Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 13:12, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение основных аспектов техники принятия управленческого решения в кризисных ситуациях.
Достичь этой цели мне поможет выполнение следующих задач:
1.Раскрыть понятия антикризисного управления и управленческого решения.
2.Раскрыть содержание процесса принятия управленческого решения.
3.Определить факторы, влияющие на принятие управленческого решения.
4. Охарактеризовать стратегию управления предприятием в докризисной и кризисной ситуации.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЕЙ В КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЯХ: ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ 4
1.1. Понятия антикризисного управления и управленческого решения 5
1.2. Содержание и суть процесса принятия управленческих решений 8
1.3. Личностные и средовые факторы, оказывающие влияние на процесс принятия управленческих решений 12
2. РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА… 16
2.1. Предприятие в условиях кризиса 16
2.2. Маркетинговая стратегия предприятия как часть антикризисного управления 18
2.3. Неопределённость и риски при принятии управленческих решений 20
3. ТЕХНИКА ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЯХ 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………..……………
Рис.1.1 Схема взаимодействия бизнес-процессов
«Кризис в организации
– это процесс изменения,
В условиях наступившего
кризиса нужны механизмы, меры,
направленные на поиск путей
выхода из него, достижение «точки
безубыточности». Эти меры
Вне зависимости от причин возникновения кризиса существуют типовые модели действий в кризисной ситуации Рис.1.2
Рис. 1.2 Варианты действий в кризисной ситуации
Антикризисное управление невозможно
без непрерывного исследования рынка
(внешней среды) и самой организации.
Поэтому разрабатывается
1.На первом этапе предусмотрено обязательное сравнение маркетинговой стратегии и цели, а также рыночных возможностей организации. Такое сравнение соответствия ключевых характеристик положения организации на конкретном рынке дает основание для поиска прогнозных альтернативных рыночных путей выхода из кризиса.
2. На втором этапе маркетинговая стратегия оценивается на предмет её соответствия целями стратегии организации, возможно уточнение или формирование новой стратегии при резких изменениях рынка, что в кризисных условиях может произойти с большой степенью вероятности. Ключевыми параметрами сравнения выступает наличие возможности использования ресурсного, инвестиционного, инновационного, кадрового потенциала организации.
3. На третьем этапе формируется комплекс маркетинговых мер по реализации маркетинговой стратегии. Таким образом, процесс обоснования стратегии включает этапы её разработки и перспективы реализации с оценкой социально- экономической эффективности.
При изменении стратегии
процесс обоснования
В антикризисном менеджменте
также важно взаимодействие
Поскольку управление
можно рассматривать как
От стадий менеджмента
зависит динамика процессов
Невозможно учесть все возможные факторы, влияющие на развитие ситуации, поэтому в момент принятия управленческого решения всегда значителен элемент неопределенности и риска. А в ситуации кризиса неопределённость действий увеличивается, как и увеличивается вероятность рисков.
Риск - потенциальная возможность (опасность) наступления вероятного события или совокупности событий, вызывающих определенный материальный ущерб. (16;67)
В общем виде классификацию рисков можно представить в виде следующего рисунка:
Рис.1.3 Классификация рисков
«При анализе условий реализации проектов наиболее существенными являются следующие виды неопределенности:
Сталкиваясь с неопределенностью, руководитель может использовать две основные возможности:
1) Попытаться получить
дополнительную релевантную
2) Действовать в соответствии
с прошлым опытом, суждениями
или интуицией и сделать
Это ещё раз подчёркивает,
что временные и
Основной задачей при оценке рисков является их систематизация и разработка комплексного подхода к определению степени риска, влияющего на финансово-хозяйственную деятельность предприятия.
Таким образом, каждое предприятие благодаря своей маркетинговой стратегии, постоянному анализу внешней и внутренней среды, корректирует свои прогнозы, разрабатывает различные сценарии развития событий и своей реакции на них. Оценка рисков и преодоление неопределённости ситуации играют важнейшую роль в моделировании дальнейших действий организации.
Техника принятия управленческих решений в кризисных ситуациях
состоит из нескольких этапов:
1.Диагностика проблемы или задачи, по которой необходимо принять решение.
2.Постановка цели принятия решения.
3.Анализ факторов, влияющих на принятие решения.
4.Разработка и определение альтернатив.
5.Оценка альтернатив.
6.Выбор оптимальной
7.Принятие решения.
Для диагностики проблемы используются следующие методы:
Информация, собранная при помощи этих методов, используется так же при анализе факторов, влияющих на принятие решения.
Анализируя факторы, влияющие на принятие решения, необходимо оценить риски. Рассмотрим различные методы оценки рисков.
Основной задачей при оценке рисков является их систематизация и разработка комплексного подхода к определению степени риска, влияющего на финансово-хозяйственную деятельность предприятия. Алгоритм оценки рисков приведен на Рис. 1.4.
Рис. 1.4 Алгоритм оценки рисков
Огромное значение при оценке рисков имеет информация, которая обладает следующими свойствами:
- Достоверность (корректность) информации;
- Объективность информации;
- Порядок информации (количество звеньев между первоисточником и конечным пользователем);
- Полнота информации;
- Релевантность;
- Актуальность информации (значимость);
Соответственно, чем более информация достоверная, объективная, релевантная и т.п., тем меньше степень риска.
Наиболее сложной является задача преодоления неопределенности условий принятия управленческого решения. Для ее решения могут использоваться следующие методы:
При принятии решения руководителем высшего звена, информационный поток может быть настолько велик, что затрудняет принятие оптимального решения. В таких неопределённых ситуациях одним из способов решения может быть вероятностный подход. (17;55)
Вероятностный подход может
быть реализован в рамках статистического
и экспертного методов оценки
рисков. В первом случае вероятностный
подход основывается на наличии информации
о повторяющихся ситуациях
Суть вероятностного подхода
к управлению риском заключается
в изучении статистики результатов,
имевших место в аналогичных
ситуациях, или предположений группы
экспертов о возможных
Информация о работе Техника принятия управленческого решения в кризисных ситуациях