Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 16:30, контрольная работа
У каждого человека в жизни есть свои цели, связанные с различными областями приложения. Каждый стремится достичь чего-то своего или по-своему. Но часто люди, связанные узами совместной деловой активности сталкиваются в своих интересах, и тогда происходит конфликт, который - один из самых главных врагов менеджера, т.к. он дезорганизует людей, переводит их в эмоции, а не разум. Поэтому одна из функций менеджера, как человека, работающего с людьми, - предотвращение возникновения, сглаживание последствий конфликта, разрешение споров, умение подвести людей из вражды интересов к сотрудничеству и взаимопониманию.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Причины возникновения конфликта…………………………………………5
2. Виды конфликтов в организации…………………………………………….8
3. Виды выхода из конфликта………………………………………………….22
4. Препятствие или ресурс…………………………………………………….25
Заключение………………………………………………………………………27
Список использованной литературы………………
Наш с вами внутренний мир включает: мотивы, ценности, самооценку.
Мотивы - «хочу» (потребности, интересы, желания),
ценности - «надо»,
самооценка - «могу»
Известны и другие классификации внутриличностных конфликтов.
Например, Э.Эриксон связывает устойчивые внутриличностные конфликты с возрастными кризисами:
№ |
Возраст |
Содержание кризиса |
1 |
0-1 |
Доверие-недоверие |
2 |
1-3год |
Автономия – стыд, сомнение |
3 |
3-6года |
Инициатива – чувство вины |
4 |
6-12 |
Трудолюбие – чувство неполноценности |
5 |
12-19 |
Я идентичность – смешение ролей |
6 |
20-25 |
Близость-изоляция |
7 |
26-64 |
Порождение, творчество – застой |
8 |
65смерть |
Интеграция - отчаяние |
Классификация внутриличностных конфликтов по К.Левину
Тип конфликта |
Причина |
Модель разрешения |
Эквивалентный (приближение-приближение) |
Выбор двух или более в равной степени привлекательных и взаимоисключающих объектов |
Компромисс |
Витальный (избегание-избегание) |
Выбор между двумя в равной мере непривлекательными объектами |
Компромисс |
Амбивалентный (приближение-избегание) |
Выбор объекта, в котором одновременно присутствуют привлекательная и непривлекательная сторона |
Примирение |
Безусловно, говоря о внутриличностных конфликтах. Мы должны понимать, что в «чистом виде» внутриличностный конфликт не существует. Они всегда - результат воздействия на личность социальной среды. В общей группе внутриличностных конфликтов можно выделить две подгруппы:
Конфликты возникающие как результат перехода объективных противоречий во внутренний мир (моральные конфликты, адаптационные)
Конфликты возникающие из противоречий внутреннего мира личности (мотивационные, неадекватной самооценки). Они отражают отношение личности к окружающей среде.
Выделяют следующие виды внутриличностных конфликтов:
Истерический - характеризуется завышенными претензиями личности в сочетании с недооценкой объективных условий или требований окружающих
Обессивно-психастенический - характеризуется противоречивыми собственными потребностями, борьбой между желанием и долгом, между моральными принципами и личным поведением
Неврастенический - характеризуется противоречием между возможностями личности и ее завышенными требованиями к себе.
В основе внутриличностного конфликта лежит переживание. Что это такое? Переживание - форма активности личности, в которой осознается противоречие и идет процесс его разрешения на субъективном уровне.
Последствия внутриличностных конфликтов
Как и любые другие конфликты, внутриличностные конфликты могут быть конструктивными и деструктивными.
Конструктивным является
конфликт, который характеризуется
максимальным развитием
Деструктивным считается конфликт, который усугубляет раздвоение личности, перерастает в жизненный кризис или ведет к развитию невротических реакций.
Одним из серьезных последствий внутриличностного конфликта является суицид.
Характеристика социальных конфликтов
1. Межличностные конфликты.
Строгого определения межличностного конфликта не существует. Более того, межличностный конфликт очень тесно связан с внутриличностным. Тем не менее, можно назвать отличительные особенности межличностного конфликта:
1.Противоборство людей происходит непосредственно, здесь и сейчас, на основе столкновения их личных мотивов. Соперники сталкиваются лицом к лицу.
2.Проявляется весь спектр известных причин: общих и частных, объективных и субъективных
3.Межличностные конфликты
для субъектов конфликтного
4.Отличаются высокой
эмоциональностью и охватом
5.Затрагивают интересы окружения.
2. Групповые конфликты.
Групповой конфликт
– противоборство, в котором хотя
бы одна сторона представлена
малой социальной группой. В зависимости
от участников выделяют два
типа групповых конфликтов «
Конфликты между личностью
и группой возникают в среде
групповых взаимоотношений и
отличаются некоторыми
Первая особенность
связана со структурой
Вторая особенность
отражает специфику причин
Позиция – официальное, определяемое должностью положение
Статус – реальное положение личности в системе внутригрупповых отношений, степень ее авторитетности. Статус может быть высоким, средним и низким (относительно положения)
Внутренняя установка – субъективное восприятие личностью своего статуса
Роль – нормативно
заданный или коллективно
Групповые нормы – общие правила поведения, которых придерживаются все члены группы.
Причины конфликта
между личностью и группой
всегда связаны: 1) с нарушением
ролевых ожиданий; 2) с неадекватностью
внутренней установки статусу
личности (особенно конфликтность
личности с группой
Третья особенность отражается в форме проявления конфликта. Это применение групповых санкций, ограничение или прекращение неформального общения, эйфория.
Классификация конфликтов «личность-группа» выглядит так:
Вариант конфликта |
Возможные причины |
Руководитель-коллектив |
Новый руководитель, назначенный со стороны Стиль управления Низкая компетентность руководителя Сильное влияние отрицательно направленных микрогрупп и их лидеров |
Рядовой член коллектива - коллектив |
Конфликтная личность Нарушение групповых норм Неадекватность внутренней установки статусу |
Лидер – группа |
Низкая профессиональная подготовка Применение компромата против лидера Превышение полномочий лидерства Изменение группового сознания |
Конфликты типа «группа-группа» называют еще межгрупповыми.
3. Межгрупповые конфликты
Противоборствующие стороны – группы (малые, средине и микрогруппы). В основе такого типа конфликтов лежит -столкновение противоположно направленных групповых мотивов. Происхождение объясняется природно обусловленной враждебностью к «чужим» и привязанностью к «своим».
Межгрупповой конфликт имеет некоторую специфику.
Во-первых, образ конфликтной
ситуации (и без того всегда
субъективный) носит характер групповых
взглядов, мнений, оценок. Характеристика
типичного субъективного
1 - Деиндивидуализация взаимного восприятия. Члены конфликтующих групп воспринимают друг друга по схеме «Мы-Они»
2 - Неадекватное социальное, групповое сравнение. В групповых мнениях своя группа всегда оценивается выше
3 - Групповая атрибуция.
Позитивное поведение своей
4 - Агрессия. В межгрупповых
конфликтах индивид склонен
К межгрупповым конфликтам относятся трудовой конфликт, межэтнический конфликт и внутриполитический конфликт.
Причины трудового конфликта:
неудовлетворительные условия труда
система распределения ресурсов
выполнение договоренностей
Формы:
забастовка
демонстрация
обращение к общественности через СМИ
пикеты и т.д.
Условия межэтнических конфликтов:
заниженный или завышенный уровень национального самосознания
наличие в обществе «критической массы» проблем, оказывающих давление на все стороны национального бытия
наличие политических сил, способныхиспользовать в борьбе за власть два первых фактора.
Особенностью
Горизонтальный конфликт
Первым в классификации по уровням идет горизонтальный конфликт: «равный против равного». Типичные горизонтальные конфликты -конфликт между функционально связанными отделами, например, сбытом и производством, между отдельными компаниями в концерне, между партнерами при слиянии, между двумя учредителями. Механизм борьбы на начальном этапе разворачивания конфликта – «выиграть-проиграть». Однако чем сильнее взаимозависимость участников конфликта, тем сильнее тенденция к переговорам и сотрудничеству и к переходу к следующим фазам конфликта.
В системе «равный-равный»
наиболее частыми являются
1. Распределение задач
и ответственности. Очень характерны
пререкания подразделений, так как
стороны склонны избегать
2. Разные цели и интересы
отделов с различными
3. Зависимость от общих служб и ресурсов. Возникает тенденция создавать «дубликаты» - свои собственные службы, к примеру, иметь свою бухгалтерию и самостоятельно осуществлять подбор персонала.
4. Различия в престижности
работы. Внутри фирмы одни отделы
более одобряются, другие - менее. К
примеру, в привилегированном положении
могут оказаться брокеры в
финансовой компании или
Как можно изменить систему «равный-равный», чтобы уменьшить потенциальные конфликты?
1.Изменение отношений
• Явно и определенно
разграничить отделы и