Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2011 в 10:50, контрольная работа
Руководитель, ориентированный на результат, действует не на основе своих предположений и слухов. Он не считает себя прирожденным знатоком человеческих душ и снова и снова изучает факторы поведения людей, весьма многопланового и во многих случаях необъяснимого. Руководитель, ориентированный на результат, сознательно основывает свою деятельность по управлению индивидами и группами на продуманном представлении о человеке, которое он стремится постоянно развивать.
1. Введение
2. Основные знания, которые дают теории мотивации к работе и исследования мотивации
1) Двухфакторная теория мотивации Герцберга
2) Иерархия потребностей ( Маслоу )
3) Теория ожиданий ( Врум, Портер, Лоулер )
4) Ситуационные, личностные и другие факторы, влияющие на мотивацию
5) Потребности в достижении, присоединении и власти как фактор поведения на работе
3. Факторы, влияющие на удовлетворенность работой и мотивацию
4. Проблематика середины служебной карьеры
5. Развитие с помощью кризисов
6. Мероприятия по обеспечению собственной мотивации к жизни и работе
7. Забота о здоровье как одна из форм морального стимулирования
1) Забота о физическом состоянии
2) Забота о психическом состоянии
8. Заключение
9. Список использованной литературы
2011 год
ПЛАН.
1. Введение
2. Основные знания,
которые дают теории мотивации
к работе и исследования
1) Двухфакторная теория мотивации Герцберга
2) Иерархия потребностей ( Маслоу )
3) Теория ожиданий ( Врум, Портер, Лоулер )
4) Ситуационные, личностные и другие факторы, влияющие на мотивацию
5) Потребности в достижении, присоединении и власти как фактор поведения на работе
3. Факторы, влияющие на удовлетворенность работой и мотивацию
4. Проблематика середины служебной карьеры
5. Развитие с помощью кризисов
6. Мероприятия
по обеспечению собственной
7. Забота о здоровье как одна из форм морального стимулирования
1) Забота о физическом состоянии
2) Забота о психическом состоянии
8. Заключение
9. Список использованной
литературы
1. ВВЕДЕНИЕ.
Руководитель, ориентированный
на результат, действует не на основе
своих предположений и слухов.
Он не считает себя прирожденным знатоком
человеческих душ и снова и
снова изучает факторы
2. ОСНОВНЫЕ ЗНАНИЯ,
КОТОРЫЕ ДАЮТ ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ
К РАБОТЕ И ИССЛЕДОВАНИЯ
Теории мотивации к работе можно разделить на две группы:
- теории содержания;
- теории процесса.
Первые делают упор на исследовании и объяснении того, что мотивирует и каковы мотивы определенного поведения. Вторые разъясняют тот процесс, который дает продвижение происходящему внутри человека процессу мотивации. Чтобы действительно можно было понять мотивацию как явление, нужны оба понятия, а также персональный подход к рассмотрению.
1) Двухфакторная
теория мотивации Герцберга.
Эта теория была
создана Герцбергом на основе данных
интервью, взятых на различных рабочих
местах, в разных профессиональных
группах и в разных странах. Интервьюируемых
просили описать ситуации, в которых
они чувствовали полное удовлетворение
или, наоборот, неудовлетворение от работы.
Ответы были
классифицированы по группам. Изучая собранный
материал, Герцберг пришел к выводу,
что удовлетворенность и
На удовлетворенность работой влияют:
- достижения (квалификация) и признание успеха,
- работа как таковая (интерес к работе и заданию),
- ответственность,
- продвижение по службе,
- возможность
профессионального роста.
Эти факторы
он назвал “мотиваторами”.
На неудовлетворенность работой влияют:
- способ управления,
- политика организации и администрация,
- условия труда,
- межличностные отношения на рабочем месте,
- заработок,
- неуверенность в стабильности работы,
- влияние работы
на личную жизнь.
Эти внешние
факторы получили название “факторов
контекста”, или “гигиенических”
факторов.
Мотиваторы, вызывающие
удовлетворенность работой, связывались
с содержанием работы и вызывались
внутренними потребностями
По мнению Герцберга,
факторы, вызывающие удовлетворенность
работой, не являются противоположностью
в одном и том же измерении. Каждый из них
находится как бы в собственной шкале
измерений, где один действует в диапазоне
от минуса до нуля, а второй - от нуля до
плюса. Если факторы контекста создают
плохую ситуацию, то работники испытывают
неудовлетворенность, но и в лучшем случае
эти факторы не приводят к большой удовлетворенности
работой, а дают скорее нейтральное отношение.
Удовлетворенность работой вызывают только мотивационные факторы, положительное развитие которых может повысить мотивацию и удовлетворенность от нейтрального состояния до “плюса”.
2) Иерархия потребностей
( Маслоу ).
Поведение личности
обычно направляется его наиболее сильной
в данный момент потребностью. Это
заставляет нас действовать таким
образом, чтобы удовлетворить потребность.
Потребности можно
группировать по-разному. Пятиступенчатую
иерархическую модель создал Абрахам
Маслоу и трехступенчатую - Алдерфер.
Классификация Маслоу представляет нам следующие потребности:
- физиологические ( жажда, голод, сон, сексуальные ),
- потребность в безопасности,
- социальные
потребности (любовь, принадлежность
к определенной социальной
- потребность в уважении (самоуважение, успех, статус),
- потребность
в самовыражении.
Маслоу утверждает,
что наиболее сильная потребность определяет
поведение до тех пор, пока она не удовлетворена.
Удовлетворенная потребность больше не
определяет поведение, то есть не действует
как фактор мотивации.
Потребности удовлетворяются
в определенном порядке. Физиологические
потребности и потребность в безопасности
- это первичные потребности, которые должны
быть удовлетворены прежде, чем потребности
более высокого уровня смогут определять
поведение. Например, усиление чувства
голода ставит потребность в пище на центральное
место в поведении человека, отодвигая
в сторону другие (например, удовлетворяющие
потребности в собственном развитии).
По мнению Маслоу, если существуют две
одинаково сильные потребности, то доминирует
потребность более низкого уровня.
Таким образом,
условия и ситуация со своей стороны определяют,
какие потребности будут доминировать.
Потребности, связанные с уважением личности
и в этом смысле являются индивидуальными.
Следовательно, в одной и той же ситуации
у разных людей могут существовать разные
потребности, а изменение ситуации влечет
за собой изменение потребностей одного
человека.
Работа как таковая может дать возможность для удовлетворения потребностей. В том случае часто речь идет о потребностях более высокого уровня, связанных с уважением и самовыражением. С другой стороны, работа может быть способом изыскивать возможности для удовлетворения таких потребностей вне работы, и тогда доминируют потребности более высокого уровня, связанные с условиями и факторами безопасности.
3) Теория ожиданий
( Врум, Портер, Лоулер и др. ).
Мотивированная
деятельность является целенаправленной.
Цель обычно связана с прямым или
косвенным удовлетворением
Сила стремления к получению вознаграждения или другой цели (другими словами, исполнительная мотивация) зависит от
- ценности вознаграждения ( желательности ) и
- его достижимости
( реальности получения вознаграждения,
“ценности ожиданий” ).
То, что человек
ценит, зависит от его потребностей.
Чтобы человек был мотивирован
на определенную деятельность, нужно
его достижения в этой деятельности
вознаграждать тем, что он ценит,
и вознаграждение должно быть связано
с достижением цели так, чтобы человек
это заметил.
С другой стороны,
каждый знает, что не всегда даже настойчивые
усилия гарантируют достижение цели.
На основе ранее полученного опыта
формируется представление ( ожидание
) о том, насколько реальной является
возможность достижения цели. В этом случае
взвешиваются также все возможности и
препятствия, возникающие вследствие
окружения и ситуации данного момента.
Если ожидания
высоки, сила побудительного мотива возрастает.
Ранее полученный успешный опыт также
подкрепляет ожидание того, что соответствующий
результат мог бы быть получен. Таким образом,
успех усиливает мотивацию.
Если же ожидания
не осуществляются, препятствия к
достижению цели порождают ощущение
тщетности усилий. Чем больше для
человека важность (ценность) недостигнутой
цели, тем больше ощущение тщетности. В
следующий раз, может быть, будет немного
снижен и уровень цели и, если цель не осуществится
несколько раз, снизится оценка реальности
ее достижения и мотивация уменьшится.
“Стоит ли пытаться...” Ощущение тщетности
снижает мотивацию, а низкая мотивация
уменьшает исполнительский вклад, осложняет
достижение цели и вызывает еще большее
ощущение тщетности. Круг замыкается.
От ощущения тщетности может избавить постановка реальных целей, приближение ожиданий к реальности и вознаграждение от достижения цели тем способом, который ценит сам работник.
4) Ситуационные,
личностные и другие факторы,
влияющие на мотивацию.
Способ управления
и организационный климат являются
факторами, влияющими на мотивацию в рамках
предприятия. Это так называемые посреднические
переменные, то есть их влияние либо порождает
мотивацию, либо препятствует ей. Другими
такими ситуационными факторами являются
межличностные отношения на рабочем месте,
давление на работе в данный момент, использовавшийся
производственный метод, а также существующие
на предприятии культура и групповые нормы.
В теории Герцберга
эти моменты относятся к
Ситуационные
факторы зачастую препятствуют работнику
в выполнении задания желаемым способом
(например, отсутствие инструментария),
и таким образом появляются препятствия
на пути к достижению цели. Например, из
методов управления руководителя или
проводимой на предприятии кадровой политики
делается вывод о том, что достижение цели
ни в коем случае не повлечет за собой
желаемого вознаграждения. Препятствия,
видимые на пути к достижению цели, создают
ощущение тщетности и снижают мотивацию.
Одним из препятствий
может быть также недостаточность
собственных способностей по отношению
к данному заданию. По этой причине
исполнение неудачно, и в следующий раз
мотивация при таком задании будет еще
ниже. Успех при исполнении задания, напротив,
стимулирует мотивацию в соответствующей
работе. Следовательно, качество заданий,
даваемых работнику, в соотношении с его
способностями и мастерством также влияет
на мотивацию.