Требования к профессиональной компетенции сотрудников в таможенных органах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 13:29, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение специфики управленческого труда в таможенных органах
Цель работы актуализирует решение следующих задач:
Рассмотреть специфику управленческого труда;
Изучить процесс управленческого труда в таможенных органах;
Раскрыть требования к профессиональной компетенции сотрудников в таможенных органах;

Содержание

Введение………………………………………………………………………......3
Глава 1. Управленческий труд: характеристика, функции, роли…….......5
Разделение труда менеджеров………………………………………………..5
Экономическая эффективность управленческого труда…...…………… .11
Социальная эффективность управленческого труда……………………....15
Глава 2.Требования к профессиональной компетенции сотрудников в таможенных органах …………………………………………………………...19
2.1 Процесс управленческого труда в таможенных органах……………….....19
2.2 Квалификационные требования к сотрудникам таможенных органов…..24
Заключение……………………………………………………………………...26
Библиографический список…………………………………………………..2

Вложенные файлы: 1 файл

менеджмент.docx

— 54.31 Кб (Скачать файл)

                                         СОДЕРЖАНИЕ

                                                                                                                                 С.

Введение………………………………………………………………………......3

Глава 1. Управленческий труд: характеристика, функции, роли…….......5

    1. Разделение труда менеджеров………………………………………………..5
    2. Экономическая эффективность управленческого труда…...…………… .11
    3. Социальная эффективность управленческого труда……………………....15

Глава 2. Требования к профессиональной компетенции сотрудников в таможенных органах…………………………………………………………...19

2.1 Процесс управленческого  труда в таможенных органах……………….....19

2.2 Квалификационные требования  к сотрудникам таможенных органов…..24

Заключение……………………………………………………………………...26

Библиографический список…………………………………………………..28 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

На протяжении всей жизни человеческого  общества были те, кто руководит  и те, кем руководят. Но люди до начала XX века мало придавали значение самому понятию управление. Руководители (приказчики, распорядители и другие) управляли, опираясь на интуицию. В то время не задумывались над этим серьезно. С начала XX века управление начинает выделяться в самостоятельную науку и продолжает развиваться в настоящее время. На протяжении развития этой науки основное внимание уделялось тому, как руководитель должен руководить, чтобы организация работала эффективно.

Современное развитие общества показывает, что успешная деятельность организации  во многом зависит от умелого и  грамотного руководства, поэтому сущность управления, его функции и специфика определяются, с одной стороны, задачами, которые оно решает, с другой - содержанием «простых» моментов процесса управленческого труда, т. е. его предметом, средствами и самим трудом.

Управленческий труд –  это разновидность умственного  труда.

Основная цель управления как такового – создание необходимых  условий  для реализации задач  организации, «установление гармонии»  между индивидуальными трудовыми  процессами, координация и согласование совместной деятельности работников ради достижения конкретных запланированных  результатов. Таким образом, управление - это прежде всего работа с людьми, а их трудовая деятельность служит объектом управляющего воздействия.

Целью данной курсовой работы является изучение специфики управленческого труда в таможенных органах

Цель работы актуализирует решение следующих задач:

  1. Рассмотреть специфику управленческого труда;
  2. Изучить процесс управленческого труда в таможенных органах;
  3. Раскрыть требования к профессиональной компетенции сотрудников в таможенных органах;

 

Объектом курсовой работы является управленческий труд, предметом исследования – общественные отношения, регулирующие управленческий труд.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             Глава 1. Управленческий труд: характеристика, функции, роли

1.1 Разделение труда менеджеров

Управленческий труд –  вид общественного труда, направленный на обеспечение скоординированной  деятельности, как отдельных участников совместного труда, так и коллектива в целом. Содержание управленческого  труда зависит от объекта управления и определяется структурой управленческих процессов, его техническим оснащением, а также взаимоотношениями людей  в процессе управления управленческих функций. Управленческий труд имеет  свои особенности:

1) носит в основном  информационный, аналитический и  умственный характер;

2) участвует в создании  материальных благ не прямо,  а последовательно через группы  других лиц; 

3) в качестве предмета  управленческого труда выступает  информация и люди, участвующие  в управленческом процессе;

4) результатом труда являются  управленческие решения; 

5) средствами труда служит  организационная и вычислительная  техника. 

В основе рациональной организации  управленческого труда лежат  следующие принципы:

а) принцип комплексности  предполагает, что организация управленческого  труда осуществляется не по одному направлению, а по их совокупности и  касается не одного работника, а все  коллектива;

б) принцип регламентации  – предполагает установление и строгое соблюдение определенных правил, положений, указаний, инструкций и других нормативных документов в системе управления;

в) принцип специализации  заключается в закреплении за каждым подразделением определенных функций  и работ с возложением на них  полной ответственности за конечные результаты их деятельности;

г) принцип экономичности  состоит в достижении наилучших  результатов при наименьших затратах времени и средств;

д) принцип научности – заключается в совершенствовании организации управленческого труда на научной основе.

К основным направлениям совершенствования  организации  управленческого труда  относятся:

1) совершенствование форм  разделения и кооперации труда; 

2) совершенствование системы  оплаты и стимулирования труда  управленческих работников;

3) рациональная планировка  и оснащение рабочих мест оргтехникой,  техническими средствами связи  и обслуживания;

4) улучшение санитарно-гигиенических  и психо-физиологических условий труда (создание температурного режима, уровень шума, удобство мебели);

5) внедрение передовых  приемов и методов управленческого  труда1.

Управленческий труд имеет  свои специфические технологические  отличия, которые заключаются в  следующем:

1. Управленческий труд  по отношению к конечным результатам  производства носит опосредованный  характер, т.е. данный вид труда  не создает непосредственно потребительскую  стоимость, а направлен на управление  работниками, занятыми созданием  материальных благ или оказанием  услуг, и через них – вещественными  элементами производства;

2. В основном этот труд  является специфически выраженным  творческим, опыт и интуиция играют  в нем весьма важную роль;

3. Сложность управленческого  труда определяется, прежде всего,  сложностью самих управленческих  функций, степенью самостоятельности  их выполнения и повторяемости  отдельных элементов процесса  труда, уровнем иерархии управления; управленческий труд требует  высокого уровня организационных навыков, определяемых продолжительностью работы в аппарате управления и масштабами выполняемой работы.

Работники управленческого  труда играют особую роль в деятельности организации. Непосредственно не создавая материальных благ, они воздействуют на все стороны их производства:

- организационную,

- техническую,

- экономическую,

- социальную.

В зависимости от характера  и содержания труда управленческие работники подразделяются на руководителей, специалистов и технических исполнителей.

Центральное место в управлении занимает руководитель – возглавляющий  определенный коллектив работников, наделенный необходимыми полномочиями принятия решений по конкретным видам  деятельности организации и несущий  всю полноту ответственности  за результаты работы возглавляемого им коллектива.

Кроме того к управленческому  труду относятся специалисты (инженеры, техники, экономисты) – работники, выполняющие  определенные функции управления. Они  анализируют собранную информацию и готовят варианты решений для  руководителей соответствующего уровня.

Служащие (технические исполнители) – работники, обслуживающие деятельность специалистов и руководителей. Они призваны выполнять информационно-технические операции, освобождая руководителей и специалистов от этой трудоемкой работы.

Следует остановиться на раскрытии  важного фактора повышения результативности управления – разделении труда менеджеров. Разделение труда – это специализация  управленческих работников на выполнении определенных видов деятельности (функций), разграничение их полномочий, прав и сфер ответственности.

Функциональное разделение труда основывается на формировании групп работников управления, выполняющих  одинаковые функции менеджмента: планирование, организация, контроль и т.д. Соответственно этому одни работники аппарата управления специализируются на работах по планированию, другие направляют свои усилия на организацию работ по выполнению планов третьи являются специалистами по контролю хода, измерению результата и оценке работы и т.д.

Структурное разделение труда  менеджеров строится исходя из таких  характеристик управляемого объекта  как организационная структура, масштабы, сферы деятельности, отраслевая или территориальная специфика. В силу большого разнообразия факторов, воздействующих на структурное разделение труда, оно специфично для каждой организации. В то же время можно  выделить некоторые общие черты  специализации, касающиеся, прежде всего, вертикального и горизонтального  разделения труда менеджеров.

Вертикальное разделение труда построено на выделении  трех уровней управления – низшего, среднего и высшего.

К низшему уровню относятся  менеджеры, имеющие в своем подчинении работников преимущественно исполнительского труда. Они осуществляют управление такими первичными подразделениями, как  бригады, смены, участки.

Средний уровень – самый  многочисленный, составляющий по некоторым  данным 50-60% общей численности управленческого  персонала организации, включает менеджеров, ответственных за ход производственного  процесса в подразделениях, которые  состоят из нескольких первичных  образований (структурных единиц); сюда входят также менеджеры штабных  и функциональных служб аппарата управления предприятия, его филиалов и отделений, а также руководство вспомогательных и обслуживающих производств, целевых программ и проектов.

Высший уровень - это администрация предприятия, осуществляющая общее стратегическое руководство организацией в целом, ее функциональными и производственно-хозяйственными комплексами. На этом уровне занято всего 3-7% общего управленческого персонала.

Фактическое число уровней  на предприятиях характеризуется большим  разнообразием и колеблется от одного-двух на малых предприятиях до восьмидесяти в крупных объединениях и корпорациях. Соответственно меняется и содержание задач, решаемых на разных уровнях менеджмента. Общим является то, что на каждом из них предусматривается определенный объем работ по функциям управления. Это – горизонтальное разделение труда менеджеров по функциям. Функциональная структура работ на каждом уровне неодинакова. При движении от низшего к высшему увеличиваются число и сложность задач по составлению планов и организации всей работы предприятия, повышается значение контрольной функции. На низшем и среднем уровнях менеджеры заняты координацией совместной деятельности людей, поэтому эта функция, наряду с мотивированием, становится наиболее важной.

Более глубокое горизонтальное разделение труда менеджеров предполагает их специализацию по ключевым сферам деятельности, образующим подсистемы предприятия.

Технологическое и профессионально  – квалификационное разделение труда  менеджеров учитывает виды и сложность  выполняемых работ. По этим критериям  в составе аппарата управления организацией выделяют три категории работников: руководителей, специалистов и служащих. Если рассматривать их труд с точки  зрения технологии процесса управления, то задачи руководителей, прежде всего, сводятся к принятию решений и  организации их практической реализации, специалисты осуществляют проектирование и разработку вариантов решений, а служащие занимаются в основном информационным обеспечением всего процесса2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Экономическая эффективность управленческого труда

Понятие “эффективность”  используется очень широко и применяется  обычно в точном смысле слова: эффективно то, что приводит к результату; эффективный значит действенный.

Эффективность управленческого  труда – это соотношение ее полезного результата (эффекта) и  объема использованных или затраченных  для этого ресурсов. Формирование и реализация полезного эффекта  управленческой деятельности выступает как длительный процесс, растянутый иногда на месяцы и даже годы. Оценить эффективность управления значительно сложнее чем эффективность производства. Процесс управления можно разбить на отдельные этапы и операции, выделяя при этом взаимосвязанные между собой промежуточные (локальные) и конечные результаты деятельности органа управления в целом и его отдельных звеньев. Промежуточные результаты неодинаковы по своей значимости. Главные из них - обобщения, новые идеи, концепции, воплощенные в соответствующих решениях и планах. Кроме того, каждое звено управления, а также отдельные специалисты подготавливают для руководства разработки, нормативные и справочные материалы. Эти промежуточные результаты называются вспомогательными. Однако их качество во многом предопределяет результативность управления в целом и должно быть предметом соответствующего анализа и оценки.

Информация о работе Требования к профессиональной компетенции сотрудников в таможенных органах