 млн. руб., в 2013 году – 717 млн. руб., то есть, наблюдается увеличение себестоимости на 399 млн. руб. или 125,5 % в 2013 году по сравнению с 2012 годом. Валовая прибыль в 2013 году увеличилась на 411,1% и составила 46 млн. руб., а чистая прибыль – на 500 % и составила 12 млн. руб.

Таким образом, деятельность ЧТУП «ЭкологияТур» за период 2012–2013 гг. характеризуется ростом выручки, ростом валовой прибыли, чистой прибыли. Поэтому по косвенным показателям экономической деятельности ЧТУП «ЭкологияТур» можно сделать вывод о повышении эффективности деятельности предприятия.

Проведем оценку финансового положения организации по анным Приложения Б (таблица 2.2).

 

Таблица 2.2 - Оценка финансового положения ЧТУП «ЭкологияТур»

Наименование показателя

на 31 декабря 2012 года

на 31 декабря 2013 года

Изменение, +/-

Коэффициент текущей ликвидности

1,29

0,54

-0,75

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами

0,22

-0,86

-1,08

Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами

0,69

0,85

0,16


 

Коэффициент текущей ликвидности на конец периода значительно снизился на 0,75 и составил 0,54, данный коэффициент ниже нормативного значения на 0,46 (>= 1). Это означает, что активы предприятия не полностью покрывают краткосрочные финансовые обязательства.

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами на конец не соответствовал нормативному значению (>= 0,1), и составил –0,86. Это означает, что зависимость предприятия от внешних источников финансирования возрастает.

Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами и на начало и на конец 2013 года соответствует нормативному значению (<= 0,85), на конец года этот показатель немного увеличился и составил 0,85, т.е. в случае необходимости предприятие не сможет удовлетворить требования кредиторов за счет реализации своих активов, или предприятие не способно рассчитаться по своим финансовым обязательствам.

Таким образом, подводя итог анализу коэффициентов финансовой устойчивости ЧТУП «ЭкологияТур» следует отметить, что на конец 2013 года практически все показатели ухудшились, но не смотря на это предприятие ведет активную хозяйственную деятельность. Все рассчитанные коэффициенты ниже нормативных значений, можно сделать вывод, что предприятие является финансово неустойчивым.

 

 

 

 

2.2 Оценка сложившейся  системы мотивации персонала на предприятии

 

В ЧТУП «ЭкологияТур» используется мотивация как материальными, так и нематериальными средствами.

Формы, системы и размеры оплаты труда работников, в том числе и дополнительные выплаты стимулирующего и компенсирующего характера, устанавливаются предприятием на основании трудового договора. Заработная плата работников предприятия максимальными размерами не ограничивается. Выплата заработной платы производится регулярно в дни, определенные в трудовых договорах. Предприятие осуществляет социальное и иное обязательное страхование своих работников в порядке и на условиях, установленных законодательными актами Республики Беларусь и заключаемыми с ними трудовыми договорами. Предприятие вправе устанавливать за счет собственных средств дополнительные, по сравнению с законодательством, трудовые и социально-бытовые льготы для всех работников предприятия или отдельных категорий рабочих, служащих и руководящих работников.

Система оплаты труда в ЧТУП «ЭкологияТур» включает оклады, премии, доплаты, надбавки и другие выплаты, предусмотренные законодательством.

Анализ фонда заработной платы можно произвести соотношением темпов роста заработной платы и производительности труда работников. Данный анализ сведем в таблицу 2.3.

 

Таблица 2.3 – Основные показатели эффективности использования трудовых ресурсов ЧТУП «ЭкологияТур» за 2012-2013 гг.

Показатели

2012

2013

Отклонение (+;-)

Темп роста, %

Выручка от реализации, млн. руб.

327

763

436

233,3

Численность работающих, чел.

16,5

17

0,5

103,0

Среднегодовая выработка одного работника, млн. руб.

19,82

44,88

25,06

226,5

Средняя трудоемкость единицы продукции, чел/млн. руб.

0,050

0,022

-0,028

44,2

Фонд оплаты труда, млн. руб.

633,6

877,2

243,6

138,4

Среднемесячная зарплата, млн. руб.

3,2

4,3

1,1

134,4


 

Производительность труда в 2012 году составила 19,82 млн. руб./чел., в 2013 году – 44,88 млн. руб./чел. В 2013 году по сравнению с 2012 годом произошло увеличение показателя на 25,06 млн. руб./чел. или 126,5%.

Среднемесячная заработная плата также обнаруживает тенденцию к росту: в 2013 году по сравнению с 2012 годом наблюдается увеличение среднемесячной заработной платы на 1,1 млн. руб. или 34,4%. Темпы роста производительности труда выше темпов роста заработной платы в 2013 году, что могло свидетельствовать о преобладании интенсивного типа развития предприятия.

Из средств нематериальной мотивации в салоне применяется участие работников в управлении. Формы участия работников предприятия в управлении весьма разнообразны. Основные из них состоят в следующем:

  • работникам предоставляется право принимать решения по поводу того, как им осуществлять свою деятельность. Это касается таких аспектов, как режим работы, выбор средств выполнения работы других;
  • работники участвуют в подготовке и принятии управленческих решений по вопросам деятельности предприятия;
  • работники участвуют в вынесении предложений по совершенствованию их собственной работы и работы организации в целом.

На исследуемом предприятии мотивация в большей степени направлена на удовлетворение низших потребностей работника, социальные потребности пока остаются в стороне, а если и удовлетворяются, то по минимуму. И это, естественно, отрицательно влияет на эффективность действующей системы мотивации.

Для изучения состояния системы мотивации труда на предприятии в апреле 2014 года было проведено исследование по проблемам мотивации к труду на базе ЧТУП «ЭкологияТур».  Образец анкеты в Приложении В. Было опрошено 15 сотрудников.

Рассмотрим результаты анкетирования. На вопрос «Как Вы оцениваете мотивацию сотрудников на предприятии в целом» были получены следующие ответы (рисунок 2.2):

 

 

Рисунок 2.2 - Структура ответов на вопрос «Как Вы оцениваете мотивацию сотрудников на предприятии в целом», %

 

Были получены следующие результаты: 6,7 % опрошенных заявили, что уровень мотивации высокий, 33,3% затруднились ответить, оставшаяся часть респондентов, склонется к тому, что система мотивация на предприятии не работает. 

В связи с полученными ответами на первый вопрос интересно узнать, предпринимаются ли со стороны руководства какие-либо действия, чтобы повысить мотивацию сотрудников. Результаты опроса представлены на рисунке 2.3.

 

 

Рисунок 2.3 - Структура ответов на вопрос «Предпринимаются ли со стороны руководства какие-либо действия, чтобы повысить мотивацию сотрудников», %

 

На 13,3% опрошенных действия руководства никак не проявляются и такое же количество опрошенных ответили положительно. При этом 60,1% из них ответили, что предпринятые действия эффекта не имели, а 13,3% - что действия руководства только понизили мотивацию сотрудников к труду.

Следующим этапом исследования являлся анализ существующих на предприятии методов мотивации (рисунок 2.4). При ответе на данный вопрос допускалось более одного варианта ответа.

 

Рисунок 2.4 - Структура ответов на вопрос «Какие средства мотивации применяет в Вам руководство Вашего предприятия», %

 

В качестве самых используемых были названы следующие: привязка зарплаты к результатам труда (46,7%), устные похвалы и вручение грамот (26,7%) и мероприятия по сплочению коллектива (33,3%). Необходимо отметить, что под возможностью карьерного и профессионального роста на данном предприятии понимается только профессиональный рост сотрудников. Это объясняется тем, что коллектив сформирован, расширения деятельности не происходит и расширения штата соответственно тоже, система образования недостаточно развита.  Несмотря на то, что привязка зарплаты к результатам труда используется руководством, чаше всего она не оценивалась как действенный метод мотивации сотрудников, так как она чаще всего зависит от выполнения плана и имеет небольшую величину. Вопрос о повышении заработной платы актуален всегда и везде. Ясно, что она является основным и часто единственным средством получения доходов.

Информация о работе Теории мотивации персонала и их применение на предприятиях индустрии гостеприимства