Традиционные технологии отбора кандидатов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 21:45, реферат

Краткое описание

Если вакансии существуют, начинается процесс набора персонала, состоящий из нескольких стадий - детализации требований к вакантному рабочему месту и к кандидату на его занятие, подбора кандидатов, отбора кандидатов и, собственно, приема на работу. Обладая информацией о стратегии организации, ее структуре, основных направлениях деятельности и приемлемой организационной культуре, служба персонала может начать поиск и отбор необходимых работников. Различают внутренние и внешние источники комплектования организации кадрами.
Определение потребности в персонале организации - это установление необходимых количественных и качественных характеристик персонала, соответствующих выбранной стратегии развития организации.

Содержание

Введение
1. Организация работы по поиску и отбору кандидатов
2. Традиционные технологии отбора кандидатов
3. Нетрадиционные методы подбора персонала
4. Процедура принятия окончательного решения
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Подбор кандидатов.docx

— 59.89 Кб (Скачать файл)

Критериальное собеседование представляет собой \ интервью, во время которого кандидату задаются вопросы о том, что бы он сделал в определенной ситуации (связанной с будущей профессиональной деятельностью), а его ответы оцениваются с точки зрения заранее выработанных критериев. Преимущества этого вида собеседования состоят в использовании вопросов и методов оценки, непосредственно связанных с профессиональной деятельностью, а также в возможности легко ранжировать кандидатов, отвечающих на стандартные вопросы. Недостатки связаны с ограниченностью оцениваемых качеств кандидата и необходимостью тщательной предварительной подготовки для проводящего собеседование сотрудника.

Наилучшего результата можно добиться, построив собеседование с кандидатом таким образом, чтобы оно включало в себя элементы всех видов интервью. Подобное собеседование требует  от проводящего его человека определенного  опыта и многосторонней предварительной  подготовки, но позволяет достаточно объективно и всесторонне оценить  кандидата.

4. Структурированное (в основе которого лежит фиксированный набор вопросов)/ неструктурированное (проводимое в свободной форме);

3. Нетрадиционные методы  подбора персонала

К нетрадиционным методам подбора  персонала сегодня прибегают  все больше работодателей. Специалисты HR-portal составили неофициальный рейтинг популярности применяемых и пропагандируемых на российском рынке труда нетрадиционных методик подбора сотрудников.

Первое место: стресс-интервью

Первое место по популярности занимает метод стрессового интервью. Его  еще иногда называют шоковым, что, пожалуй, в большей степени отражает сущность подхода. Цель стрессового интервью - определить стрессоустойчивость кандидата. Соответственно, необходимость его  использования может быть оправдана  при подборе персонала на вакансии кассиров, операционистов банков, пожарных, сотрудников милиции и даже специалистов по персоналу.

Для выявления стрессоустойчивости  кандидата для него создают стрессовые условия и наблюдают, как он на них будет реагировать. Очень  интересны при этом свидетельства  очевидцев, прошедших через стрессовое интервью. Среди их рассказов, которыми сегодня изобилует Интернет, мне  не довелось встретить ни одного положительного отклика: люди высказывают возмущение, непонимание, зачастую обиду. Судите сами. Стандартный сценарий стрессового  интервью предполагает:

а) опоздание на собеседование представителя  работодателя на время от получаса и более;

б) выказывание невнимания к заслугам, степеням, званиям, образованию соискателя: "Ну и что, что вы из МГУ, у нас  оттуда даже уборщица";

в) потерю резюме кандидата;

г) создание неудобных условий: подпиленная  ножка стула, слишком высокий  стул, яркий свет в глаза, размещение соискателя в центре круга, по периметру  которого сидят представители нанимателя;

д) задавание некорректных вопросов: "А почему вы в свои 28 лет еще не замужем - мужчин боитесь или с вами что-то не так?";

е) неожиданные действия со стороны  рекрутера (швыряние ручки в лицо).

Конечно, странно, если после подобных испытаний кому-то захочется работать у такого работодателя. Правда, надо сказать, мастера стрессового интервью советуют после его проведения честно признаться кандидату на должность, каковы были цели "пытки". Но, как  правило, повлиять на решение "испытуемого" такое признание уже не может.

Бывают и особо показательные  случаи. Так, например, в одной из американских компаний решили применить  стрессовое интервью массово. Пригласили сразу несколько кандидатов, прошедших  первые два этапа интервью, на корпоративную  вечеринку. После просмотра видеофильма  о жизни компании соискатели получили следующее предупреждение: "Наш  корпоративный танец - макарена. Поэтому те, кто умеет его танцевать, соответствуют нашим ценностям". Логично, что после этого всех кандидатов попросили исполнить этот танец. Кого в результате взяли на вакантную должность, осталось неизвестным, но история о макарене и о компании, которая ее очень любит, теперь известна по всей стране.

Из этой же серии и история  об отборе стюардесс для одной  из скандинавских компаний. Там соискательницам  предложили изобразить, как играют в водное поло бегемоты. Не все согласились  проявить себя в роли толстого животного, но рекрутеры, надо полагать, насладились  зрелищем... Однако теперь, зная о таком  сценарии подбора сотрудников, не каждый решится приехать на собеседование  в эту компанию.

Из менее безобидных приемов - предложение  секретарям снять туфли - вероятно, для проверки опрятности. А может  быть, так определяют, кто будет  в доме хозяин, ведь в народе считается, что если у жены второй палец на ноге длиннее остальных, то она будет  главенствовать. Но не всякому шефу, наверное, подобная перспектива по душе. Хотя, как рассказали нам во время тренинга врачи одной из московских клиник, традиция проверять  чистоплотность, а заодно и стрессоустойчивость  кандидатов для работы в российских больницах существовала еще в  позапрошлом веке. Тогда в Боткинской больнице при приеме на работу медсестер и сиделок барышень просили снять, пардон, штаны: считалось, что это очень надежный был способ отбора хороших сестер милосердия.

Однако на фоне возможных отрицательных  последствий применения данного  метода нельзя не отметить и очевидную  его полезность в отборе персонала  на определенные должности, например позиции  секретаря или кассира в банке. Представим себе такую ситуацию: будущий  шеф секретаря в порыве гнева  кидает мобильный телефон в неугодившего сотрудника. Много ли найдется терпеливых кандидатов, готовых работать в таких условиях, и как оценить терпеливость кандидата? В такой ситуации метод шокового интервью способен стать незаменимым помощником рекрутера.

Второе место: Brainteaser Interview

Следующее место в нашем рейтинге занимает так называемое Brainteaser Interview (дословно - "интервью, щекочущее мозг") - метод, который особенно любят российские представительства западных компаний. Суть его в том, что кандидатам необходимо дать ответ на замысловатый вопрос или решить логическую задачу. Цель такого нестандартного метода - проверить аналитическое мышление и творческие способности соискателя. Соответственно, целевая аудитория для использования Brainteaser-интервью - работники умственного труда и креативщики, среди которых программисты, менеджеры по рекламе, аудиторы, консультанты. Однако, по рассказам очевидцев, работодатели не гнушаются применять данный метод и при выборе инженеров, операторов машин и даже рабочих.

Наибольшую популярность Brainteaser-интервью принесла компания Microsoft, руководители которой являются не только приверженцами этого метода, но и авторами многих широко используемых вопросов. Так, например, есть корпоративная легенда о том, что один из СЕО компании, идя по улице, придумал вопрос "А почему крышки канализационных люков круглые?" и с успехом использовал его во многих интервью.

Вопросы Brainteaser-интервью можно разделить на несколько групп:

1. Небольшие логические задачи  с четко заданными ответами.

Например, известная загадка про  мужика, которому надо перевезти на другой берег лису, петуха и мешок  с зерном при условии, что за одну переправу по реке он может перевезти  только один груз, а лиса может съесть петуха, который, в свою очередь, может  склевать зерно.

2. Задачи, у которых нет четко  заданного ответа.

Например, задаются вопросы типа: сколько  в мире парикмахеров, сколько в  России настройщиков пианино и т.д.

В ответах на такого рода вопросы ценятся логичность хода рассуждений и креативность решения. То есть кандидат должен начать рассуждать следующим образом: всего в мире около 6 млрд человек. Пусть две трети из них раз в месяц ходят к парикмахеру. Один парикмахер в месяц обслуживает 100 человек. Тогда всего в мире насчитывается... А попробуйте-ка сами ответить на этот каверзный вопрос - почувствуйте, как говорится, на себе! Здесь стоит сказать, что среди подобных задач есть и посложнее. Это специально разработанные бизнес-кейсы, их, как правило, любят консалтинговые компании. Им и кейс составить проще (на практических проектах), и характер деятельности обязывает.

3. Упражнения, в которых требуется  показать оригинальность мышления.

Например, предложение сконструировать  солонку или продать собеседнику  ручку, лежащую на столе.

Предполагаю, что для подбора  сотрудников, имеющих перечисленные  выше профессии, такие вопросы действительно  могут быть эффективными, однако зачем  задавать их, например, грузчикам - для  меня до сих пор остается загадкой.

Третье место: физиогномика

На третьем месте в нашем  рейтинге метод подбора на основе физиогномики. Одним из апологетов этого метода у нас в стране является В.В. Малешин, который уже более 20 лет применяет его в своей практике подбора персонала. Его статьи на эту тематику неоднократно печатались в журнале "Управление персоналом". Сама физиогномика как наука отсчитывает свою историю с XVIII века, когда была опубликована первая подробная работа по этой дисциплине - четырехтомные "Физиогномические фрагменты" Иоганна Гаспара Лафатера (1775 - 1778). Однако следует заметить, что методы определения характера человека по его внешности существовали еще в Древнем Вавилоне.

По нашему убеждению, применение физиогномики оправдано только при условии  большого практического опыта ее использования, но и в этом случае рекомендации следует давать с особой осторожностью. Физиогномика не должна быть единственным методом при отборе кандидата, она подходит скорее как  вспомогательный метод, позволяющий  подкрепить выводы традиционной технологии интервьюирования.

Представьте, что вы проводите отбор  кандидатов на должность главного бухгалтера. И вот пришел момент принятия решения. Директор интересуется, кого же наконец-то можно усадить за стол, заваленный отчетностью, и сделать ответственным  за весь этот бухгалтерский беспорядок в компании. Вас вызывают на ковер  и задают закономерный вопрос: "Ну, кто же?" И вы называете имя, мотивируя выбор тем, что губы у кандидата ровные, ногти накрашены  аккуратно, лицо пропорциональное, глаза  большие, а нос правильной формы. Как вы думаете, что скажет директор, а если не скажет, то что он подумает?..

Четвертое место: соционика

Четвертое место на пьедестале нетрадиционных методов подбора прочно занимает соционика. Эта наука - не побоимся этого  слова - изучает процесс переработки  информации из окружающего мира психикой человека.

Согласно соционической концепции  психика людей может быть представлена в виде 16 возможных вариантов  восприятия и обработки информации, что соответствует определенному  типу информационного метаболизма (сокращенно - ТИМ), или социотипу.

Карл Густав Юнг в своем учении о психологических типах разделил всех людей на две группы по различным  признакам. Известный литовский  социолог Аушра Аугустинавичюте исследовала его идею о различии психологических типов (типологию), соединила ее с методами психоанализа Зигмунда Фрейда и немного изменила введенные Юнгом названия понятий на более современные. В результате соционика в настоящее время опирается на такие понятия, как логика и этика, интуиция и сенсорика, экстраверсия и интроверсия, рациональность и иррациональность. Все они отображают функции психики. Для более наглядного изображения этих признаков были введены их символьные изображения, сложив которые в разных сочетаниях, можно представить своеобразные информационные модели. Всего таких сочетаний 16, и каждому из них соответствует свой ТИМ.

В соционике всем социотипам были присвоены названия исходя из того, какая известная личность или персонаж более всего похожи на представителя данного ТИМ по своему поведению. Так, появилось разделение людей на Штирлицев, Габенов, Робеспьеров и т.п. Название ТИМ сокращенно представляют в виде трех букв, символизирующих соционические признаки в модели типа.

Люди, относящиеся к одному и  тому же ТИМу, демонстрируют достаточно типичное поведение в тех или иных условиях, при принятии решений руководствуются одинаковыми мотивами при реализации определенных задач. Методы соционики, возникшей на стыке психологии и информатики, позволяют получить прогнозы поведения того или иного человека и взаимодействия его с определенными представителями других типов. В соответствии с этим для каждого типа можно составить свои рекомендации как в области профессионального взаимодействия, так и в сфере личных интересов.

Основной процедурой отбора на основе соционики является соционическое  типирование, или, иначе, определение  соционического типа сотрудника. Некоторые  специалисты называют эту процедуру социоанализом. Существует несколько способов типирования людей: тестирование, интервьюирование, наблюдение за поведением и физиогномика.

Для соционического тестирования используются такие тесты, как известный опросник MBTI, тест БУНС и др. Есть вариант тестирования с использованием оценки семантического дифференциала, когда заключение о  том или ином социотипе делается по тексту или рассказу типируемого - на основе почерка, употребленных им слов, фраз, построения сюжетной линии. Следует заметить, что типирование по тестам не всегда дает точную картину: надежность этого метода - 50 на 50.

Наблюдение за поведением строится на оценке характера жестов и движений. Резкие, порывистые движения характерны, например, для интуитов. Сенсорики любят занять все свободное пространство вокруг себя и, как правило, смело располагаются в незнакомой обстановке. Для более точной диагностики типа требуются определенный опыт, наблюдательность и внимание со стороны типирующего специалиста. Этот метод лучше использовать как вспомогательный, нежели как панацею.

Применять метод физиогномики рекомендуется  только опытным типирующим, которые четко знают, какие черты лица и мимика характерны для представителей тех или иных социотипов. На сегодняшний день уже накоплена определенная статистика изображений лиц и видеоматериалов, но результаты этого метода отнюдь не стопроцентны.

Метод интервью позволяет с большей  точностью определить соционический  тип сотрудников. Задаваемые вопросы - их набор - зависят от предпочтений специалистов, диагностирующих соискателя вакансии, направлены на выявление  вида функций в модели информационного  метаболизма. Среди вопросов встречаются, например, такие: "Любите ли вы готовить?", "Часто ли вы опаздываете на работу?" Метод интервью довольно субъективен, и его результативность во многом зависит от социотипа того, кто проводит беседу, и его опыта.

Информация о работе Традиционные технологии отбора кандидатов