Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 23:17, реферат
Лидерство – это способность влиять на индивидуумов и группы людей, чтобы побудить их работать для достижения целей. Имеется множество средств, с помощью которых можно оказывать влияние на других и вести людей за собой. Эффективное лидерство и эффективное управление не одно и то же. Следовательно, появляется вопрос: как должен вести себя управляющий, который является лидером? Какие средства влияния и стили поведения показали себя наиболее эффективными для направления усилий людей на достижение целей организации?
Это – сложные вопросы, и ответы на них лежат отнюдь не на поверхности. Теория лидерства пытается выявить и предсказать, какие характеристики лидерства оказываются наиболее эффективными и почему. Ученые - бихевиористы применили три подхода к определению значимых факторов эффективного лидерства: подход с позиции личных качеств, поведенческий подход и ситуационный подход.
Как и все другие модели, модель Фидлера не лишена недостатков и не получила полной поддержки со стороны других теоретиков. Она также имеет ограничения, но это не значит, что она бесполезна для практики управления.
2.2 Подход «путь – цель» Митчелла и Хауса
Еще одна ситуационная модель лидерства, во многом аналогичная модели Фидлера и имеющая много общего с теорией ожидания, относящейся к мотивации, была разработана Теренсом Митчеллом и Робертом Хаусом. Их подход под названием «путь – цель» также указывает руководителям на необходимость применять стиль руководства, наиболее сообразный ситуации.
Термин «путь – цель» относится к таким понятиям теории экспектаций (ожиданий), как усилие – производительность, производительность – результаты (вознаграждение) и ощущаемая ценность вознаграждения в глазах подчиненного. По существу, подход «путь – цель» пытается дать объяснение тому воздействию, которое производит поведение руководителя на мотивацию, удовлетворенность и производительность труда подчиненного. Согласно этому походу, руководитель может побуждать подчиненных к достижению целей организации, воздействуя на пути достижения этих целей. Обсуждая этот подход, профессор Хаус отмечает, что руководитель может повлиять на подчиненных, «увеличивая личную выгоду достижения подчиненными цели данной работы. Он также может сделать путь к этой выгоде более легким, объясняя средства ее достижения, убирая помехи и ловушки и увеличивая возможности для личной удовлетворенности на пути к выгоде». Ниже приведены некоторые приемы, с помощью которых руководитель может влиять на пути или средства достижения целей:
1) Разъяснение того, что ожидается от подчиненного.
2) Оказание поддержки,
наставничество и устранение
сковывающих
3) Направление усилий
подчиненных на достижение
4) Создание у подчиненных таких потребностей, находящихся в компетенции руководителя, которые он может удовлетворить.
5) Удовлетворение потребностей
подчиненных, когда цель
2.3 Теория жизненного цикла Херси и Бланшара
В отличие от авторов предшествующих концепций П.Херси и К.Бланшар уделяют особое внимание характеристикам подчиненных менеджера, отмечая, что степень готовности сотрудников к выполнению рабочих задач варьируется в широких пределах. Сотрудники с низким уровнем готовности, в силу слабых способностей к обучению или ненадежности, нуждаются в ином стиле руководства, нежели работники с высоким уровнем готовности, определенными классификацией, навыками, уверенностью в собственных силах и желанием трудиться. Согласно ситуационной теории, руководитель может применить один из четырех стилей:
1)Директивный стиль –
отражает повышенное внимание
к производству и пониженное -
к людям. Данный стиль
2)Убеждающий стиль –
связан с высоким вниманием
и к людям, и к производству.
Применяющий такой подход
3)Участвующий стиль –
объединяет в себе повышенное
внимание к людям и низкое
внимание к производству. Руководитель
делится с подчиненными своими
идеями, дает им возможность
4)Делегирующий стиль – отражает низкое внимание к производству и к людям. Применяющий такой стиль лидер почти не предлагает ни инструкций, ни поддержки. Вся ответственность за принятие решений и их реализацию возлагается на подчиненных.
Данная теория предписывает выбирать тот стиль, что наиболее соответствует уровню готовности подчиненных, т.е. степени их образованности, владения навыками, самоуверенности, отношению к работе. Уровень готовности подчиненных может быть низким, умеренным, высоким и очень высоким.
Низкий уровень готовности – работники не квалифицированы, обладают малым опытом, не надежны или не желают нести ответственность за выполнение работы, наиболее уместен директивный стиль. Когда один или более подчиненных проявляют низкий уровень готовности, лидер должен быть очень конкретен. Необходимо говорить работникам, что конкретно они должны делать, как и когда.
Умеренный уровень готовности – лучше всего подходит убеждающий стиль. Такие работники могут, например, не иметь достаточного образования или опыта, но демонстрировать уверенность в своих силах, способности, заинтересованность и желание трудиться. Убеждающий стиль предполагает направление подчиненных, но не простое инструктирование, а такое, чтобы у них оставалась возможность внести свой вклад.
Высокий уровень готовности
– эффективен участвующий стиль.
Такие подчиненные могут
Очень высокий уровень
готовности – если подчиненные имеют
очень высокий уровень
Модель П.Херси и К.Бланшара представляется более простой для понимания, чем модель Ф.Фидлера, однако в нее включены только характеристики подчиненных, и не оговариваются особенности ситуаций. В соответствии с ней руководитель должен оценить своих сотрудников и выбрать необходимый стиль лидерства.
2.4 Модель принятия
решений руководителем Врума-
Еще одной ситуативной
моделью руководства стала
АI. Вы сами решаете проблему или принимаете решение, используя имеющуюся у вас на данный момент информацию
АII. Вы получаете необходимую информацию от своих подчиненных и затем сами решаете проблему. Получая информацию, вы можете сказать или не сказать своим подчиненным, в чем состоит проблема. Роль ваших подчиненных в принятии решений – представление необходимой информации, а не поиск или оценка альтернативных решений.
CI. Вы излагаете проблему
индивидуально тем подчиненным,
CII. Вы излагаете проблему
группе ваших подчиненных, и
весь коллектив выслушивает
GII. Вы излагаете проблему
группе ваших подчиненных. Все
вместе вы находите и
Эти пять стилей представляют континуум, начиная с автократического стиля принятия решений (АI и АII), затем идет консультативный (CII и CII), и, наконец, завершается полным участием (GII). Применение каждого из этих стилей зависит от характеристик ситуации или проблемы.
Чтобы помочь руководителям оценить ситуацию, Врум и Йеттон разработали семь критериев, по которым оценивается ситуация «подчиненные – руководитель»:
1)значение качества решения.
2)наличие достаточной
информации или опыта у
3)степень структурированности проблемы.
4)значение согласия
5)определенная на основании
прошлого опыта вероятность,
6)степень мотивации у
подчиненных достигнуть целей
организации, если они
7)степень вероятности конфликта между подчиненными при выборе альтернативы.
Каждый критерий превращается в вопрос, который руководитель задает себе при оценке ситуации. Эти вопросы приведены в верхней части рисунка (см. рисунок 3). Первые три вопроса относятся к качеству решения, а последние четыре – к факторам, ограничивающим согласие подчиненных.
Чтобы определить, который из этих пяти стилей подходит к конкретной ситуации, руководитель использует дерево решений (рис.1). Начиная с левой стороны модели, руководитель отвечает на каждый вопрос, находит таким образом критерий проблемы и, в конечном счете, подбирает соответствующий стиль руководства.
Хотя модель Врума-Йеттона отличается от трех других ситуативных моделей, поскольку ее фокус – на принятии решений, она все же аналогична им в том, что подчеркивает отсутствие универсального оптимального метода влияния на подчиненных. Оптимальность стиля зависит от меняющихся переменных ситуации принятия решений.
Подобно другим ситуативным теориям, модель Врума-Йеттона получила полную меру как поддержки, так и критики. Ей требуется дальнейшее обоснование и уточнение.
1 Имеются ли требования, предъявляемые к качеству решения и позволяющие определить степень предпочтительности одного решения по сравнению с другим? |
2 Располагаю ли я достаточной информацией, чтобы принять качественное решение? |
3 Структурирована ли проблема? |
4 Является ли согласие подчиненных с выбранным решением существенным для его эффективного выполнения? |
5 Если бы вам нужно было
принимать решение |
6 Согласны ли подчиненные с целями организации, достижению которых они будут способствовать, решив эту проблему? |
7 Не чревато ли выбранное решение конфликтом между подчиненными? |
нет
Рис. 1. Модель принятия решения руководителем Врума-Йеттона
Глава II. Практическая часть
Изучив теоретические основы лидерства в Главе I, я попытаюсь спроецировать все теоретические данные на фактическую ситуацию. Я рассмотрю теорию на примере личного руководителя – С.Ю.В. Она является руководителем муниципальной аптечной сети «Новая Аптека».
1. Стиль руководства
Мой руководитель, согласно
данному подходу и
- частично делегирует
свои полномочия сотрудникам
(имеет место недостаток
- способствует их участию в управлении;
- решения зачастую принимаются коллегиально;
- работников всегда оперативно
информируют о принятых
- руководитель всегда
отстаивает интересы
Эффективность деятельности нашего предприятия находится на хорошем уровне. Отношения в коллективе сформировались позитивные и даже дружелюбные. Но, к сожалению, я не могу сказать, что сотрудники прилагают одинаково интенсивные усилия, как в присутствии лидера, так и в его отсутствии. Таким образом, можно отметить, что демократичный стиль руководства не всегда является эффективным.
2. Ситуационный подход
2.1. Ситуационная модель Фидлера
Отношения между коллективом и руководителем хорошие, доверительные. Работники уверены в поддержке руководителя и стремятся наиболее успешно выполнить поставленные задачи.
В ситуации на нашем предприятии
эффективен стиль руководства