Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 16:30, контрольная работа
У каждого человека в жизни есть свои цели, связанные с различными областями приложения. Каждый стремится достичь чего-то своего или по-своему. Но часто люди, связанные узами совместной деловой активности сталкиваются в своих интересах, и тогда происходит конфликт, который - один из самых главных врагов менеджера, т.к. он дезорганизует людей, переводит их в эмоции, а не разум. Поэтому одна из функций менеджера, как человека, работающего с людьми, - предотвращение возникновения, сглаживание последствий конфликта, разрешение споров, умение подвести людей из вражды интересов к сотрудничеству и взаимопониманию.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Причины возникновения конфликта…………………………………………5
2. Виды конфликтов в организации…………………………………………….8
3. Виды выхода из конфликта………………………………………………….22
4. Препятствие или ресурс…………………………………………………….25
Заключение………………………………………………………………………27
Список использованной литературы………………
• Усилить роль центральной власти в вопросах разграничения отделов
• Установить равновесие
отделов относительно статуса
или знаний путем
• Объединить отделы во главе с одним управляющим
2.Улучшение координации задач
• Разделить задачи между отделами
• Улучшить процедуры координации между ними
• Создать буферные запасы, чтобы подразделения сами планировали деятельность
3.Структурирование общения и переговоров
• Добиться формулирования
своих условий для
• Обучить технике ведения конструктивных переговоров
• Подключить третью сторону для ведения переговорного процесса
4.Улучшение межличностных отношений
• Провести обучение и тренинг
• Проводить ротацию кадров: обмен персоналом между отделами
Вертикальный конфликт: «высший против низшего»
Как правило, вертикальный конфликт («высший против низшего») возникает между руководителем и подчиненным. Первый стремится усилить свою власть и контроль, а второй все больше сопротивляется. Стремясь защитить свою автономию, подчиненные используют следующие «способы» воздействия на руководство: утаивают от шефа информацию, оказывают пассивное сопротивление, сплачиваются с коллегами и используют «круговую поруку», создают видимость бурной работы или подчеркивают свою незаменимость.
Как можно изменить систему «высший – низший», чтобы уменьшить потенциальные конфликты?
• Руководитель должен использовать разные стили лидерства
• Замена личной
власти обезличенной через
• Личная власть
может быть подменена
Вертикальный конфликт: «высший против среднего и против низшего»
«Средний» (мастер, начальник отдела, иногда менеджер по персоналу) в этом конфликте выступает в роли буфера. «Высший» приказывает, а «низший» сопротивляется. Это двусмысленное положение «среднего» между двух огней - основная причина стресса иблагодатная почва для конфликтов.
Как можно изменить систему «высший – средний – низший», чтобы уменьшить потенциальные конфликты?
•Установить более открытую коммуникацию между всеми
•Более четко определить задачи и распределить полномочия
•Обсуждать расхождение во мнениях
•Соблюдать дистанцию в системе «средний – низший»
Нетрудно заметить, что
конфликты по уровням словно
«заставляют» руководителей и
менеджеров по персоналу
3. Виды выхода из конфликта
Типы исхода из конфликтной ситуациях.
Первый - уход от разрешения возникшего противоречия, когда одна из сторон, к которой предъявлено «обвинение», переводит тему разговора в другое русло. При этом «обвиняемый» ссылается на недостаток времени, несвоевременность спора, и «оставляет поле брани».
Уход как вариант
исхода конфликта более всего
свойственен для «мыслителя», который
не всегда сразу готов к
разрешению сложной ситуации. Ему
необходимо время для
Тактика ухода нередко
обнаруживается у «собеседника»
Второй вариант исхода - сглаживание, когда одна из сторон либо оправдывает себя, либо соглашается с претензией, но только в данный момент. Оправдание себя полностью не решает конфликта и даже может усугублять его, так как внутреннее, мысленное противоречие усиливается.
Этот прием чаще
всего использует «собеседник»,
так как для него
Третий тип - компромисс.
Под ним понимается открытое
обсуждение мнений, направленных
на поиск наиболее удобного
для обеих сторон решения. В
этом случае партнеры
Четвертый вариант - неблагоприятный
и малопродуктивный исход
Пятый вариант - самый
неблагоприятный - принуждение. Это
тактика прямолинейного
Этот исход конфликта
в некотором смысле
4. Препятствие или ресурс?
По большому счету, все разнообразие взглядов на конфликт можно свести к двум вариантам: конфликт – это явление негативное или это ресурс для развития.
Наиболее распространенный
научный подход состоит в
В последнее время большинство социальных психологов и оргконсультантов склоняется к другому взгляду: конфликт - это «система отношений», «процесс развитиявзаимодействия». Причем развитие взаимодействия происходит именно из-за различий по интересам, ценностям или видам деятельности. Иными словами, конфликт - это процесс развития взаимодействия субъектов по поводу различий. В рамках этого подхода профилактика конфликтов заключается в создании условий бескризисного и быстрого перехода от одной фазы к другой для всех потенциально возможных конфликтов. А управление конфликтом становится отдельной деятельностью по обеспечению развития конфликтного взаимодействия. Причем такого развития, чтобы был возможен переход от одной фазы конфликта к другой: от конфронтационной фазы через компромиссную к коммуникативной. При таком понимании конфликт становится естественным условием существования людей и превращается в инструмент развития организации.
Как бы мы ни учили людей общаться, какие бы тренинги по сплочению сотрудников и командообразованию ни проводили, как бы ни шлифовали должностные инструкции, в итоге приходим к пониманию, что конфликты в организации все равно неизбежны. Всегда были, есть и будут противоречия как между отдельными людьми, так и подразделениями, которые рано или поздно приведут к конфликтам. И задача «руководить без конфликтов» - не более, чем миф. Получается, что конфликт - это естественное состояние для любой системы: личности, фирмы, страны или семьи. А задача специалистов – использовать внутреннюю энергию конфликта для продвижения вперед.
Заключение
Конфликт - это столкновение противоположно направленных интересов, позиций партнёров, сопровождаемое психическим напряжением и возникновением негативных эмоциональных состояний.
В организации конфликты:
· ведут к разобщённости и ухудшению социально-психологического климата в коллективе;
· снижают мотивацию персонала;
· ведут к снижению эффективности отдельных сотрудников и целых команд;
· стимулируют «текучесть» кадров;
· подрывают доверие к руководству.
Тем самым, конфликты препятствуют развитию организации в целом и требуют вмешательства.
Конфликты служат разрядкой напряженности между конфликтующими сторонами (нередко «холодная война» между сотрудниками намного хуже открытого противостояния), они способствуют сплочению коллектива, снимают синдром покорности у подчиненных (это способствует повышению активности подчиненных, они более открыто высказывают свое мнение по ключевым вопросам работы отдела) и т.д.
Руководитель отдела должен быть в курсе происходящего в его отделе и контролировать ситуацию. Так, он не должен допускать столкновения полномочий между работниками.
Инициатива сотрудника должна поощряться, но только в том случае, если она принесла ощутимые положительные результаты (например, разработка какого-то проекта, его реализация, получение гранта и т.п.), которые сказываются на имидже всего отдела.
В отделе должна присутствовать здоровая конкуренция. Это значит, что конфликт присутствует, но в минимальной степени и протекает ровно, вызывая лишь ощущение легкого стресса у сотрудников, который благоприятно сказывается на их внимательности, активности.
Введение штатного психолога в отдел нецелесообразно, но вот в Департамент - необходимо. Альтернатива - служба психологической поддержки при администрации.
Необходимо налаживать отношения между сотрудниками вне работы. Корпоративные праздники, выезды на природу и т.п. решают эту проблему.
Но в любом случае, благоприятный климат в организации должен контролировать руководитель. В его задачу должно входить не только предоставление работы, но и своевременное реагирование на всевозможные конфликтные ситуации.
Конфликт-явление многоуровневое, и его регулирование в каждом отдельном случае уникально и неповторимо, так как зависит от личностных характеристик работников, их профессиональной деятельности и должностного уровня. В целом, управление конфликтом должно обеспечивать два наиболее значимых процесса: возможность его избежание и способность остановить конфликт раньше, чем он сможет принести огромный материальный, моральный и нравственный ущерб, как для каждого сотрудника, так и для дальнейшего развития организации в целом.
Список использованной литературы