Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 13:29, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение специфики управленческого труда в таможенных органах
Цель работы актуализирует решение следующих задач:
Рассмотреть специфику управленческого труда;
Изучить процесс управленческого труда в таможенных органах;
Раскрыть требования к профессиональной компетенции сотрудников в таможенных органах;
Введение………………………………………………………………………......3
Глава 1. Управленческий труд: характеристика, функции, роли…….......5
Разделение труда менеджеров………………………………………………..5
Экономическая эффективность управленческого труда…...…………… .11
Социальная эффективность управленческого труда……………………....15
Глава 2.Требования к профессиональной компетенции сотрудников в таможенных органах …………………………………………………………...19
2.1 Процесс управленческого труда в таможенных органах……………….....19
2.2 Квалификационные требования к сотрудникам таможенных органов…..24
Заключение……………………………………………………………………...26
Библиографический список…………………………………………………..2
Обобщающие оценки эффективности
управленческой деятельности выражают
конечные результаты функционирования
управляемого объекта – цеха, предприятия.
Можно принять хорошее
Эффект управленческой деятельности не сводится только к экономическим результатам. Большое значение имеет и социальный эффект. Его значимость в управленческом труде весьма велика, но не имеет количественных измерителей.
И вообще, принято качественную сторону полученного результата (эффекта) обозначать термином «критерий», а количественную – термином «показатель эффективности». Термин «критерий» употребляется в данном случае в его общепринятом смысле – признак, на основе которого оценивается факт, определение, классификация, мерило.
Различают два вида эффективности
управленческой деятельности: экономическую
и социальную. Их самостоятельность,
конечно, относительна, так как они
находятся в тесном единстве и
взаимосвязи. По своей роли в обеспечении
гармоничного функционирования в обществе
они не равнозначны: социальная эффективность
как обобщающая, конечная, и в
этом смысле главная; экономическая
– как первичная, исходная, и в
этом смысле основная. На современном
этапе наибольшее развитие получил
критерий экономической эффективности
управленческого труда, поскольку
он позволяет количественно
Основой для оценки экономической
эффективности управленческого
труда является отношение суммы
затрат на управление к объему производства
или к стоимости единицы
Экономическая эффективность
оценивается по уровню и динамике
издержек на тот или иной вид управленческой
деятельности. Однако сам факт экономии
денег, времени или численности
кадров управления будет показателем
эффективности лишь в том случае,
если качество управления, по крайней
мере, не ухудшится. О действительной
экономической эффективности
Другой распространенный показатель оценки эффективности управления – это отношение общего результата производства к численности работников аппарата управления.
Эффективность управленческого
труда – категория социально-
Две величины – результат
и расход – имеют реальную ценность
при определении эффективности
управления, только будучи сопоставленными
одна с другой. Высокий результат
обесценивается, если для его цели
израсходованы непомерно
1.3 Социальная эффективность управленческого труда
Управленческий труд – труд в значительной мере опосредованный, и не всегда можно определить, на каком этапе или в каком звене создаются (или не создаются) предпосылки для достижения выдвинутой цели, конечного результата. Есть и такие результаты, которые трудно поддаются количественной и качественной оценке с помощью технико-экономических методов.
Эффективность социального управления можно довольно точно определить и измерить, исследуя цепь «цель- результат- расходы». При сопоставлении результата с расходами ставится задача: показать степень экономичности управления, т.е. дать ответ на вопрос, «ценой каких расходов достигнуто данное приближение к цели». Тогда под эффективностью следует понимать как степень достижения цели, так и степень экономичности расходования ресурсов.
Чисто экономические критерии превращаются в социальные; переплетаясь друг с другом они образуют единую систему критериев и показателей эффективности общественного производства. Конечный эффект (результат) является скорее ориентиром в системе оценки эффективности управления, чем непосредственно количественным показателем.
При создании системы оценки
эффективности управления особо
важно установить правильное соотношение
между ближайшим и более
Оценка по конечному результату на основе мотивированных целей и долгосрочных программ предпочтительней, ибо она дает возможность руководителю проявлять инициативу, решать задачи творчески.
Возможность оценивать эффективность социального управления объясняется тем, что оно является относительно обособленной подсистемой в любой социальной системе и носит обслуживающий характер. В обеих подсистемах – управляющей и управляемой – занято определенное число людей, располагающими соответствующими материальными или духовными средствами воздействия.
Подсистема управления создается
и существует не для себя, а для
обеспечения правильного
Следовательно, вопрос об эффективности управляющей подсистемы можно решать только таким образом: каков вклад системы управления в решение тех или иных социально значимых задач и каково ее участие в достижении целей, стоящих пред конкретной организацией?
Главным критерием является
степень воздействия на управляемую
подсистему. И в связи с тем,
что система управления относительно
самостоятельна и функционирует
в виде целостного комплекса, выделяется
еще одна группа критериев эффективности.
Это вторичные критерии. Они формируются
на базе первичного критерия и дают
ответ на вопросы, связанные с
внутренним состоянием системы управления,
с ее способностью действовать с
возрастающей степенью эффективности.
Их называют критерии-факторы, ибо информация,
полученная посредством их, используется
для оптимизации
В различных социальных системах
роль каждого из этих факторов, разумеется,
не одинакова. Например, для управления
большими социальными системами
необходимы специфические орудия труда
– надежная система коммуникаций,
современная техника и др. Для
«низового» руководителя эти средства
не нужны, так как он полагается на
личное воздействие, на искусство руководить
людьми, непосредственно организовывая
их труд. Но в том или ином варианте
все вышеуказанные факторы
Наряду с оценкой
Правильное распределение и группирование функций в системе управления свидетельствует о рациональной организации управленческого процесса и может быть критерием его эффективности. Среди факторов, влияющих на эффективность управления, особое место принадлежит организации совместного труда. Успех или неуспех любого начинания в той или иной мере зависит от деятельности каждого сотрудника системы управления, от каждого из них зависит эффективность работы системы.
Возможны и другие технологические схемы оценки эффективности управления. Например, ее можно осуществить по пяти этапам:
У любого человека, занятого в сфере управления, есть конкретные функции и обязанности, связанные с реализацией общей цели, но оценить действия каждого с помощью единого обобщенного показателя (критерия) не всегда возможно. В большинстве случаев целесообразнее использовать комплекс показателей, тогда определение эффекта деятельности отдельного сотрудника будет более объективным. Показатели такого рода должны соответствовать основным видам деятельности и функциям управления, отличаться друг от друга и быть независимыми, точно и ясно сформулированными6.
Глава 2. Требования к профессиональной компетенции сотрудников в таможенных органах
2.1 Процесс управленческого труда в таможенных органах
В процессе управленческого труда в таможенных органах используются определенные ресурсы — материальные, финансовые, трудовые — здания, сооружения, средства и предметы труда работников таможенных органов аппарата управления, затраты на функционирование системы управления, квалифицированные специалисты и т. д. Эффективность их использования также влияет на конечные результаты производственной деятельности. Таким образом, управленческий труд — это разновидность общественного производительного труда, так как совокупный продукт есть результат деятельности производственных рабочих таможенного органа и управленческого персонала. Он в такой же мере необходим, как и труд рабочих.
Управленческий труд чрезвычайно разнообразен, в связи с чем операции и процедуры, характеризующие содержание этого труда, трудно поддаются четкой классификации, типизации. К тому же круг управленческих операций непрерывно расширяется, а сами операции видоизменяются вследствие, с одной стороны, трансформации методов управления и областей их применения и, с другой стороны, в связи с возрастающим использованием новых технических средств хранения, передачи, накопления, обработки информации. Революционные изменения в содержание операций, процедур управленческого труда таможенных органов вносит компьютерная техника, дающая возможность внедрять принципиально новые информационные технологии. Тем не менее можно выделить наиболее характерные операции управленческого труда таможенных органов , встречающиеся прежде всего в процессе выработки и принятия управленческих решений. Ими являются:
Информация о работе Требования к профессиональной компетенции сотрудников в таможенных органах