«Технологический» и «личностный» подходы в организации деятельности учреждений культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 14:11, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение значимости «технологического» и «личностного» подхода в организации деятельности учреждений культуры. Задачи курсовой работы:
использование технологического и личностного подходов к организации деятельности учреждения культуры;
описать качества, которыми должен обладать менеджер;
рассмотреть факторы, влияющие на принятие решений;
рассмотрение аспектов, описывающих суть личностного подхода.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 «ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ» ПОДХОД В ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ 5
2 «ЛИЧНОСТНЫЙ» ПОДХОД В ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая менеджмент.docx

— 53.34 Кб (Скачать файл)

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ 3

1 «ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ»  ПОДХОД В ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ 5

2 «ЛИЧНОСТНЫЙ»  ПОДХОД В ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ 10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В наше время культуру можно  назвать одним из действенных средств в духовном развитии общества и государства, средством создания благоприятных условий для полноценного развития личности, воспитания молодого поколения. Возрождение и развитие национальной культуры, придание ей, как одному из важнейших компонентов духовной жизни общества, статуса приоритетного направления в социально-экономическом развитии страны – в числе основных целей государственной политики. Государство проводит последовательную программу по сохранению культурного наследия белорусов, лучших черт белорусского характера: уважение к людям других национальностей и конфессий, миролюбие, толерантность, гуманизм, терпимость.

Произошедшие в 90-х годах прошлого столетия, серьезные социально-культурные, экономические и политические перемены в стране,  потребовали коренного переосмысления и преобразования государственной культурной политики – ее предмета, целей, задач, основных направлений, управленческих методов и т.п. Кардинальной переоценке была подвергнута и роль самого государства как в сохранении и развитии культуры, регулировании культурной жизни общества, так и в процессе формирования и реализации культурной политики.

Мы полагаем, что организация деятельности учреждений культуры помогает совершенствовать  культурно-досуговую и социально-культурную деятельность, повышает ее эффективность и конкурентоспособность. Несмотря на трудные условия становления рыночной экономики, недостаток у специалистов, занятых в сфере социально-культурной деятельности, коммерческих знаний, умений и опыта, они должны овладеть основами организации деятельности учреждений культуры на том же профессиональном уровне, как и процессом культурно-досуговой деятельности.

В понятие «метод организации деятельности учреждения культуры» должен прежде всего входить вопрос: каким способом,  какими действиями будет подготовлена и осуществлена культурно-досуговая программа или социально-культурно программа.

Метод - систематизированная совокупность шагов, действий, которые необходимо предпринять, чтобы решить определённую задачу или достичь определённой цели. В отличие от области знаний или исследований, метод является авторским, то есть созданным конкретной персоной или группой персон, научной или практической школой.

Подбор методов организации  деятельности учреждений культуры зависит от типа учреждения, его структуры и специфики его деятельности. Поэтому необходимым условием определения плана по организации деятельности является четкое определение целей, которые ставит перед собой то или иное учреждение.

Мы знаем, что важным аспектом в организации деятельности учреждений культуры является профессионализм кадров. В современных условиях, специалисты, отвечающие за культурно-досуговую и социально-культурную деятельность, обязаны иметь хотя бы минимальные знания о коммерческой составляющей деятельности учреждения, а профессионалы, занимающиеся непосредственно ее организацией должны быть высококвалифицированными в данном вопросе. Для того, чтобы организация деятельности учреждения культуры отвечала всем поставленным целям, руководители обязаны особо тщательно подбирать кадры, ответственные за нее.

Подбор и воспитание кадров немыслимы без хорошо налаженного  контроля за их работой. Специалист учреждения культуры должен уметь постоянно, глубоко и всесторонне изучать процессы развития, происходящие в обществе, уметь анализировать их и давать им верную оценку. 
Как специалист широкого профиля менеджер социально-культурной деятельности призван выявлять, удовлетворять и развивать социально-культурные интересы разных групп населения, разрабатывать целевые культурные программы и социальные технологии их осуществления, стимулировать инновационные движения в сфере культуры, управлять экономическими механизмами организации социально-культурной деятельности. Важной особенностью такого специалиста в том, что знание социологии, экономики, политологии, права, теории управления и ряда других социально значимых наук выступают не как самоцель, а как существенное средство реализации ведущей функции социально-культурной деятельности – приобщение человека к достижениям мировой и отечественной культуры, всемерное развитие его творческого потенциала.

 

Целью данной курсовой работы является рассмотрение значимости «технологического» и «личностного» подхода в организации деятельности учреждений культуры.

 

Задачи курсовой работы:

использование технологического и личностного подходов к организации деятельности учреждения культуры;

описать качества, которыми должен обладать менеджер;

 рассмотреть факторы, влияющие на принятие решений;

 рассмотрение аспектов, описывающих суть личностного подхода.

 

 

 

1 «Технологический» подход в организации деятельности учреждения культуры

 

Менеджмент учреждений культуры имеет свои характерные черты.  Обычно специфику менеджмента в  сфере культуры связывают с особенностями  «духовного производства». «Продукты» такой деятельности носят не столько  вещественный характер, сколько связаны  с феноменами сознания (восприятия, понимания, мышления, переживания и  т. д.), не поддаются непосредственному прямому счету, складированию. Их производство зачастую совпадает с их потреблением (просмотр спектакля, кинофильма, прослушивание концерта, чтение книги и т.д. Книга, которую не читают, картина, которую не смотрят и т. п., не являются художественными ценностями).

Более того, в отличие  от продуктов материального производства, уничтожаемых в процессе потребления (сапоги снашиваются, яблоки съедаются), культурные ценности в процессе потребления  наращивают свою ценность (чем больше народу прочитало книгу, видело картину, слышало концерт и т.п., – тем  выше их социальная значимость). Некоммерческая деятельность не означает «непривлекательная»  для бизнеса. Во всем мире некоммерческий сектор – один из наиболее интенсивно развивающихся секторов экономики.

Действительно, что может  быть привлекательней деятельности, когда все ваши доходы идут на покрытие ваших расходов и прибыль не образуется в принципе. Некоммерческая сфера обладает рядом законодательно закрепленных льгот и гарантий, привлекающих туда капитал. В силу своей публичности, социальной значимости она обладает явно выраженным рекламным потенциалом, возможностями формирования и продвижения привлекательного имиджа, репутации, социального статуса и т.д.

Более того, некоммерческая деятельность имеет более общий  характер, она может включать в  себя коммерческую как свою часть. Например, музей может заниматься предпринимательской  деятельностью, открывать производство сувениров, типографию, ремонтные мастерские и т.п.

Долгое время культура в нашей стране зависела от управления и подчинялась установленным  в государстве стандартам и течениям. Все сферы культурно-массовой деятельности подвергались строгой проверке и  контролю со стороны органов государственного управления. Из-за такого положения  вещей, создание собственных методов  в организации деятельности учреждений культуры было недопустимым. В стране существовал заведенный порядок, в  соответствии с которым проводились  все культурно-досуговые и социально-культурные мероприятия.

Руководством, а значит и  организацией деятельности, учреждений культуры занимался соответствующий  орган. Эффективность организации  виделась в мгновенности реакции  на директивные предписания. Однако, с изменением политики управления государством и ряда других перемен в общественном строе общества, изменились и учреждения культуры. Многие из них начали внедрять новые программы и направления своей деятельности. По этой причине возникла необходимость в пересмотре методов организации их деятельности. Каждое отдельно взятое учреждение получило возможность разрабатывать свои планы по организации социально-культурной работы культуры. [1]

Технологический подход в  организации деятельности учреждений культуры – представление культурно-досуговой  работы как технологий – стал неотъемлемой чертой современной культуры. Он выступает  как концентрированное выражение  достигнутого уровня развития, внедрения  научных достижений в практику, важнейший  показатель высокого профессионализма деятельности. [3]

Применение технологического подхода и термина технология к социальным процессам, к области  духовного производства – культуре – это явление новое для социальной действительности в нашей стране. Технологический подход открывает новые возможности для концептуального и проектировочного освоения различных областей и аспектов культурно-социальной действительности, он позволяет:

  • с большей определенностью предсказывать результаты и управлять культурной деятельностью;
  • анализировать и систематизировать на научной основе имеющийся практический опыт и его использование;
  • комплексно решать социально-культурные проблемы;
  • обеспечивать благоприятные условия для развития личности;
  • уменьшать эффект влияния неблагоприятных обстоятельств на человека;
  • оптимально использовать имеющиеся в распоряжении ресурсы;
  • выбирать наиболее эффективные и разрабатывать новые технологии и модели для решения возникающих социально-педагогических проблем.

Культура технологична по своей природе, ибо предполагает определенную последовательность действий. С точки зрения культуры, условно  говоря, важно не столько то, что  делается, а скорее то, как и с  какой целью делается.

Культура как бы «вкладывает» в различные виды активности социальных агентов апробированные, типологизированные и в той или иной мере институциализированные (нормированные, легитимизированные и санкционированные программы деятельности). Быть в культуре ‒ значит уметь оперировать ее механизмами и продуцировать новые нормы поведения. [3]

В рамках данного подхода  культура представляет собой определенную технологическую деятельность человека. В его основе лежит именно небиологическая  деятельность человека, а точнее детальность, обусловленная социальными целями и ориентирами в обществе. Технологический подход ориентирован, прежде всего, на технологию, то есть на достижение некой цели посредством определенно заданных функций. Этот подход направлен на изучение того, каким образом осуществляется деятельность и для какой цели. Другими словами, внимание сосредотачивается на механизме реализации той или иной социальной активности. Культура осмысливается как система средств и инструментов для решения практических задач, с которым сталкивается человек. Можно выделить основные технологические составляющие в организации деятельности учреждения культуры.

1) Цели – субъект управления (индивид или группа) принимает решение исходя не из своих личностных побуждений, а в целях достижения потребностей учреждения культуры.

2) Разделение труда. Если в частной жизни человек, принимая решение, как правило, сам его и выполняет, то в организации существует определенное разделение труда: одни работники (менеджеры) занимаются организацией деятельности и принятием управленческих решений, а другие (исполнители) – реализацией уже принятых решений.

3) Сфера воздействия. Результат разработанного плана по организации деятельности может оказать влияние на одно или несколько подразделений учреждения культуры. В таком случае он будет локальным. Однако стратегия деятельности может повлиять на учреждение в целом. При этом она будет глобальной.

4) Метод разработки плана по реализации деятельности учреждения культуры. Некоторые решения, как правило, типичные, повторяющиеся, могут быть с успехом формализованы, то есть выполняться по заранее определенному алгоритму. Другими словами, формализованное решение – это результата выполнения заранее определенной последовательности действий. Формализация принятия решений повышает эффективность по организации деятельности учреждения культуры в результате снижения возможности ошибки и экономии времени: не нужно заново разрабатывать решение каждый раз, когда возникает соответствующая ситуация. Поэтому руководство учреждения культуры часто формализует решения для определенных, регулярно повторяющихся ситуаций, разрабатывая соответствующие правила, инструкции и нормативы. Для формализованных решений характерен выбор наилучшей альтернативы только по одному критерию, а значит, решение является простым, однокритериальным.

5) Форма принятия решения. При технологическом подходе к организации деятельности учреждения культуры решения чаще всего применяются несколькими менеджерами. Это обусловлено тем, что в данном случае алгоритмы решения разрабатываются заранее и для нескольких типичных ситуаций.

6) Способ фиксации решений. По этому способу решения могут быть подразделены на фиксированные или документальные (т.е. оформленные в виде какого-либо документа), и недокументированные (не имеющие документального оформления, устные). Решения, при технологическом подходе обычно являются фиксированными, потому что данный подход предполагает четкое соблюдение последовательности решений, отображаемых в данных документах. Для следования алгоритму, разработанному для организации деятельности в типичной ситуации, необходимо документально оформленное представление плана действий, использовавшегося раньше для решения типичной задачи.

Информация о работе «Технологический» и «личностный» подходы в организации деятельности учреждений культуры